Методическое обеспечение программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическое обеспечение программы



Важным условием работы по программе является выполнение правил техники безопасности.

Организация занятий осуществляется с использованием методики разноуровнего обучения, т.е. теоретический материал излагается одинаково для всех учащихся, а практические задания осуществляются с учётом разного уровня навыков работы с флористическим материалом.

На занятиях используются различные методы и приёмы обучения. Для развития специальных умений и навыков работы с флористическими материалами используются такие методы преподавания, как рассказ, демонстрация, упражнения по выполнению трудовых приемов и операций. Для развития творческих возможностей, реализация инициативы, пробуждение фантазии — беседа, обсуждение, игра, побуждение к самостоятельной деятельности (творческие задания), метод проектов. Возможно также сочетание первой и второй групп методов.

    Работа по программе направлена на создание во время занятий атмосферы творческого созидания, активной трудовой деятельности. С первого же занятия обучающиеся включаются в творческую деятельность, погружаются в атмосферу труда.

В процессе обучения осуществляется  эстетическое воспитание. Оно начинается с воспитания в ребенке эстетических чувств, путем погру­жения его в мир искусства и творчества. Дети знакомятся с произведения­ми искусства, детскими поделками, сами пытаются создавать прекрасное.

Для полноценного осуществления эстетическо­го воспитания очень важным является проведение, наряду с учебными за­нятиями, учебных экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного искусства, посещение периодических выставок художников, знакомство с биографией художников. Эти мероприятия способствуют поддержанию у детей увлечённости декоративно-прикладной деятельностью. Проведённые с детьми беседы во время и после таких поездок имеют большое образовательное и воспитательное значение: они расширяют их кругозор, обогащают речь, дают возможность усвоить новые понятия и названия.

Развитие творческих способностей ребенка также осуществляется в ходе всего обучения по программе. Задача педагога помочь ему в этом. Нужно научить ребёнка создавать красивые ритмичные, эмоционально насыщенные флористические работы, обращать внимание на взаимосвязь основных и подчинённых элементов композиции, на соотношение фона с расположением на нём цветовых фрагментов композиции, на ритмичность и цветовое решение композиции. Для этого в программе запланированы занятия по цветоведению, основам композиции и правилам её построения.

Для развития творческих способностей детей могут быть использованы различные методы и приёмы. В данной программе широко используется регуляр­ные упражнения в творческой деятельности. Таким образом, происходит и изучение следующих тем: сначала ос­ваивается новый прием или техника, затем дается задание или называется тематика работ, обучающиеся работают с литературой или другими источниками информации, составляют эскиз, выполняют работу. На более поздних этапах обучения используется метод проектов.

Одной из форм работы по развитию творческих способностей явля­ется игровая форма. На занятиях обучающимся предлагается поиграть в такие игры: «Что на что похоже» или «Что можно сделать из … (шишки, коряги, скорлупы яйца, рамочки для фотографий стеклянной бутылки, кожура апельсина и т.п.)». Для этих игр под­бираются различные предметы или природные материалы. Например: стеклянные бутылки, пузырьки из-под духов, различные палочки, коряги, сухоцветы, коробочки, лос­кутки флористических тканей, бумага различной фактуры, краски различных цветов и свойств и т.п.

Кроме этого для развития творческих способностей большое значение имеет экскурсионная деятельность. При проведении экскурсии вни­мание детей обращается, на новые идеи в использовании какой-либо технологии; на необычное композиционное решение; на способы передачи настроения (радость или печаль в картине, в скульптуре) и используемые для этого нестандартных материалы и т.п.

В ходе реализации программы широко используется проектный метод. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и представлению. Педагог выступает здесь в роли руководителя, консультанта, организатора обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей, координатора группового процесса и эксперта, анализирующего результаты выполненного проекта. Обучающиеся работают как над персональными проектами, так и над групповыми. При работе над персональными проектами составляется четкий план работы, и ход работы отслеживается с максимальной точностью. При работе над такими проектами приобретается опыт работы на всех этапах проекта. При работе над групповыми проектами выполнение проекта наиболее глубоко и разносторонне. У обучающихся формируются навыки сотрудничества, а самое главное при работе над такими проектами у детей происходит взаимообучение, а значит обучающиеся быстрее и легче осваивают различные действия, техники, элементы. Планирование, реализация и оценка проектов так же осуществляется в первую очередь самими обучающимися.

На первом году обучения обучающиеся выполняют небольшие задания, рассчитанные на 1-2 занятия.

Во втором году обучения широко используются краткосрочные проекты, требующие на свое выполнение в среднем 4 - 8 занятий. При работе над проектом обучающиеся на первом занятии выполняют эскиз будущей работы в натуральную величину и в цвете, второе занятие, как правило, посвящено подбору материалов, схем вязания и т.д. На последующих занятиях обучающиеся работают над своими проектами. На последнем занятии происходит презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

 

На третьем году обучения обучающиеся работают над долгосрочными проектами, как групповыми, так и индивидуальными. Педагог здесь выступает только в роли консультанта. На первых занятиях определяется состав проектных групп, выбор заданий. Обучающиеся делают примерные эскизы своих работ, составляют план работы над проектом. На последующих занятиях обучающиеся работают над своими проектами. На последнем занятии происходит презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка. Так же в процессе реализации долгосрочного проекта происходит сочетание различных классных форм работы, таких как, объяснение нового материала с демонстрацией наглядных пособий, рассказ, беседы, упражнения и т.д.

При реализации программы применяются следующие формы занятий:

1. Теоретическое изложение учебного материала с демонстрацией наглядных пособий.

2. Самостоятельная работа обучающихся по изучению и закреплению учебного материала.

3. Практические занятия на общую для всех тему, выполняемые обучающимися индивидуально под руководством педагога.

4. Выполнение индивидуальных проектов. Например: выполнение флористического коллажа.

5. Выполнение индивидуальных заданий педагога.

6. Работа над групповыми проектами. Каждый обучающийся делает свое изделие, в рамках общего для всей группы проекта. Например: в проекте «Новогодние композиции» каждый обучающийся выполняет свой фрагмент работы (ёлка, фон, игрушки и т.д.) по эскизам (дизайн проекту), подготовленным всей творческой группой.

 

Коллажные техники

 

Декалькомания – техника плоскостного коллажа. Первая из техник по системе Раффла. Для работы в данной технике не обходимы следующие материалы: стекло, гуашь, бумага, кисти, спреевый пульвилизатор, флористические материалы, клей ПВА.

Первое, что необходимо определить перед началом работы вертикальный или горизонтальный коллаж вы создаёте. Необходимо так же выбрать цвета с учётом правил цветоведения и затем на стекло наносится краски с учётом правил построения композиции. На нанесённые цветовые пятна распыляется вода из пульвилизатора и делается отпечаток на лист бумаги. После высыхания отпечатка подбирается флористический материал и наклеивается клеем ПВА.

 

Шприцевая техника - техника плоскостного коллажа. Техника по системе Раффла. Для работы в данной технике не обходимы следующие материалы: шприц, бумага, тушь, клей ПВА, спрей, флористический материал.

Первое, что необходимо определить перед началом работы вертикальный или горизонтальный коллаж вы создаёте. Затем выбирается цвет туши и набирается в шприц. И «рисуем» заранее выбранный рисунок. И до момента высыхания распыляем спрей. Затем после высыхание осуществляется подбор флористического материала. Фиксируем материал на лист при помощи клея ПВА.

 

Техника шпаклёвка - данная техника стоит особняком в системе Раффла. Для работы в данной технике не обходимы следующие материалы: шпаклёвка, природный материал, гуашь, кисти, шпатель, оргалит.

 Первое что необходимо определить перед началом работы вертикальный или горизонтальный коллаж вы создаёте и размер оргалита. Затем осуществляем подбор флористического материала и строим из него композицию. Наносим на оргалит шпаклёвку и монтируем в неё природный материал в соответствие с заранее выбранной композицией. После высыхания шпаклёвки тонируем композицию и фон.

Спреевая техника -это  техника в системе Раффла. Для работы в данной технике не обходимы следующие материалы: гуашь, бумага, спреевый пульвилизатор, клей ПВА, флористический материал.

Первое что необходимо сделать перед началом работы это развести в воде различные цвета красок и разлить их по пульвилизаторам. Затем наносим методом распыления на бумагу. После высыхания отпечатков подбираем флористическую композицию и приклеиваем на клей ПВА.

 

Техника декупаж - это заключительная техника в системе Раффла. Для работы в данной технике не обходимы следующие материалы: декупажные карты, шпаклёвка, краски, шпатели, кисти, флористический материал, оргалит.

Первое что необходимо определить перед началом работы вертикальный или горизонтальный коллаж вы создаёте и размер оргалита. Затем определяется выбор темы работы. Подбирается декупажная карта и флористическая композиция. На выбранный кусок оргалита наносится шпаклёвка и в неё монтируется декупажная карта и природный материала. После высыхания шпаклёвки тонируется весь коллаж с целью достижения единой композиции.

 

Применяемые формы занятий: выполнение практических заданий, самостоятельная работа, беседа, конкурс и т.д. Наиболее интересной формой работы является презентация индивидуальных проектов.

 

Темы Формы занятий Методы
1 Беседа, объяснение, рассказ Объяснительно-иллюстративный.
2 Объяснение, беседа, устный и письменный опросы, выполнение упражнений, самостоятельная практическая работа, создание зачетной работы. Контроль знаний. Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный. Контроль качества.
3 Объяснение, беседа, устный и письменный опросы, выполнение упражнений, самостоятельная практическая работа, создание зачетной работы. Контроль знаний. Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный. Контроль качества.
4 Объяснение, беседа, устный и письменный опросы, выполнение упражнений, самостоятельная практическая работа, создание зачетной работы. Контроль знаний. Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный. Проект. Контроль качества
5 Объяснение, беседа, устный и письменный опросы, выполнение упражнений, самостоятельная практическая работа, создание зачетной работы. Контроль знаний. Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный. Проект. Контроль качества
6 Защита проектов. Конкурс. Выставка. Репродуктивный. Контроль качества

Проектная деятельность:

Теория: Разработка детьми учебного проекта, выстраивание последовательности действий:

1.  подготовительный (осознание проблемы, выбор темы, постановка цели);

2.  проектировочный (построение плана, продумывание всех элементов действий);

Практика:

1.  практический (осуществление действий);

2.  аналитический (сравнение планируемых и реальных результатов);

3. контрольно-корректировочный (исправление ошибок);

4. заключительный (выставочная экспозиция).

Выбор темы для проектной деятельности осуществляется обучающимися в рамках учебно-тематического плана.

Примерная тема для проектной  деятельности: «Флористический костюм» 3 год обучения.

Этапы разработки проекта:

· выбор эпохи, женский или мужской и назначение костюма

· название и девиз проекта

· работа с литературой

· подбор аналогового материала

· отрисовка проекта

· выбор фактуры и текстуры, подбор флористического материала

· корректировка проекта

· выполнение работы

· анализ и оценка выполненной работы

С целью развития креативности на занятиях применяются тесты Гилфорда и Торренса, адаптированные Е.Е.Туник.

В данной программе эта методика используется не с целью тестирования, а в качестве безоценочных упражнений на развитие креативности. Методика состит из 7 упражнений, каждое из которых применяется периодически. (4 раза в год)

Пример методики на развитие вербальную креативности:

Задача: Найти различные фигуры, скрытые в сложном, мало структурированном изображении.

Инструкция: Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?

Время выполнения упражнения = 3 минуты.

 

 

Пример методики на развитие словесно-логической креативности

Задача: Перечислить как можно больше способов использования предмета, отличающиеся от обычного употребления.

Инструкция: Газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы использования газеты. Что из неё можно сделать? Как её можно использовать?

Инструкция зачитывается устно.

Время выполнения субтеста t=3 мин. Все ответы дословно записываются педагогом при индивидуальной форме проведения. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.

С целью оценки роста краетивности обучающихся родителям три раза в год (при зачислении, в конце первого и второго полугодия) раздается опросник Джонсона в модификации Е.Е.Туник

Опросник Джонсона:

В таблице под номерами от 1 до 8 отмечены характеристики творческого проявления (креативности), которые описаны ниже. Пожалуйста, оцените, используя пяти-бальную систему, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками. Возможные оценочные баллы: 5 — постоянно; 4 — часто; 3 — иногда; 2 — редко; 1 — никогда.

 

 

 

ФИО

Творческие характеристики

 

Сумма баллов

1 2 3 4 5 6 7 8
                     
                     
                     

 

Список литературы

1. Detlef Klatt Floral Arrangements Thalacker medien  Испания, 2000.

2. Белова В.В, Чумакова М.П. Авторские образовательные программы дополнительного образования детей. Выпуск 2. – М.: Департамент образования г. Москвы. Московский институт открытого образования. Центр «Школьная книга», 2007.

3. Кондратьева Г. И ремесло и искусство. -  М.: «ООО Арт-сервис», 2011.

4. Лаврова С.А. Царство флоры. Цветы и деревья в легендах и мифах.-  М.: «Белый город», 2009.

5. Мозговая А. Полный курс флористики. Каркасные букеты. Золотая коллекция. Библиотека журнала «Цветы». - М.: Ниола 21-й век, 2008.

6. Руди де Рейн Рисуем то, что видим. – Минск: «Попурри», 2004.

7. Филиппович Н. Полный курс флористики. Букет на порт букетнице. Золотая коллекция. Библиотека журнала «Цветы». – М.: «Ниола 21-й век» 2008.

8. Фомина Ю. Свадебные букеты. Золотая коллекция библиотека журнала «Цветы» - М.: Ниола 21-й век, 2008.

9. К. Михаэль Хааке Основы флористического мастерства. -  М.: «ООО Дизайн БУКС», 2013.

10. Л.Хаметова Гипс-техника, приёмы изделия. – М.: «АСТ-пресс», 2013.

 

Для родителей:

1. Готье М. Букеты. – М.: «Интербург бизнес», 1997.

2. Перевертень Г.И. Поделки из орехов – Донецк: «Сталкер», 2004.

 

Для детей:

1. Гилл М. Гармония цвета. – Минск, 2004.

2. Осипова Н.В. Лианы-удивительные растения. - М.: «Вече», 2005.

3. Осипова Н.В. Цветочный дизайн круглый год. – М.: «Вече»,2005.

4. Осипова Н.В. Цветы и праздники. – М.: «Вече», 2006.

5. Робел Д. Флористика. Основы мастерства. – М.: «Мартин», 2011.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.04 с.)