Современное подходы и теоретические концепции практической психологии в психосоциальной теории и практике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современное подходы и теоретические концепции практической психологии в психосоциальной теории и практике



Теоретической основой психологической практики социальной работы являются, прежде всего, психологические концепции личности и группы, их структуры и типологии, мотивация поведения индивида и особенностей межличностных отношений в группе. Особое место среди психологических теории занимает психологическая концепция общения, которая, является достаточно общей и по своему смыслу и содержанию связывает, с одной стороны, психологию личности и психологию группы, а с другой, общепсихологические и частно-психологические концепции. К общепсихологическим теориям относятся те концепции и учения, которые стараются охватывать природу личности и социальной группы в целом: их структуру, общие закономерности функционирования и развития и т.д. Частно-психологические концепции – это те психологические теории, которые стремятся раскрыть не природу личности и социальной группы в целом, а лишь отдельные, хотя и существенные их элементы, стороны, свойства, отношения, связи и т.д. Таковы в частности теории темперамента, характера, интеллекта, эмоций, сознания, памяти, воли, способностей, мотивации поведения, потребностей и т.д.

Среди психологических теорий, имеющих ключевое значение, для разработки психотехнологий социальной работы ведущее место занимают безусловно персонологические концепции. К ним следует отнести следующие учения и теории личности: персонологию У.Джеймса; психоанализ З.Фрейда; аналитическую психологию К.Юнга; индивидуальную психологию А.Адлера; теорию невротической личности К.Хорни; теории авторитарной личности и социального характера Э.Фромма; трансактный анализ Э.Берна; бихевиористские концепции поведения личности (Б.Скиннер и др); концепции личности когнитивной психологии (Д.Келли и др.); теории личности гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс, В. Франкл и др.); теорию личности Р.Кеттела; отечественные психологические теории: культурно-историческая концепция (Л.Выготский), концепция сознания и деятельности (С. Рубинштейн) и др. Среди психологических теорий личности исключительную роль в психологической практике социальной работы играют концепции типологии личности, а также теории развития личности (Э. Эриксон, Ж.Пиаже и др.).

Психодинамический подход в психосоциальной теории и практике. Традиционно психодинамические теории рассматривают человека как уникальное явление, индивидуальные потребности которого определены как неосознанные процессы, приводящие в действие защитные механизмы вознаграждения или сублимации. Большое значение в процессе формирования личности придается периоду детства как источнику формирования различных травм и неврозов. Психодинамические теории оценивают социальное функционирование человека исходя из анализа его ego, эмоциональности, неосознанных мотивов и конфликтов, умения – неумения контролировать свои импульсы. Большое внимание уделяется факторам окружающей среды, поскольку они вносят коррективы в функционирование эго.

В основе концепции личности З. Фрейда (1856—1939) лежит предположение о значении конфликтов как движущей силы развития. Это в основном конфликты между сексуальными инстинктами и инстинктами голода и боли; позднее он расширил перечень конфликтов, выделив в развитии индивидуальности такие важные конфликты, как конфликт между инстинктом жизни и разрушением, или смертью.

Согласно концепции З. Фрейда о структуре личности, человеческое поведение организовано вокруг трех основных структур: Ид, Эго, Суперэго (Оно, Я, Сверх-Я). Ид – основная часть личности, наиболее архаичная. С точки зрения З. Фрейда, эта часть структуры личности определена от рождения, генетически. Ид служит источником энергии для всей личности, в нем отражены первичные иррациональные процессы, которые характеризуются неспособностью подавлять импульсы. Ид целиком связано с бессознательными инстинктивными биологическими потребностями (сон, еда, дефекация и т.д.). Эго развивается из Ид, стремится также применить на деле влияние внешнего мира и его намерений и старается принцип наслаждения, неограниченно царящий в «Оно», заменить принципом реальности. Восприятие для «Я» играет ту роль, какую в «Оно» занимает инстинкт». Эго стремится в процессе приобретения опыта избегать опасных раздражителей, развиваясь, постепенно берет контроль над требованиями Ид. Эго находится под постоянным воздействием внешних (среда) и внутренних (Ид) импульсов. Нарастание или снижение этих импульсов приводит соответственно либо к «напряжению», либо к «релаксации».

Суперэго – следующая компонента в структуре личности. Суперэго развивается в процессе социализации, и в нем находят отражение общественные системы норм и ценностей, выполняет три функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. Суперэго ограничивает или разрешает сознательную деятельность. Сформированная посредством родительских наставлений, эта подсистема тесно связана с самонаблюдением. Самонаблюдение возникает из способности Суперэго оценивать деятельность, направленную на удовлетворение потребностей. Формирование идеалов связано с развитием самого Суперэго. В процессе развития Эго учится справляться с источниками тревоги, вырабатывая при этом механизмы защиты. Такими механизмами являются: подавление, сублимация, формирование реакции, отрицание, фиксация, регресс, проекция.

Согласно З.Фрейду, движущей силой развития личности является либидо – врожденная энергия, которая в разные возрастные периоды развития человека реализуется через определенные эрогенные зоны, если она не получает удовольствия или удовлетворяется неадекватным образом, то происходит остановка в развитии и фиксирования определенных черт личности. Им было выделено пять стадий личностного развития: оральная (от рождения до 1 года); анальная (1-2 года); фаллической (2-5 лет); латентная (6-11 лет); генитальная (от 12 лет). Теория Фрейда все богатство личности человека сводит к психосексуального развития.

 Оральная стадия (0-1 год). Эта стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия сосредотачивается на зоне активности, связанной с кормлением. Ведущая эрогенная зона здесь – рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Сначала сосание связано с пищевой наслаждением, но после некоторого времени сосание становится либидонозною действием. Фиксация либидо на оральной стадии, по мнению Фрейда, приводит к формированию таких черт личности, как чревоугодие, жадность, требовательность, словесная агрессия, недовольство всем предлагаемым.

  Анальная стадия (1-3 года). На этой стадии приучения ребенка к опрятности ведет к перемещению источника удовлетворения либидо в анальную область тела. Чувственные наслаждения ребенка связаны с процессами выделения. Ребенок обеспокоена проблемами управления процессами «содержание» и «выпуска». В процессе приучения к горшку ребенок начинает привыкать, что приносит ей внимание и похвалу родителей. Если родители слишком строго относятся к ошибкам ребенка, то это может привести к фиксации в ней таких черт, как аккуратность, чистоплотность, пунктуальность, бережливость, упрямство, накопление.

Фаллическая стадия (3-5 лет). Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. В этот период развития дети впервые осознают сексуальные различия. На этой стадии развивается Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек. По З.Фрейдом, эти комплексы характеризуются сильным, но бессознательным влечением ребенка к родителю противоположного пола и агрессивностью по отношению к отцу того же пола. Поскольку осуществление желаний такого рода явно недопустимы, они выливаются в тревогу. Освобождение от комплексов совершается посредством идентификации ребенка с родителем того же пола; в результате ребенок приобщается к ценностям, ролям и установкам, присущим его пола. Фаллической стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление.

Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется уменьшением в силе сексуальных стремлений. Многое из того, что ребенок делал или знала по-прежнему остается и забывается. На первый план выходит школьное обучение и социализация. Энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения. В этот период возникает стыд, отвращение и мораль, предназначенные для противостояния дальнейшим сексуальным желанием.

Генитальная стадия (12-18 лет) начинается в подростковом возрасте. На этой стадии полового созревания происходит возврат либидознои энергии к половым органам. У юношей и девушек формируется половая идентичность, они начинают искать пути удовлетворения своих эротических потребностей, стремиться к нормальному общению с представителями противоположного пола. Цель этой стадии – формирования зрелой сексуальности, желание работать и способности любить другого человека ради него самого.

К. Юнг (1875—1961)  при обосновании психических процессов больше ориентировался на их философское осмысление и меньше на эксперимент и практику. Тем не менее он развивает терапевтический подход, определяемый им как аналитическая психология. Основное отличие психоанализа от аналитической психологии в разном понимании либидо. Для К. Юнга либидо не ограничивается только сексуальной энергией, последняя является только компонентом, проявляется в росте и размножении, «а также в других видах деятельности – в зависимости от того, что в данный момент времени является наиболее важным для конкретного человека». К.Юнг считал, что духовное развитие человека связано с унаследованным от предшествующих поколений опытом, являющимся внутренней детерминантой психической жизни человека. Первичный образ, относится к самым ранним проявлениям души. Человек наследует эти образы от своего родового прошлого, сам созидает свое будущее и фатально не привязан к своему прошлому. К.Юнг разработал сложную систему личности и предложил свою типологию характеров с направленностью личности на внешний или внутренний мир (экстраверсия – интроверсия).

Альфред Адлер (1870—1937) рассматривалуникальность каждой личности и важность ее развития в системе социальных связей и отношений. Согласно концепции А. Адлера, каждый человек подсознательно развивает стиль жизни, который является борьбой за достижение поставленных целей. Типичное поведение является компенсацией за неполноценность – реальную или предполагаемую. Основным человеческим двигателем является чувство неполноценности, оно позволяет преодолевать трудности и человеческие слабости; становясь выше других в различных областях, человек развивает свой потенциал.

Карен Хорни (1885—1952) рассматривала структуру невротической личности. Обратила внимание на детские переживания. Основываясь на своей практике, она приходит к выводу, что окружающая среда – главный источник формирования невротической личности. Она вводит понятие базальной тревожности как глубокого чувства одиночества и беспомощности. Данное чувство формируется в детстве, в детско-родительских отношениях. С ее точки зрения, родители во многих случаях не могут дать любви и поддержки ребенку, и главная причина этого «заключается в неспособности родителей давать любовь вследствие их собственных неврозов. Приверженность воспитательным теориям, гиперопека или самопожертвование со стороны «идеальной» матери являются основными факторами, создающими ту атмосферу, которая закладывает основу для чувства огромной незащищенности в будущем». К. Хорни предложила межличностные стратегии невротического поведения: стратегия «присоединение – любовь» (направление к людям), стратегия «власть» (направление против людей), стратегия «независимость» (направление от людей). Она считала, что если проблемы не решены, то они доминируют над жизнью человека. Выделяла десять невротических потребностей, которые осложняют социальное функционирование индивида.

Эрих Фромм (1900—1980) рассматривал природу личности, исходя из уникальности человека и способности каждого по-своему решать свои проблемы. В соответствии с этим под личностью он понимал «целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным». Среди экзистенциальных потребностей человека важнейшим является стремление к безопасности, которое формируется в детстве и в дальнейшем служит основой для развития индивидуальности. Стремление к безопасности является своеобразным толчком к установлению социальных связей с другими людьми, оно является основой для личностного развития. Пять основных потребностей человека служат основанием для человеческого существования и развития: потребность в установлении связей, потребность в преодолении, потребность в корнях, потребность в идентичности, потребность в системе взглядов и преданности. Э. Фромм считал, что развитие человека может быть понято в процессе исследования его поведения в системе «изоляция – стремление к свободе».

Эрик Эриксон (1902—1994) предложил концепцию психосоциальной идентичности личности. Согласно этой концепции, личность принимает свое Я в неразрывном единстве со всеми своими социальными связями. Изменение социальных связей приводит к трансформации прежней идентичности, что вызывает определенные кризисы, существующие до тех пор, пока индивид не сформирует новую идентичность.

Теория Э. Эриксона возникла из практики психоанализа. Однако, в отличие от теории 3. Фрейда, его модель развития является психосоциальной, а не психосексуальной. Каждой стадии развития отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Эти рассуждения Э. Эриксона легли в основу двух наиболее важных понятий его концепции – «групповой идентичности» и «эгоидентичности».

Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу – на выработку присущего данной группе мироощущения. Егоидентичнисть формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. Формирование эгоидентичности, или, иначе говоря, целостности личности, продолжается в течение всей жизни человека и проходит ряд стадий. Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Однако решение задачи, согласно Э. Эриксону, зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет.

По его мнению, основы человеческого «Я» коренятся в социальной организации общества. Движущей силой развития личности считал социум, особенно в развитии представлений человека о себе. Он считает, что схема периодизации не должна быть похожей на цепочку формальных временных отрезков, следующих друг за другом; периодизация – это эпигенетические ансамбли, в котором одновременно присутствуют все века. Каждая стадия развития не заменяет другую, а подстраивается к ней. Ни один возраст не заканчивается, не исчерпывается при начале следующего возраста. Кроме того, становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, а продолжается всю жизнь. Кризиса, по Э. Эриксон, – это «поворотные пункты», моменты выбора между регрессом, интеграцией и задержкой.

Им было выделено восемь стадий в развитии эго-идентичности человека: орально-сенсорная (от рождения до 1 года решается задача формирования базового доверия к окружающему миру; решающую роль в формировании у ребенка такого доверия он отводит матери; важным критерием доверия младенца к миру считает способность ребенка спокойно переносить исчезновения матери из поля зрения); мышечно-анальная (1-3 года; задачи формирования и отстаивания своей автономии и независимости, на основе автономности и стыда (сомнения) рождается новое качество – воля); локомоторно-генитальная (4-6 лет, при поощрении взрослыми исследовательской активности ребенка, направленной на окружающий мир, ее фантазирование и любознательности она учится обращаться с людьми и вещами конструктивным образом и проявляет инициативу); латентная (6-11 лет, на этой стадии формируется трудолюбие и умение обращаться с орудиями труда); кризис подросткового возраста (12-19 лет; решается задача первого целостного осознания себя и своего места в мире); ранняя зрелость (20-25 лет, переход к решению собственно взрослых задач на базе сформированной идентичности основные из них – поиск спутника жизни, сотрудничество с другими, стремление к близким дружественных связей с членами своей социальной группы); средняя зрелость (26-64 лет продуктивность и продолжения рода как главные положительные характеристики личности на этой стадии) поздняя зрелость (65 лет – до смерти; характеризуется достижением целостности личности или проявлением отчаяния).

Каждой стадии присущи собственные параметры развития, которые могут иметь положительные или отрицательные значения (новообразования) в зависимости от благоприятного или неблагоприятного выхода личности из кризиса данной стадии:

- Первая стадия -доверие к людям (нормальная линия развития) или недоверие к людям (аномальная линия развития);

- Вторая стадия – самостоятельность, уверенность в себе или сомнение в себе, гипертрофированное чувство стыда;

- Третья стадия – активность или пассивность;

- Четвертая стадия – трудолюбие или чувство неполноценности;

- Пятая стадия – жизненное самоопределение или путаница ролей

- Шестая стадия – близость к людям или изоляция от людей;

- Седьмая стадия – творчество или застой;

- Восьмая стадия – полнота жизни или отчаяние.

Неудачное решение кризиса на какой из стадий приводит к необходимости решать противоречия, которые характерны не только для данной стадии, но и предыдущей. Поскольку положительные качества противостоят негативным, то добродетели личности имеют два полюса – положительный (в случае решения главной социальной задачи возраста) и отрицательный (в случае нерешенности этой задачи). Так, базовая вера против базового недоверия рождает НАДЕЖДУ – отдаленные; автономность против стыда и сомнения – ВОЛЮ – импульсивность; инициативность против вины – целеустремленность – апатия; трудолюбие против чувства неполноценности – КОМПЕТЕНТНОСТЬ – инерция; идентичность против диффузии идентичности – ВЕРНОСТЬ – отречение; близость против одиночества – ЛЮБОВЬ – замкнутость; порождение против самопоглощение – забота – отвержение; егоинтеграция против потери интереса к жизни – Мудрость – презрение.

Следовательно, одной из важных проблем социально-психологических проблем есть проблемы морального взросления и духовного роста, которые не представлены в многих возрастной периодизации. Каждый возрастной период имеет свое непреходящее значение, поэтому его нельзя рассматривать только как подготовку к следующему этапу. В течение каждого возрастного периода создаются благоприятные условия для определенных воздействий окружающей действительности – сенситивные периоды, если этот период пропустить, то это может привести к педагогической запущенности. Содержание каждого возрастного периода проявляется не только в физических изменениях, ай усвоении социального пространства, в накоплении новообразований, в осознании себя как субъекта определенной деятельности.

Теория Ж. Пиаже посвящена когнитивному развитию личности, которое он считал основой психической жизни человека. Свою теорию развития детского мышления Ж. Пиаже строит на основе биологии и логики. Он рассматривает развитие познавательной деятельности ребенка в контексте общих законов развития органической жизни. В качестве основных процессов, которые определяют развитие интеллекта ребенка, Ж. Пиаже выделяет адаптацию, ассимиляцию, аккомодацию и уравновешивания. По Ж. Пиаже, познание есть взаимодействие организма со средой, направленное на адаптацию (приспособление) к среде. Адаптация состоит из равновесия процессов ассимиляции и аккомодации.

Аккомодация – это пассивное приспособление к среде, а ассимиляция – активное. Состояние равновесия всегда лишь приблизительный, и именно его достижения ведет к появлению новых задач, для которых наличие возможностей является уже недостаточной. Самое важное понятие в концепции Ж. Пиаже – «схема действия». Весь приобретенный индивидом опыт воспроизводится в схеме действия. Схема действия – это то общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах, это ментальная структура на определенном уровне умственного развития, умственная система или целостность, воспроизводящая логику предметных действий.

Ж. Пиаже считает, что в течение всего онтогенетического развития, основные функции (адаптация, ассимиляция, аккомодация) является неизменны, наследственно закреплены, НЕ зависят от содержания опыта. В отличие от функций, структуры складываются в процессе жизнедеятельности, зависят от содержания опыта и качественно различаются на разных стадиях развития. Такое соотношение между функцией и структурой обеспечивает непрерывность, преемственность развития и его качественное своеобразие на каждой возрастной ступени. В интеллектуальном развитии ребенка Ж. Пиаже выделял стадии, в основе которых лежит изменение господствующих интеллектуальных структур. Стадии – это степени, или уровне, развития, последовательно сменяющих друг друга. На каждом уровне достигается стабильное равновесие организма и среды.

Ж. Пиаже выделял следующие стадии: сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет, на этой стадии ребенок взаимодействует с материальными предметами, познает мир с помощью различных действий – рассмотрение, хватание, бросание, перемещения в пространстве); предоперационная как переходный период (2-7 лет, дети познают мир через свои собственные действия, их мышление имеет тенденцию к чрезмерной конкретности, необратимости и эгоцентризма); стадия конкретных операций (7-11 лет; характеризуется способностью ребенка выполнять системы действий с предметами в уме, но с опорой на конкретный материал, дети начинают мыслить логически, используют понятие относительно конкретных объектов или событий; могут классифицировать предметы, строить иерархию понятий, осмысливать закономерности сохранения); стадия формальных операций (12-15 лет; мыслят условно-гипотетически, строят предположения и приводят цепь логических доказательств; формальное мышление позволяет понять точку зрения другого человека, принимать расчет ее статус и идеалы).

На сенсомоторной стадии адаптация осуществляется в форме развернутых и последовательных материальных действий ребенка. Младенцы используют схемы действия рассматривания, хватание и пр. – Для ознакомления с окружающим миром.

Сенсомоторной эта стадия называется потому, что при уравновешивании интеллект младенца опирается на данные органов чувств и телесные движения. Дооперационная стадия начинается в то время, когда дети начинают говорить и пользоваться языком и другими символическими средствами (имитация, игра). На этой стадии мышления ребенка имеет тенденцию к чрезмерной конкретности, необратимости, эгоцентризма, им трудно классифицировать объекты. В течение предоперационной стадии дети познают мир в основном через свои собственные действия. Они не выдвигают широких общих теорий о домах из кубиков, бабушек или собаках, а пользуются своим повседневным опытом для построения конкретных знаний.

На дооперационный стадии дети не делают обобщений о целом классе объектов, не могут они и продумать последствия конкретной цепи событий. Кроме того, они не понимают различия между символом и обозначаемым им объектом. В начале этой стадии дети настолько серьезно относятся к названиям, которые не могут отделить их буквальное значение от вещей, которые они представляют. К концу стадии благодаря повторением в разных ситуациях внешние предметные действия схематизуються и с помощью символических средств переносятся во внутренний план. К концу этого периода дети узнают, что слова языка являются условными знаками и что одно слово может обозначать не только один, но и несколько объектов.

На стадии конкретных операций дети начинают использовать в мышлении логику. Они могут классифицировать предметы и иметь дело с иерархической классификации, способны оперировать математическими понятиями и осмыслить закон сохранения. Например, на дооперационный стадии ребенку трудно понять, что данное животное может одновременно быть и «собакой», и «терьером». Он способен одновременно иметь дело только с одним классом. Но семилетние дети понимают, что терьеры – это подгруппа внутри более широкой группы – собак. Они могут видеть также и другие подгруппы, например подгруппу «маленьких собак», таких как терьеры и пудели, и подгруппу «больших собак», таких как золотые ретриверы и сенбернары. Размышляя таким образом, они демонстрируют понимание иерархии классов.

На стадии конкретных операций дети овладевают логическими операциями такого типа и их мышление становится все более похожим на мышление взрослых, характеризуется способностью оперировать абстрактными понятиями. На стадии формальных операций этом этапе подростки могут исследовать все логические варианты решения задачи, представлять вещи, противоречащие фактам, реалистично мыслить о будущем, формировать идеалы и понимать смысл метафор, недоступен детям младшего возраста.

Для формально-операционального мышления больше не требуется связь с физическими объектами или фактическими событиями. Оно позволяет подросткам впервые задать себе вопросы типа «А что будет, если..?» («А что, если бы я сказал это тому человеку?») Оно позволяет им «проникать в мысли» других людей и принимать расчет их роли и идеалы. Одной из важных проблем социально-психологических проблем является проблема нравственного взросления. Согласно представлениям Ж.Пиаже, порядок стадий развития интеллекта соответствует определенным возрастным категориям, он неизменен. Взрослые могут повлиять на процесс психического развития, но изменить его логику они не в состоянии – обучение следует за развитием.

Психодинамический подход нашел место в практике психосоциальной работы, так как дал возможность понимания структуры индивидуальности и обусловливающих ее процессов. Ранняя аналитическая теория была направлена на изучение инстинктов и их роли в личностном развитии. В начале 1930-х гг. работы З. Фрейда и А. Фрейд становятся доступными большому кругу социальных работников. Эгопсихология в 1950-е гг. определила новые горизонты для социальных работников в проблемах индивидуальности. Человека стали признавать как совокупность биологических, психических и социальных процессов. Понимание причинных факторов, приведших к трудной жизненной ситуации, не только на основе раннего жизненного опыта, но и в контексте кризисов, свойственных тому или иному этапу развития личности, дало новые возможности для социальных работников в решении индивидуальных запросов клиентов. В практике социальной работы психодинамическая модель нашла отражение после 1930-х гг. в работах Тафт, Робинсон, Хамильтон. К данной модели понимания личности обратились такие исследователи, как Холлиз (Hollis), Перлман (Perlman), Тимс (Timms), Сейнсбери (Sainsbury), Шайдлин-гер (Scheidlinger), Стрин (Strean) и Вассерман (Wasserman).

Поведенческий подход в психосоциальной практике. Эдвард Ли Торндайк ( 1874 – 1949) исследовал проблемы обучения людей и животных. Созданный им прибор, названный самим ученым «проблемный ящик», позволил открыть ряд законов поведения: закон эффекта, упражнения, закон ассоциативного сдвига и др. Закон эффекта им был сформулирован следующим образом: любое действие, вызывающее в данной ситуации удовлетворение, ассоциируется с данной ситуацией, так что, когда она возникает вновь, появление этого действия становится более вероятным, чем прежде. Напротив, любое действие, вызывающее дискомфорт, отделяется от данной ситуации, так что, когда она возникает вновь, появление этого действия становится менее вероятным» Согласно закону ассоциативного сдвига, если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию. 

Беррес Скиннер (1904 – 1990) выступил против концепций, подчеркивающих автономный характер человека и определяющих его поведение внутренними факторами (бессознательное, архетипы и пр.), ибо эти теории не доказуемы, не поддаются опытной проверке, носят умозрительный характер. Человеческий организм – это черный ящик и его содержание (мотивы, влечения, конфликты, эмоции и пр.) надо исключить из сферы эмпирического исследования. Научное толкование поведения возможно только в анализе связи между стимулами и поведенческими реакциями, которые проявляются человеком. В своем учении о поведении человека Б.Скиннер различает два его типа: респондентское и оперантное. Респондентское поведение: это характерная реакция, которая вызывается стимулом. Стимул всегда предшествует реакции людей (отдергивании руки при воздействии на нее горячим предметом – чайник и т.д.). Респондентское поведение похоже на павловские рефлексы (автоматическое слюноотделение у собаки при наличии стимула – мясо во рту).

Оперантное поведение (т.е. вызванное оперантным научением) – поведение, которое определяется событиями, которые следуют за реакцией. Если последствия благоприятны для организма, то вероятность повторения операнта усиливается. И наоборот, если последствия реакции неблагоприятны и не подкреплены, то вероятность получить оперант (действие) уменьшается (так, если вы здороваетесь с человеком, а он никак не отвечает, то скоро вы перестанете с ним здороваться). Смысл оперантного научения – подкрепленное поведение стремится к повторению, а не подкрепленное или наказуемое имеет тенденцию не повторяться. Скорость приобретения или сохранения оперантного поведения определяется режимом подкрепления.

 Б.Скиннер различал несколько форм подкрепления (режимов): режим непрерывного подкрепления, режим прерывистого или частичного подкрепления. Различается первичное и вторичное подкрепление. Первичные подкрепления для людей: пища, вода, секс, физический комфорт. Эти подкрепления – стимулы не зависят от научения, они обладают безусловным характером. Вторичные подкрепления – это условные подкрепления, т.е. любые события, вещи и пр., которые приобретают свойство осуществлять подкрепление на основе связи с первичным подкреплением которое обусловлено прошлым опытом организма (например, в качестве общих вторичных подкрепляющих стимулов у людей выступают деньги, внимание и пр.). По Скиннеру, любой нейтральный стимул становится подкрепляющим, если ассоциируется с другими стимулами, которые раньше являлись подкрепляющими. В целом Скиннер как убежденный сторонник объективных методов изучения личности считал, что теории личности, акцентирующие внимание на субъективных сторонах, только запутывают понимание природы человека. Личность, по существу сводится им к поведенческим реакциям.

Наряду с бихевиористским поведенческим направлением в теории научения получила распространение социально-когнитивная концепция поведения, основателем которой считается канадский психолог Альберт Бандура (род. в 1925 г.). В отличие от концепции классического бихевиоризма S → R, социально-когнитивная модель – это модель поведения S → 0 → R, то есть поведение личности, ее когнитивные процессы опосредованы организмом.. Люди обладают следующими пятью способностями:

- способность к символизации, то есть к преобразованию своего опыта в символы, но это еще не означает их разумность. Люди могут создавать идеи, выходящие за пределы их сенсорного опыта;

- способность людей к предвидению, к постановке целей. Предвидение – это не просто учет суммы прошлых действий и их последствий, но и результат размышлений;

- люди обладают способностью опосредования (викарная способность). По мнению А.Бандуры, фактически в основе поведения и научения лежит не прямой опыт, а наблюдения за поведением других людей. Опосредованное научение сокращает время на приобретение навыков (например, такие навыки как язык настолько сложны, что без данного моделирования – научения через опосредование – приобрести их было бы невозможно;

- способность людей к саморегуляции, к развитию внутренних стандартов поведения, на основе которых происходит внутренняя самооценка своего поведения;

- люди обладают способностью к самоанализу, которая является чисто человеческой.

- основные новации, выдвинутые в концепции А. Бандуры сводятся к разработке двух главных способов научения: научение через наблюдение и научение в действии   .

Гуманистическая психология – относительно новое направление в современной персонологии начала ХХ века, возникла как «третья сила», альтернативная психоанализу и бихевиоризму. Если классический психоанализ изображает человека как внутренне конфликтное существо, поведение которого определяется преимущественно инстинктами (особенно сексуальными), а с позиции бихевиоризма человек – это не более чем сложный автомат, функционирующий на основе воздействий внешней среды, то гуманистический подход к человеку представляет его в качестве в высшей степени личностного существа. Основная установка гуманистической персонологии – человек по своей природе – это самодостаточное существо, обладающее внутренней способностью к самосовершенствованию, к прогрессивному развитию. Основателем данного направления считается американский психолог Абрахам Маслоу (1908 – 1970).

Философские основания данного подхода лежат в идеях экзистенциализма, его наиболее крупных представителей С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра. Позиции гуманистической психологии в разное время развивали многие крупные психологи: Г. Олпорт, К. Рождерс, В. Франкл, Р. Мей, Ш. Бюлер и др. Гуманистическая психология исходит из экзистенциальных установок о том, что человек находится в вечном становлении и развитии, сам является творцом себя на основе свободы выбора, осознания смысла жизни и реализации своих возможностей. По мнению Маслоу, в самой природе человека, в каждой личности заложены возможности позитивности развития и самосовершенствования. Деструктивные действия людей являются не следствием изъянов в наследственности, а итогом фрустраций, давления внешних сил, неудовлетворенности основных потребностей. Среди важнейших свойств человеческой природы, по мнению А. Маслоу, одно из основных мест занимает способность к творчеству, которая ведет к самовыражению личности. Дефицит творчества у многих людей, по А.Маслоу, это результат влияний внешней социальной среды, «окультуривания» (в том числе официальное образование).

В отличие от психоаналитиков гуманисты-психологи подчеркивают, что изучать надо не психически больных (невротиков и т.п.), а психически здоровых людей. Важнейшей частью персонологической теории А. Маслоу является анализ человеческих потребностей и разработка потребностной теории. Эта теория, получившая название «иерархическая теория потребностей», п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.052 с.)