Лекция 1. Практическая психология и психологическая практика в социальной работе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Практическая психология и психологическая практика в социальной работе



План

1.1 Психологические основы социальной работы. Национальная система социально-психологической службы и перспективы развития

1.2 Практическая психология в системе социальной работы: цели, основные задачи, функции

1.3 Кабинет практического психолога, его организация и оснащение

 

1.1 Психологические основы социальной работы. Национальная система социально-психологической службы и перспективы развития

 

Многие подходы к социальной работе опираются на те или иные психологические концепции. Психоанализ явился основой для диагностической теории социальной работы, позднее определял становление методов индивидуальной психосоциальной работы. В последние десятилетия особое значение для стратегии социальной работы приобретают положения гуманистической психологии. Во-первых, в своей основе сущность, содержание и методы социальной работы определяются принципом гуманизма и, во-вторых, эти положения позволяют понять человека как целостную личность, которая находится во взаимодействии со своим окружением. И социальная работа, и психология имеют прикладной характер, а для практики социальной работы особое значение приобретают следующие направления современной психологии: психодиагностика, психологическое консультирование. Современная психология представляет большие возможности использования в социальной работе различных способов взаимодействия с клиентом: психодрама, музыкотерапия, ролевая игра и др.

В социальной сфере относительно недавно начали работать практические психологи, а также специалисты по социальной работе, выполняющие психосоциальную работу. С возникновением социальной работы в нашей стране появились практические запросы на решение ряда социальных проблем, чаще всего связанных с оказанием помощи семье и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, пожилым людям и инвалидам, подросткам и другим уязвимым группам населения.

Современная психология пытается оценивать свои собственные возможности и перспективы развития в сфере социальной работы, которая требует практических применений, вмешательства в кризисную или тяжелую жизненную ситуацию, ищет ответы на вопросы, что «может» или что «должна» сделать психология, чтобы успешно решать острые задачи оказания помощи разным группам населения. Интенсивное внедрение психологических методов в социальную работу обусловлено тем, что клиент социальной работы – это человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации.

Разработкой методов и реализацией психологической поддержки традиционно занимается практическая психология. Специалист по социальной работе должен уметь осуществлять индивидуально-психологический подход к конкретному клиенту, знать психологические особенности различных социальных категорий. Психологи работают с семьей и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, инвалидами и пожилыми людьми, а также со специалистами по социальной работе. Изучение познавательной, эмоциональной, волевой, коммуникативной сфер помогает им в диагностической, коррекционной и профилактической работе с этими категориями населения, помогает оказывать психологическую помощь.

Под психологическойпомощью понимается специфический вид услуг в разрешении индивидуальных, семейных или профессиональных психологических трудностей. В нашей культуре роль бытовых психологов нередко вполне успешно выполняют родственники, друзья или прежде незнакомые люди (всем известный феномен пассажира поезда, когда совершенно незнакомому человеку другой рассказывает о самых сокровенных проблемах, о которых не рискнул говорить с близкими людьми). Бытовыми психологами могут быть представители любой профессии, даже не имеющие специального образования. Чаще всего это удается людям, которым по роду их профессиональной деятельности приходится работать с другими людьми и которые обладают навыками общения, – педагогам, воспитателям, социальным работникам и т.д. Их главными навыками являются умения слушать и разделять чувства другого человека. Суть такой помощи заключается в том, что человек ощущает временное облегчение от проговаривания собственной проблемы, от разделения негативных чувств с другими людьми, от возможности поделиться своими психологическими трудностями с окружающими.

Профессиональная психологическая помощь оказывается только специально подготовленными профессиональными психологами или профессиональными психотерапевтами, психиатрами, если они прошли специальную психологическую подготовку. Профессионально грамотное ведение беседы подразумевает качественное, активное слушание, умение задавать вопросы и отвечать на вопросы собеседника. При этом обязательным требованием выступают знания личности, общения, малых групп, в том числе семьи, а также закономерностей и способов взаимного влияния людей друг на друга. Профессиональный психолог обязан непременно следовать принципам оказания психологической помощи, которые обеспечивают защиту прав обратившихся к нему за психологической помощью людей, высокую эффективность деятельности специалиста.

Смысл профессиональной психологической помощи не ограничивается временным облегчением состояния клиента, а подразумевает помощь человеку в его собственной оценке сложных жизненных обстоятельств и в самостоятельном выборе им стратегии решения своих психологических трудностей, в расширении его психологических возможностей, повышении уважения и принятии им других людей. Если клиент готов, то психолог может вместе с ним выявить происхождение его психологических проблем, поможет убедиться в неадекватности используемых им невротических способов взаимодействия с окружающими, приобрести навыки общения, что позволит ему в дальнейшем строить здоровые взаимоотношения со своим «Я» и с другими людьми. Такая работа дает возможность клиенту более эффективно использовать собственные психологические ресурсы.

Специфика профессиональной психологической помощи состоит в ее добровольном характере, в активном обращении человека за помощью к специалисту, в субъект-субъектном характере общения психолога и клиента, которое возможно лишь при изначально уважительном отношении психолога к клиенту. Специфика профессиональной психологической помощи состоит в ее добровольном характере, в активном обращении человека за помощью к специалисту, в субъект-субъектном характере общения психолога и клиента, которое возможно лишь при изначально уважительном отношении психолога к клиенту. Профессиональная психологическая помощь людям – это очень важная, но лишь одна из многих, узких отраслей человеческого знания вообще и психологического знания в частности. Профессиональные знания психологов универсальны, потому что на бытовом уровне они нужны всем, кто живет среди людей и работает с людьми. Социальный работник должен обладать определенным уровнем психологической грамотности для эффективного выполнения своих профессиональных обязанностей.

Социально-психологическая работа – это наведение мостов между индивидом и его окружением. «Целью социально-психологической работы является усиление сопротивляемости индивида в отношении требований, предъявляемых средой, а также изменение среды и общества, так сказать, внутри самого индивида». Социально-психологическая работа проводится среди людей с отклонениями от общепринятой нормы или сломленных жизнью и включает изменение как внутренней психологической жизни этих людей, так и их внешних жизненных обстоятельств. Социально-психологическая работа – это работа, направленная на изменение и осуществляемая тремя разными способами жизненных ситуаций клиента (клиентов) с помощью:

 – собственных действий, без помощи клиента,

 – путем прямого управления,

 – путем косвенного управления.

Например, в первом способе социальной работник (психолог) помогает в выплате пособий, приобретении квартиры и пр., вплоть до того, что отбирает у алкоголика бутылку, чтобы тот совсем не спился; подбирает на улице пьяного подростка и доставляет его домой к родителям – т.е., во всех этих случаях социальный работник (психолог) принимает меры, не ожидая инициативы от клиента. После оценки внешних факторов, он либо снабжает клиента ресурсами, либо вмешивается непосредственно с целью осуществления благоприятного изменения ситуации.

Социальный работник при прямом управлении непосредстввенно руководит действиями клиента, предлагает, призывает, заставляет иногда клиента делать то-то, т.е. здесь он берет ответственность за действия, но сами действия по улучшению ситуации производит клиент. К ним относятся профилактические меры, консультации, беседы (например, социальный работник советует своему клиенту пройти курсы переподготовки, чтобы устроиться на работу). При косвенном управлении используется рациональная терапия, аппелирование к сознанию клиента, побуждение его принять решение об улучшении своей ситуации и реализовать это решение. В процессе работы с клиентом социальный работник использует все виды работы.

Структура психологии социальной работы включает три основных блока:

- общетеоретические психологические идеи и концепции, составляющие, методологическую базу психологической практики социальной работы;

- конкретные психотехнологии, т.е. психологические методы профилактики, диагностики и разрешения («лечения») социально-психологических проблем индивидов и отдельных групп, их социально-психологической адаптации и реабилитации;

- особенности социально – психологической работы социальных работников с индивидами и разными группами населения, нуждающимися в психосоциальной помощи (что предполагает выявление и учет специфики их социально – психологического поведения, образа мышления и действий).

Основные понятия психологии социальной работы. На основе общего диалектического подхода к человеку как главному объекту психологии социальной работы, взятому в его статике (относительной устойчивости) и динамике (изменчивости) в качестве основных ее понятий следует выделить, прежде всего, понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». При этом само понятие человека выражает, в основном, философско – антропологический уровень анализа, «индивид» – социологический уровень, «личность» и «индивидуальность» психологический уровень исследования человека. С другой стороны, динамический подход к человеку как к изменяющейся системе с учетом основных целей и задач психологии социальной работы, требует выделения в качестве основных понятий, прежде всего понятий – социализации, социально – психологической адаптации и реабилитации.

Социализация – это включение, вхождение, встраивание человека в социальные отношения, социальный мир, усвоение им социальных ценностей, норм поведения, знаний, навыков и умений, сформированных и утвержденных в обществе. Понятие «социализация» используется в философии, психологии, социологии, педагогике. Впервые это понятие описано в конце 40 – начале 50х г.г. у американских психологов и социологов (А. Парк, Д. Даллард, Дж. Кольман, В. Уолтер и др.).

Социализация личности представляет собой сложный процесс взаимодействия индивида с социальной средой, в итоге которого формируются качества человека как полноценного субъекта социальных отношений. Социализация, следовательно, выступает как процесс и как результат усвоения социального опыта на основе общения и деятельности индивидов.

В детстве и молодости (юности) социализация происходит наиболее интенсивно – идет процесс становления личности и ее основных качеств – характера, интеллекта, сознания и самосознания, мировоззрения, личностных нравственных качеств, формирования половой идентичности (половая социализация). Особенности социализации взрослых: социализация взрослых выражается, главным образом, в изменении их внешнего поведения, тогда как детская социализация формирует базовые ценности и нормы поведения. Взрослые способны оценивать нормы, тогда как дети только усваивают их. Социализация взрослых направлена, прежде всего, на то, чтобы помочь человеку овладеть конкретными навыками, опытом, знаниями (стать военным, управленцем и т.д.). Социализация же детей направлена, главным образом, на мотивацию их поведения.

Смена социальных ролей с переходом от одного жизненного цикла к другому, отказ от прежних норм, ценностей, окружения, установившихся ранее форм поведения и обретение новых форм поведения и деятельности, новых ценностей, правил, новых друзей и пр. и выражается в понятиях десоциализация и ресоциализация. Десоциализация – это процесс изменения (разрушение, отучение) старых ролей, прежних ценностей, норм и правил поведения, стереотипов деятельности. Ресоциализация – это процесс обучения новым ролям (в том числе, восстановление разрушенных ролей), ценностям, нормам и правилам поведения и деятельности (например, переподготовка, обучение новым профессиям и пр.).

Десоциализация и ресоциализация – диалектически взаимосвязанные процессы отрицания старого (десоциализация) и обретение нового (ресоциализация). В детстве и отрочестве резких изменений в жизни ребенка и подростка обычно не бывает (кроме экстремальных ситуаций – смерть родителей, преступление и попадание в исправительные учреждения, психическая болезнь и помещение в психиатрическую больницу и пр.).

Американский психолог Ирвин Гоффман выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях (помещение в тюрьму, больницу, призыв в армию):

- изоляция от внешнего мира (высокие стены, решетка, спецпропуска и т.п.);

- постоянное общение с одними и теми же людьми, с которыми индивид работает, отдыхает, спит;

- утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания (замена гражданской формы спецформой);

- замена старой обстановки на новую, обезличенную;

- отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым;

- утрата свободы действий.

Поскольку человек не готов к такой перемене среды (его к этому не готовили), он может нравственно деградировать в указанных условиях (негативная ресоциализация). Десоциализация может быть слишком радикальной и тогда позитивная ресоциализация уже не поможет – разрушены основы личности.

Вместе с тем, позитивная ресоциализация может быть также радикальной (например, русский, обосновавшийся в США, попадает в новую культуру, отвыкает от старых привычек и т.д. и обретает новые; человек ушедший в монастырь, не становится духовно нищим).

Одним из сложных типов социализации взрослых является социализация пожилых. Основные особенности и сложности этой социализации в следующем:

- адаптация к старости может не вести к росту и развитию;

- развитие личности может прекратиться или она может даже деградировать из–за ослабления физических и психологических озможностей человека. Пожилые плохо адаптируются к впечатлениям (рост дохода, женитьба, власть, любовные приключения и пр.);

- чаще происходят потери (друзей, близких, знакомых), дети уезжают и т.д. – отсюда одиночество и стрессы;

- роли пожилых не определены четко (вдова не жена, эксначальник уже не начальник и т.д.);

- старики не пользуются как в другом возрасте, престижем, почетом.

Социализация происходит на основе ряда психологических механизмов. Среди них выделяются:

- имитация – осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения (подражание родителям, учителям или другим людям, имеющих для него авторитет);

- идентификация – способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных;

- стыд и вина – чувства, которые запрещают определенное поведение.

Половая социализация – это процесс формирования мужской или женской половой идентичности в соответствии с принятыми в данном обществе культурными нормами. Половая идентичность означает осознание и принятие своей половой принадлежности, т.е. соответствие личности, интересов и поведения человека его собственным определениям мужественности и женственности.

Первичная половая социализация ребенка начинается с рождения – родители, определив пол дитя, начинают обучать его половой роли мальчика или девочки. К 1,5 годам – у ребенка формируется половая идентичность, которая составляет наиболее устойчивый стержень его будущего самосознания. С возрастом объем и содержание этой идентичности меняются и включают широкий набор маскулинных и феминных черт. 2–х летний ребенок знает свой пол, но еще не умеет его объяснить. В 3 – 4 года – дети различают пол окружающих, но ассоциируют его, с внешними признаками – платье у женщин, брюки у мужчин. В 4 – 5 лет дети осознают основные различия в занятиях и поведении женщин и мужчин: считается, что мальчики должны быть большими, сильными, умными, боевыми, независимыми, а девочки – маленькими, тихими, послушными и т.д. В 6 – 7 лет дети окончательно осознают половую принадлежность.

Адаптация человека – это процесс активного взаимодействия человека с природой, способствующий не только оптимальной жизнедеятельности, но и дальнейшему нормальному биологическому и социальному развитию человечества. Адаптация человека включает несколько уровней:

- биологический;

- физиологический;

- психологический;

- социальный.

Адаптация организма к среде, взаимодействие организма и внешней среды носит динамический характер, т.е. постоянно меняется, но в определенных пределах (например, t° человеческого тела меняется в пределах – от 36 до 36,8 или 36,9°). Это динамическое равновесие организма и среды называется гомеостазом. На основе гомеостаза осуществляется главный смысл адаптационного процесса – выживание человека через гармоничное приспособление его организма к процессам природной среды.

В отличие от социальной адаптации под психологической адаптацией понимается «принятие социально-полезных стандартов поведения и ценностных ориентации, сближение установок и направленности личности с ожиданиями социальной среды». «Социальная и психологическая адаптация находятся в неразрывном единстве хотя иногда могут не совпадать». Учитывая эту теснейшую взаимосвязь и единство основного содержания социального и психологического уровней адаптации целесообразно говорить о единой социально – психологической адаптации личности.

Социально – психологическая адаптация является важнейшим механизмом социализации и определяется взаимодействием личности и социальной среды. При этом возможны ряд вариантов социально – психологической адаптации в зависимости от особенностей этих взаимодействующих систем:

- успешная адаптация в итоге взаимодействия положительной среды (микросреды) и положительно направленной личности;

- при несоответствии микросреды и личности по установкам, требованиям – ожиданиям, нормам отношений и поведения возникают 2 типа адаптации:

- в случае если личность с негативной направленностью (антиобщественные установки), а микросреда с позитивной направленностью, личность, входя в данную среду, может преодолеть свой негативизм, усвоить положительные социальные нормы, идеалы, ценности;

- в случае если личность имеет положительную направленность, а микросреда антиобщественные нормы и установки, последняя может сформировать у индивида соответствующие негативные антиобщественные установки и интересы. В данном случае будет иметь место псевдоадаптация. Поэтому эффективность социальной и психологической адаптации человека зависит от взаимодействия объективных условий (социальное происхождение, образовательный уровень, природные задатки, непосредственная среда – семья, школа, трудовой коллектив, неформальное окружение и т. д.) и субъективных индивидуальных особенностей (сама личность, ее активная или пассивная позиция, ее способности к творческой деятельности и т.п.).

Реабилитация – это общественно необходимое функциональное и социально – трудовое восстановление больных и инвалидов (детей и взрослых), осуществляемое комплексным применением государственных, общественных, медицинских, психологических, педагогических, юридических и других мероприятий.

Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Выделяются различные уровни социально – реабилитационной деятельности:

- медико – социальный;

- профессионально – трудовой;

- социально – психологический;

- социально – ролевой;

- социально – бытовой;

- социально – правовой.

Общее содержание реабилитации, в частности, в отношении больных и инвалидов, состоит в следующем:

- функциональное восстановление способностей больных и инвалидов и т. д.; в том числе, полное восстановление (реституция) или компенсация при ограниченном или отсутствующем восстановлении (например, при неспособности работать правой кистью руки вследствие ее травмы приспособление к работе левой рукой);

- приспособление к труду (трудотерапия);

- непосредственная социально – психологическая реабилитация – приобщение личности к повседневной жизнедеятельности, включение в социальные отношения на основе восстановления психических функций и коммуникативных способностей.

В 1960г. Создано Международное общество по реабилитации инвалидов, которое регулярно проводит конгрессы, помогает реабилитации людей в разных странах. Объектами социальной и социально-психологической реабилитации являются наряду с больными и инвалидами следующие группы людей: пенсионеры и пожилые; бомжи; беспризорные и бездомные дети и подростки; безработные; мигранты и беженцы и др.

Становление Национальной системы социально-психологической службы началось в 1992 году принятием Постановления о создании Концепции государственной системы психологической службы. В марте 1992 года было подготовлено и подано в адрес Комиссии Верховной Рады Украины по вопросам науки и народного образования письма: «О создании государственной системы психологической службы Украины» и «О кадровом обеспечении государственной психологической службы Украины».

 В 1993 году Институтом психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины была разработана и одобрена Кабинетом Министров «Концепция государственной системы психологической службы». В ее основных положениях определены цели и задачи деятельности Национальной системы социально-психологических служб, описана структура, направления деятельности и требования к специалистам, которые могут осуществлять р работу в рамках системы.

Отмечается, что Национальная система социально-психологической службы – это объединение государственных органов и организаций, выполняющих практическую работу в области социальной педагогики, прикладной психологии и прикладной социологии. Национальная система социально-психологической службы включает:

- психологические и социально-психологические службы и подразделения, которые функционируют в разных ведомствах (пока наблюдается определенная изоляция и разобщенность в их функционировании);

- социально-психологические службы государственной администрации;

- территориальные (муниципальные) структуры (объединения), которые оказывают социально-психологические услуги населению.

Основной целью Национальной системы социально-психологической службы является обеспечение необходимых социально-психологических условий повышения эффективности деятельности человека во всех сферах общественной жизни (политика, управление государством, семейные отношения, межличностные взаимодействия) и одновременно – поддержка развития и защита психического здоровья личности граждан Украины.

Основными задачами Национальной системы социально-психологической службы являются:

- оказание помощи органам управления в разработке и реализации государственной политики на основе изучения состояния массового сознания, прогнозирования и активного воздействия на социально-психологические процессы в обществе;

- выполнение консультативных, совещательных и экспертных функций в сфере управления государством, в экономике, в других областях науки и культуры, в органах законодательной, исполнительной и судебной дела;

- обеспечение социально-психологической защиты и поддержки индивидуального развития граждан Украины с учетом их способностей, особенностей жизни и труда;

- участие в разработке и практическом применении новых технологий и практик обучения и воспитания, развития и перевоспитания детей и молодежи, влияния СМИ на людей;

- осуществление психометрического надзора, контроля за соблюдением профессиональной этики;

- участие в лицензировании учебных заведений и в аттестации специалистов в соответствии с государственными и международными стандартами;

 – координация прикладных психологических, социологических и педагогических исследований в практической деятельности, поддержка приоритетных научно-методических и практических программ по работе с семьей и молодежью, создание единой информационной системы социально-психологической службы.

Органы в структуре Национальной системы социально-психологической службы работают на трех уровнях: центральном, областном, районном (городском). На каждом уровне создаются практические центры непосредственно осуществляющие практическую социально-психологическую деятельность, и органы научно - методического обеспечения деятельности службы. Признается право на создание профессиональной ассоциации, общества практикующих психологов и социальных работников.

Высшим органом управления Национальной системы социально-психологической службы является Совет главных психологов ведомств и областей, который определяет направление и содержание деятельности Национальной системы социально-психологической службы и т.п. Главной управленческой, методической и координирующей организацией Национальной системы социально-психологической службы является Украинский научно-методический центр практической психологии и социальной работы.

Определены функции и специфика деятельности научно-методического центра, Совета по практической психологии, главного психолога области, областных, районных и городских центров Национальной системы социально-психологической службы, порядок их аттестации, аккредитации и др. Национальная система социально-психологической службы Украины создается на основе вышеуказанной Концепции. Прежде всего, следует отметить, что процесс создания ее продолжается. Не достигнуто пока согласованности между социально-психологическими и психологическими службами различных учреждений и ведомств. Это создает определенную сложность в их деятельности, в мониторинге основных направлений их деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.049 с.)