Проблематика и особенности жанра романа Г. Грина «Тихий американец». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблематика и особенности жанра романа Г. Грина «Тихий американец».



Роман Грэма Грина «Тихий американец» – одно из наиболее значительных произведений антиколониалистской литературы. В нем писатель сочувственно обрисовал картину национально-освободительного движения во Вьетнаме. Тысячи уничтоженных деревень и городов, разрушенных домов, сожженные напалмом леса, мертвые тела замученных палачами патриотов, расстрелянные, разорванные бомбами, сожженные мирные жители – вот страшные последствия американской воины на земле многострадального Вьетнама. Книга построена как детективный роман, искусным мастером которого является Грин, на ретроспективном раскрытии сюжета. Произошло жестокое убийство; расследовать его, найти убийцу, выяснить причины вместе со следователями предстоит читателю. Однако художественное своеобразие книги основывается, прежде всего, на приёме контрастной характеристики двух главных действующих лиц романа, на их непрерывном сопоставлении и противопоставлении. Английский журналист Фаулер, от лица которого идёт рассказ, и молодой американский дипломат Пайл, связанные с самого начала романа далеко не простыми взаимоотношениями (пайл на руках вынес фаулера во время нападения вьетнамских партизан но и девушку увел).

Че списываешь да,тщорт

Олден Пайл, прозванный «тихим американцем» за свою кажущуюся порядочность и моральную уравновешенность, – сотрудник американской миссии экономической помощи в Сайгоне. Все, что он видит, переживает сам, он стремится подвести под систему понятий, соотнести с некими якобы навсегда данными правилами, моделью отношений. Например, свой любовный опыт он сопоставляет с выводами статистики Кинси, впечатления о Вьетнаме – с точкой зрения американских политических комментаторов. Каждый убитый для него либо «красная опасность», либо «воин демократии». Пайл вполне благополучен: он закончил Гарвард, он из хорошей семьи, молод и довольно богат. Его жизнь его разумна и размеренна. Если Фаулер, второй герой романа, махнул на себя рукой, опустился, не интересуется своей внешностью, даже не прибирает своего жилья, то Пайл, аккуратный чистюлька с приветливой улыбкой. Полюбив вьетнамскую девушку Фуонг, которую любит и Фаулер, он в отличие от последнего имеет по отношению к ней вполне серьезные намерения, хочет сделать ее не своей наложницей, а супругой. То, что он уводит у своего друга Фаулера девушку, он объясняет это тем, что ей будет с ним лучше, что он может дать ей то, что не может Фаулер: жениться на ней и дать ей положение в обществе. Вообще впечатление, которое производит Пайл на большинство людей, вполне положительно. Но постепенно, как это часто бывает у Грина, раскрываются тайны и скрытые дела, раскручиваются напряженные сюжетные линии, становится понятной истинная суть Пайла.

 

Постепенно Пайл превращается в носителя агрессии. Той третьей силой, которая может и должна спасти Вьетнам, а заодно помочь установлению господства США в стране, по мнению Пайла и тех, кто направляет его, должна стать национальная демократия. Фаулер предупреждает его: «Эта ваша третья сила – это все книжные выдумки, не больше. Генерал Тхе просто головорез с двумя-тремя тысячами солдат, никакая это не третья демократия». Но Пайла переубедить нельзя. В его обязанности входило организование саботажей и провокаций таким образом, чтобы они походили на дело рук вьетнамских коммунистов, борющихся за освобождение своей страны. Поэтому на руках Пайла кровь многих людей. Но, вспоминая о трупах погибших на площади от пластиковых бомб, Пайл хладнокровно, с чудовищным спокойствием заявляет: «Война требует жертв. Они неизбежны. Жаль, конечно, но не всегда ведь попадешь в цель. Так или иначе они погибли за правое дело». Чистенький Пайл содрогается, увидев пятна крови на своих башмаках, но единственное, что при этом его волнует, – это необходимость дать их вычистить перед приемом у посланника.Но парадокс заключается в том, что Пайл – не только палач, но и жертва. Так как он оказался под влиянием Йорка Гардинга (идеи о том, что Востоку нужна «третья сила» в лице Запада) и Пайл слепо верил этой догме.

 

Антиподом Пайла является английский репортёр Фаулер – усталый, душевно опустошённый человек, который воспринимает себя как репортёра, задача которого – давать одни факты. Он, по существу, бежал во Вьетнам, спасаясь от пустоты своей жизни, от семейной драмы, от всего, что окружало его на родине. Он разочаровался во всех жизненных ценностях, ничто по-настоящему не интересует и не волнует его, к большинству человеческих чувств и поступков он относится с циничным равнодушием или нигилистическим отрицанием. Фаулер забывается, только когда пьет, а пьет он часто и много. К тому же, он еще и наркоман. Этот разрушительный порок помогает ему выключиться из наскучившей жизни, забыть о своей боли, о духовном тупике, в котором он находится.

 

Именно через образ Фаулера – образ человека, проходящего (как и многие интеллигенты на Западе) сложный путь внутренней борьбы – автор выражает свой протест против колониальной политики Запада во Вьетнаме. По ходу развертывания сюжета, прослеживается динамика этого сюжета. Сначала Фаулер пытается не вмешиваться.Своей главной задачей он считает изложение фактов, как ему вначале кажется, его не касается: «Политика меня не интересует; я ведь репортёр. Я ни во что не вмешиваюсь». Но однажды французский лётчик Труен сказал ему: «Настанет время и вам придётся стать на чью-либо сторону». Что впоследствии и произошло. Дальше события в романе разворачиваются так, что Фаулер осознает порочность, безнравственность своей позиции невмешательства и начинает действовать. Ведь Фаулер – человек с больной совестью. Он легко раним, и его цинизм и равнодушие — это защитная маска, прикрывающая лицо, искаженное страданием.

 

Две основные причины способствуют прозрению англичанина – это его искренняя симпатия к вьетнамцам, глубоко прочувствованное понимание справедливости их борьбы за право быть хозяевами своей земли, мирно жить, трудиться, воспитывать детей и разоблачение страшной деятельности «тихого американца», набожного и «доброго» Пайла.

 

Последней каплей терпения стал взрыв, организованный американцами (в числе которых был и Пайл). Целью взрыва было уничтожение вьетнамских генералов в ходе парада. Однако, он был перенесён на более ранний срок. В результате пострадали лишь мирные жители. Поражённый увиденным, Фаулер даёт согласие выдать Пайла вьетнамским партизанам, это означало одно – гибель. Своему решению выдать Пайла Фаулер даёт такое обоснование: «Он сослепу вламывается в чужую жизнь, и люди умирают из-за его глупости. Жаль, что ваши не прикончили его на реке, когда он плыл из Нам-Дина. Судьба многих людей была бы совсем другой».

 

Определив своё отношение к Пайлу, Фаулер тем самым определил своё отношение к войне и социально-политической несправедливости. Эта политическая проблема для Грина связана с моральной постановкой вопроса: вправе ли вообще один народ решать за другой его судьбу, как и в любви один человек решать за другого, в чём его счастье. Ответ на вопрос заключён в концовке романа. Гибель Пайла определяет позицию самого автора по этому вопросу – каждый народ должен сам решать свою судьбу.

 

Много страниц в романе посвящено истории отношений Фаулера и вьетнамской девушки Фуонг. Эта связь двух людей, разных по национальности, возрасту, культуре, мировосприятию, началась как типичный «колониальный» роман, необременительная и недорогая любовь без какого бы то ни было будущего. Красивая и нежная девушка, ее милое щебетание, ее ненавязчивое внимание необходимы Фаулеру. Это единственный солнечный луч в сплошном мраке его существования, лишенного смысла. Но Фаулеру с его склонностью анализировать человеческие характеры и отношения, с его безжалостно трезвым разумом трудно тешить себя иллюзией, что «экзотическая птичка» Фуонг действительно любит его. Девушка согласилась на двусмысленное положение любовницы, потому что мечтает в конце концов выйти замуж за англичанина. Ей хочется покинуть свою измученную войной страну и поселиться в роскошном мире серебристых высотных зданий из стекла и бетона, длинных лимузинов, уютных вилл, в мире, о котором она знает из голливудских фильмов и бульварных романов. Как ни больно, Фаулер сознает это, хотя и заставляет себя ни о чем не думать.

 

Мягкая и женственная Фуонг не похожа на хищную мещанку, охотящуюся на богатого мужа. Но ее мечты о будущем мало отличаются от мещанского жизненного идеала. Именно поэтому Фуонг бросает Фаулера и переходит к Пайлу. Влюбленный «тихий американец» обещает ей брак, семейный уют и счастье, чистенькое, отлакированное, как цветные фото в рекламном проспекте. Само же соперничество между Фаулером и Пайлом помогает читателю глубже понять характеры обоих героев Грина. Для Фаулера разлука с Фуонг — это утрата единственной любви, последней, потому что он уже не молод. И все-таки он не осуждает девушку, не принуждает ее ни к чему, не становится на пути к убогой девичьей мечте. Что касается Пайла, то он выбирает судьбу для Фуонг с той же убежденностью в своем безоговорочном праве определять чужое будущее, с которой он стремится навязать Вьетнаму американский вариант его дальнейшего существования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.01 с.)