Тема 5. Аудит выпуска, отгрузки, продажи готовой продукции и финансовых результатов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Аудит выпуска, отгрузки, продажи готовой продукции и финансовых результатов



1. Аудит выпуска и движения готовой продукции

2. Аудит отгрузки и реализации продукции

3. Аудит финансовых результатов

1. При проведении аудита следует помнить, что произведенная продукция подлежит оприходованию и реализации. Для этого аудитор выясняет, как организован учет выпуска готовой продукции: традиционно, без применения счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» на счете 43 «Готовая продукция»; с применением счета 40; на счете 40, без использования счета 43. Далее уточняется, как оценивается готовая продукция; правильность оценки и определения себестоимости каждого вида продукции; правильность расчета отклонений фактической себестоимости от плановой (нормативной) и составления бухгалтерских проводок по учету готовой продукции; соответствие данных аналитического учета готовой продукции с данными синтетического учета.

Полноту оприходования произведенной продукции можно проверить путем составления альтернативного баланса расхода сырья и материалов, выхода готовой продукции исходя из нормативных затрат. Для проверки объема производства продукции используют данные первичных документов и производственных отчетов, актов незавершенного производства, регистров синтетического и аналитического учета. При этом показатели фактического выхода и сдачи готовой продукции и оказанных услуг вспомогательных производств сводят с оборотами по кредиту счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и дебетом счета 43 «Готовая продукция», а по выполненным работам и услугам на сторону -- с дебетом счетов 45 «Товары отгруженные», 90/2 «Реализация продукции (работ, услуг)».

Физическое движение готовой продукции можно проследить по данным производственных отчетов и отчетов о движении материальных ценностей на складах. Здесь можно использовать такие методы проверки, как сканирование, прослеживание, оперативно-бухгалтерский (сальдовый), карточно-документальный, бескарточный и др. Необходимо также выяснить: имеется ли классификатор по готовой продукции; правильно ли организованы складское хозяйство и складской учет готовой продукции; правильность оформления первичных документов по учету движения готовой продукции. Для проверки полноты отражения в учете готовой продукции необходимо выборочно проследить правильность отражения данных этих документов в регистрах бухгалтерского учета.

 

2. Нормативными актами предусмотрено применение одного из двух вариантов (методов) определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) и признания прибыли:

по мере оплаты покупателем (заказчиком) расчетных доку-ментов (стоимости отгруженной продукции);

по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю (заказ-чику) расчетных документов.

При первом варианте моментом реализации продукции считается факт поступления выручки на счета денежных средств или других средств (при бартерных сделках) за отгруженную продукцию (работы, услуги). Этот вариант учета реализации подразделяется на два процесса: отгрузка продукции (работ, услуг) и предъявление к оплате расчетно-платежных документов; процесс реализации, т.е. фактическая оплата отгруженной продукции, и выявление финансового результата от реализации.

При этом варианте определения выручки дебиторская задолженность покупателей (заказчиков) за отгруженную продукцию (работы, услуги) оценивается по фактической или нормативной (плановой) себестоимости.

Второй вариант учета реализации продукции и определения выручки исходит из соблюдения принципа юридического и экономического единства перехода права собственности на реализацию продукции от поставщика к покупателю. Данный вариант предполагает, что реализованной считается вся отгруженная продукция независимо от того, поступили или не поступили средства за нее в данном отчетном периоде.

Цель оценки эффективности внутреннего контроля - разработать заключительную программу аудиторской проверки реализации продукции (работ, услуг).

Все регистры взаимосвязаны между собой, а поэтому в них необходимо проверить: полноту и своевременность отражения себестоимости отгруженной продукции (работ, услуг) и выручки от реализации этой продукции; правильность списания себестоимости реализованной продукции (при определении выручки по методу «оплата»), обоснованность и правильность отнесения коммерческих расходов; точность списания торговой наценки пропорционально стоимости продукции по покупным или продажным ценам (регулируется учетной политикой организации); правильность расчета финансовых результатов от реализации каждого вида продукции или оказанных услуг и выполненных работ.

На заключительном этапе проверки аудитор должен установить соответствие данных аналитического учета по реализации продукции (работ, услуг) с данными синтетического учета (журнала-ордера, Главной книги). Взаимной сверкой записей операций по реализации в разных регистрах можно установить точность отражения сумм и правильность корреспонденции счетов по этим операциям.

Типичными ошибками являются следующие:

1. Оценка готовой продукции не соответствует методу оценки, установленному учетной политикой организации.

2. Оценка отгруженной продукции не соответствует методу оценки, установленному учетной политикой организации.

3. Неправильный расчет и отражение в учете отклонений фактической производственной себестоимости готовой продукции от стоимости ее по учетным ценам (при учете готовой продукции по учетным ценам).

4. Отражение в учете как собственной готовой продукции, выработанной из давальческого сырья.

5. Неполное отражение в учете выпущенной продукции.

6. Несвоевременное отражение в учете отгруженной и реализованной продукции.

7. Отсутствие налаженного аналитического учета готовой продукции по местам хранения и отдельным видам готовой продукции.

8. Отсутствие инвентаризаций готовой продукции.

9. Неправильное отражение в учете морально устаревшей, испорченной при хранении готовой продукции.

10. Неверное представление деятельности, с изготовлением продукции из давальческого сырья у давальца-заказчика, как торговой деятельности.

11. Неверное отражение в бухгалтерском учете различных товарно-материальных ценностей как готовой продукции.

 

3. Целью аудита финансовых результатов является выражение мнения о достоверности отражения в учете и отчетности.

Задачами аудита финансовых результатов являются анализ и установление:

– правильности определения и отражения в учете прибыли (убытков) от продаж товаров, продукции, работ, услуг;

– правильности учета прочих доходов и расходов.

Предоставляемые аудитору документы: учредительные документы, протоколы собраний учредителей, приказы, распоряжения, накладные (акты выполненных работ), отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, квитанции и др.), выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложенными первичными документами (счета, платежные поручения, авизо и др.), учетные регистры по счетам 50, 51, 68, 76, 84, 90, 91, 96, 99 и др., главная книга, Отчет о финансовых результатах.

Работы при проведении аудита финансовых результатов можно разделить на три последовательных этапа: ознакомительный, основной и заключительный.

Ознакомительный этап

Основной задачей аудита финансовых результатов является установление правильности определения и отражения в учете прибыли (убытков) от продаж товаров, продукции, работ, услуг. Аудитору следует проверить заключительные записи по итогам отчетного года по счету 90 «Продажи». Необходимо проверить, как закрывается финансовый результат от обычных видов деятельности, т. е. перенесено ли сальдо по счету 90 «Продажи» на счет 99 «Прибыли и убытки».

Необходимо уделить внимание проверке реформации годового баланса. Для этих целей следует использовать следующие счета: 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки».

Поскольку реформация баланса заключается в закрытии счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы», то необходимо установить, произведены ли организацией заключительные записи по итогам года:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» – Кредит 99 «Прибыли и убытки» (что означает прибыль);

Дебет 99 «Прибыли и убытки» – Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» (что означает убыток).

На втором этапе реформации баланса надо проверить закрытие счета 99 «Прибыли и убытки». Сальдо счета 99 «Прибыли и убытки», равное чистой прибыли (или убытку) текущего года, должно быть перенесено на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Основной этап

На основном этапе аудитор, используя метод прослеживания, обобщает результаты процедур, выполненных на ознакомительном этапе, и оценивает влияние выявленных отклонений на следующие показатели отчета о финансовых результатах: выручка, себестоимость, валовая прибыль, коммерческие расходы, управленческие расходы, прибыль (убыток) от продаж.

После этого следует приступить к изучению операций, в результате которых формируются прочие доходы и расходы. Обобщая результаты влияния отклонений по операциям, связанным с выбытием основных средств, нематериальных активов и другого имущества, аудиторам необходимо откорректировать показатели прочих доходов и расходов.

Чтобы выяснить обоснованность отражения в учете соответствующих доходов и расходов, аудиторам сначала следует изучить различные документы, удостоверяющие факт их возникновения и величину.

После этого аудиторы приступают к проверке правильности формирования и использования различных фондов и резервов, создаваемых на предприятии. Эта проверка заключается в тщательном изучении отдельных положений учредительных документов, решений собраний учредителей (собственников), учетной политики. В документах должны быть раскрыты источники формирования и использования таких фондов и резервов.

Затем аудиторы изучают фактический порядок распределения прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после налогообложения, и его соответствие порядку, сформулированному в учредительных документах, учетной политике.

На основании протоколов заседаний общего собрания, учредителей, смет аудиторы проверяют обоснованность расходования средств нераспределенной прибыли, правильность отражения данных операций по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Выявленные ошибки и нарушения аудиторы регистрируют в рабочих документах и определяют их количественное влияние на показатели бухгалтерской отчетности.

Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита финансовых результатов:

• нарушения порядка составления отчета о финансовых результатах в части занижения или завышения показателей, участвующих при формировании отчета;

• неверное отнесение доходов в составе прочих доходов;

• неверное отнесение расходов в составе прочих расходов;

• неправомерное использование прибыли отчетного года;

• неверная корреспонденция счетов при отражении прочих доходов и расходов;

• неверная корреспонденция счетов при отражении некоторых расходов за счет собственных источников через счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Заключительный этап

По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих документов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к области проверки, и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю проверки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.014 с.)