Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трансляция культурно-исторического опыта в педагогическом взаимодействии
Учебный материал:
1 фрагмент фильма «Весна. Лето. Осень. Зима. И снова весна» - «Весна»
Задание к написанию структурированного эссе:
Структура эссе
1. Охарактеризуйте особенности образовательной среды
2. Смоделируйте (какова структура, иерархия?) и оцените соотношение (какие средства используются в большем объеме, какие в меньшем?) основных педагогических средств
3. Опишите педагогические приемы и спрогнозируйте их воздействие на воспитанника (выберите один из увиденных педагогических приемов в конкретной ситуации воспитания: что делает учитель? насколько этично воздействие? какова цель этого воздействия? как отразится это воздействие на развитии воспитанника – к каким результатам приведет?).
Терминологический аппарат:
Образовательная среда – совокупность условий, которые создают возможность для раскрытия интересов и способностей обучающихся и реализации их способностей и возможностей. Основные характеристики образовательной среды: 1) интегративность (взаимосвязь субъектов образовательного процесса (педагогов, обучающихся, социальных партнеров и других лиц), различных условий (пространственно-временных, психолого-педагогических, социально-педагогических, социокультурных, дидактических)) - обеспечивает целостность и эффективность процесса развития личности 2) вариативность (возможность изменений в составе образовательной среды, поиск и определение оптимальных сочетаний разных условий) - обеспечивает полноценное развитие личности воспитанников и реализацию их способностей и возможностей
Педагогическое средство – материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития обучающихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники. Основные педагогические средства: Общение – коммуникативная деятельность, организованная с целью оказать влияние на в оспитанника, способствовать формированию положительных личностных качеств и вызывать у него стремление к самосовершенствованию. Игра – воображаемая или реальная деятельность, организуемая с целью отдыха, развлечения или обучения.
Учение - деятельность обучающегося, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки. Труд - деятельность, целенаправленно видоизменяющая и совершенствующая объекты материальной и духовной среды.
Педагогический прием – единый подход к решению той или иной конкретной (как правило, узкой) задачи; характерный способ и стиль действия; отвечает на вопрос «что нужно делать?»; имеет целью наиболее эффективное сообщение обучающемуся знаний, формирование навыков и умений. ЗАНЯТИЕ 2 ЛЕКЦИЯ: Антропологические основы педагогики Периоды развития личности С момента рождения человек представляет собой биологическую особь с природными психическими функциями (ощущение, восприятие). Попадая в социум, он обучается - овладевает орудиями труда и знаковыми системами. В результате у него образуются высшие психические функции (речь, мышление, произвольная память, внимание). По мере созревания мозга психика ребенка становится чувствительной к некоторым воздействиям. Периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям называются сензитивными. 1–1,5 ходьба; 2–3 речь; 12–13 логическое мышление Таким образом, в 3 года ребенка нет смысла учить читать, в 7 лет – алгебре или высшей математике. Вместе с тем, важно не пропустить сензитивный период, потому что сензитивные периоды совпадают с оптимальным сроками обучения. Существует 3 группы подходов к периодизации развития. 1. На основе расчленения не самого процесса развития, а другого, связанного с ним. К примеру, периодизация Пифагора – на основе сравнения с календарным годом до 20-ти лет весна (становление), до 40 – лето (молодость), до 60 – осень (расцвет), до 80 – зима (угасание); периодизация Стенли Холла – на основе филогенеза: дикость – охота – пастушество – земледелие – товарно-промышленный период. 2. На основе одного признака. Блонский: дентиция (появление и смена зубов); Фрейд: психосексуальное развитие (оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная); Пиаже: концепция стадийного развития психики ребенка (современный швейцарский психолог, умер в 1980 г.). Признак – мышление.
Основной тезис: умственные операции имеют деятельностное происхождение. Стадии: Стадия сенсомоторного интеллекта. 1-2. Развитие способности восприятия и познания предметов реального мира, составляющих окружение ребенка. Познание – осмысление свойств и признаков предметов. Достижения стадии: ребенок осознает себя субъектом мира, начинает познавать себя, отмечаются первые признаки волевого управления поведением Стадия операционального мышления. 2-7. Развитие речи, формирование наглядных представлений. Наблюдается эгоцентризм мышления, трудность принятия позиции другого человека, ошибочная классификация предметов по случайным или второстепенным признакам. Стадия конкретных операций с предметами. 7(8)-11(12). Становление объективности суждений. Достижения: ребенок может давать логические объяснения выполняемым действиям, способен переходить с одной точки зрения на другую. Появляется способность ранжировать предметы по измеряемому признаку (по весу, величине, громкости, яркости), способность объединять предметы в классы и выделять подклассы. Стадия формальных операций. 11(12)- 14(15). Отдельные умственные операции превращаются в единую структуру целого. Формируются способности выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий. Развитие этих способностей продолжается на протяжении всей жизни. 3. На основе изменений внутреннего ритма и темпа самого развития. Гезелл: количественное изучение сравнительных срезов детского развития от 0 до 2 лет; развитие было сведено к простому увеличению, “приросту поведения” в зависимости от созревания организма. Указывал на снижение темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении. В отечественной традиции приоритет периодизации развития принадлежит Выготскому, который в качестве основания выделяет - новообразование – внутренние изменения самого развития; психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени; являются результатом и продуктом возрастного развития и одновременно предпосылкой дальнейшего развития - кризис – динамика переходов от возраста к возрасту; переломный момент развития; отмирание старого; характерная черта – трудновоспитуемость; внутренняя сторона – появление нового. На идеи Выготского опирался Эльконин Дан. Бор. Критерий периодизации - ведущая деятельность. Ведущая деятельность – это такая деятельность, которая оказывает решающее влияние на развитие психики человека. Признаки ведущей деятельности. - 1) В ней возникают и дифференцируются новые виды деятельности (в игре начинают складываться элементы познавательной деятельности); 2) В ней формируются и перестраиваются отдельные психические функции (в игре развивается воображение, в учебе – логическое мышление); 3) От нее зависят наблюдаемые в этот период изменения личности (в учении формируются личностные качества – ответственность, целеустремленность, настойчивость). Каждый возраст характеризуется своей ведущей деятельностью. Например, младенчество – непосредственно эмоциональным общением, младший школьный возраст – учебной деятельностью, юность – учебно-профессиональной деятельностью.
Эльконин открыл закон чередования 2-х типов деятельностей. Он говорит о том, что окружающая действительность предстает перед ребенком в 2х сферах – мир людей и мир предметов. Деятельность 1 типа – это деятельность ребенка в отношении мира людей (Р-Ч), деятельность 2 типа – деятельность в отношении мира предметов (Р-П). В деятельности 1 типа развивается личностная сфера (познание норм человеческих отношений, моральных и нравственных качеств), в деятельности 2 типа - познавательная сфера ребенка (общественные способы применения предметов).
Каждый возраст у Эльконина характеризуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, новообразованиями и кризисом в конце возраста. В самом общем виде его периодизация выглядит следующим образом:
Кризис новорожденности. От 4х до 6ти недель. Промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Завершается комплексом оживления – выражение первой социальной потребности ребенка, особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому (улыбка).
Кризис 1го года. Становление речи и ходьбы. Нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и возможностями ребенка. Аффективные реакции ребенка при непонимании или запретах со стороны взрослого. Кризис 3х лет. Зарождение потребности в признании, уважении. Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство владения телом, ощущения себя источником воли. Негативизм, упрямство, непослушание, строптивость. Кризис 7-ми лет. Возникновение внутренней жизни, переживаний. Потеря непосредственности, манерничание, симптом «горькой конфеты» (ребенку плохо, но он старается это не показать). Кризис 11-12-ти лет. Обобщенный характер эмоциональных переживаний. Предпосылки к развитию чувства взрослости: ребенок думает, что он все может делать как взрослый. Кризис подросткового возраста. Возникновение нового уровня самосознания, стремление к самоутверждению и самовыражению; период отчаянных попыток пройти через все. Юность. Открытие своего внутреннего мира. Выбор жизненных ценностей. Поиски смысла жизни и своего места в мире. Стремление к независимости. Обращение к нравственному цинизму или сознательный духовный рост.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.72 (0.017 с.) |