Основные используемые понятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные используемые понятия.



При разработке новых игровых технологий мы оперируем следующими основными понятиями, которые разбиты на две большие группы: описательные и процессуальные.

Описательные понятия

Проспект игры, в котором раскрывается ее общее содержание и условия применения. В проспекте указывается цель и задачи игры, для кого она проводится, состав участников, их количество и число групп, а также моделируемые социальные роли, регламент (расписание) игры – порядок разыгрывания частей игры, общее время игры. Особо важным для проспекта игры является планируемый результат, т. е. указание конкретных знаний, практических навыков, характеристика ценностных ориентаций, которые могут измениться в ходе проведения игры.

Сценарий, в котором дается подробная характеристика социально-экономической модели объекта или процесса, представленного в игре, устанавливаются и обосновываются роли, характеризуются правила игры, способы из представления и критерии оценки деятельности участников. В сценарии излагается непосредственное содержание игрового процесса, который и предстоит организовать тем лицам, которые возьмутся за проведение данной игры.

Объект или процесс, моделируемые в игре. В качестве объекта может выступать фирма, организация, завод, другое государственное предприятие и учреждение или его отдельные структурные подразделения. В качестве процесса может использоваться управление, контроль или анализ информации, необходимой для эффективного управления. В полном объеме в модели представлен и социально-экономический объект, и управляющая система. Это собственно экономический аспект действительности, который представлен в игровой модели и который является предметом для изучения на занятиях с ученической аудиторией.

Упрощения — ограничения в структуре и функционировании моделируемого объекта или процесса, которые позволяют провести игру, сосредоточив внимание на наиболее существенных моментах изучаемого объекта и не исказив при этом его реального функционирования.

Предыстория — характеристика слабых и сильных сторон моделируемого объекта и его преимуществ, указания на имеющиеся экономические ресурсы и другие фактические данные, с которых начинается первый игровой цикл. Предыстория позволяет показывать взаимосвязи между различными разделами учебного курса, включать те материалы, которые уже изучены и к которым, по мнению педагога, целесообразно обратиться еще раз, используя эмоциональный настрой участников игрового взаимодействия.

Игровая обстановка отражает принципиальные положения по формам взаимодействия игроков в процессе игры. При описании игровой обстановки указывается, с помощью каких игровых предметов и (или) документов игроки решают поставленные перед ними задачи, как происходит это игровое взаимодействие (устно, письменно или с помощью компьютера и т.д.). В этом же документе дается подробная характеристика области возможных решений, то есть определяется сфера компетенции как отдельных игроков, так и игровых групп и всего игрового коллектива. Здесь же описываются игровые циклы, база данных и катализаторы, то есть факторы, влияющие на скорость протекания игры и стимулирующие дополнительную активность участников.

Регламент (расписание), в котором указывается порядок разыгрывания частей игры, характер времени проведения игры (непрерывное или дискретное, то есть с периодическими остановками, рабочими перерывами), коэффициент сжатия времени (например, один финансовый год деятельности фирмы воспроизводится в течение 10 минут). Для учебных игр обязательно указывается примерное оптимальное время, в течение которого учащиеся глубоко и полно осваивают учебный материал, предлагаемый в игре.

Игровая роль, в которой отражается некоторая реальная роль или совокупность реальных жизненных ролей. При этом устанавливается возможность совмещения ролей и исполнение одной роли несколькими игроками.

Игрок — участник игры, к которому могут предъявляться определенные требования. Если это необходимо по сценарию игры, то может проводиться тестирование или использоваться другая процедура отбора.

Игровая команда — группа, в которой в зависимости от заданной жизненной ситуации и игровой обстановки распределяются роли между ее членами (игроками). Это понятие является ведущим для деловых и ролевых игр, основное содержание которых разыгрывается именно в групповом (командном) взаимодействии.

Представление ролей - способы изложения информации, необходимой для участников игры. С педагогической точки зрения, это наиболее важный момент при описании игры, так как именно от того, как будет представлена будущему участнику его роль, во многом зависит его первоначальная реакция и желание включиться в игровой процесс.

Координатор - педагог, или другое лицо (группа лиц), который отвечает за подготовку, организацию и проведение игры. Он следит за соблюдением правил, регламента и других требований, которые сформулированы в основных документах игры.

Группа экспертов - группа лиц (или лицо), которая создается для решения возможных конфликтных ситуаций и наиболее объективного решения возникающих проблем. Как правило, в обязанности этой группы входит и подведение итогов игры (если иное не предусмотрено ее правилами).

База данных - содержание основных социально-экономических показателей, финансовых или банковских нормативов, а также способы их предъявления.

Катализаторы - факты, влияющие на скорость протекания игры, стимулирующие действия участников, затрудняющие принятие решений и т.д. Катализаторы используются для создания эмоционально управляемого напряжения, что особенно важно при проведении игры в детской аудитории.

Оснащение игры включает в себя перечень инструкций, программ, описание алгоритмов обработки данных, образцы или комплект необходимого количества различных бланков и прочей деловой документации, которая сопровождает игровой процесс и является его составной частью.

Словарь терминов - список основных понятий, которые изучаются с помощью проводимой игры.

Процессуальные понятия

Вход в игру (вводный этап) обеспечивается определенными исходными данными и сведениями, причем их реалистичность для учебной игры не обязательна, в отличие от деловых игр руководителей и специалистов. Но вводная информация должна, по возможности, быть реальной или максимально приближенной к реальности. Вход в игру — это педагогически очень важный момент, от качества исполнения которого во многом зависит как сама игра, так и ее результат.

Игровая деятельность (собственно игра) связана с непосредственным функционированием игроков как представителей тех или иных организаций и т.д. В этот период происходит реализация основного замысла игры, используется база данных, включаются ролевые установки игроков и игровых команд — идет активное игровое взаимодействие по разработанным правилам.

Формы взаимодействия игроков — способы рекомендуемых и допустимых контактов (устно, письменно, с помощью различных игровых предметов или компьютера).

Последовательность действий игроков определяется некоторой областью возможных решений. В правилах игры не фиксируются конкретные решения. Правила задаются в такой форме, чтобы у каждого игрока была возможность перестроить свои действия в зависимости от складывающейся в игре ситуации.

Игровой цикл — это часть игры, которая отражает отрезок (относительно завершенный) времени, например, финансовый год, рабочий день, час и т.д.

Выход из игры (итоговый этап) — те результаты, достижение которых было целью игры (получение новых знаний или повторение уже изученного), а также закрепление навыков, совершенствование способностей, которые могут быть полезны в будущем. Для координатора — это накопленный опыт и материалы для проведения игры с другим составом участников или для разработки новой игры.

Заключительная дискуссия — способ обсуждения подготовки, хода и итогов игры.

Деятельность по поводу игры осуществляется как в процессе игры, так и за ее пределами. Деятельность по поводу игры имеет важное значение с педагогической точки зрения. Сама игровая деятельность служит как бы поводом для обсуждения, размышления, анализа совершенных ошибок и достигнутых успехов и т.д. Причем если в игровой деятельности принимают участие только игроки, то в деятельности по поводу игры — все, кто заинтересован в обсуждении ее хода и результатов, в планировании предстоящих игр.

А теперь  охарактеризуем каждый структурный компонент игровой технологии.

1. Проспект игры (см. выше).

2. Сценарий (см. выше).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.008 с.)