Тема 13: Методы изучения аудитории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13: Методы изучения аудитории.



1. Методы и приемы работы – счетчики посещений, опросы,наблюдения,анализ документов,

2. Привлечение аудитории и способы ее активизации.

Существует много методов сбора социологических данных: опрос, наблюдение, анализ документов.

Метод опроса очень популярен, так как его легко организовать, это дешево, информация всегда содержательна. Негативными факторами данного метода являются: 1) личность опрашиваемого (он не всегда обладает хорошей памятью, высоким уровнем культуры), 2) качества самого социолога (он может не найти контакт с опрашиваемым), 3) присутствие посторонних, 4) несоблюдение анонимности.

Основными видами опроса выступают анкетный опрос и интервью. Они бывают сплошные и выборочные, массовые и экспертные, индивидуальные и групповые, устные и письменные, одноразовые и многоразовые, очные и заочные, стандартизированные и нестандартизированные. Специфика опросных методов заключается в том, что в них реализуется система вопрос – ответ с последующей обработкой результатов.

Анкетный опрос состоит из подготовительного, оперативного и результирующего этапов. Заполняются анкеты, маршрутные листы, отчеты о проведенном опросе. Любая анкета состоит из трех частей: вводной части, содержательной и заключительной частей. Самое сложное задание при проведении анкетного опроса – правильно сформулировать сами вопросы анкеты.

Оптимальное время заполнения анкеты: 35 – 45 минут (на 25 – 30 вопросов). Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование (на микровыборке из ста человек). Обычно анкетирование проводится по месту работы или жительства, в местах отдыха и лечения, в транспортных средствах, просто на улице.

По способу распространения анкеты делятся на следующие виды:

– раздаточные (социолог вручает анкету и ждет ее заполнения),

– почтовые,

– прессовые (через печатный орган),

– телетайпные.

По типу исследовательских задач анкеты бывают:

– глубинные,

– фокусированные (по конкретной ситуации),

– стандартизированные (статистические данные),

– социометрические (о малых группах).

По уровню компетентности респондентов:

1) массовый (мнение неспециалиста);

2) симптоматический (знание информации без осмысления);

3) экспертный (опрос специалистов).

Социологическое интервью – это наиболее всеобъемлющий метод сбора информации, предполагающий личную беседу. Важен контакт с опрашиваемым.

Существуют несколько видов интервью:

1) формализованное интервью – поведение респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником, содержащим закрытые вопросы, и инструкцией по его заполнению, предназначенной для интервьюера;

2) интервью с открытыми вопросами предполагает подробный план интервью, предусматривающий строго обязательную последовательность вопросов и их формулировки; респондент дает ответы в свободной форме, а задачей интервьюера является их четкая фиксация;

3) фокусированное интервью имеет своей целью сбор данных по поводу конкретной информации, явлений, их последствий и причин;

4) глубинное интервью предполагает обсуждение заранее определенной темы и соответствующего ей предварительного круга вопросов; последовательность вопросов не закрепляется в единой форме; с каждым новом респондентом характеристики могут меняться, включая новые вопросы, аспекты проблемы;

5) свободное интервью проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы, определяется только тема интервью.

Социологическое наблюдение – это один из основных методов сбора информации. Здесь прямой контакт, можно фиксировать особенности поведения людей, получать оперативную и объективную информацию из первых рук. Недостаток метода в том, что социолог невольно может вмешаться в события, поэтому его желательно использовать вкупе с другими методами. Процесс наблюдения подразделяется на подготовительный, полевой и заключительный.

При невключенном наблюдении наблюдатель находится вне изучаемого объекта, он не задает вопросов, при включенном же наблюдении он находится в контакте с наблюдаемыми (оно бывает скрытым и открытым). Лабораторное наблюдение осуществляется в искусственно созданных условиях, полевое – в реальной жизненной среде.

Систематическое наблюдение проводится по графику, при эпизодическом же наблюдении регистрируются факты, однако регламент такой регистрации строго не учитывается. Случайное наблюдение – это такое наблюдение, когда ничего заранее не оговорено и фиксируются интересные факты.

Эксперимент – это такой метод исследования, с помощью которого путем управления ситуацией проверяются и испытываются гипотезы о причинных связях. Он основан на создании модели рассматриваемого явления. Для него характерно активное вмешательство исследователя, планомерное введение относительно изолированного экспериментального фактора, его вариация, а также контроль за всеми существенными факторами, возможные комбинации с другими факторами.

По характеру процедур эксперименты бывают реальные и мысленные, когда проверяются не реальные явления, а информация о них. При проведении модельного эксперимента проверка гипотез производится не на реальных объектах, а на их заменителях – на натурных моделях.

По специфике поставленной задачи различаются научные и прикладные эксперименты, проективные и ретроспективные (направленные в будущее или в прошлое), одно- и многофакторные.

По характеру логической структуры они бывают параллельные (существует экспериментальная и контрольная группы) и последовательные (контрольная группа отсутствует).

По характеру ситуации эксперименты делятся на полевые и лабораторные. Проводить экспериментальное исследование сложно, поскольку трудно устранить влияние отношений, находящихся за чертой эксперимента и добиться его чистоты.

Анализ документов является важным методом исследования в социологии. Документ всегда несет знаковую или образную информацию, зафиксированную людьми на каком-то носителе. Документы можно классифицировать по разным основаниям:

1) по способу фиксации информации документы делятся на письменные (вербальные и статистические), фонетические и иконографические;

2) по статусу источника документы делятся на неофициальные и официальные;

3) по критерию авторства разделяются на индивидуальные и коллективные;

4) по опосредованности – на первичные и вторичные документы;

5) по спонтанности появления – на заданные и самопроизвольные документы.

С целью преодоления субъективизма в подходе к документам, был разработан контент-анализ. Контент-анализ – это метод качественно-количественного анализа массива документов с целью получения информации об объективной реальности. В тексте выделяются ключевые понятия. Элементами контент-анализа являются: отдельное слово, суждение, персонаж. Потом определяют частоту их повторения.

Существуют разные способы для анализа документов. Часто для решения конкретных управленческих задач, для анализа конкретной проблемной ситуации применяется оперативное социологическое исследование, которое сразу же должно дать способы решения данной проблемы.

Литература:

Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика: Учеб. пос. для студентов вузов – М. «Юнити-Дана», 2005. – 383 с.

Барлыбаева С.Х. Развитие информационного общества в мире и в Казахстане: учеб. пособ. – алматы: Казак университетi, 2006.- 190 с.

Барлыбаева С.Х. Телевидение в Мире и в Казахстане. Алматы – 2007. – 166 с.

 

Тема 14:Экономика и менеджмент Интернет- изданий

1. Рейтинг веб- сайтов.

2. Основы Интернет –рекламы.Оформление цитат и ссылок.

3. Охрана авторских прав.

4. Юмор как средство привлечения внимания.

В условиях перехода России к рыночным отношениям экономический фактор становится одним из важ-

нейших, определяющих основные пути и особенности развития медиа-сферы в стране. 

Чтобы извлечь выгоду из своей деятельности, СМИ в рыночных условиях должны вести свое дело, прежде всего, как прибыльный бизнес. А потому важно понять те экономические факторы, которые определяют ком-

мерческую основу и структуру СМИ.

Серьезное влияние оказывает общая экономическая ситуация в стране. Бизнес в сети нельзя рассматривать в отрыве от традиционного сектора экономики. Сильные, независимые СМИ должны опираться на стабильную экономику, развитый свободный рынок, платежеспособный средний класс. Существует прямая связь между уровнем развития СМИ и таким экономическим показателем, как доход на душу населения. Ведь от экономического благополучия жителей страны во многом зависит функционирование сектора масс-медиа. Обратимся к таким важным индикаторам, отражающим финансовые возможности населения как валовый внутренний продукт (ВВП) на душу населения и уровень доходов на душу населения. ВВП на душу населения в 2004 году составил 9800$, то есть Россия по этому показателю заняла лишь 82 место в мире. Наряду с этим показателем необходимо учитывать структуру его распределения среди населения. В России наиболее обеспеченному населению страны, составляющему всего 20 % от всего населения, принадлежит 50 % всего ВВП. Такое распределение является неблагоприятным показателем, характеризующим малую численность среднего класса в стране. Экономическую ситуацию в стране также определяет распределение доходов населения. Наиболее высокие доходы получает население Москвы и округов Западной Сибири, производящих экспортное нефтегазовое сырье. Доходы в регионах с развитым промышленным комплексом (Кемеровская, Самарская, Ростовская, Челябинская области, Красноярский край) также более высоки. Эти данные позволяют говорить о том, что в стране сложилась неблагоприятная экономическая ситуация для создания и развития успешных СМИ – нет опоры на многочисленный средний класс, неравномерность распределения доходов среди регионов позволяет говорить о неравномерности потребления продукции сетевых медиа по стране. В то время как известно, что свободные и независимые СМИ могут существовать при достаточно многочисленном и обеспеченном среднем классе, готовом платить за качественную информацию.

Тем не менее, по словам российских менеджеров, страна постепенно выходит из сложной фазы переходного периода. Исследователями отмечается положительная тенденция роста числа среднего класса.

Так, по наблюдениям специалистов маркетингового агентства «Эксперт-дата», в деятельность которого входит изучение среднего класса в России, за последние годы обнаружился ряд изменений в структуре этого наиболее важного и перспективного сегмента российского общества. Если в 2001 году по уровню доходов к среднему классу относилось не более 15 % населения России, то в

2005 году это число превысило 37 % или 40 млн. взрослых россиян. Специалисты отмечают также, что возросли и доходы среднего класса, а вместе с тем неуклонно растет экономическая активность. 

Помимо общей экономической ситуации необходимо учитывать, что сектор Интернет-СМИ принадлежит к отраслям «новой», информационной экономики.

С развитием информационных технологий многими учеными вводится такой термин, как «новая» экономика. Все компании такой экономики оцениваются, исходя из будущей прибыли. Как следствие новая экономика стала развиваться по иной, отличной от старой, промышленной экономики, модели, получившей название инвестиционной. Суть ее состоит в том, что первоначальные расходы осуществляются за счет инвесторов, которые ожидают получить свою часть будущих прибылей. Стоимость компаний новой экономики на фондовом рынке при этом определяется не из баланса текущих доходов и расходов, а с учетом будущей и во многом виртуальной прибыли. По всем параметрам сетевые СМИ также можно отнести к виртуальному сектору экономики. Если индустриальная экономика основывается на количестве производимого продукта, регулируется производителем, весь производственный процесс диктуется директором и основывается на производстве партий товара, то информационная экономика основывается на качестве, регулируется потребителем, процесс производства диктуется заказчиком. Там, где индустриальная экономика стремилась снизить затраты за счет масштабного производства одного и того же вида продукции, сегодняшний потребитель требует выбора и индивидуального подхода. Если раньше производитель заполнял рынки товарами, то сегодня предложение диктует потребитель. Поэтому в рамках новой, инвестиционной экономики на первый план выходят не масштабы охвата или производства, а индивидуальный подход к потребителю и качество предоставляемой информации. Редакционно-издательский маркетинг Интернет-медиа. Это особый вид редакционной деятельности, связанной с продвижением издания на рынок, направленной на обеспечение существования этого издания и на удовлетворение информационных потребностей его читателей. У редакционно-издательского маркетинга три основные цели.  Первая – удовлетворение информационных потребностей и запросов аудитории, вторая – создание для этого условий его продвижения на рынок и третья обеспечение таким образом существования издания и его редакции. Эти цели определяют конкретные задачи маркетинга. К ним относятся:

1. Изучение рынка сетевых изданий, под которым понимается установление его потенциальной емкости, характера и размеров спроса на издание. Изучая рынок, исходят из его сегментации. Первоочередная задача, встающая перед основателем нового СМИ в Интернете, – выбор рыночного сегмента, в котором оно будет представлено. Принимая решение о выборе рыночной ниши, необходимо проанализировать данные о целевой аудитории нового издания и возможную емкость рынка. Если решение выйти с новым изданием на избранный сегмент рынка принято, то перед основателями встает задача позиционирования своего издания. Позиционирование предполагает поиск и нахождение оптимальной информационной ниши издания в избранном рыночном сегменте.

2. Исследование целевой аудитории издания и определение всех ее характеристик – качественных и количественных. Как правило, изучение аудитории ведется по четырем важнейшим направлениям. Первое – определение границ региона распространения издания и его территориальная характеристика. Это сведения о населении региона, данные об особенностях экономики региона, анализ потенциальной и реальной аудитории издания. Второе направление исследования – демографический анализ аудитории, предполагающий изучение величины и структуры населения по возрастным, половым и другим характеристикам. Третье направление связано с социальным анализом аудитории, включающим данные о профессиональном составе аудитории. Четвертое на-

правление исследования – психографический анализ аудитории – стиль жизни, особенности психологии, обычаи, традиции и др.

3. Изучение конкурентных изданий. Успех в борьбе с конкурентами во многом определяется знанием их сильных и слабых сторон. Информацию о достоинствах и недостатках конкурирующих изданий можно получить в процессе их непрерывного изучения. Еще не приняв решение о выходе нового издания на рынок, его основатели должны внимательно изучить каждое издание, представленное в избранном сегменте, оценить его возможности, влияние, конкурентоспособность.

4. Анализ своего издания, его соответствия требованиям рынка и особенностям аудитории. Необходимо непрерывно следить за уровнем конкурентоспособности своего издания. Он определяется по результатам посещений сайта, по рейтингу СМИ, по количеству откликов читателей и т.п. Финансовая политика редакции. Выйти на рынок сетевых медиа с новым проектом довольно просто. Сетевые издания гораздо дешевле в производстве и поддержке. Организация издания обойдется в десятки раз дешевле печатного или электронного. По оценкам специалистов, для создания полноценного сетевого СМИ требуется стартовый капитал от 50 до 150 тыс. долл. в зависимости от масштаба проекта. В то время как для создания печатного издания требуются суммы  в десятки раз больше. Так, в начале 1998 года было известно, что для создания новой ежедневной (пятиразовой) газеты формата А-2 со 100-тысячным тиражом в это время требовался стартовый капитал, эквивалентный примерно 15 млн. долл. США. По оценке шеф-редактора «Утро.ру» М.Л. Гуревича, если автором сетевого издания является один человек, то для стартового капитала будет достаточно 1 – 3 тыс. долл., то есть, по сути дела, нужно приобрести ком-

пьютер, подключиться к Интернету и где-нибудь зарезервировать место для сайта. Эта сумма минимально покрывает и стоимость раскрутки издания. Необходимо отметить, что энтузиасты имеют возможность создать сайт условно бесплатно, ведь в сети предоставляются услуги бесплатного хостинга, продвижения и т.п. Малые средства массовой информации – это вложения уже порядка 20 тыс. долл. на создание и порядка 10 тыс. долл. – на поддержку. Цифра, относящаяся к полноценным СМИ, равна минимум 100 тыс. долл. на создание и 50 тыс. в месяц – на поддержку. 

По расчетам Д. Дугаева, если проект создается «с нуля», приблизительные цифры таковы: 

− общественно-политическое ежедневное издание с претензиями на первые строчки рейтингов – от $400.000 в год (минимум); − узкоспециализированное – от $200.000. Средние операционные расходы сетевых изданий аналитики оценивают в 10 – 40 тыс. долл. ежемесячно в

зависимости от размера издания и количества работающих в нем журналистов. В то же время доходы сетевых СМИ по оценкам различных экспертов не покрывают расходов. Рассмотрим структуру расходной и доходной частей бюджета сетевого СМИ. Общередакционные расходы сетевого СМИ примерно такие же, как и при выпуске печатного СМИ. К ним относятся оплата труда работников, оплата командировочных, почтовых, представительских расходов, телефонов, факсов, услуг Интернета и других средств связи, аренда помещения, мебели, техники, стоимость рекламы

издания. Существенно возрастают расходы на оплату услуг провайдера по предоставлению доступа в Интернет, аренду или покупку техники. Добавляются расходы на аренду дискового пространства для размещения издания, либо расходы по содержанию собственного сервера, а также расходы, связанные с покупкой и продлением доменного имени. Издательские же расходы, по сути дела, состоят из оплаты гонораров и расходов, связанных с приобретением информации, необходимой для выпуска издания. Итак, мы видим, что расходная часть сетевого издания много меньше расходной части печатного. При выпуске печатного издания большую часть расходов составляют производственные расходы на покупку бумаги, типографские работы, распространение и транспортировку издания. При выпуске сетевого издания стадии тиражирования и распространения попросту отсутствуют. Доходную часть сетевого издания могут составлять три вида средств: предоставление платной подписки, доходы от рекламы и предоставление специальных сервисов. 

Отметим, что на западе имеют место две различные бизнес-модели функционирования сетевых СМИ, и обе по-своему эффективны. Первая предполагает бесплатный доступ ко всем материалам и архивам, а доходы издания формируются путем продажи рекламы и партнерских программ, в частности, с интернет-магазинами. Такую модель использует, например, Financial Times. Другая модель, напротив, предполагает получение основных доходов от продажи архивов и платной подписки на издание. The Wall Street Journal является ярким примером данной бизнес-модели.

Платная подписка. Что касается Рунета, то доступ к своим архивам продают, как правило, электронные версии печатных изданий. К таким изданиям относятся «Коммерсант», «Ведомости», «Известия», «Эксперт». Необходимо учитывать, что Интернет – это свободная зона, и любые платные услуги на психологическом уровне отрицательно воспринимаются аудиторией. Ориентироваться на доход от предоставления платной информации могут только издания, предлагающие коммерческую информацию, связанную с бизнесом и инвестициями. Лишь небольшая часть аудитории готова платить за доступ к новостям и архивам. Основной группой, на которую можно рассчитывать, предлагая платный контент, относится к коммерческой сфере, возрастную группу которой составляют люди 25 – 35 лет. Неудивительно, ведь в современной эко-

номической и общественной жизни доступность информации является важным фактором повышения качества решений, принимаемых гражданами и потребителями. То есть желание и готовность платить может вызвать содержание, связанное с информацией в области финансов и инвестиций. Ярким примером успешного ведения дел в сфере платной информации является сайт РБК. Тем не менее, в дальнейшем, со стабилизацией экономики и с ростом среднего класса в стране, издания могли бы сделать платным доступ к собственным архивам. Основным источником средств большинства сетевых изданий является продажа рекламы. Рынок Интернет-рекламы на сегодняшний день является самым быстрорастущим сегментом рынка рекламы как в России, так и в мире. В ближайшие годы он будет продолжать бурный рост, пик которого придется на 2006 – 2008 годы. При этом к 2010 году доля сегмента российского рынка Интернет-рекламы сравняется по объемам бюджета с рынком радиорекламы. При этом сектор рекламы в Интернете большую часть бюджетов отбирает у традиционной прессы. Это связано с тем, что электронные издания отнимают у прессы молодую аудиторию. Преимущества Интернет-изданий для рекламодателей довольно весомы. Их читателями является молодая, с большим потребительским потенциалом аудитория, проживающая в основном в столице и в крупных городах. Интернет может рассматриваться рекламодателем как «селективное СМИ», аудитория которого уже отфильт-

рована и обладает вполне привлекательными параметрами: это люди состоятельные, образованные, склонные пробовать новое, лидеры мнений. Кроме этого, доступ к медиа-среде практически бесплатный, а доступность и использование Интернета растет. Работать с информацией крайне удобно за счет гиперссылок, поиска и других особенностей среды. К тому же рекламу в Интернете отличает дешевизна. Рекламные кампании через Интернет уже сейчас становятся неотъемлемой частью рекламной политики крупных мировых брендов. Существуют большие перспективы развития российского рекламного рынка, связанные с увеличением бюджетов иностранных и местных рекламодателей с ростом уровня жизни населения страны. Для того чтобы российские сетевые СМИ стали прибыльными или же вышли на самоокупаемость, необ-

ходимы следующие условия: во-первых, стабильный количественный рост аудитории, во-вторых, качественное исследование читателей СМИ, чтобы рекламодатель мог ориентироваться в параметрах аудитории сайтов и их посещаемости, и, в-третьих, наличие на рынке грамотных, ориентирующихся в особенностях рынка рекламодателей и специалистов по Интернет-рекламе. Немаловажным представляется и технологическое совершенствование баннерообменных систем, появление новых технологий отображения рекламы, которые позволили бы вживить ее непосредственно в материал или привязать конкретные рекламные блоки к определенным статьям в

зависимости от интересов читателя. Еще одной статьей дохода сетевых СМИ является размещение дополнительных сервисов. Например, издание может скорректировать деловую стратегию и сделать упор на диверсификацию источников дохода. Высококлассные программисты компании могут предложить другим фирмам дополнительное программное обеспечение, квалифицированные журналисты-аналитики могут организовать службу политических консультаций, комментарии и архивы можно продавать по подписке. Учитывая стабильный рост аудитории сетевых изданий и расширение рынка рекламы, при грамотной информационной политике, можно ожидать выхода сетевых СМИ на самоокупаемость, а в дальнейшем и на получение прибылей. Это лишь вопрос времени.

Литература:

1. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика: Учеб. пос. для студентов вузов – М. «Юнити-Дана», 2005. – 383 с.

2. Барлыбаева С.Х. Развитие информационного общества в мире и в Казахстане: учеб. пособ. – алматы: Казак университетi, 2006.- 190 с.

3. Барлыбаева С.Х. Телевидение в Мире и в Казахстане. Алматы – 2007. – 166 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.026 с.)