Связь педагогики с другими науками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связь педагогики с другими науками



Педагогика не может существовать обособленно от других наук. Прежде всего, педагогика связана с науками, изучающими человека, так как именно человек - растущий и развивающийся – является объектом воспитательной деятельности. Человека в обществе изучают общественные науки, как продукт биологической эволюции – биологические науки, как мыслящее существо с уникальным психическим внутренним миром – психологические науки. Общественные науки помогают определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления.

Методологической основой педагогики является философское учение. Общие вопросы для философии и педагогики: проблемы воспитания, проблемы формирования мировоззрения, взаимосвязь коллектива и личности, проблемы познания, связанные с разработкой ученического познания как одной из форм познания человеком окружающей его действительности.

Основные тенденции развития групп и слоев населения, закономерности социализации, влияние социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитание личности в различных социальных институтах исследует социология. Новая наука, образовавшаяся на стыке педагогики и социологии - педагогическая социология – осуществляет перевод результатов социологических исследований о процессах изменения социальной структуры общества, профессиональной занятости людей в конкретные задачи воспитания, которые должны решать совместно школа, семья и общественность.

Экономика образования решает следующие педагогические задачи: определение затрат на обучение в связи с удорожанием жизни, определение стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений, определение затрат на учительские кадры, строительство, оборудование, наглядные пособия.

    Естественнонаучной базой педагогики и психологии являются биологические науки. Педагогика опирается на фундаментальные работы русских физиологов - Павлова, Сеченова по вопросам 1-й и 2-й сигнальных систем, нервно-психического  развития человека, рефлекторной природы человеческой деятельности, развития и функционирования органов чувств. Конкретными вопросами обучения и воспитания, разработкой режимов труда и отдыха занимаются возрастная физиология (наука об особенностях строения и функционирования организма человека), школьная гигиена (изучает вопросы гигиенической организации всех видов занятий в школе).

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии. Коррекционная педагогика разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации детей, компенсирующие имеющиеся у них дефекты.

В образовательном процессе совершенно необходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы и законы психической деятельности и соответственно выстраивать обучение и воспитание. Следовательно, педагогика связана с психологией. В педагогике используются психологические методы выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. На образовательный процесс работают педагогическая и возрастная психологии, психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами и многие другие. Возрастная и педагогическая психология изучают закономерности психических процессов в условиях целенаправленного обучения и воспитания в зависимости от возраста.

Итак, педагогика не просто связана с рядом смежных наук, изучающих отдельные стороны развития человека, происходящего под влиянием различных факторов, но занимается человеком в целом, ищет наиболее действенные пути формирования целостной человеческой личности.

Основными формами взаимодополнения педагогики с другими науками являются:

творческое использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук,

заимствование научных методов исследования,

применение конкретных результатов исследований других наук,

участие педагогики в комплексных исследованиях (к примеру, лечебная педагогика).

Таким образом, педагогика является частью общей культуры человечества. Разрабатываемые педагогические концепции образования, воспитания и обучения имеют научную и общекультурную ценность.

Методология педагогики



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.205.169 (0.008 с.)