Диагностическая карта обследования
Устной речи обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени в коррекционной школе
Пояснительная записка
В практике логопедической работы в коррекционной школе VIII вида значительное место занимает коррекция речевой патологии у обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени. Работа с такими детьми наиболее сложна, так как речевой дефект зачастую осложнен дизартрическими расстройствами.
Для планирования коррекционной логопедической работы с данными обучающимися необходимо выяснить как наиболее благополучные, так и несформированные компоненты речевой системы ребёнка. Поэтому обследование является важным этапом коррекционной работы.
Нами предлагается диагностическое обследование, в основе которого лежит разработанная и апробированная Л.И. Переслени и Т.А. Фотековой стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки. Такая система удобна для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи, построения системы индивидуальной коррекционной работы, отслеживания динамики речевого развития ребёнка и определения эффективности коррекционного воздействия.
Дидактический материал для речевых проб упрощен и уменьшен в объеме.
Особое внимание при диагностическом обследовании уделяется изучению общей и мелкой моторики, так как тяжесть нарушений артикуляционной моторики сочетается с нарушением функции рук и общей моторики. Поэтому при проведении диагностики важно учитывать взаимосвязь речевых и двигательных расстройств, общность поражения артикуляционной и общей моторики.
Диагностическая карта устной речи
обучающегося школы
_____________________________________________________
(динамика развития устной речи обучающегося с системным недоразвитием речи тяжелой степени)
Серия I. Исследование понимания речи
1. Понимание конкретных существительных, глаголов
№
п/п
Задание
количество баллов
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
с
д
м
д
м
д
м
д
м
д
м
· Конкретные существительные
(-Покажи игрушки)
1.
куклу
2.
зайчика
3.
машину
· Обобщающие слова
(-Покажи по картинкам)
4.
игрушки
5.
посуда
6.
животные
7.
одежда
· Действия
(-Покажи, где на картинке кто-то)
8.
спит
9.
ест
10.
играет
11.
рисует
· Выполнение поручений по речевой инструкции
(-Выполни действие с предметами)
12.
дай куклу
13.
посади мишку
14.
покорми собачку
15.
покатай машину
Итого в баллах
2. Понимание простейших грамматических форм
№
п/п
Задание
количество баллов
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
с
д
м
д
м
д
м
д
м
д
м
· Единствен., множеств. число существительных (по картинкам)
- Покажи, где:
1.
чашка-чашки
2.
кукла-куклы
3.
мяч-мячи
· Предложные конструкции с предлогами на, в, за, под )
-Выполни действия с предметами:
4.
положи карандаш на стол
5.
спрячь мяч под стол
6.
положи шарик в коробку (в карман)
7.
спрячь руки за спину
· Существительные с уменьш-ласкат. суф-ми Где на картинках нарисован (а):
8.
дом - домик
9.
ложка - ложечка
10.
шапка - шапочка
Итого в баллах
Итого в баллах за всю серию
Итого в %
Серия II. Исследование фонематического слуха
№
п/п
Задание
Количество баллов
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
с
д
м
д
м
д
м
д
м
д
м
· Хлопнуть в ладоши, если в слоге есть заданный звук
1.
Б – ба, от, му, эб
2.
А – ку, ас, ты, ва
· Хлопнуть в ладоши, если в слове есть заданный звук
3.
М – мак, суп, дом
4.
А – аист, мак, гриб
· Подобрать картинку к паре слов (паронимы)
5.
Крыша-крыса
6.
Мышка-мишка
· На какой звук начинается слово?
7.
Аист
8.
Окунь
· На какой звук оканчивается слово?
9.
Кот
10.
Дом
Итого в баллах
Итого в %
Серия Ш. Исследование сенсомоторного уровня речи
1.Состояние фонематического восприятия
№
п/п
Слоги для повторения
Количество баллов
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
с
д
м
д
м
д
м
д
м
д
м
1.
па - ба
2.
ба - ма
3.
ба - на
4.
на - га
5.
ка - га
6.
да - та
7.
ва - фа
8.
ва – ва - фа
9.
да – да - та
10.
ка – ка - га
Итого в баллах
Итого в %
2. Артикуляционная моторика.
№
п/п
Название упражнения
Количество баллов
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
с
д
м
д
м
д
м
д
м
д
м
1.
«Улыбка»
2.
«Трубочка»
3.
«Лопатка»
4.
«Иголочка»
5.
«Чашечка»
6.
«Лошадка»
7.
«Вкусное варенье»
8.
«Качели»
9.
«Маятник».
10.
«Улыбка»«Трубочка»
Итого в баллах
Итого в %
3. Звукопроизношение.
№
п/п
Слова для повторения
Количество баллов
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
с
д
м
д
м
д
м
д
м
д
м
· Согласные
1.
В – волк, сова
2.
Б – бантик, клубок
3.
Д – дом, удочка
4.
К – кот, паук
5.
Кь – кит, утки
6.
Г – голубь, иголка
7.
Гь – гитара, сапоги
8.
Х – халат, ухо, петух
9.
Хь - мухи
· Свистящие
10.
С – собака, усы, автобус
11.
Сь – синий, гусь
12.
З – зонт, коза
13.
Зь – зебра, обезьяна
14.
Ц – цепь, яйцо, огурец
· Шипящие
15.
Ш – шапка, машина, душ
16.
Ж – жук, ежи, ножи
17.
Ч – чайник, мяч
18.
Щ – щетка, ящик, плащ
· Сонорные
19.
Р – рыба, корова, топор
20.
Рь – ремень, дверь
21.
Л – лук, молоток, пила
22.
Ль – лейка, улитка
23.
Й – яблоко, майка
24.
М – мыло, сом
25.
Н – носки, окно, слон
Итого в баллах
Итого в %
4. Сформированность звуко-слоговой структуры слова.
·
Слова для повторения
Количество баллов
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
с
д
м
д
м
д
м
д
м
д
м
· Односложные слова
1.
Кот
2.
Мяч
· Двусложные слова
3.
Петух
4.
Веник
· Двусложные слова со стечением согласных
5.
Банка
6.
Сумка
· Трёхсложные слова
7.
Телефон
8.
Самолёт
· Трёхсложные слова со стечением согласных
9.
Бабочка
10.
Подушка
Итого в баллах
Итого в %
Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования
1. Активный словарь
№
п/п
Задание
Количество баллов
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
с
д
м
д
м
д
м
д
м
д
м
· Предметный словарь
1.
Игрушки
2.
Посуда
3.
Животные
4.
Одежда
· Глагольный словарь
1.
Летит
2.
Рисует
3.
Моет
4.
Стучит
· Словарь прилагательных
5.
По цвету (основные цвета)
6.
По вкусу (сладкий – кислый)
7.
На ощупь (холодный – горячий)
Итого в баллах
2. Словообразование
№
п/п
Задание
Количество баллов
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
с
д
м
д
м
д
м
д
м
д
м
· Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
1.
Стол - столик
2.
Нос – носик
3.
Кукла - куколка
Итого в баллах
Итого в баллах за всю серию
Итого в %
Серия V. Исследование грамматического строя речи и словоизменения
№
п/п
Задание
Количество баллов
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
с
д
м
д
м
д
м
д
м
д
м
· Употребление сущ-х в ед. и мн. числе
1.
Мяч - мячи
2.
Кукла - куклы
· Употребление сущ-х в ед. ч. и мн. ч. винит. п.
(-Что ты видишь?)
3.
Мяч
4.
Куклу
5.
Кубики
· Употребление сущ-х в ед. ч. и мн. ч. родит. п.
(-Чего не стало?)
6.
Мяча
7.
Куклы
8.
Кубиков
· Употребление предложно-падежных конструкций
(Где сидит кошка?)
9.
На траве (на доме)
10.
Под крыльцом
11.
В трубе
12.
За домом
· Употребление прилагательных в ед. и мн.ч..жен.,муж.,сред. р.
13.
Жёлтый мяч
14.
Красная роза
15.
Синее полотенце
16
Зелёные кубики
Итого в баллах
Итого в %
Серия VI. Исследование связной речи
№
п/п
Задание
Количество баллов
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
____/____
уч. год
с
д
м
д
м
д
м
д
м
д
м
· Повторение фразы
1.
Вот мама.
2.
Кошка ест.
3.
Девочки играют.
4.
Мальчик делает уроки.
· Самостоятельное составление предложения
5.
Девочка рисует.
6.
Дети моют посуду.
Итого в баллах
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы ; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.278 с.)