Основные исторические семейства шрифтов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные исторические семейства шрифтов



Шрифты являются индикатором визуальной культуры. Чтобы научиться разбираться в мире шрифтового искусства нужно знать не только историю развития шрифта, но и секреты гармонии, правила построения основных форм букв.

К создателям новых шрифтовых форм предъявляют самые высокие профессиональные требования. Изучение мира шрифта требует терпеливого погружения и изучения, его красота открывается постепенно.

Искусство шрифта – самое консервативное из всех видов творчества, изменение форм букв происходит медленно на протяжении веков.

Чтобы создать новый красивый шрифт, необходимо учиться у старых мастеров и бережно относиться к искусству прошлого.. Лишь опираясь на прочный фундамент, мы сможем осмысленно работать в настоящем.

 

Основные исторические шрифтовые семейства:

1. Антиква,

2. Гротеск,

3. Египетский шрифт,

4. Готический,

5. Древнерусский,

6. Акцидентный.

 

Антиква

Это род наборных шрифтов с ярко выраженной контрастностью (с разницей тонких и толстых штрихов) и изящными засечками.

Рисунок рнпиквы содержит отголоски письма пером.

Антиква в переводе означает – «древняя» - это прототип любого текстового шрифта.

Возникла она в XV веке из соединения римского капитального шрифта (это прописные буквы на памятниках Древнего Рима и Древней Греции) и каролингского минускула.

Антиква символизирует вечную молодость шрифтовой классики, она способна гармонировать с любым композиционным решением: классическим, нейтральным или ультрамодным.

 Антиква во второй половине XV века вошла в набор и печать.

Гротеск

Это наборный шрифт без засечек и заметного контраста. Русский термин этого шрифта – рубленный.

Форма его букв сведена к каркасу.

Гротеск возник в Англии в XIX веке.

 

Египетский шрифт

Это род наборных шрифтов с меньшей контрастностью, чем у антиквы, с развитыми засечками. Русский термин этого шрифта – брусковый шрифт.

Египетский шрифт построен на откровенном преувеличении, огрублении привычных графических признаков антиквы.

Египетский шрифт возник в XIX веке как акцидентный.

Многие египетские шрифты занимают ведущее место по шкале читабельности, они идеально подходят для набора длинных текстов. Вместе с тем, страница набранная таким шрифтом выглядит значительно более темной, чем страница набранная антиквой, поскольку штрихи египетского шрифта плотнее.

Египетский шрифт часто используется для набора детских книг.

 

Готический шрифт

Особая форма латинского алфавита с заострениями и изломами вместо засечек и скруглений и преобладанием жирных вертикальных штрихов при довольно узких и сближенных пропорциях всех знаков.

Готический шрифт склонен к лигатурам (с плавным переходом от одной к другой букве) не выносит разрядки. Он в большей мере, чем антиква, сохраняет связь с каллиграфической традицией.

Возник в XI – XII века в Западной Европе.

Сейчас применяется для заголовков ряда газет и в рекламной акциденции.

 

Древнерусский шрифт

Это особая форма кириллицы.

Он связан с происхождением славянской письменности.

Древнерусский шрифт делится на 4 вида:

  • устав;
  • полуустав;
  • скоропись;
  • вязь.

Устав – это медленное торжественное письмо, буквы которого строго вертикальны, имеют тяжелую прочную основную стойку и тонкие дополнительные штрихи и засечки.

Пропорции устава приближены к квадрату, каждая буква выписывалась отдельно, в несколько приемов руки. Писали тростниковой палочкой или пером (гусиным).

Полуустав – это новая форма кириллицы сложившаяся в XV веке. Рисунок букв в полууставе остается прежним, но они приобретают наклон, для облегчения труда переписчика, вытягиваются по пропорциям и уменьшаются пробелы между буквами.

Скоропись – размашистый красивый подчерк с виртуозными выносными элементами. Наиболее подвижная форма кириллицы. В скорописи ярко выражена индивидуальность подчерка.

Вязь – декоративное письмо, превращающее строку в непрерывный равномерный орнамент.

Буквы вязи различны по величине, часто соединены в лигатуры. Слова могут быть сокращены, идут без пауз в строке, а пустоты заплетены орнаментом. Вязь широко применялась в декоративно-прикладном искусстве: на предметах быта, в иконописи, на стенах храмов во фресках.

 

Акцидентный шрифт

Это наборный шрифт, специально предназначенный для акциденции и не пригодный для других целей (для набора сплошного текста).

Форму такого шрифта часто искажают:декорируют, гипертрофирую не для удобочитаемости, а для зрелищности. Хорошо смотрится в крупном кегле, хорошо передает настроение.

К акцидентным шрифтам относятся:

  • фигурные;
  • фантазийные;
  • имитационные;
  • орнаментированные;
  • патинированные;
  • объемные;
  • оттененные;,
  • итальянские (горизонтальные штрихи толще вертикальных;
  • контурные;
  • другие шрифты, не подлежащие классификации в силу их необычности;
  • сверхузкие и сверхширокие шрифты, сверхжирные и сверхсветлые;
  • рукописные.

Рукописные шрифты  - это наборные шрифты, воспроизводящие письмо от руки.

Набор воспринял разные манеры рукописного письма: индивидуальные и формализованные, беглые и отточенные, связанные и раздельные, косые и прямые.

В рукописных шрифтах отразились следы перьев и кистей всевозможных типов. Рукописным шрифтом не стоит набирать длинный текст, не стоит набирать текст только прописными буквами. Современная техника позволяет превратить каждому свой подчерк в наборный.

 

Тема 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.008 с.)