Научно-просветительная деятельность Абу Райхана Беруни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научно-просветительная деятельность Абу Райхана Беруни.



О ранних годах жизни Беруни сведений очень мало. Будущий ученый рано остался сиротой. Об этом он пишет в одном из своих автобиографических стихотворений: «Клянусь аллахом: не знаю я по правде своего родословия. Ведь я не знаю по-настоящему деда, да и как знать мне деда, раз я не знаю отца». Родным языком Бурении был хорезмский, затем он перешел к арабскому персидскому. С ранних лет Беруни проявлял стремление к знаниям. В Кяте в конце 10 века работал известный ученый-математик и астроном Абу Наср Мансур Ибн Ирак, принадлежащий к той же семье Бану Ирак, что и хорезмшах. Способности молодого Беруни привлекли внимание Ибн Ирака, который взял его на содержание, дав ему всестроннее образование. «Труды Абу Насра указывают на то, что его интересовали преимущественно сферическая астрономия и геометрия сферы. В духе этих интересов он воспитал своего ученика Абу Райхана Беруни, для которого данные области математики и астрономии всегда были самыми близкими, как всегда жили в его сердце любовь, благодарная память и глубокое уважение к своему наставнику, воспитателю, а впоследствии коллеге и старшему другу- Абу Насру Мансуру ибн Али ибн Ираку»4

Важный автобиографический материал содержится и во многих поэтических произведениях Беруни, в которых подтверждается его происхождение из простой семьи. С раннего детства Беруни отличался любознательностью. В «Фармакогнозии» он вспоминает, сто по своей природной склонности с самого детства обладал подлинной жаждой знаний. Беруни добивался знаний прежде всего самостоятельно, для чего не жалел ни времени, ни усилий. Он учился всю жизнь и, конечно это было бы невозможным без прочной общеобразовательной базы, обретенной в ранние годы. Под руководством Абу Насра Беруни освоил астрономию, математику со всеми их разделами. Самостоятельно изучил философию и многие языки. Помимо персидского и арабского, Беруни владел греческим языком, сирийским. Он перевел с арабского санскрит «Начала» Евклида.

В своем желании постичь науки Беруни был неутомим. Феноменальная трудоспособность, огромная тяга к науке, проницательный ум- все это вместе привело Беруни к великим достижениям.

В последние годы жизни Беруни работал над двумя большими произведениями- «Собрания сведений для познания драгоценностей», часть «Фармакогнозия» он не дописал.

Умер Абу Райхан Беруни 11 декабря 1048г. в Газне. Всего им было написано более 150 сочинений. Тематически произведения великого ученого распределяются таким образом6 Астрономия- 70 сочинений; математика- 20;история, этнография и история религий- 15; философия-4;литература,библиография и переводы литературных памятников-18. Из всего огромного наследия Абу Райхана Беруни сохранилось только 27 сочинений.5

Идеи Беруни о воспитании и обучении. Райхан Беруни о содержании образования.

На современном этапе общественного развития особое значение приобретают вопросы формирования всесторонне развитой гармонической личности. Неотъемлемая часть этой большой программной задачи - совершенствование содержания образования. Эффективность решения этой проблемы в определенной степени зависит и от того, насколько умело и творческие используются прогрессивные идеи педагогических систем прошлого.

Одна из главных задач состоит в том, чтобы из огромного фонда общественных идей, нравственных норм и культурных традиций отобрать то, что может и должно быть использовано для более качественного воспитания подрастающего поколения.

Наследие выдающегося ученого Беруни представляется огромной сокровищницей, в которой находятся ценные идеи о науке, содержании образования и воспитания.

Мысли Беруни об обучении, его путях и значении встречаются во многих произведениях, они как бы разбросаны по страницам его книг. По нашему мне6нию Беруни об обучении следует рассматривать в следующей классификации: 1)сознательность обучения; 2) наглядностью; 3)системность и последовательность; 4) обоснованность; 5_ связь Теории с практикой; 6)требования к учебнику.

Объективность и беспристрастность ученого, наблюдения, опыты, изучение устных и письменных памятников, критический подход к полученным сведениям, сравнение их с целью установления истины, логическое обобщение фактов в умозаключения, а умозаключений в теорию – вот характерные черты и основы научного метода Беруни. Для его эпохи этот метод был огромным достижением и представлял большую научную ценность. Сам Беруни, руководствуясь этим методом, добился огромных успехов в научной деятельности о сознательности обучения.

Анализ сравнение, логические операции и другие мысли ученого правильны и для настоящего времени, так как в основе обучения современной школы лежит осознанное овладение знаниями. Это значит, что ученик должен иметь не только фонд научных знаний, но и уметь добывать их самостоятельно, а это достигается с помощью мыслительных операций.

Подчеркивая необходимость соединения теории с практикой, Беруни пишет, что врачи имеют наибольшие права на уважение за усилия в совершенствовании своей науки, за то, что они не только «поднимают ее на крыльях теории, но и применяют на практике».

Сочинение Беруни являются учебным пособием по математике, астрономии, географии и другим предметам, предназначенным для первоначального обучения этим наукам.

О последовательности изучаемых предметов в книге «Наука о звездах» Беруни дает следующее объяснения: «Я начал с геометрии, затем перешел к арифметике и числам, затем к устройству вселенной, а затем к приговорам звезд, ибо лишь тот достоин звания звездочета, кто полностью изучил эти четыре науки»6

Беруни подчеркивал важность наглядности в обучении.По его мнению, наглядность делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление. В «Науке о звездах» многие понятия, определения снабжены наглядными чертежами, рисунками и удобными для пользования таблицами. Говоря о необходимости наглядности в процессе обучения, Беруни писал: «Когда привыкнешь представлять себе видимое, легко постепенно перейти мыслимому».

Помимо наглядности, большое значение ученый придает последовательности и систематичности в изложении материала и при его передачи. Так, он считал, что научная деятельность человека бессмысленна без знания первоначал наук: «Однако люди не поручают дела тому, кто лучше с ним справляется. Они восхищаются собой, ныряя за крупицами какой-нибудь науки, и полагают, что смогут (овладеть) остальной ее частью, (исходя) не из ее основ и начал.

Великий ученый считал, что обучение всегда должно строиться на строгой научной основе о научной строгости и точности сведений Беруни упоминает в своих произведениях» Хронология» он подчеркивает, что надо воздерживаться от сообщения неточных сведений, пока не удастся узнать их все, и не добавлять к несомненному сомнительное, а к известному неизвестное.

В другом труде, «Минералогии», Беруни говорит о радости познания: «Истинное наслаждение доставляет лишь то, стремление к чему возрастает тем больше, чем больше человек этим владеет. И таково состояние человеческой души, когда он познает то, чего не знал ранее».

Беруни пишет также о мотивах обучения, наглядных и практических методах, о роли проверки и оценки выполненного труда и полученных знаний, приводя при этом большое количество примеров и высказываний.

Таким образом, Беруни считал, что основу обучения должна составлять строгая научность. Процесс обучения следует строить на принципах наглядности, последовательности и системности. Особое значение в процессе обучения он придавал целенаправленности.

Ценны и мысли Беруни о требованиях к учебникам и учебным пособиям: научность, ясность, доступность.

Так как в научном наследии бурении нет специальных трудов,характеризующих его педагогические взгляды, их выявление и систематизация представили большую сложность. Идеи Беруни о содержании образования позволяют утверждать, что во времена ученого они, несомненно, имели огромное прогрессивное значение, а многие из них лежат и в основе современной дидактики.

 

Литература основная:

1. Булгаков П.Г. Жизнь и труды Беруни.- Ташкент, Фан.1972.

2. Давлетшин М.Г. Психологические основы нравственного воспитания.-Ташкент:1975.

3. Насыров А. Список трудов Бируни - великий ученый средневековья.-Ташкент.1950.

5. Нурутдинова З. Г. Педагогические идеи Абу Райхана Беруни.- Ташкент. Изд. «Фан».1989.

Литература дополнительная:

  1. Рахимов С.Р. Педагогические идеи Абу Али Ибн Сины. Автореф.дис.пед.наук. Ташкент.1964.
  2. Шарипов А. Великий мыслитель Беруни.-Ташкент, Узбекистан.1972
  3. Булгаков П.Г. Жизнь и труды Беруни.- Ташкент, Фан.1972.
  4. Беруни. Наука о звездах.с.21.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.224.103 (0.007 с.)