Природа межличностного конфликта и пути их разрешения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа межличностного конфликта и пути их разрешения



Природа межличностного конфликта и пути их разрешения

Понятие конфликт

Вы когда-нибудь сорились? Если нет, то вы не просто счастливый, а уникальный человек. Если же вам приходилось переживать ссоры, то вы, несомненно, помните, как это было неприятно, какое беспокойство, а нередко муки доставляет ссора. В психологии ссору называют конфликтом. Слово «конфликт» происходит из латинского языка и обозначает столкновение». Итак, конфликт — это столкновение разных желаний.

Любой конфликт окрашен сильными эмоциями, в основном, отрицательными. Он «давит» на психику и нервную систему человека с небывалой силой и часто имеет «эффект последействия». Эффект последействия выражается в том, что и по окончании конфликтной ситуации человек продолжает ее переживать настолько сильно, что практически подчиняет этому уже прошедшему эпизоду свою сегодняшнюю жизнь. Проще говоря, его нервная система еще долго заводится с полоборота. Эмоциональные переживания конфликта могут быть, настолько сильны, что и через много лет, вспоминая те события, человек испытает отрицательные эмоции такого же накала, какими они были в момент конфликта. Основу конфликтных ситуаций всегда составляет противоречие между целями, интересами, способами поведения. Каждый человек воспринимает мир по-своему. Когда позиции двух и более взаимодействующих людей вступают в отношения открытого противоречия, возникает конфликтная ситуация. Дочь подросток мечтает о новой модной куртке. Все ее помыслы сосредоточились на том, как приобрести эту модную вещь. Она представляет, как будет роскошно смотреться в этой куртке, как оценят ее приобретение подруги, как обратит внимание мальчик, который ей давно нравится. И вообще, как она круто будет выглядеть. В свою очередь, практичная мама смотрит на ситуацию совсем по-другому. Куртка непрактичная, холодная и слишком светлая, маркая. Цена ее высокая и не оправдывается качеством вещи. В этой куртке дочь будет мерзнуть и студиться. Никакая мода не стоит здоровья, да и вообще, эта куртка совсем не идет ее дочери. Итак, дочка просит купить именно эту куртку, а мама выбирает совсем другую. В результате спор, крики, слезы и взаимные обиды. Дочь обвиняет мать, что она жадная, отсталая, ничего не понимает в современной моде, вредная. Мать сердится на дочь и упрекает ее в капризности и эгоизме, говорит, что она еще «маленькая», Кто бы в результате ни настоял на своем, у обеих сторон останется чувство недовольства, обиды, взаимных претензий. Мы имеем дело с несогласованностью целей. Для дочери основная ценность — взаимоотношения со сверстниками и своя социальная позиция в их кругу. В подростковом возрасте на эту позицию немаловажное влияние оказывает внешний вид человека, в том числе и одежда. Для мамы основная ценность - здоровье дочери, ее внешний вид тоже имеет значение, но он должен быть «приличный и практичный». Точка зрения мамы существенно отличается от представлений дочери и её сверстников.

           Конфликт также возникает в сфере общения при несоответствие ожиданий и действий, мотивов и установок людей, которое нарушает нормальное взаимодействие и согласованность поведения. Типичные в этом плане конфликты в детскоподростковой среде. Катя и Оля гуляли. К девочкам подбежала собака. Катя очень испугалась, так как ее брата однажды покусала собака, и отбежала в сторону. Ничего не предвещало осложнения ситуации, однако Оля стала смеяться над подругой. Слово за слово, разговор накалился, возникла конфликтная ситуация, в конечном итоге подруги поссорились. Этот пример, несмотря на всю его упрощенность, очень нагляден. Одна подруга ожидала от другой сочувствия, а получила насмешку. В свою очередь, вторая не предусмотрела, что ответная реакция на ее невинную шутку будет так остра, В результате такого несоответствия ожиданий, действий и чувств произошел конфликт.

           Первая закономерность заключается в том, что каждый участник конфликта смотрит на ситуацию со своей точки зрения и отвечает другому, исходя из своих восприятий окружающей среды, хотя они я не всегда соответствуют действительности. Приведем вновь пример из взаимоотношений подростков. Среди них очень распространена «активная борьба» за справедливость. Семиклассница Оля списала всю контрольную по физике у подруги и получила пятерку. Саша все видела и, когда сама получила за эту же контрольную тройку, то посчитала ситуацию несправедливой. Саша сказала учительнице про факт списывания. Девочка по сути реализовала свое чувство неудовлетворенности собственным результатом, но считала, что восстанавливает справедливость. Олина отметка была исправлена на более низкую. Ситуация приобрела в классе общественный резонанс. Все дети раз делились в оценке события на две группы. Одни считали, что Саша <наябедничала> и поступила подло. Другие считали, что нечестно поступила Оля, а Саша просто восстановила справедливость. И Саша и Оля считали себя абсолютно правыми, отношения приняли форму устойчивого конфликта. Здесь мы имеем классическую ситуацию нравственного конфликта. У девочек вступили в противоречие нравственные чувства, причем и в том и в другом случае они имели е самую положительную форму выражения, что и привело к конфликту.

           Вторая закономерность говорит о том, что возникая на основе расхождения определенных мотивов, конфликт сам может порождать новые мотивы, изменять старые и в конечном счете становиться самостоятельной формой взаимоотношений, существуя фактически «сам ради себя — конфликт ради конфликта». Ольга Дмитриевна была учительницей, работала в школе уже много лет и считалась строгим преподавателем. Когда в начале года она пришла в седьмой класс, дети встретили ее настороженно. Учительница всмотрелась в юные лица и тяжело вздохнула. Молодое поколение не отвечало ее представлениям о классическом ученике. Дисциплина в классе, похоже, не на высоте. Одеты, особенно девочки, вызывающе, а как смотрят? Самоуверенные и нахальные.. Начался урок. Внимание Ольги Дмитриевны привлекла одна из девочек Она была одета по последней моде, шепталась с соседкой и как показалось учительнице, насмешливо и агрессивно. Учительница задала классу вопрос. И, показав рукой, вызвала непонравившуюся её девочку. Та встала и с улыбкой сказала, что не знает ответа. Ольге Дмитриевне показалось, что ученица издевается над ней, нервы ее не выдержали, и она выгнала девочку за безобразие. К следующему уроку Ольга Дмитриевна почти забыла о происшедшем инциденте. Однако, войдя в класс, первое, что она увидела — это злой взгляд неприятной девочки. Прошлые эмоции вспыхнули, но она сдержала себя и провела урок, хотя настроение было испорчено.. В перемену в учительской Ольга Дмитриевна навела справки и с некоторым удивлением обнаружила, что мнение других учителей о неприятной девочке довольно положительно. Её считают в меру старательной, способной и спокойной девочкой. Ни наглости, ни агрессии до сих пор за ней не замечали. Ольга Дмитриевна, взрослый человек, педагог, попыталась на следующем уроке поближе узнать ученицу. Но девочка вела себя вызывающе, материал не знала и получила двойку. Ее поведение спровоцировало новые замечания со стороны учительницы. В конечном итоге отношения между ученицей и педагогом приобрели характер устойчивой неприязни. Девочка демонстрировала свою злость, а учительница постоянно на уроке была раздражена присутствием данной ученицы. Конфликты между учительницей и ученицей вспыхивали один за другим. Жизнь в школе и для ребенка и для взрослого стала невыносимой. На следующий учебный год родители перевели девочку в другую школу, и ситуация нормализовалась. Итак, напряжение, вызванное у ученицы и учительницы началом занятий, спровоцировало локальный конфликт, но девочка затаила обиду. Со свойственной подросткам эмоциональностью она демонстрировала учительнице свою неприязнь, прекратила учить уроки по предмету, провоцировала все новые и новые конфликты, истинной причиной которых был все тот же первичный конфликт в начале года.

Третья закономерность указывает на широкий социальный аспект конфликтов. Даже если конфликт происходит между двумя людьми, по их узкому вопросу, он имеет тенденцию «втягивать» третьих лиц, требуя экспертов или миротворцев. Таким образом «одаривая отрицательными эмоциями множество людей. Андрей Васильевич раз столкнулся с неисполнительностью своего инженера Сергеева. Не сдержавшись, Андрей Васильевич в резкой форме сделал ему выговор. В ответ раздосадованный Сергеев пришел в отдел и стал с возмущением рассказывать о бестактности шефа. Сергееву, который был неформальным лидером, в коллективе посоветовали «не поддаваться шефу», «потребовать от него извинений. Сергеев, почувствовав поддержку коллектива, стал вести себя вызывающе. Его отношения с Андреем Васильевичем обострились. В результате незначительного повода разразился конфликт Весь коллектив разделился на два лагеря., одни поддерживали Сергеева, так как считали, что грубое поведение начальника ничем не оправдывается. Другие говорили, что Сергеев своими бесконечными опозданиями «достал» шефа и Андрей Васильевич прав, что стал с него требовать. А слишком резкая форма может быть прощена. Ситуация переноса конфликта отношений с одних участников на других типична в случаях, когда конфликт затрагивает отношения «руководитель — подчиненный» Такой конфликт обязательно обсуждается в коллективе и делит работников на «защитников» и «противников» той или другой стороны. Авторитет руководителя серьезно подрывается, а психологический климат в коллективе существенно портится. В исправлении ситуации должна принадлежать руководителю, и работа эта очень сложная.

           Если конфликтная ситуация не преодолена, то в организации могут появляться интриги. Интрига — это намеренное запутывание людей с помощью искаженной информацией с целью спровоцировать их на определенные действия, несущие им или кому-то еще ущерб. Интриганом может выступить человек, стремящийся с помощью интриги получить личную выгоду, но встречаются и интригаты по убеждению, по характеру. В этом случае удовлетворяются радостью от причиненной другому беды. Чаще всего встречаются служебные интриги.

Существуют условия, способствующие возникновению служебных интриг:

· неудовлетворенное самомнение какого-либо сотрудника. Если притязания и самооценка сотрудника не удовлетворены выполняемой им ролью, то он может попытаться взять реванш путем снижения роли другого человека;

· возникновение в организации групп людей особо приближенных к руководителю. Люди, входящие в «ближний» круг к руководству, занимают в глазах других, а нередко и в собственных, более привилегированное положение. С одной стороны, у некоторых это может спровоцировать стремление реализовать свои привилегии в ущерб юридически равным им другим сотрудникам, с другой упрочить свое положение возле шефа. И та и другая задача решаются с помощью механизма интриги.

Причины конфликтов:

· Недостаток информации о событиях.

· Низкая напряженность работы.

· Недостаточная загруженность работой.

· Недостаток тактичности в поведении руководителя приводит к появлению в организации обиженных. Последние не могут в силу субординации ответить руководители тем же.

Недостаток информации. Люди не понимают друг друга, так как не пытаются передать партнер свои чувства, свое понимание ситуации. Жена будучи в игривом настроении обращается мужу: «Если я уйду к другому мужчине, ты будешь жалеть? Муж отвечает: «Зачем мне его жалеть?» После такого ответа игривое настроение жены переходит в мощный конфликт, в ходе которого мужу объясняют истоки загубленной молодости. В ответ он рассказывает жене эпопею своей несостоявшейся карьеры. Ссора и взаимные обиды приобретают вулканический характере.

 

Виды конфликтов

1. Внутри-личностный (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя).

2. Межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками).

3. Между личностью и организацией, в которую он входит.

4. Между организациями или группами одного или различного статуса.

5. Конфликты по горизонтали – между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу.

6. Конфликты по вертикали – между людьми, находящимися в подчинении друг к другу.

7. Смешанные конфликты, в которых представлены 8 и 9.

Стадии развития конфликта

Первая стадия предконфликтная.

Потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм. Отношения между участниками конфликта приобретают повышенную напряженность. Противоположные стороны воспринимают ситуацию как угрожающую их личностной независимости и свободе. Возникает желание, во что бы то ни стало настоять на своей точке зрения. И возникает собственно конфликт.

Вторая стадия – собственно конфликт. Переход потенциального конфликты в реальный. Общение принимает форму открытой «войны». Конфликтные действия.

Третья стадия — разрешение конфликта. Снятие или разрешение конфликта.

Первая стадия предконфликтная.

Мать говорит сыну: «Сегодня к нам придет тетя Вера со своим Сережей. Я хочу, чтобы ты поиграл с Сережей, пока мы разговариваем». Сын отвечает: «Ты что, мама! Я уже договорился пойти с Колей на рыбалку. Сережа мне совсем не нравится и мне с ним скучно». Как правило это разногласие изначально воспринималось как формально деловое. Если же люди не могут договориться, то конфликт принимает психологическую, личностную окраску. Возникает непонимание друг друга, раздражение, неприязнь. Мама командует: «Сходишь на рыбалку завтра, а сегодня изволь быть дома и заниматься с Сережей». В ответ сын реагирует тоже вызывающе и на повышенном тоне: Низа что не останусь».

Вторая стадия – собственно конфликт. Мать говорит: «Как тебе не стыдно! Тетя Вера тебя так любит, ты в прошлом году отдыхал у них на даче и ей может быть, тоже не все нравилось, но она чего не говорила. А ты не можешь ей уделить внимания, да и Сережа капризен не больше тебя». «Ни за что не останусь! Вон Настя каждый вечер гулять убегает, ты не заставляешь её с тетей Верой сидеть. А я что — должен?» кричит в отчаяние сын. Развитие столкновения обостряет противостояние и вместе с ни ощущение того, что на личность оказывает давление. Каждый из участников воспринимает свою конкретную цель как несовместимую с целью «противника». Делом чести становится стремление отстоять свою позицию, отказ от нее равносилен потере собственной личности. Мать возмущена и обижена поведением с его сына: «Я не хочу с тобой больше обсуждать этот вопрос. Ты обязан сегодня быть дома! По крайней мере, ты должен это сделать ради меня. Я всегда иду тебе навстречу, один раз можешь и ты для меня постараться».. Сын воспринимает это как абсолютное насилие: он «обязан», он «должен» и т. д., хотя сам совершенно не считает себя «должником». «Ты всегда так! Все ради его Сереженьки! А на меня тебе наплевать. Настю всегда выгораживаешь! Все равно пойду рыбалку, тебе назло! Крик, слезы, все бол взаимных обвинений и обид. Конфликт обостряется, переходит «на личности». Истинная задача принять и развлечь гостей давно отошла на второй план, а вопрос перешел в плоскость «ты меня не любишь, не уважаешь, не слушаешься».

Третья стадия — разрешение конфликта. Под влиянием осознания ситуации участниками конфликт так или и заканчивается. Допустим, что правильно устранить нужно было конфликт используя компромисс. «А что, если вас с собою на рыбалку взять и Сережу?». Разрешение конфликта может исходить и от сына: «Не сердись я не очень хотел на рыбалку, я еще до конца не решил, пойдем мы или нет

Стили разрешения конфликтов

 

Стили разрешения конфликтов можно разделить на две группы: на конструктивные и деструктивные.

К конструктивным стилям разрешения конфликтов относят: компромисс, сотрудничество,

к деструктивным – приспособление, избегание и соревнование (конкуренция).

Психологи выделяют несколько наиболее традиционных способов выхода из конфликта и советуют в зависимости от конкретной ситуации выбирать наиболее приемлемый для вас.

           Уклонение. Этот тип поведения характеризуется стремлением уклонится от конфликта. При этом человек не отстаивает свои права, свою позицию, но не принимает и позицию партнера. Уклонение от конфликта может быть в разных формах: молчание, демонстративный уход, полный отказ от дружеского общение, переход к чисто деловым отношениям, игнорирование партнера, затаенный гнев и т.д. Такая стратегия выхода из конфликта может быть уместна, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности и не стоит тратить силы на столкновение или же отсутствуют условия для эффективного разрешения конфликта (“Вот придем домой - я тебе покажу!» - думает мать, выслушивая замечания учителя по поводу поведения своего сына).

           Стиль конкуренции (принуждения). Для этого стиля поведения характерно стремление человека заставить партнера принять свою точку зрения, во что бы то ни стало. Подобное поведение отличается высоким уровнем агрессивности и демонстрацией своего превосходства. Как правило, человек, предпочитающий подобный стиль, не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, с ним сложно поддерживать равноправные партнерские отношения. Хотя нередко к подобной тактике в ситуации конфликта прибегает человек, чувствующий свое возможное поражение и стремящийся сохранить свои позиции любыми средствами. Формы поведения при использовании стиля принуждения следующие: попытка перекричать оппонента, применение физического насилия, отказ от общения, пока партнер не согласится, шантаж, требование безоговорочного послушания и т.д. Если вы стремитесь поддерживать хорошие отношения с партнерами и ожидаете от них симпатии и уважения, то этот стиль использовать не следует, так как он может вызвать у другого человека чувство отчуждения. Подобный стиль возможен в тех случаях, когда предложенное вами решение проблемы имеет для вас принципиальное значение, вы уверены в его правильности и обладаете достаточной силой воли и властью. Хотя следует подчеркнуть, что предпочтение именно этого стиля выхода из конфликтов не прибавит вам популярности.

           Стиль приспособления. Особенность этого стиля выхода из конфликта в том, что человек не пытается отстаивать свои интересы, соглашаясь с партнером. Главный тезис этого стиля: “Ребята, давайте жить дружно!” Поведение, характерное для этого стиля проявляется в различных формах: человек стремится сделать вид, что никакого конфликта нет, все в порядке смиряется с поступками партнера, ради сохранения мира таит обиду до более подходящего случая и ждет возможности и отомстить. В результате применения стратегии приспособления отрицательные эмоции внешне не проявляются, но они накапливаются. Рано или поздно неразрешенная проблема и накопившиеся отрицательные эмоции приведут к взрыву, последствия которого могут быть разрушительными для межличностных отношений. Однако подобный стиль вполне приемлем, если речь идет о разногласиях по незначительному поводу и нет смысла обострять отношения. Возможна форма приспособления и в том случае, если человек не обладает достаточной властью, чтобы отстоять свою позицию. Всегда следует помнить, что соглашаясь со своим партнером или жертвуя своими интересами в пользу другого человека, вы можете смягчить конфликтную ситуацию и сохранить гармонию отношений.

           Стиль компромисса. Этот стиль характеризуется определенными уступками при наличии таких же уступок со стороны вашего партнера. Признается возможным лишь частичное удовлетворение ваших интересов при таком же частичном удовлетворении интересов партнера. Компромиссное решение требует тщательного обдумывания и совместной проработки. Компромисс помогает сохранить доброжелательные отношения между партнерами и быстро разрешить конфликт. Однако с течением времени прежние разногласия могут снова возникнуть, так как в результате необходимости идти на уступки у человека остается чувство неудовлетворенности. Наиболее эффективен стиль компромисса в следующих ситуациях:

- обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;

- вы хотите быстро получить положительный результат;

- вас может устроить временное решение;

- все остальные способы выхода из конфликта и решения проблемы оказались не эффективны;

- компромисс позволит вам получить хоть что-то, в ином случае вы можете потерять все.

           Технология компромисса очень сложна и требует знания психологии партнера. Когда вы стараетесь найти компромиссное решение, вы должны не только выдвигать свои собственные предложения, но и внимательно выслушивать предложения противоположной стороны, быть готовым к услугам. В идеальном варианте компромисс должен устраивать вас обоих. Умение находить компромиссное решение имеет большое значения для успеха в межличностных отношениях.

           Пример компромиссного решения проблемы: при таком способе в силу возможностей конкретной ситуации принимается решение, отчасти удовлетворяющее обе стороны. Мать может предложить: «Может быть, ты отложишь рыбалку на полтора часика. Вначале побудешь дома, а потом пойдешь на рыбалку.

Стиль сотрудничества. Этот стиль основывается на убеждении участников конфликта в том, что разногласия - это неизбежный спутник любых межличностных отношений, так как нет совершенно идентичных людей, с одинаковыми взглядами на мир, убеждениями, интересами и т.д. Основа этого стиля - признание за другим человека права на собственное мнение, отличное от вашего, готовность его понять. Следование данному стилю характеризует активную жизненную позицию. с одной стороны, и признание прав других людей - с другой. Несогласие человека с позицией его партнера не мешает ему сотрудничать с ним. Этот сталь требует более продолжительной работы, по сравнению с большинством других подходов. для сотрудничества необходимо: 1) определить интересы и потребности всех участников; 2) признать ценности и взгляды других наравне с вашими; З) проявлять объективность. отделяя деловые проблемы от личных; 4) поиск творческих решений удовлетворяющих все стороны. 5) внимательно относиться к людям, ставя их интересы на первое место.

           В итоге можно отметить, что не один из пяти стилей выхода из конфликта не является абсолютным и применим только в определенных условиях. Наилучший подход всегда определяется конкретной ситуацией и особенностями характера человека. Иногда для более рационального решения проблемы и выхода из конфликта приходится комбинировать различные стили.

Опыт разрешения конфликтов показал, что большую по мощь в этом оказывает владение формулами конфликта. Одна из формула конфликта:  Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент. Поясним смысл входящих в формулу составляющих. Конфликт — это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций. Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

           Инцидент — это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, т.е. ни одно и них не является следствием или проявлением другого.

Разрешить конфликт — это значит: 1) устранить конфликтную ситуацию и 2) исчерпать инцидент.

Понятно, что первое сделать сложнее, но и более важно. К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничиваётся лишь исчерпанием инцидента.

Задание на дом

1. Сухова А.Н., Дергач А.А. Социальная психологи. М. 2003. С. 62-73.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подберите примеры конфликтных ситуаций, в которых проявлялись бы конфликты различных видов (конструктивные, деструктивные, открытые, скрытые переадресованная агрессия).

2. Приведите примеры ситуаций общения, в которых бы оказались люди с:

а) индивидуальнопсихологической и б) социальнопсихологической несовместимостью.

З. Напишите сочинение - размьшление на тему: “Конфликтный ли я человек?”

Список используемой литературы:

1.  Дружинин В.Н. Психология. М. 2000.

2.  Субботина Л.Ю. Конфликты. Ярославль. 2001.

3.  Поваляева М.А. психология и этика делового общения. Ростов-на-Дону. 2004.

Природа межличностного конфликта и пути их разрешения

Понятие конфликт

Вы когда-нибудь сорились? Если нет, то вы не просто счастливый, а уникальный человек. Если же вам приходилось переживать ссоры, то вы, несомненно, помните, как это было неприятно, какое беспокойство, а нередко муки доставляет ссора. В психологии ссору называют конфликтом. Слово «конфликт» происходит из латинского языка и обозначает столкновение». Итак, конфликт — это столкновение разных желаний.

Любой конфликт окрашен сильными эмоциями, в основном, отрицательными. Он «давит» на психику и нервную систему человека с небывалой силой и часто имеет «эффект последействия». Эффект последействия выражается в том, что и по окончании конфликтной ситуации человек продолжает ее переживать настолько сильно, что практически подчиняет этому уже прошедшему эпизоду свою сегодняшнюю жизнь. Проще говоря, его нервная система еще долго заводится с полоборота. Эмоциональные переживания конфликта могут быть, настолько сильны, что и через много лет, вспоминая те события, человек испытает отрицательные эмоции такого же накала, какими они были в момент конфликта. Основу конфликтных ситуаций всегда составляет противоречие между целями, интересами, способами поведения. Каждый человек воспринимает мир по-своему. Когда позиции двух и более взаимодействующих людей вступают в отношения открытого противоречия, возникает конфликтная ситуация. Дочь подросток мечтает о новой модной куртке. Все ее помыслы сосредоточились на том, как приобрести эту модную вещь. Она представляет, как будет роскошно смотреться в этой куртке, как оценят ее приобретение подруги, как обратит внимание мальчик, который ей давно нравится. И вообще, как она круто будет выглядеть. В свою очередь, практичная мама смотрит на ситуацию совсем по-другому. Куртка непрактичная, холодная и слишком светлая, маркая. Цена ее высокая и не оправдывается качеством вещи. В этой куртке дочь будет мерзнуть и студиться. Никакая мода не стоит здоровья, да и вообще, эта куртка совсем не идет ее дочери. Итак, дочка просит купить именно эту куртку, а мама выбирает совсем другую. В результате спор, крики, слезы и взаимные обиды. Дочь обвиняет мать, что она жадная, отсталая, ничего не понимает в современной моде, вредная. Мать сердится на дочь и упрекает ее в капризности и эгоизме, говорит, что она еще «маленькая», Кто бы в результате ни настоял на своем, у обеих сторон останется чувство недовольства, обиды, взаимных претензий. Мы имеем дело с несогласованностью целей. Для дочери основная ценность — взаимоотношения со сверстниками и своя социальная позиция в их кругу. В подростковом возрасте на эту позицию немаловажное влияние оказывает внешний вид человека, в том числе и одежда. Для мамы основная ценность - здоровье дочери, ее внешний вид тоже имеет значение, но он должен быть «приличный и практичный». Точка зрения мамы существенно отличается от представлений дочери и её сверстников.

           Конфликт также возникает в сфере общения при несоответствие ожиданий и действий, мотивов и установок людей, которое нарушает нормальное взаимодействие и согласованность поведения. Типичные в этом плане конфликты в детскоподростковой среде. Катя и Оля гуляли. К девочкам подбежала собака. Катя очень испугалась, так как ее брата однажды покусала собака, и отбежала в сторону. Ничего не предвещало осложнения ситуации, однако Оля стала смеяться над подругой. Слово за слово, разговор накалился, возникла конфликтная ситуация, в конечном итоге подруги поссорились. Этот пример, несмотря на всю его упрощенность, очень нагляден. Одна подруга ожидала от другой сочувствия, а получила насмешку. В свою очередь, вторая не предусмотрела, что ответная реакция на ее невинную шутку будет так остра, В результате такого несоответствия ожиданий, действий и чувств произошел конфликт.

           Первая закономерность заключается в том, что каждый участник конфликта смотрит на ситуацию со своей точки зрения и отвечает другому, исходя из своих восприятий окружающей среды, хотя они я не всегда соответствуют действительности. Приведем вновь пример из взаимоотношений подростков. Среди них очень распространена «активная борьба» за справедливость. Семиклассница Оля списала всю контрольную по физике у подруги и получила пятерку. Саша все видела и, когда сама получила за эту же контрольную тройку, то посчитала ситуацию несправедливой. Саша сказала учительнице про факт списывания. Девочка по сути реализовала свое чувство неудовлетворенности собственным результатом, но считала, что восстанавливает справедливость. Олина отметка была исправлена на более низкую. Ситуация приобрела в классе общественный резонанс. Все дети раз делились в оценке события на две группы. Одни считали, что Саша <наябедничала> и поступила подло. Другие считали, что нечестно поступила Оля, а Саша просто восстановила справедливость. И Саша и Оля считали себя абсолютно правыми, отношения приняли форму устойчивого конфликта. Здесь мы имеем классическую ситуацию нравственного конфликта. У девочек вступили в противоречие нравственные чувства, причем и в том и в другом случае они имели е самую положительную форму выражения, что и привело к конфликту.

           Вторая закономерность говорит о том, что возникая на основе расхождения определенных мотивов, конфликт сам может порождать новые мотивы, изменять старые и в конечном счете становиться самостоятельной формой взаимоотношений, существуя фактически «сам ради себя — конфликт ради конфликта». Ольга Дмитриевна была учительницей, работала в школе уже много лет и считалась строгим преподавателем. Когда в начале года она пришла в седьмой класс, дети встретили ее настороженно. Учительница всмотрелась в юные лица и тяжело вздохнула. Молодое поколение не отвечало ее представлениям о классическом ученике. Дисциплина в классе, похоже, не на высоте. Одеты, особенно девочки, вызывающе, а как смотрят? Самоуверенные и нахальные.. Начался урок. Внимание Ольги Дмитриевны привлекла одна из девочек Она была одета по последней моде, шепталась с соседкой и как показалось учительнице, насмешливо и агрессивно. Учительница задала классу вопрос. И, показав рукой, вызвала непонравившуюся её девочку. Та встала и с улыбкой сказала, что не знает ответа. Ольге Дмитриевне показалось, что ученица издевается над ней, нервы ее не выдержали, и она выгнала девочку за безобразие. К следующему уроку Ольга Дмитриевна почти забыла о происшедшем инциденте. Однако, войдя в класс, первое, что она увидела — это злой взгляд неприятной девочки. Прошлые эмоции вспыхнули, но она сдержала себя и провела урок, хотя настроение было испорчено.. В перемену в учительской Ольга Дмитриевна навела справки и с некоторым удивлением обнаружила, что мнение других учителей о неприятной девочке довольно положительно. Её считают в меру старательной, способной и спокойной девочкой. Ни наглости, ни агрессии до сих пор за ней не замечали. Ольга Дмитриевна, взрослый человек, педагог, попыталась на следующем уроке поближе узнать ученицу. Но девочка вела себя вызывающе, материал не знала и получила двойку. Ее поведение спровоцировало новые замечания со стороны учительницы. В конечном итоге отношения между ученицей и педагогом приобрели характер устойчивой неприязни. Девочка демонстрировала свою злость, а учительница постоянно на уроке была раздражена присутствием данной ученицы. Конфликты между учительницей и ученицей вспыхивали один за другим. Жизнь в школе и для ребенка и для взрослого стала невыносимой. На следующий учебный год родители перевели девочку в другую школу, и ситуация нормализовалась. Итак, напряжение, вызванное у ученицы и учительницы началом занятий, спровоцировало локальный конфликт, но девочка затаила обиду. Со свойственной подросткам эмоциональностью она демонстрировала учительнице свою неприязнь, прекратила учить уроки по предмету, провоцировала все новые и новые конфликты, истинной причиной которых был все тот же первичный конфликт в начале года.

Третья закономерность указывает на широкий социальный аспект конфликтов. Даже если конфликт происходит между двумя людьми, по их узкому вопросу, он имеет тенденцию «втягивать» третьих лиц, требуя экспертов или миротворцев. Таким образом «одаривая отрицательными эмоциями множество людей. Андрей Васильевич раз столкнулся с неисполнительностью своего инженера Сергеева. Не сдержавшись, Андрей Васильевич в резкой форме сделал ему выговор. В ответ раздосадованный Сергеев пришел в отдел и стал с возмущением рассказывать о бестактности шефа. Сергееву, который был неформальным лидером, в коллективе посоветовали «не поддаваться шефу», «потребовать от него извинений. Сергеев, почувствовав поддержку коллектива, стал вести себя вызывающе. Его отношения с Андреем Васильевичем обострились. В результате незначительного повода разразился конфликт Весь коллектив разделился на два лагеря., одни поддерживали Сергеева, так как считали, что грубое поведение начальника ничем не оправдывается. Другие говорили, что Сергеев своими бесконечными опозданиями «достал» шефа и Андрей Васильевич прав, что стал с него требовать. А слишком резкая форма может быть прощена. Ситуация переноса конфликта отношений с одних участников на других типична в случаях, когда конфликт затрагивает отношения «руководитель — подчиненный» Такой конфликт обязательно обсуждается в коллективе и делит работников на «защитников» и «противников» той или другой стороны. Авторитет руководителя серьезно подрывается, а психологический климат в коллективе существенно портится. В исправлении ситуации должна принадлежать руководителю, и работа эта очень сложная.

           Если конфликтная ситуация не преодолена, то в организации могут появляться интриги. Интрига — это намеренное запутывание людей с помощью искаженной информацией с целью спровоцировать их на определенные действия, несущие им или кому-то еще ущерб. Интриганом может выступить человек, стремящийся с помощью интриги получить личную выгоду, но встречаются и интригаты по убеждению, по характеру. В этом случае удовлетворяются радостью от причиненной другому беды. Чаще всего встречаются служебные интриги.

Существуют условия, способствующие возникновению служебных интриг:

· неудовлетворенное самомнение какого-либо сотрудника. Если притязания и самооценка сотрудника не удовлетворены выполняемой им ролью, то он может попытаться взять реванш путем снижения роли другого человека;

· возникновение в организации групп людей особо приближенных к руководителю. Люди, входящие в «ближний» круг к руководству, занимают в глазах других, а нередко и в собственных, более привилегированное положение. С одной стороны, у некоторых это может спровоцировать стремление реализовать свои привилегии в ущерб юридически равным им другим сотрудникам, с другой упрочить свое положение возле шефа. И та и другая задача решаются с помощью механизма интриги.

Причины конфликтов:

· Недостаток информации о событиях.

· Низк



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.171.202 (0.072 с.)