Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы



Практическая работа № 1

 «Определение равнодействующей геометрическим и аналитическим способами»

Цель: Уметь определять равнодействующую системы сил, решать задачи на равновесие геометрическим и аналитическим способом, рационально выбирая координатные оси.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

 

Студент должен

уметь:

- определять равнодействующую систему сил;

- решать задачи на равновесие геометрическим и аналитическим способом, рационально выбирая оси координат;

знать:

- способы сложения двух сил и разложение силы на составляющие;

- способы определения равнодействующей силы;

- условия равновесия плоской системы сходящихся сил.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

 

Равнодействующая системы сил

FΣ = ; FΣ x = ; FΣy = ,

где FΣx, FΣy – проекции равнодействующей на оси координат;

  F kx, F ky – проекции векторов-сил системы на оси координат.

,

где αΣx – угол равнодействующей с осью O x.

Условие равновесия

Если плоская система сходящихся сил находится в равновесии, многоугольник сил может быть замкнут.

Пример по выполнению практической работы

Грузы подвешены на стержнях и канатах и находятся в равновесии. Определить реакции стержней AB и CB.

1. Определяем вероятные направления реакций. Мысленно убираем стержень AB, при этом стержень CB опускается, следовательно, точка B отодвигается от стены: назначение стержня AB – тянуть точку B к стене.

Если убрать стержень CB, точка B опустится, следовательно, стержень CB поддерживает точку B внизу – реакция направлена вверх.

2. Освобождаем точку B от связи.

3. Выберем направление осей координат, ось Ox совпадает с реакцией R 1.

4. Запишем уравнения равновесия точки B:

;

5. Из второго уравнения получаем:

; .

Из первого уравнения получаем:

; .

Вывод: стержень AB растянут силой 28,07 кН, стержень CB сжат силой 27,87 кН.

 

Задания для практического занятия:

Используя схему, определить равнодействующую системы сил аналитическим и геометрическим способом.

 

 

Параметр

Вариант

1 2 3 4 5
F1 , кН 12 8 20 3 6
F2, кН 8 12 5 6 12
F3, кН 6 2 10 12 15
F4, кН 4 10 15 15 3
F5, кН 10 6 10 9 18
α1, град 30 0 0 15 0
α2, град 45 45 60 45 15
α3, град 0 75 75 60 45
α4, град 60 30 150 120 150
α5, град 300 270 210 270 300

Контрольные вопросы

1. Какая сила называется равнодействующей?

2. Уравнения равновесия плоской системы сходящихся сил.

3. Правило сложения сил.

 

Практическая работа № 2

 «Определение опорных реакций балочных систем»

Цель: Определение реакций в опорах балочных систем под действием сосредоточенных сил и пар сил.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

- проводить произвольную плоскую систему сил к точке, определяя величины главного вектора и главного момента системы;

знать:

- три формы уравнений равновесия и уметь ими пользоваться при определении реакций в опорах балочных систем.

Пример по выполнению практической работы

Одноопорная (защемленная) балка нагружена со­средоточенными силами и парой сил. Определить реакции заделки.

1. В заделке может возникнуть реакция, представляемая двумя составляющими (Ray, Rax), и реактивный момент Ма. Наносим на схему балки возможные направления реакций.

Замечание. Если направления выбраны неверно, при расчетах получим отрицательные значения реакций. В этом случае реакции на схеме следует направить в противоположную сторону, не повторяя расчета.

В силу малой высоты считают, что все точки балки находятся на одной прямой; все три неизвестные реакции приложены в одной точке. Для решения удобно использовать систему уравнений рав­новесия в первой форме. Каждое уравнение будет содержать одну неизвестную.

2.Используем систему уравнений:

Знаки полученных реакций (+), следовательно, направления ре­акций выбраны верно.

3. Для проверки правильности решения составляем уравнение моментов относительно точки В.

Подставляем значения полученных реакций:

 

Решение выполнено верно.

 

Задания для практического занятия:

Определить величины реакций в опоре защемленной балки. Провести проверку правильности решения.

1. Вычертить расчетную схему балки.

2. Балку освободить от связей и заменить их действие реакциями связей.

3. Для определения реакций связей, выбрать удобную форму уравнений равновесия и решить их.

4. Определить искомые величины

5. Проверить правильность полученных результатов.

 

Параметр

Вариант

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
, кН 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28
, кН 4,4 4,8 7,8 8,4 12 12,8 17 18 22,8 24
m, кН 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5
a, м 0,2 0,2 0,3 0,3 0,4 0,4 0,5 0,5 0,6 0,6

Контрольные вопросы

1.Рассчитайте величину суммарного момента сил системы от­носительно точки А.

2. Какую из форм уравнений равновесия целесообразно исполь­зовать при определении реакций в заделке?

3.Какую форму системы уравнений равновесия целесообразно использовать при определении реакций в опорах двухопорной балки и почему?

 

 

Практическая работа № 3

 «Определение центра тяжести плоских фигур»

Цель: Определить положение центра тяжести сложной фигуры аналитическим и опытным путями.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

-определять положение центра тяжести простых геометрических фигур;

знать:

- методы определения положения центра тяжести тела;

- формулы для определения положения центра тяжести плоских фигур.

Практическая работа № 4

 «Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений. Расчет на прочность»

Цель: Проверить прочность бруса и определить перемещение свободного конца бруса.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

 

Студент должен

уметь:

- строить эпюры продольных сил и нормальных напряжений;

знать:

- правила построения эпюр продольных сил и нормальных напряжений;

- закон распределения нормальных напряжений в поперечном сечении бруса.

Пример по выполнению практической работы

Для заданного ступенчатого бруса (рис.1,а) построить эпюры продольных сил и нормальных напряжений по его длине, а также определить перемещения свободного конца и сечения С, где приложена сила P2. Модуль продольной упругости материала Е = 2,1 ∙ 105 Н/мм2.

Решение. Заданный брус имеет пять участков I, II, III, IV, V (рис.1,а). Эпюра продольных сил показана на рис.1.б.

Вычислим напряжения в поперечных сечениях каждого участка:

для первого

σ1= N1/F1= 120 ∙ 103/1500 = 80 H/мм2;

для второго

σ2= N2/F2 = 120 ∙ 103/ 750 = 160 Н/мм2;

для третьего

σ3 = N3/F3 = − 60 ∙ 103/ 750 = − 80 H/мм2;

для четвертого

σ4 = N4/F4 = − 60 ∙ 103/ 1200 = − 50 Н/мм2;

для пятого

σ5 = N5/F5 = 90 ∙ 103/ 1200 = 75 H/мм2;

 

Эпюра нормальных напряжений построена на рис.1,в

 

Рисунок 1

 

  Перейдем к определению перемещений поперечных сечений. Перемещение свободного конца бруса определяется как алгебраическая сумма удлинений (укорочений) всех его участков:

∆ℓ = ∆ℓ1 + ∆ℓ2 + ∆ℓ3 + ∆ℓ4 + ∆ℓ5 = σ11/E + σ22/E + σ33/E + σ44/E + σ55/E.

  Подставляя числовые значения, получаем

                           1

∆ℓ= ———— (80 ∙ 2500 + 160 ∙ 1000 − 80 ∙ 1000 − 50 ∙1500 + 75 ∙ 500)= 1,15 мм.

                        2,1 ∙ 105

     Перемещение сечения С, в котором приложена сила Р2, определяется как алгебраическая сумма удлинений (укорочений) участков III, IV,V:

∆ℓc=∆ℓ3 + ∆ℓ4 + ∆ℓ5 = σ33/E + σ44/E + σ55/E.

  Подставляя значения из предыдущего расчета, получаем

                                                         1000

∆ℓc = ———— (− 80 − 75 + 37,5) = −0,56 мм.

                                                        2,1 ∙ 105

  Таким образом, свободный правый конец бруса перемещается вправо, а сечение, где приложена сила Р2, - влево.

   Вычисленные выше значения перемещений можно получить и другим путем, пользуясь принципом независимости действия сил Р1, Р2, Р3 в отдельности и суммируя результаты.

    Определить какое напряжение возникает в стальном стержне длиной ℓ=200 мм, если после приложения к нему растягивающих сил его длина стала ℓ1=200,2 мм.

Е = 2,1 ∙ 105 Н/мм2.

    Решение. Абсолютное удлинение стержня ∆ℓ = ℓ1− ℓ = 200,2 − 200 = 0,2 мм.

     Продольная деформация стержня  ε = ∆ℓ/ℓ = 0,2/200 = 0,001.

     Согласно закону Гука σ = Еε = 2,1 ∙105 ∙ 0,001 = 210 Н/мм2.

 

Задания для практического занятия:

Построить эпюры продольных сил и нормальных напряжений, а так же определить перемещение.

1.Изобразить расчетную схему бруса и приложить заданные силы. При необходимости определить опорную реакцию из уравнения равновесия.

2.Брус разбить на участки соответственно точками приложения сил.

3. Определить по методу сечений продольную силу для каждого участка.

4. Брус разбить на участки по точкам приложения сил и в местах, где изменяется площадь поперечного сечения построить эпюры напряжений.

5. Определить перемещение свободного конца бруса Е = 2,1 ∙ 105 Н/мм2

6. Проверить прочность бруса.

 

Вари-

ант

Схема

Р1 Р2 Р3 F1 F2 a b c

кН

мм2

м

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 12 13 11 10 15 14,5 16 15,5 18 17,5 6 5 8 9 7 8,5 9 7,5 22 23 12 12 13 14 30 27 27,5 28,5 9 8 120 110 130 125 100 125 130 140 160 150 260 270 280 250 320 310 300 350 360 350 0,2 0,25 0,35 0,4 0,15 0,18 0,22 0,25 0,20 0,22 0,4 0,45 0,35 0,25 0,4 0,25 0,35 0,45 0,50 0,48 0.6 0,5 0,4 0,5 0,55 0,65 0,70 0,75 0,65 0,70

 

 

Контрольные вопросы

1. Как нужно нагрузить прямой брус, чтобы он испытывал только растяжение (сжатие)?

2. Как распределяются напряжения по поперечному сечению бруса при растяжении (сжатии).

3. Зависит ли возникающее при растяжении (сжатии) напряжение: а) от материала бруса; б) от формы поперечного сечения? Зависит ли удлинение бруса от его материала?

 

 

 

Практическая работа № 5

 «Расчет соединения, работающего на срез и смятие»

Учебная цель: Рассчитатьзаклепочное соединение в стык и проверить прочность заклепочного соединения.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

- определять площади среза и смятия;

знать:

- внутренние силовые факторы, напряжения и деформации при сдвиге и смятии;

- условия прочности.

Практическая работа № 6

 «Расчет на прочность и жесткость бруса при кручении»

Учебная цель: Для заданного бруса построить эпюру крутящих моментов и подобрать размеры сечения в двух вариантах: а) круг; б) кольцо с заданным отношением d0 / d = 0,8 внутреннего и наружного диаметров.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

 

Студент должен

уметь:

- выполнять проектировочные и проверочные расчеты круглого бруса для статически определимых систем;

знать:

- условия прочности и жесткости при кручении.

Пример по выполнению практической работы

Для заданного бруса подобрать размеры сечения на каждом из его участков в двух вариантах: а) круг; б) кольцо с заданным отношением ά = d0/d = 0,8 внутреннего и наружного диаметров. Сравнить массы брусьев по обоим расчетным вариантам. Для материала бруса (сталь Ст3) принять допускаемое напряжение при кручении [τ] = 90 Н/мм2.

 

 Решение: в заданном брусе два участка: 1 и 2. Границами участков являются сечения, в которых приложены внешние (скручивающие) моменты. Так как моменты, нагружающие брус, действуют в плоскостях, перпендикулярных его продольной оси, то в поперечных сечениях возникает лишь один внутренний силовой фактор – крутящий момент Мк, т.е. имеет место кручение бруса. 

  При определении крутящего момента применяем метод сечений. Проводя мысленно сечение в пределах каждого из участков, будем отбрасывать правую закрепленную часть бруса и оставлять для рассмотрения левую часть. На участке 1 крутящий момент постоянен и равен Мк1 = М1= 900 Н ∙ м. На участке 2 крутящий момент также постоянен и равен Мк1 = М1 – М2 = 900 – 1500 = - 600 Н ∙ м. (знак крутящего момента физического смысла не имеет). Построенная эпюра крутящих моментов Мк показана на рис.1 (построение эпюры крутящих моментов принципиально ничем не отличается от построения эпюры продольных сил).

   Определим размеры поперечного сечения бруса для каждого участка в отдельности. Для этого используем условие прочности при кручении τ = Мк/Wp ≤ [τ], где полярный момент сопротивления Wp является геометрической характеристикой прочности поперечного сечения и для круга диаметра d выражается формулой Wp = πd3/16 ≈0,2d3,

а для кольца – формулой Wp = 0,2d3 (1 −а4).

Для участка 1:

                Мк1                             900 ∙ 103

       τ1 = ──── ≤ [τ]; τ1 = ────── ≤ 90,

                 Wp1                                  W p1                      

 

отсюда требуемый W p1 = 10 ∙ 103 мм3.

1. Для круглого сечения приравниваем 0,2d3 = 10 ∙ 103 мм3 и находим d1 = 36,5 мм. Принимаем d1 = 37 мм.

2. Для кольцевого сечения (ά = 0,8) приравниваем 0,2d3 (1 – 0,84) = 10 ∙ 103 мм3 и находим d1 = 44 мм. Тогда d0 = ά ∙ d1 = 0,8 ∙ 44 = 35 мм.

Для участка 2:

                  Мк2                              600 ∙ 103

          τ2 = ──── ≤ [τ]; τ2 = ────── ≤ 90,

                  Wp2                                    W p2

           отсюда требуемый W p2 = 6,67 ∙ 103 мм3.

 

1. Для круглого сечения приравниваем 0,2d3 = 6,67 ∙ 103 мм3;d2 = 32 мм.

2. Для кольцевого сечения 0,2d3 (1 – 0,84) = 6,67 ∙ 103 мм3; d2 = 38,5 мм, принимаем d2 = 39мм; d0 = ά ∙ d2 = 0,8 ∙ 39 = 31 мм.

Здесь взятые по абсолютной величине крутящие моменты Мк1 = 900 Н ∙ м = 900 ∙ 103 Н ∙ мм и Мк2 = 600 Н ∙ м = 600 ∙ 103 Н ∙ мм.

Теперь сравним затраты материала по обоим расчетным вариантам к примеру для участка 1. Отношение масс брусьев одинаковой длины равно отношению площадей их сечений. Площадь круглого сечения Акр = πd2/4 = 0,785 ∙ 372 = 1075 мм2. Площадь кольцевого сечения Акол = 0.785 (d2 – d2) = 0,785 ∙ (442 - 352) = 558 мм2. Тогда Акр кол = 1075/558 = 1,93. Следовательно, брус круглого сечения тяжелее кольцевого примерно в 2 раза.             

М,=№НИ Мг'№ВНм

 

Задания для практического занятия:

Для материала бруса (сталь Ст3) принять [τ] = 100 Н/мм2. и построить эпюру крутящих моментов.

1. Для заданного бруса построить эпюры крутящих моментов.

2. Определить размеры поперечного сечения бруса для каждого участка в       отдельности.

3. Подобрать размеры поперечного сечения для круглого сечения и

кольцевого сечения.

4. Определить площадь круглого сечения.

5. Сделать сравнительную характеристику.

 

) 2)

 

3) 4)

5) 6)

7) 8)

9) 10)

 

 

№ задачи

вариант

М1 М2 М3

Н * м

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 100 300 500 250 150 700 900 300 150 1300 300 700 300 350 700 500 300 1100 300 350 900 1100 500 300 350 300 500 500 750 150

 

 

Контрольные вопросы

1. Какая разница между крутящим и скручивающим или вращающим моментами?

2. Чему должна быть равна алгебраическая сумма вращающих моментов для  равномерно вращающего вала?

3. Как распределяются напряжения по поперечному сечению при кручении?

 

Практическая работа № 7

 «Расчет балки на прочность при изгибе»

Учебная цель: Уметь определять равнодействующую системы сил, решать задачи на равновесие геометрическим и аналитическим способом, рационально выбирая координатные оси.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

- строить эпюры поперечных сил и изгибающих моментов

знать:

- порядок построения и контроля эпюр поперечных сил и изгибающих моментов.

Практическая работа № 8

 «Расчёт заклёпочного соединения»

Учебная цель: Рассчитать заклёпочное соединение встык и проверить прочность заклёпочного соединения.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

- уметь проводить расчеты на срез и смятие.

 

знать:

- знать условия прочности при срезе и смятии.

 

Практическая работа № 1

 «Определение равнодействующей геометрическим и аналитическим способами»

Цель: Уметь определять равнодействующую системы сил, решать задачи на равновесие геометрическим и аналитическим способом, рационально выбирая координатные оси.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

 

Студент должен

уметь:

- определять равнодействующую систему сил;

- решать задачи на равновесие геометрическим и аналитическим способом, рационально выбирая оси координат;

знать:

- способы сложения двух сил и разложение силы на составляющие;

- способы определения равнодействующей силы;

- условия равновесия плоской системы сходящихся сил.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

 

Равнодействующая системы сил

FΣ = ; FΣ x = ; FΣy = ,

где FΣx, FΣy – проекции равнодействующей на оси координат;

  F kx, F ky – проекции векторов-сил системы на оси координат.

,

где αΣx – угол равнодействующей с осью O x.

Условие равновесия

Если плоская система сходящихся сил находится в равновесии, многоугольник сил может быть замкнут.

Пример по выполнению практической работы

Грузы подвешены на стержнях и канатах и находятся в равновесии. Определить реакции стержней AB и CB.

1. Определяем вероятные направления реакций. Мысленно убираем стержень AB, при этом стержень CB опускается, следовательно, точка B отодвигается от стены: назначение стержня AB – тянуть точку B к стене.

Если убрать стержень CB, точка B опустится, следовательно, стержень CB поддерживает точку B внизу – реакция направлена вверх.

2. Освобождаем точку B от связи.

3. Выберем направление осей координат, ось Ox совпадает с реакцией R 1.

4. Запишем уравнения равновесия точки B:

;

5. Из второго уравнения получаем:

; .

Из первого уравнения получаем:

; .

Вывод: стержень AB растянут силой 28,07 кН, стержень CB сжат силой 27,87 кН.

 

Задания для практического занятия:

Используя схему, определить равнодействующую системы сил аналитическим и геометрическим способом.

 

 

Параметр

Вариант

1 2 3 4 5
F1 , кН 12 8 20 3 6
F2, кН 8 12 5 6 12
F3, кН 6 2 10 12 15
F4, кН 4 10 15 15 3
F5, кН 10 6 10 9 18
α1, град 30 0 0 15 0
α2, град 45 45 60 45 15
α3, град 0 75 75 60 45
α4, град 60 30 150 120 150
α5, град 300 270 210 270 300

Контрольные вопросы

1. Какая сила называется равнодействующей?

2. Уравнения равновесия плоской системы сходящихся сил.

3. Правило сложения сил.

 

Практическая работа № 2

 «Определение опорных реакций балочных систем»

Цель: Определение реакций в опорах балочных систем под действием сосредоточенных сил и пар сил.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

- проводить произвольную плоскую систему сил к точке, определяя величины главного вектора и главного момента системы;

знать:

- три формы уравнений равновесия и уметь ими пользоваться при определении реакций в опорах балочных систем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.166 с.)