Кафедра «Инженерная химия и естествознание» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра «Инженерная химия и естествознание»



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

Кафедра «Инженерная химия и естествознание»

 

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Учебное пособие

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2011

ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА.

 

История науки свидетельствует, что естествознание, возникшее в ходе научной революции XVI - XVII вв., было связано долгое время с развитием физики. Именно физика была и сегодня наиболее развитой и систематизированной естественной наукой. Поэтому, когда возникло мировоззрение европейской цивилизации Нового времени, складывалась классическая картина мира, естественным было обращение к физике, ее концепциям и аргументам, во многом определившим эту картину. Степень разработанности физики была настолько велика, что она могла создать собственную физическую картину мира, в отличие от других естественных наук, которые лишь в XX веке смогли поставить перед собой эту задачу (создание химической и биологической картин мира).

Понятие «физическая картина мира» употребляется давно, но лишь в последнее время оно стало рассматриваться не только как итог развития физического знания, но и как особый самостоятельный вид знания - самое общее теоретическое знание в физике (система понятий, принципов и гипотез), служащее исходной основой для построения теорий. Физическая картина мира, с одной стороны, обобщает все ранее полученные знания о природе, а с другой - вводит в физику новые философские идеи и обусловленные ими понятия, принципы и гипотезы, которых до этого не было и которые коренным образом меняют основы физического теоретического знания: старые физические понятия и принципы ломаются, новые возникают, картина мира меняется.

Развитие самой физики непосредственно связано с физической картиной мира. При постоянном возрастании количества опытных данных картина мира весьма длительное время остается относительно неизменной. С изменением физической картины мира начинается новый этап в развитии физики с иной системой исходных понятий, принципов, гипотез и стиля мышления. Переход от одного этапа к другому знаменует качественный скачок, революцию в физике, состоящую в крушении старой картины мира и в появлении новой. В пределах данного этапа развитие физики идет эволюционным путем, без изменения основ картины мира. Оно состоит в реализации возможностей построения новых теорий, заложенных в данной картине мира. При этом она может эволюционировать, достраиваться, оставаясь в рамках определенных конкретно-физических представлений о мире.

Ключевым в физической картине мира служит понятие «материя», на которое выходят важнейшие проблемы физической науки. Поэтому смена физической картины мира связана со сменой представлений о материи. В истории физики это происходило два раза. Сначала был совершен переход от атомистических, корпускулярных представлений о материи к полевым - континуальным. Затем, в XX веке, континуальные представления были заменены современными квантовыми. Поэтому можно говорить о трех последовательно сменявших друг друга физических картинах мира.

 

МЕХАНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА.

Она складывается в результате научной революции XVI -XVII вв. на основе работ Г. Галилея и П. Гассенди, восстановивших атомизм древних философов, исследований Декарта и Ньютона, завершивших построение новой картины мира, сформулировавших основные идеи, понятия и принципы, составившие механическую картину мира.

Основу механической картины мира составили:

во-первых, атомизм, согласно которому весь мир, включая и человека, представляет собой совокупность огромного числа неделимых частиц - атомов, перемещающихся в пространстве и времени;

во-вторых, три закона динамики, сформулированные Ньютоном в 1687 году.

Ключевым понятием механической картины мира было понятие движения.

Механическое движение – простейшее форма движения материи, которое состоит в перемещении тел или их частей друг относительно друга.

Совокупность неподвижных друг относительно друга тел, по отношению к которым рассматривается движение, и отсчитывающих время часов образует систему отсчета.

Движение одного и того же тела относительно различных систем отсчета может иметь разный характер. Для примера представим себе набирающий скорость поезд. Пусть по коридору одного из вагонов этого поезда идет с постоянной скоростью пассажир. Тогда движение пассажира относительно вагона будет равномерным, а относительно поверхности земли ускоренным.

Типичная задача механики заключается в том, чтобы, зная состояние системы в некоторый начальный (или конечный) момент времени, а также законы, управляющие движением, определить состояние системы во все последующие (или предыдущие) моменты времени.

Тело, размерами которого в условиях данной задачи можно пренебречь, называется материальной точкой, а некоторая линия, которую при своем движение она описывает, называется траекторией.



 

 

Пусть материальная точка переместилась вдоль некоторой траектории из точки 1 в точку 2. Расстояние между точками 1 и 2, отсчитанное вдоль траектории, называется путем (s), пройденным частицей. Прямолинейный отрезок, проведенный из точки 1 в точку 2, называется перемещением (r12) частицы.

 


Вспомним уравнение равномерного прямолинейного движения (v=const):

 

x(t) = xo + vxt,

где x(t) – координата тела в момент времени t;

  xo – начальная координата тела при t = 0

   vx – проекция вектора скорости  на ось OX, совмещенную с траекторией прямолинейного движения тела.

Полагая |x-x0| = s, получим формулу пути, пройденного телом со скоростью v в случае прямолинейного равномерного движения без изменения направления скорости:

s = v·t

Подобным образом были предложены уравнения для других видов поступательного и вращательного движений, которые и в настоящее время рассматриваются в разделе физики «Кинематика механического движения». Кинематика дает описание движения тел, не затрагивая вопроса о том, почему тело движется именно так (например, равномерно по окружности, или равномерно-ускоренно по прямой), а не иначе.

Динамика изучает движение тел в связи с теми причинами (взаимодействия между телами), которые обусловливают тот или иной характер движения. Вспомним три основных закона динамики и закон всемирного тяготения, сформулированные Исааком Ньютоном.

Первый закон Ньютона:

Всякое тело сохраняет состояние покоя или прямолинейного и равномерного движения до тех пор, пока в результате воздействия других тел это состояние не изменится.

Второй закон Ньютона (основной закон динамики материальной точки):

Ускорение, приобретаемое телом в инерциальной системе отсчета, прямо пропорционально силе, действующей на тело и обратно пропорционально его массе:

Третий закон Ньютона:

Силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению:

.

 

Первый закон Ньютона утверждает, что состояние покоя или равномерного прямолинейного движения не требует для своего поддержания каких-либо внешних воздействий. В этом проявляется особое динамическое свойство тел, называемое инертностью. Соответственно первый закон Ньютона называют также законом инерции, а движение тела, свободного от внешних воздействий – движением по инерции. Системы отсчета, по отношению к которым выполняется закон инерции, называются инерциальными системами отсчета, а мерой инертности тела является масса тела. Чем больше инертность тела, а следовательно, и его масса, тем меньшее ускорение оно должно приобретать под действием одной и той же силы.

Учитывая, что в ньютоновской механике масса материальной точки не зависит от времени, а ускорение a = , где v – скорость точки, то уравнение основного закона динамики материальной точки можно переписать:

 

или

 

Величина p, равная произведению массы материальной точки на ее скорость, называется импульсом материальной точки. В теоретической механике вектор mv называется количеством движения. Импульс материальной точки – одна из важнейших ее динамических характеристик.

Основной закон динамики материальной точки утверждает, что скорость изменения импульса материальной точки равна действующей на нее силе.

В этом утверждении и состоит, согласно современной терминологии, содержание второго закона Ньютона. Основной закон динамики материальной точки выражает принцип причинности в классической механике, так как устанавливает однозначную связь между изменением с течением времени состояния движения и положения в пространстве материальной точки и действующей на нее силой.

Универсальным свойством тел является тяготение.


Закон всемирного тяготения:

Сила взаимного притяжения двух тел прямо пропорциональна произведению масс этих тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

G – гравитационная постоянная,

 


Решая проблемы взаимодействия тел, Ньютон предложил принцип дальнодействия. Согласно этому принципу взаимодействие между телами происходит мгновенно на любом расстоянии, без каких-либо материальных посредников.

Концепция дальнодействия тесно связана с пониманием пространства и времени как особых сред, вмещающих взаимодействующие тела. Ньютон предложил концепцию абсолютного пространства и времени. Пространство представлялось большим «черным ящиком», вмещающим все тела в мире, но если бы эти тела вдруг исчезли, пространство все равно бы осталось. Аналогично, в образе текущей реки, представлялось и время, также существующее абсолютно независимо от материи.

На основе механической картины мира в XVIII - начале XIX вв. была разработана земная, небесная и молекулярная механика. Быстрыми темпами шло развитие техники. Это привело к абсолютизации механической картины мира, к тому, что она стала рассматриваться в качестве универсальной.

В это же время в физике начали накапливаться эмпирические данные, противоречащие механической картине мира. Так, наряду с рассмотрением системы материальных точек, полностью соответствовавшей корпускулярным представлениям о материи, пришлось ввести понятие сплошной среды, связанное по сути дела, уже не с корпускулярными, а с континуальными представлениями о материи. Так, для объяснения световых явлений вводилось понятие эфира - особой тонкой и абсолютно непрерывной световой материи.

В XIX в. методы механики были распространены на область тепловых явлений, электричества и магнетизма. Казалось бы, это свидетельствовало о больших успехах механического понимания мира в качестве общей исходной основы науки. Но при попытке выйти за пределы механики материальных точек приходилось вводить все новые искусственные допущения, которые постепенно готовили крушение механической картины мира. Аналогично световым явлениям, для объяснения теплоты, электричества и магнетизма вводились понятия теплорода, электрической и магнитной жидкости как особых разновидностей сплошной материи.

Хотя механический подход к этим явлениям оказался неприемлемым, опытные факты искусственно подгонялись под механическую картину мира. Попытки построить атомистическую модель эфира продолжались еще и в XX веке.

Эти факты, не укладывающиеся в русло механической картины мира, свидетельствовали о том, что противоречия между установившейся системой взглядов и данными опыта оказались непримиримыми. Физика нуждалась в существенном изменении представлений о материи, в смене физической картины мира.

 

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

К разделу «механическая картина мира»

Пример 1. Радиолокатор ГИБДД засек координаты машины X 1 = 70 м и Y 1 = 90 м. Через 2 с координаты машины изменились: X 2 = 100 м и Y 2 = 80 м. Превысил ли водитель автомашины допустимую скорость 60 км/ч?

Вычислим перемещение машины за 2 секунды по формуле:

S =  , где S – перемещение машины, (м), X1,Y1 – первоначальные координаты машины (м), X2,Y2 – координаты машины, через 2 секунды (м)

S =  =  = 31,622 м

V =  =  = 15,811 м/с = 56, 92 км /ч

Пример 2. Как изменится сила притяжения между двумя телами, если масса каждого из них утроится?

Закон всемирного тяготения: Сила взаимного притяжения двух тел прямо пропорциональна произведению масс этих тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними:

Математическое выражение закона:

F = G  (Н), где m1, m2 – массы взаимодействующих тел; (кг), R – расстояние между телами; (м), G – гравитационная постоянная,

При увеличении массы каждого из тел в три раза, сила притяжения соответственно увеличится в девять раз.

К разделу «электромагнитная картина мира».

Пример 3. Найти силу взаимодействия (мкН) двух точечных электрических зарядов 1 нКл и 4 нКл, если расстояние между ними 2 см.

k = 9 * 109 Н * м2/Кл2

Сила взаимодействия между двумя точечными зарядами определяется согласно закону Кулона:

Сила взаимодействия двух точечных неподвижных заряженных тел в вакууме прямо пропорциональна произведению модулей заряда и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

Математическое выражение закона:

F = k , где k- коэффициент пропорциональности, численно равный силе взаимодействия единичных зарядов на расстоянии, равном единицы длины. q1,q2 – величина зарядов, (Кл), r – расстояние между зарядами, (м)

Подставляя значения, получаем:

F = k  = 9 · 109 ·  =  = 9 · 10-5 Н = 90мкН

Пример 4. Собственная длина стержня равна 1 м. Определить его длину (м) для наблюдателя, относительно которого стержень перемещается со скоростью 0,6с, направленной вдоль стержня.

Согласно одному из следствий, вытекающих из постулатов теории относительности, расстояние не является абсолютной величиной, а зависит от скорости движения тела относительно данной системе отсчета. Обозначим через lo длину стержня в системе отсчета К, относительно которой стержень покоится. Тогда длина l этого стержня в системе К1, относительно которой стержень движется со скоростью v, определяется формулой:

l = l0 , где с- скорость света, м/с.

Тогда длина стержня, согласно условию задачи составит:

l = l0 = 1  =  = 0,8 м

Пример 5. Какое время пройдет на Земле (лет), если в ракете, движущейся со скоростью 0,99с относительно Земли, пройдет 11 лет?

Пусть интервал времени между двумя событиями, происходящими в одной и той же точке инерциальной системы К, равен to. Тогда интервал t между этими же событиями в системе отсчета К1, движущейся относительно системы К со скоростью v, равен:

t = , где с – скорость света, м/с

Подставляя данные условия задачи, получаем:

t =  =  =  =  = 78 лет

Пример 6. Какая энергия (ТДж) выделилась бы при полном превращении 1 г вещества в материю в виде поля?

Согласно формуле Эйнштейна, тело обладает энергией и при скорости, равной нулю. Это энергия покоя:

E = mc2

Любое тело уже только благодаря факту своего существования обладает энергией, которая пропорциональна массе покоя.

С учетом условий задачи получаем:

E = mc2 = 0,001 · (3 · 108)2 = 10-3  · 9· 1016 = 9·1013 Дж = 90ТДж

К разделу «квантово-полевая картина мира».

Пример 7. На один квадратный метр поверхности тела падает за 1 с 105 фотонов с длиной волны 500 нм. Определить световое давление (н/м2), если все фотоны поглощаются телом.

Давление от нескольких фотонов на площадь поверхности

P = ,

Где F – сила давления от нескольких фотонов, (Н), s – площадь поверхности, (м2),

С точки зрения квантовой теории давление появляется благодаря передаче телу импульсов фотонов при их поглощении.

Импульс фотонов

p = , (кг·м)/c, где h – постоянная Планка, 6,63·10-34 (Дж·с); λ – длина волны, м

Сила давления от нескольких фотонов за единицу времени:

F = ·n, H где p – импульс фотона, (кг·м)/c, t – время, (с), n – число фотонов за единицу времени

Подставляя в выражение

P =  = ·n·s =  =  = 0,01324·10-20 =1,324 * 10-22 (н/м2)

Пример 8. На каждый квадратный сантиметр черной поверхности ежесекундно падает 2,8 * 1017 квантов излучения с длиной волны 400 нм. Какое давление (Па) создает это излучение на поверхность?

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

К РАЗДЕЛУ “ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА”

№ вар. Задание 1
1 Можно ли Луну считать материальной точкой при измерении ее диаметра, при посадке космического корабля на ее поверхность, при определении скорости ее движения вокруг Земли? Ответ поясните.
2 В каких случаях человека можно считать материальной точкой: человек выполняет гимнастические упражнения, человек совершает путешествие на пароходе, при измерении роста этого человека. Ответ поясните.
3 В каких случаях тело можно принять за материальную точку: когда вычисляют давление автомобиля на грунт, определяют положение самолета, выполняющего рейс из Петербурга в Москву, человек идет из дома на работу. Ответ поясните.
4 Можно ли считать хоккеиста материальной точкой, когда он бежит от середины поля к воротам противника, отбирает шайбу у противника, спорит с судьей. Ответ поясните.
5 Основные законы механики относятся к произвольным телам, к материальным точкам. Ответ поясните.
6 В каких случаях тело можно принять за материальную точку: когда определяют скорость движения Марса вокруг Солнца, при изучении вращения волчка, при определении высоты стены.
7 Можно ли считать футболиста материальной точкой, когда он бежит к воротам, врач оказывает ему помощь, отбирает мяч у противника.
8 В каких случаях локомотив можно рассматривать как материальную точку: когда он движется из Выборга в Санкт-Петербург, когда он стоит на ремонте в депо, когда он сталкивается с автомобилем на железнодорожном переезде.
9 Путь или перемещение почтальона равно нулю, когда он, доставив вам телеграмму, вернулся на почту. Ответ обоснуйте.
10 Путь или перемещение мы оплачиваем при поездке в такси. Ответ обоснуйте.
11 Путь или перемещение мы оплачиваем при поездке на метро? Ответ обоснуйте.
12 Путь или перемещение мы оплачиваем при поездке на самолете. Ответ обоснуйте.
13 .Путь или перемещение мы оплачиваем при поездке на теплоходе? Ответ обоснуйте.
14 Путь или перемещение мы оплачиваем при поездке на поезде. Ответ обоснуйте.
15 В будний день автобус до возвращения в гараж сделал больше рейсов, чем в воскресенье. В какой из дней автобус проехал больший путь? Ответ обоснуйте.
16 В будний день автобус до возвращения в гараж сделал больше рейсов, чем в воскресенье. В какой из дней автобус совершил большее перемещение? Ответ обоснуйте.
17 Мальчик подбросил мяч вверх и снова поймал его. Считая, что мяч поднялся на высоту 2,5 м, найдите путь мяча.
18 Мальчик подбросил мяч вверх и снова поймал его. Считая, что мяч поднялся на высоту 3,5 м, найдите перемещение мяча.
19 Известно, что траектории двух материальных точек пересекаются. Столкнуться ли эти точки? Ответ обоснуйте.
20 При каком типе движения материальной точки длины пути и перемещения одинаковы.
21 В одной системе отсчета точка движется по прямой, а в другой – по окружности. Приведите пример такого движения.
22 Какую траекторию при движении автомобиля описывает центр его колеса: относительно прямолинейного отрезка дороги; относительно точки обода колеса; относительно корпуса автомобиля.
23 Эскалатор метрополитена поднимает неподвижно стоящего на нем пассажира в течении одной минуты. По неподвижному эскалатору пассажир поднимается за три минуты. Сколько времени будет подниматься пассажир по движущемуся эскалатору?
24 При каком условии пароход, плывущий против течения, будет иметь постоянную скорость? Ответ обоснуйте.
25 В вагоне прямолинейно и равномерно движущегося поезда, мальчик выпустил из рук мяч. Где он упадет? Ответ обоснуйте.
26 Мальчик прыгает с нагруженной баржи на берег. Почему практически не заметно движение баржи в сторону противоположную прыжку? Ответ обоснуйте.
27 Мяч, лежащий неподвижно на столе вагона движущегося равномерно поезда, покатился вперед по направлению движения поезда. Какое изменение в движении поезда произошло? Ответ обоснуйте.
28 Как изменяется скорость тела, движущегося под действием постоянной силы? Ответ обоснуйте.
29 Почему мяч, брошенный вертикально вверх, падает на землю? Ответ обоснуйте.
30 Путь или перемещение водителя такси равно нулю, когда он, доставив вас к месту назначения, вернулся обратно в гараж. Ответ обоснуйте.

 

№ вар. Задание 2
1 Как изменится сила притяжения между двумя телами, если масса одного из них удвоится? Ответ поясните.
2 Как изменится сила притяжения между двумя телами, если масса каждого из них удвоится? Ответ поясните.
3 Как изменится сила притяжения между двумя телами, если масса одного из них уменьшится в два раза? Ответ поясните.
4 Как изменится сила притяжения между двумя телами, если масса каждого из них уменьшится в два раза? Ответ поясните.
5 Как изменится сила притяжения между двумя телами, если масса одного из них утроится? Ответ поясните.
6 Как изменится сила притяжения между двумя телами, если масса каждого из них утроится? Ответ поясните.
7 Как изменится сила притяжения между двумя телами, если масса одного из них уменьшится в три раза. Ответ поясните.
8 Как изменится сила притяжения между двумя телами, если масса каждого из них уменьшится в три раза? Ответ поясните.
9 Как изменится сила притяжения между двумя телами, если расстояние между ними удвоится?
10 Как изменится сила притяжения между двумя телами, если расстояние между ними утроится?
11 Как изменится сила притяжения между двумя телами, если расстояние между ними уменьшится на половину?
12 Как изменится сила притяжения между двумя телами, если масса каждого из них уменьшится в четыре раза?
13 Как изменится сила притяжения между двумя телами, если масса одного из них увеличится в четыре раза?
14 Как изменится сила притяжения между двумя телами, если масса каждого из них увеличится в четыре раза?
15 Как изменится сила притяжения между двумя телами, если масса одного из них уменьшится в четыре раза?
16 Как изменится сила притяжения между двумя телами, если масса одного из них уменьшится в пять раз?
17 Как изменится сила притяжения между двумя телами, если масса каждого из них уменьшится в пять раз?
18 Как изменится сила притяжения между двумя телами, если расстояние между ними утроится?
19 Как изменится сила притяжения между двумя телами, если расстояние между ними уменьшится в три раза?
20 Как изменится сила притяжения между двумя телами, если расстояние между ними уменьшится на половину (выберите правильный ответ)?
21 Как изменится сила притяжения между двумя телами, если масса одного из них уменьшится в пять раз? Ответ поясните.
22 Как изменится сила притяжения между двумя телами, если масса каждого из них уменьшится в два раза? Ответ поясните.
23 Как изменится сила притяжения между двумя телами, если масса каждого из них увеличится в два раза? Ответ поясните.
24 Как изменится сила притяжения между двумя телами, если расстояние между ними утроится, а масса одного из них уменьшится в три раза?
25 Как изменится сила притяжения между двумя телами, если расстояние между ними удвоится, а масса каждого из них увечится в четыре раза?
26 Как изменится сила притяжения между двумя телами, если расстояние между ними утроится, а масса одно из них уменьшится в девять раз.
27 Как изменится сила притяжения между двумя телами, если расстояние между ними удвоится, а масса одного из них увеличится в два раза?
28 Как изменится сила притяжения между двумя телами, если расстояние между ними утроится, а масса одного из них уменьшится в шесть раз?  
29 Как изменится сила притяжения между двумя телами, если масса одного из них увеличится в два раза, а другого уменьшится в четыре раза?
30 Как изменится сила притяжения между двумя телами, если масса одного из них увечится в два раза, а другого уменьшится в восемь раз.

 

№ вар. Задание 3
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 24, 25 Радиолокатор ГИБДД засек координаты машины X 1 и Y 1. Через t с координаты машины изменились на X 2 и Y 2. Превысил ли водитель автомашины допустимую скорость 60 км/ч? (Данные к заданию 3 приведены в таблице)
9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 26, 27, 28, 29, 30   Догонит ли инспектор ГИБДД нарушителя, движущегося со скоростью 110 км/ч, если при движении координаты его машины за t с изменились с X 1 и Y 1 до X 2 и Y 2? (Данные к заданию 3 приведены в таблице)
16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 Догонит ли пассажир свой поезд, скорость которого 90 км/ч, если для этого воспользуется автомобилем, координаты которого за t с изменились с X 1 и Y 1 до X 2 и Y 2? (Данные к заданию 3 приведены в таблице)

 

 

№ вар. Задание 4
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 21, 22, 23 Собственная длина стержня равна l м. Определить его длину (м) для наблюдателя, относительно которого стержень перемещается со скоростью ν с, направленной вдоль стержня. (Данные к заданию 4 приведены в таблице)
8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 24, 25, 26, 27   Какое время пройдет на Земле, лет, если в ракете, движущейся со скоростью ν с, относительно Земли, пройдет t лет? (Данные к заданию 4 приведены в таблице)
16, 17, 18, 19, 20, 28, 29, 30.   Какая энергия, ТДж, выделилась бы при полном превращении m г вещества в материю в виде поля? (Данные к заданию 4 приведены в таблице)

 

 

№ вар. Задание 5
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 21, 22, 23, 24, 25   На один квадратный метр поверхности тела падает за 1 с N фотонов с длиной волны λ нм. Определить световое давление, н/м2, если все фотоны поглощаются телом. (Данные к заданию 5 приведены в таблице)
10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 26, 27, 28, 29, 30     На каждый квадратный сантиметр черной поверхности ежесекундно падает N квантов излучения с длиной волны λ нм. Какое давление (Па) создает это излучение на поверхность? (Данные к заданию 5 приведены в таблице)

 

Задание 6 (для всех вариантов).

Найти силу взаимодействия (мкН) двух точечных электрических зарядов a нКл и b нКл, если расстояние между ними n см. (Данные к заданию 6 приведены в таблице)

Таблица. Исходные данные к заданиям

Вар.

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

X 1 Y 1 t X 2 Y 2 l v t m N λ a b n
1 70 90 2 100 80 1 0,6 - - 105 500 1 4 2
2 60 110 3 80 105 2 0,6 - - 106 500 2 4 2
3 60 110 3 80 105 3 0,6 - - 105 450 3 5 3
4 70 20 3 110 45 4 0,6 - - 106 450 3 5 5
5 80 120 2 110 105 1 0,3 - - 105 400 3 5 4
6 55 110 2 10 85 2 0,4 - - 106 400 3 6 3
7 40 70 3 10 105 1 0,5 - - 105 350 2 5 4
8 63 112 2 98 85 - 0,99 10 - 107 350 3 5 3
9 85 55 2 120 85 - 0,99 11 - 104 450 1 5 3
10 85 55 3 125 85 - 0,99 12 - 2,8∙1017 400 3 5 7
11 185 105 3 95 153 - 0,99 13 - 3,8∙1017 400 3 5 6
12 85 55 2 130 100 - 0,99 14 - 4,6∙1017 450 3 7 3
13 85 55 3 5 1 - 0,90 10 - 3,0∙1017 450 3 7 5
14 85 55 3 15 10 - 0,95 10 - 2,8∙1017 500 3 7 10
15 85 55 3 10 20 - 0,97 10 - 4,0∙1017 500 2 8 3
16 100 50 2 50 85 - - - 1 2,8∙1017 300 2 5 5
17 190 65 2 50 85 - - - 0,5 3,0∙1017 300 3 5 3
18 100 50 4 160 101 - - - 4 2,8∙1015 400 2 5 11
19 100 200 5 200 300 - - - 2 2,8∙1016 350 3 8 12
20 100 50 4 170 110 - - - 3 2,8∙1018 500 3 8 10
21 110 200 4 210 300 3 0,5 - - 107 350 1 3 10
22 110 190 5 200 300 3 0,8 - - 106 300 2 4 9
23 190 65 3 90 85 4 0,3 - - 107 400 3 7 10
24 75 95 2 105 85 - 0,89 10 - 108 350 3 5 10
25 65 85 2 95 75 - 0,90 12 - 107 350 8 5 14
26 90 50 3 5 15 - 0,79 13 - 2,74∙1018 400 9 5 19
27 85 55 3 10 20 - 0,6 7 - 2,89∙1018 550 9 6 15
28 85 35 4 5 2 - - - 0,7 1,8∙1017 400 4 9 21
29 85 55 3 10 20 - - - 0,4 1,75∙1014 500 2 9 20
30 95 65 3 20 10 - - - 0,9 2,8∙1015 530 5 7 23

 

Библиографический список (к разделу 1)

 

1. Ахиезер А.И., Рекало М.П. Современная физическая картина мира. М., 1980.

2. Белкин П.Н. Концепции современного естествознания: Учеб.пособие для вузов/П.Н.Белкин. – М.: Высш.шк., 2004.

3. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.

4. Гудков Н.А. Идея «великого синтеза» в физике. Киев, 1990.

5. Единство физики. Новосибирск, 1993.

6. Кипра Ф. Дао физики. СПб., 1994.

7. Пахомов Б.Я. Становление физической картины мира. М., 1985.

8. Чертов А.Г. Физические величины (терминология, определения, обозначения, размерности, единицы): Справочное пособие. – М.: Высш.шк., 1990.

9. Яворский Б.М., Селезнев Ю.А. Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и самообразования. – М.: Наука, 1984.

 

ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОНОМИИ

Происхождением, строением и развитием космических тел и их систем занимается астрономия (от греч. «астрон» – звезда и «номос» – закон).



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.18.90 (0.089 с.)