Тема 2: Проблемы цикличного развития науки.Наука и просвещённость народа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2: Проблемы цикличного развития науки.Наука и просвещённость народа.



1. Основные составляющие ислама и православия.

2. Творчество акынов, жырау.

4. Использование понятий из политологии, философии и многих других основополагающих дисциплин в творчестве акынов.

5. Асан Кайгы и Казтуган-жырау

Устное народное творчество казахов, уходящее своими корнями в глубокую древность, этническую историю, представлено героическими сказаниями, лирико-эпическими поэмами, преданиями, легендами, создаванными преимущественно на основе пережитых народом исторических событий. Первоисточниками их могли быть краткие повествования о подвиге людей, отличившихся воинской доблестью, рассказы о несчастной трагической любви молодых, бросивших вызов несправедливости, здоровая стихия народной фантазии, проявлявшаяся в борьбе с силами природы.

Они глубоко патриотичны в своем содержании, поэтичны в изложении, пронизаны призывом к единству, стойкости духа, настойчивости, упорству во имя достижения поставленной цели.

Как в капле воды отражены в них судьбы народа, его мудрость, отношение к окружающему миру. Казахский фольклор уникален, он включает в себя свыше сорока жанровых разновидностей, значительная часть которых характерна только для казахского устного народного творчества. Он неисчерпаем: здесь есть не только героические сказания, лирико-эпические поэмы, предания, легенды, частушки, любовные и обрядовые песни, философские размышления, посвящения, поучительные сказки, но и остроумные поговорки, загадки, афоризмы, пословицы, прощальные, колыбельные и погребальные напевы, заговоры и заклинания, дающие полное представление о народном бытие, народном миропонимании казахов.

Разнообразны формы народного стихосочинительства. Это связано с тем, что ни одно событие, ни один праздник в казахской семье не обходился без песни. На свадьбах, например, исполнялся “Жар-жар” - проводы невесты в форме хорового пения с ведущими как со стороны девушек, так и со стороны парней - сверстников новобрачных. Другая ритуальная песня “Сынсу” - прощание с родным очагом - исполнялась невестой перед выездом свадебной процессии из аула. В ауле жениха певцом-песенником исполнялась третья ритуальная песня “Беташар” для ознакомления невесты с его родственниками. Характеризуя в стихах каждого из почтенных родственников, он призывал невесту отдать поклон в его честь, относиться к нему уважительно, как подобает достойной невестке.

“Жоктау” - плач по усопшему. По установившейся традиции его исполняли женщины на поминках, устраиваемых в день смерти родича, в день его похорон, через семь дней, сорок дней, год и четыре года после смерти.

Все это результат усилий безымянных творцов казахского фольклора, шлифовавших исконно народные произведения на протяжении веков. В силу того обстоятельства, что они передавались из уста в уста, из поколения в поколение, эти произведения изменялись и дополнялись.

Единение народа - главная цель всех героических сказаний, главными персонажами которых выступают батыры. Их жены оказываются в роли умных помощниц, советчиц, как, например, Кортка в “Кобланды”, Акжунус в “Ер-Таргыне”, наравне с мужьями разделяют все невзгоды жизни, ведут борьбу. Герои терпят невероятные трудности, лишения, но в конце концов выходят победителями.

Лирико-эпические поэмы “Кыз-Жибек”, “Козы-Корпеш - Баян-Сулу” сходны между собой по содержанию, по теме и развертыванию событий, для их жанра характерны социально-бытовая направленность, любовная лирика. А в поэме “Айман-Шолпан” все явления жизни и быта тогдашнего казахского общества изображаются реально, без особой гиперболичности.

В лирико-эпических поэмах, не жалея красок, с особенной любовью авторы воспевают красоту девушки, находят ей сравнения и эпитеты из окружающей среды.

Будто белый сокол, она

На перчатке ловчей была.

Несомненной красотой,

Словно утренний снег бела.

Так воспевается красота девушки в поэме “Камбар и Назым”.

Разнообразна тематика казахской сказки, особенно волшебной, представляющей во многом синкретическую форму. Здесь можно обнаружить наряду с волшебными повествованиями космогонические, генеалогические, топонимические сказания, предания, легенды. Популярными героями казахских сказок являются Алдар-Косе и Жиренше - острословы и шутники, которые ловко проводят своих противников.

Пословицы, поговорки, загадки, афоризмы у казахов несут в себе большую воспитательную нагрузку.

Выдающимся памятником устного народного творчества является “Кырык отирик” - “сорок небылиц”, не поддающийся до сих пор точному переводу на русский и другие языки. Жесток нрав ханов-властелинов. Один из них то ли из-за безделья, то ли из честолюбия извещает своих подданных, что тот, кто составит неправдоподобный рассказ и споет сорок куплетов стихов-небылиц собственного сочинения, будет достоин руки его единственной дочери и сана великого везира. Многие сложили головы из-за правдоподобия сказанного. И лишь мальчик-пастушок выходит победителем из этого испытания и вознаграждается за ум, находчивость за сорок своих небылиц.

Распространителями и популяризаторами народного творчества в прошлом были:

жыршы - сказитель, который мог спеть целую поэму на память, пользуясь при этом традиционными приемами народного исполнительства, импровизации, демонстрируя одновременно виртуозную игру на народных инструментах. Таким был Мурын-жырау (1860-1954), владевший феноменальной памятью, талантом актера “театра одного исполнителя”, пел на память и эмоционально рассказывал содержание целой серии эпических поэм “О сорока батырах” - памятника устного народного творчества XIV-XVII вв., записи которых хранятся ныне в редком фонде Национальной Академии наук Казахстана;

анши - певец, достигший высоты исполнительного мастерства на народной основе. Такими были Биржан-сал, Ахан-серэ, Балуан-шолак, Мади, Ибрай и др. А вот Амре Кашаубаеву - выдающемуся казахскому певцу суждено было спеть на домбре такие сложные, требующие сценического воплощения и высокого профессионального мастерства песни как “Агаш аяк”, “Жалгыз арша”, “Смет”, “Уш дос” на Всемирных выставках в Париже (1925), во Франкфурте-на-Майне (1927);

акын - певец, обладающий искусством импровизации.

Большой популярностью всегда пользовались айтысы акынов - поэтические состязания певцов-импровизаторов, которые собирались большое количество любителей народной поэзии. На айтысе с представителем противоположной стороны акын восхвалял свой род, его людей, мгновенно слагая свои импровизации. Другой тоже приводил в пример достоинство и доблести своих сородичей, их щедрость и сердечность. Приз доставался тому, кто выходил победителем из этого состязания в стихах.

Большой популярностью среди народа пользовался среди народа великий казахский акын Жамбыл (1846-1945).

        Казтуган-жырау Суюниш-улы родился в начале XV века на берегах Волги, в нынешней Астраханской области. В то время происходило отделение Казахского ханства от Золотой Орды, и Казтуган-жырау во главе подвластных ему родов покинул берега Волги и вошел в состав нового ханства.

В своих стихотворениях-толгау Казтуган-жырау воспевал исторические события в родной степи, смелых и мужественных батыров, отдавших свои жизни за спасение народа. Сохранилось предание о том, как однажды в степи состоялся большой пир, и певцы, жырау устроили песенные состязания. Самый почетный жырау Асан-Кайгы сказал Казтугану:
-Говори, жырау!

И Казтуган не заставил себя долго ждать. В этот раз он пел о давно минувших временах, о нашествии Чингиз-хана на степь. Словно искусный иноходец, начал он свой «бег» через века и события, постепенно убыстряя темп. Словно завороженные, слушали люди красивую, сильную его песню.

-Живи тысячу лет, дорогой наш жырау! - говорили они с благодарностью Казтугану. А седобородый Асан-Кайгы сказал:

-Я верю в тебя, мой жырау! Мне кажется, что ты не показал и малой доли своего великого умения.

Позднее многие поэты и певцы считали за честь исполнять произведения Казтугана, а многие строчки из его толгау стали пословицами.

Казтуган-жырау очень любил природу, умел ценить ее красоту. В толгау "Степная земля бесконечна, как время" выражены его чувства к родной стороне, которую он вынужден был оставить.

            

Тема 3:.Методические основы определения уровня развития науки в различных странах мира.

1. Научно – познавательный элементы, присутствующие в устном народном творчестве: былях, сказках, легендах.

2. Основная направленность данных произведений.

3. Первые публикации о казахской сказке (20-е годы: работы профессора Фалеева П. А. и М. Ауэзова).

Устная поэзия казахского народа — один из важных разделов курса казахской литературы 9-10 классов русской школы, Здесь учитель найдет большой художественной силы материал для идейного воспитания учащихся, для развития самостоятельности их суждений, мышления, оценок.

Вводное занятие по народному поэтическому творчеству имеет целью определить значение изучения самого предмета, богатство его содержания, многообразие жанрового состава, показать своеобразие истории Казахстана, национального быта, развитие фольклорных жанров в советское время.

Учащиеся уже знают, что народное искусство слова — песни, пословицы, загадки, сказки, эпос, легенды — обычно называют фольклором. В переводе с английского это значит «народная мудрость, знание». Возникшие в глубокой древности произведения казахского устного народного творчества и в настоящее время бытуют в повседневной жизни. В их появлении исключительное значение имел труд, который двигал вперед человеческую мысль. Именно труд вызвал к жизни первые песни. Они облегчали тяжелую работу людей, внося в нее четкий ритм.

Эпос

      Из всех видов народных произведений в учебнике подробнее представлен эпос. Учащиеся уже знают по теории литературы и русскому фольклору, что эпос — один из трех основных родов поэзии (эпос, лирика, драма), литературно-художественное произведение объективно-повествовательного характера. В собственно специфическом смысле эпосом называются преимущественно древние сказания. Многие народы имеют эпос, наиболее известны, например, гомеровские поэмы «Одиссея» и «Илиада». Из германского эпоса наиболее известна «Песнь о Нибелунгах», французского — «Песнь о Роланде», скандинавского — «Эдда», финского

      — «Калевала». К категории эпоса относятся такие произведения русской литературы, как «Слово о полку Игореве», «Задонщина», былины, казахской — «Кобланды-батыр», «Ер-Таргын» и целый цикл народных произведений, есть киргизский монументальный эпос «Манас», калмыцкий «Джангар» и другие. Ряд учащихся, возможно, и читали некоторые из этих эпических произведений, большинство их них опубликовано в 200-томной «Библиотеке всемирной литературы».

      Из рассказа о содержании казахского эпоса, его возникновении и развитии учащиеся найдут немало нового, интересного и поучительного, узнают о связи казахского эпоса с историческими событиями, об их корнях, об образах, об отражении многочисленных сторон жизни казахского народа в прошлом, о необычайной выразительности художественных средств. Героический эпос

      — это сюжетное стихотворное повествование о жизни и ратных подвигах богатырей, батыров, обладавших необычайной силой, защищавших племена, отдельные роды от набегов чужеземцев, спасавших народ от тяжелых бедствий.

      Появление героического эпоса обусловлено ходом исторических событий жизни казахского народа, обитавшего на огромной территории, ведущего кочевой образ жизни, постоянно боровшегося с иноземными захватчиками и внутренними насильниками, угнетателями. Героический эпос — это явление искусства, поднимающееся до больших исторических обобщений. В казахском героическом эпосе наряду с обычными для эпоса фантастикой и героизацией отражены исторические события. Трудно установить связи эпических памятников с определенными историческими событиями, конкретными историческим лицами, но тем не менее содержание некоторых из них позволяет говорить о приблизительном времени их происхождения и бытования, об отражении в них определенного периода истории казахского народа.

      Самый древний пласт казахского героического эпоса относится к VIII-Х вв., к эпохе разложения патриархально-родовых отношений. Нарушение межплеменной замкнутости, этническая консолидация племен, возникновение преданий о межплеменных войнах, переселениях, о вождях и влиятельных людях положены в основу эпоса. В процессе формирования и развития эпического стиля повествований сказания циклизовались, отшлифовывались вокруг имен крупных богатырей. Не случайно в ряде эпических сказаний сообщается происхождение богатырей: Кобланды — родом кара-кипчак, Алпамыс — из рода конрат, Камбар — из ногайлы и др.

 

Эпос об Алпамысе, отражая раздробленность патриархальнофеодального общества, выражает идею о необходимости единства народа. Когда в ХV-ХVI вв. ослабленная междоусобицами Золотая Орда распалась и началось сложение казахской народности, государственности, на казахскую землю напали джунгарские феодалы. Особенно сильно они притесняли казахов с середины XVII века, а в 1723 году последовало нападение джунгарско-калмыцких войск. К этой эпохе героической борьбы с джунгарами и калмыками и относится окончательное сложение героического эпоса. Именно в это беспокойное историческое время создано большинство эпических произведений.

Борьба между казахскими ханствами и противоречия между ханами и трудовым народом отражены в эпических поэмах «Ер-Таргын» и «Ер-Кокше».

В более поздних- эпических произведениях «Карабек», «Утеген-батыр», «Аркалык-батыр» героическая тема глубже связывается с классовой, социально-политической борьбой, с общественными конфликтами в казахской степи. В эпосе «Аркалык-батыр» выражено настроение казахского народа накануне и во время присоединения Казахстана к России, дан образ Батыра, думающего о судьбе своего народа и ищущего поддержки у русского государства.

      Не все эпические произведения носят народный, прогрессивный характер. Некоторые из эпических песен сложены в угоду классовым интересам феодальной знати, ханов, султанов. Например, эпическая песня «Урак-Мамай» выражает в основном интересы феодалов, восхваляет ханов как защитников земли. Реакционные сказители или акыны иногда перерабатывали народные произведения в нужном для них направлении, создавали новые варианты. Одним из произведений, претерпевших существенные идейные изменения, является эпос «Шора-батыр».

      В народных эпических произведениях общественные мотивы преобладают над личными. В образах батыров выражены патриотические идеи. Они борются против завоевателей, отражают их нападения. Камбар-батыр, например, воюет с калмыками, освобождает из-под ига девяносто дворов бедняков и весь ногайлин-ский край. Кобланды-батыр сражается с иноземными врагами, поработившими его родителей, семью, весь кипчакский род, Алпамыс-батыр воюет с калмыцким ханом, разорившим родину в его отсутствие. Есть эпические песни, отражающие совместное выступление батыров казахских племен против калмыков. Сюжеты некоторых эпических произведений являются общими для народов Средней Азии и Казахстана. Так, эпос «Алпамыш» широко распространен у казахов, узбеков и каракалпаков; «Кер-Оглы» — у азербайджанцев, таджиков, казахов, узбеков, туркмен, каракалпаков; в киргизском эпосе «Манас» есть казахский батыр Ер-Кокше. При анализе произведений «Кобланды-батыр» и «Козы-Корпеш и Баян-слу» важно, чтобы учащиеся запомнили не только сюжетную канву произведений, но и систему художественных образов, их функцию, описания реалий казахской жизни и быта в прошлом, работали над текстом. Разнообразную текстологическую работу могут провести учащиеся вне класса, дома. Интересно и полезно после или во время изучения эпоса посмотреть постановку в Казахском драматическом театре им. М.О.Ауэзова пьесы «Козы-Корпеш-Баян-сулу» и организовать коллективный просмотр двухсерийного кинофильма «Кыз-Жибек». Перед этим учитель укажет ученикам, на что следует обратить внимание. Народные эпические произведения, если они хорошо прочитаны и изучены, не могут оставить учащихся равнодушными, они смогут понять их ценность, которая заключается в отражении картин народной жизни, борьбы, быта, мыслей и стремлений, в раскрытии веры в справедливость и счастье, в победу добра над злом. Учащиеся приходят к выводу о том, что многие идеи эпоса общие для творчества всех народов, однако каждый народ выражает их в своих национальных формах, складывающихся веками, обусловленных особенностями истории и быта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.019 с.)