Верстка текста с иллюстрациями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Верстка текста с иллюстрациями



 

Иллюстрации делятся на научно -познавательные и художественные.

Научно-познавательные иллюстрации тесно связаны с определенным участком текста, поэтому их размещают рядом со своим текстом.

Художественные иллюстрации относятся часто к большому разделу, поэтому верстаются более свободно.

 

Приемы расположения иллюстраций:

1. Открыто вверху или внизу полосы,

2. Закрыто или в разрез полосы (выше и ниже иллюстрации располагается текст),

3. В оборку (иллюстрация «обобрана» строками текста, более короткими, чем на остальной части полосы. Оборка бывает:

· открытой – иллюстрация прикрывается текстом с двух сторон,

· закрытой – иллюстрация прикрыта текстом с трех сторон,

· глухой – иллюстрация закрыта текстом со всех четырех сторон.

4. Крупные иллюстрации верстают на отдельных полосах (так можно верстать и отдельные группы иллюстраций, близких по содержанию) Если иллюстрация расположена лежа или поперек, то ее верх должен быть направлен к левому краю страницы.

5. Иллюстрация может верстаться на развороте, такой прием называется распашная верстка. Этот прием используется только на развороте, который представляет собой середину сфальцованной тетради.

6. Иллюстрация может располагаться с выходом на поле и под обрез. Верстка иллюстраций на полях применяется для небольших иллюстраций,

Схема расположения иллюстраций.

Единственную на полосе иллюстрацию располагают или по принципу «Золотого сечения» или по оптическому центру.

Две иллюстрации на смежных полосах выравнивают по средней или нижней линии или размещают по диагонали.

Небольшие иллюстрации могут располагаться по вертикали отдельной колонкой

.

 

Тема 9

Основные правила верстки:

 

1. Группировка элементов по смыслу;

2. Выравнивание;

3. Повтор;

Контраст.

Группировка элементов по смыслу

  • Элементы, подходящие друг другу по смыслу, должны быть сгруппированы, это помогает лучше понять и воспринять информацию.
  • Если на странице больше 3-5 групп, то отдельные части необходимо сгруппировать.
  • Углы листа всегда делаются легче.
  • Одинаковые пробелы можно располагать только между одинаковыми по значению элементами текста.
  • Не следует связывать между собой элементы, не имеющие отношения друг к другу.

 

Выравнивание

  • Каждый элемент текста должен быть зрительно связан с другими элементами страницы.

Повтор

Некоторые элементы и приемы оформления должны повторяться на протяжении всего проекта: пространственное расположение элементов текста, гарнитура шрифта, его кегль, жирность, подчеркивание, специальные символы, цвет и так далее.

Именно благодаря повтору можно определить, что все страницы принадлежат одному тексту, то есть создается единый стиль оформления.

Чтобы придать страницам единообразие необходимо использовать одинаковый принцип размещения и выравнивания на всех страницах.

 

Контраст

Контраст – это резко выраженная противоположность. Это один из самых эффективных способов придать странице интересный внешний вид.

Контраст можно создать, противопоставив:

· крупный шрифт мелкому;

· изящный шрифт старого стиля и современную рубленную гарнитуру;

· жирный шрифт и светлый;

· теплый цвет и холодный;

· ровную верстку текста и рваную;

· горизонтальный элемент и вертикальный;

· строки с широким интерлиньяжем и с маленьким;

· мелкие рисунки и большие и т. п..

С помощью контраста можно выделить главное, подчинив ему второстепенные детали.

 

Шрифтовые контрасты

1. Контраст размера;

2. Контраст жирности шрифта. Полужирным шрифтом можно выделить на странице главные фразы;

3. Контраст структуры. Структура – это строение шрифта или иначе его контрастность..Чаще всего это сочетание антиквы или египетского шрифта с гротеском;

4. Контраст формы. Форма – это противопоставление прописных букв строчным. Нельзя комбинировать между собой два разных шрифта курсивного начертания или два разных рукописных шрифта; или курсивный с рукописным - у них слишком много общего;

5. Контраст направлений. Контраст направлений можно создавать:

·  с помощью наклона шрифта;

· направлением строки (наклоном строки);

· поворотом строки на 90°;

6. Контраст цвета. Чтобы создать контраст с помощью теплого цвета, его достаточно немного; холодного цвета нужно взять значительно больше (в добавление к основному черному цвету).

 

 

Тема 10

Виды верстки

 

Верстка – это пространственная организация произведения типографики, процесс и результат формирования полосы, книжной страницы, разворота, листа, из приходящихся на них элементов текста, иллюстраций, плашек, и так далее; само распределение текста по страницам

В верстке необходимо соблюдать: последовательность, сопряженность и соподчиненность.

 

Виды верстки:

1. Закрытая и открытая верстка. Закрытая – верстка посреди текстового массива, открытая – с примыканием к верхнему и нижнему полю.

2. Глухая верстка. Элемент верстки окружен текстом со всех сторон.

3. Многоколонная и одноколонная верстка. Верстка в несколько колонок на одной полосе (2-3 колонки).

4. Модульная верстка. Типографическое пространство разбито на равные участки, и каждый из элементов верстки занимает один или несколько модулей (целое их число).

5. Поперечная и продольная верстка. Верстка параллельно корешку кодекса или вертикальному сгибу буклета (продольная верстка – классика).

6. Распашная верстка. Композиция одновременно заполняет правую и левую часть разворота (иллюстрации, таблицы, титульные листы, подвал в газете).

7. Верстка в обрез (под обрез). Прием верстки с непосредственным примыканием к краю страницы.

8. Верстка на полях (или маргиналии). Маргиналии – это элементы, заверстанные на полях (рубрики или заголовки, примечания, колонэлементы, мелкие иллюстрации и так далее).

9. Верстка в оборку – это участок колонки, набранный на зауженный формат, чтобы освободить место для других элементов верстки (инициалов, иллюстраций, таблиц, рубрик, примечаний).

10. Верстка вразрез полосы. Заверстать что-либо в разрез - значит расположить элементы верстки один под другим, элемент не обирается укороченными строками и тем самым высвечивается боковыми пустотами.

11. Подверстка. Подверстывать - значит размещать один элемент верстки под другим не оставляя пустот, последовательно заполняя колонку за колонкой, полосу за полосой.

12. Блочная верстка. Несколько элементов верстки закомпонованы в прямоугольный формат.

 

Модульная система верстки

Во многих сложных случаях упорядоченное размещение иллюстраций может быть достигнуто с помощью модульной системы верстки. Термин «модуль» пришел в оформление книги из архитектуры (широко применяемый термин «архитектоника» тоже взят из архитектурного обихода.

В архитектуре «модулем» (от лат. Modulus – мерочка, маленькая мера) называют единицу измерения, которая служит для придания соразмерности всему сооружению или его частям. Так, в классической архитектуре в качестве модуля часто принимался радиус колонны у её основания. Размеры различных элементов здания – например, высота колонны, ширина и высота окна или портала – устанавливались соразмерно этой единице.

Перенося модульную систему в конструирование книги, исходят из того, что помещаемый на её страницах материал графически неоднороден.

Прежде всего, графически различны – и в силу этого неодинаково смотрятся и воспринимаются – текст и иллюстрации. Поэтому для каждого из этих элементов должно быть отведено свое место на книжной полосе. Конечно, на различных полосах соотношение текста и иллюстраций неодинаково, но на любой полосе место, отводимое иллюстрациям и тексту, должно соответствовать тому или другому числу выбранных единиц измерения – модулей.

На основе выбранного модуля строится модульная сетка, по формату равная полосе будущей книги. Модульная сетка делит книжную полосу на квадраты (прямоугольники) равной величины. Размер сетки по ширине и высоте, - иначе говоря, основной шаг сетки, равен модулю (модульной единице).

Клетки отделены одна от другой небольшими промежутками, или пробельными шагами, которые соответствуют принятым для данного издания пробелам между текстом и иллюстрациями (или между расположенными рядом иллюстрациями)

Модульная сетка – это основа, по которой можно создавать и типовую схему верстки, и ее различные варианты, соответствующие особенностям помещаемого на той или иной полосе материала.

Формат иллюстраций может быть различен, но всегда соразмерен выбранному модулю (шагу сетки) (можно выбрать половину шага)

На основе модульной сетки можно создать многообразие вариантов оформления в одном проекте, сохраняя единство верстки.

Благодаря последовательному, можно сказать, жесткому проведению принципа модульной системы, все развороты отличаются четкой структурой, и вместе с тем каждый из них имеет свое индивидуальное решение.

Соразмерность всех иллюстраций модулю оказывается достижимой благодаря кадрированию.

В большинстве же изданий по изобразительному искусству кадрирование иллюстраций недопустимо. 

Модульную систему верстки, надо рассматривать не как самоцель, а лишь как метод, при помощи которого можно структурно упорядочить компоновку всего материала книги, придать соразмерность всем ее элементам. 

 

 

Тема 11

Титульные элементы книги

 

Титульный лист (или титул) находится на границе между внутренним и внешним элементами книги. Как правило это первый элемент книжного кодекса (если перед ним нет авантитула). На титуле размещаются следующие данные:

· Заголовочные (название книги и автор),

· Надзаголовочные данные (примечания в официальных и ведомственных изданиях) наименование организации от имени которой выпускается издание. В серийных изданиях – наименование серии и номер выпуска.

· Подзаголовочные данные (поясняют основной заголовок или характеризуют жанр произведения),

· Выходные данные (наименование издательства, марка, место и год издания).

На титульном листе могут размещаться также: оглавление, краткая характеристика книги, цитата, иллюстрация и так далее. То есть титульный лист может быть в разной степени загруженным.

Титульный лист бывает однополосным и двухполосным (применяется в многотомных и серийных изданиях).

Разворотный (двуполостный титул) бывает распашным.

Для экономии места данные титульного листа помещаются в верху полосы, называется такой прием – титул-шапка, применяется в журналах.

 

При оформлении титульного листа необходимо выделить важные сведения и подчинить им второстепенные элементы. Достигается это подбором шрифтов различной графической силы, логичной группировкой строк и их обоснованным расположением.

 

Титульный лист может быть одногарнитурным и многогарнитурным (не более 2-х гарнитур).

В крупном тексте необходимо отредактировать пробелы между буквами. Пробелы между буквами каждой строки должны быть зрительно выровнены.

Главная строка на титуле может находиться: на линии золотого сечения, вверху полосы, и даже внизу полосы.

Элементы верстки на титульном листе могут равномерно распределяться по всей высоте полосы, а могут быть скомпонованы в какой-то ее части.

Титульный лист может быть оформлен спокойно (или статично) – симметрия на полосе, одногарнитурность титула и небольшие шрифтовые контрасты. Динамичное оформление титула – это флаговая выключка строк, асимметричное построение полосы и большие контрасты шрифтов.

Перед титулом может находиться так называемый авантитул, на который могут быть вынесены некоторые титульные данные.

Титульный лист или авантитул может украшать фронтиспис (небольшая иллюстрация,  вступительная ко всему изданию).

 

 

Тема 12

Внешнее оформление книги

 

К внешним элементам книги относятся:

Обложка (или переплет) и примыкающие к ним детали:

· форзац,

· суперобложка,

· футляр.

Назначение обложки и переплета:

v придает изданию прочность;

v выполняет информационную функцию;

v выполняет рекламную функцию.

 

Обложка и переплет состоят из сторонок (передней и задней) и корешка.

На обложке (или переплете) помещают название книги и фамилию автора. Сюда же могут быть вынесены некоторые титульные данные.

Оформление может быть чисто шрифтовым (научные издания и справочная литература) и с изобразительными элементами (это массовая и художественная литература, литература по искусству) – это могут быть орнаменты, эмблемы, сюжетные иллюстрации.

Рисунок на обложке должен отражать главное содержание всей книги.

На корешок часто выносятся фамилия автора, номер тома и даже орнамент. Текст может верстаться как поперек, так и вдоль корешка. Вдоль корешка принято верстать надписи снизу вверх, (когда книга стоит на полке, такую надпись легче читать).

Все графические элементы обложки и переплета должны быть композиционно объединены.

Полноцветная печать на обложке и переплете применяется для бумаги и картона.

Для более сложных материалов (ткань, синтетические материалы) применяется тиснение, которое бывает:

· углубленное красочное (применяется для основных элементов);

· углубленное бескрасочное тиснение;

· рельефное тиснение.

 

Многие книги имеют ленточку-закладку (ляссе).

Книжный блок бывает, как правило, прямоугольным. Некоторые из книг отходят от прямоугольного блока (детские книги). В детских книгах могут содержаться объемные композиции. В книгахх могут появляться элементы, не скрепленные с книжным блоком (например – карты). Некоторые листы книг могут отличаться от стандартного формата.

 

Форзац

Форзац участвует в скреплении переплетной крышки с книжным блоком, увеличивает прочность скрепления, закрывает концы марли и грубую поверхность картона, придает крышке аккуратный вид.

Форзацы могут быть:

· без оформления;

· тонированными и фактурными;

· оформленными узорами;

· оформленными орнаментом.

На форзаце могут быть также изобразительные композиции, карты, схемы, растровая и векторная графика.

 

Суперобложка

Суперобложка – легкая, обычно бумажная покрышка, которая охватывает снаружи (и изнутри) весь переплет и держится на нем при помощи клапанов.

Первоначально суперобложка служила для защиты переплета ­­ от загрязнения.

Она изготавливалась из плотной бумага не маркого цвета, на ней не было печати, применялась она только для изданий каптальных или в особенно нарядных переплетах.

Защитная суперобложка используется и в настоящее время, но теперь для нее существует и более подходящий материал – синтетическая пленка, которая гораздо прочнее бумаги, гигиеничнее и, наконец, прочнее и позволяет видеть все помещенное на переплете. На пленке может быть отпечатан рисунок или текст.

Суперобложка применяется, главным образом, в особо художественном внешнем оформлении.

На клапанах суперобложки помещают набранную мелким шрифтом информацию о книге, иногда дополняя ее небольшими изобразительными элементами.

На задней стороне и заднем каптале суперобложки можно поместить информацию не только о данной книге, но и о близких по содержанию изданиях. Подобную информацию целесообразно помещать и на задней стороне обложки (как на лицевой, так и на оборотной стороне) и на свободных страницах, которые иногда остаются в конце книги.

 

 

Средние форматы книг, например, 60×90/16, 84×108/32.

Меньше средних, например, 70×90/32, 75×90/32. 

Малые форматы, например, 60×90/32, 60×84/32

Больше средних, например, 70×90/16, 75×90/16

Больших форматов, например, 60×84/8, 84×108/8

 

Средние форматы книг, например, 60×90/16, 84×108/32.

Меньше средних, например, 70×90/32, 75×90/32. 

Малые форматы, например, 60×90/32, 60×84/32

Больше средних, например, 70×90/16, 75×90/16

Больших форматов, например, 60×84/8, 84×108/8

 

 

Средние форматы книг, например, 60×90/16, 84×108/32.

Меньше средних, например, 70×90/32, 75×90/32. 

Малые форматы, например, 60×90/32, 60×84/32

Больше средних, например, 70×90/16, 75×90/16

Больших форматов, например, 60×84/8, 84×108/8

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.06 с.)