Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Место практики в структуре ОПОП бакалавриата
Практика входит в вариативную часть учебного плана основной образовательной программы бакалавриата по данному направлению подготовки и является обязательной для прохождения.
Согласно учебному плану практика проводится в 7 семестре.
Практика опирается на знания, умения и навыки, приобретенные при освоении образовательной программы предыдущего уровня, а также при изучении дисциплин и прохождении практики: Практика опирается на знания, умения и навыки, приобретенные при освоении образовательной программы предыдущего уровня, а также при изучении дисциплин Практикум межличностного взаимодействия, Социально-педагогическая работа с одаренными детьми и подростками, Тренинг педагогического общения, Посредничество в социальной сфере, Психология развития, Методика диагностики межличностных отношений учащегося, Методика формирования социальной активности учащегося, Введение в социально-педагогическую деятельность, Социальная педагогика, Социальная психология и др. учебного плана данной образовательной программы.
Объём практики и ее продолжительность
Объём практики составляет 6 зачетных единицы.
Продолжительность практики 4 недели
9. Структура и краткое содержание практики по разделам и видам работ
№ п/п
| Раздел практики
| Трудоемкость по видам занятий (в академических часах)
| Оценочное средство
| Всего
| Практические занятия
| Лабораторные занятия
| Самостоятельная работа обучающихся
| | Семестр №7
| 1
| Подготовительный
Знакомство с программой практики. Инструктаж. Обсуждение заданий практики. Формирование информационной базы для выполнения заданий.
| 24
|
|
|
|
| 2
| Основной
Выполнение заданий практики на базе образовательных организаций.
| 168
|
|
|
|
| 3
| Заключительный
Оформление отчета по практике.
Подготовка к защите отчета по практике.
| 24
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации в семестре - дифференцированный зачет
| Итого
| 216
|
|
|
|
|
Содержание практики по разделам и видам работ
Организация работы обучающегося
№ раздела
| Задания для прохождения практики
| Количество часов
| В т.ч. с использованием ДОТ (*)
| Семестр № 7
| 1
| Подготовительный
|
|
| 1. 1
| Изучение программы практики. Инструктаж. Обсуждение рекомендаций по выполнению заданий.
|
|
| 1.2
| Формирование информационной базы для выполнения заданий практики (поиск литературы, рекомендованных источников). Разработка плана выполнения заданий практики
Результат работы:
1. список литературы
2. План работы
|
|
| 1
| Основной
|
|
| 1
| Блок 1 теоретический
I Этические стандарты профессиональной деятельности психолога
Задания
1. Изучите предложенную литературу, при необходимости список литературы можно дополнить (например, вспомнить, что такое этика, этический кодекс, этические нормы)
2. Ответьте на вопросы:
· Перечислите права и обязанности психолога
· Выделите и запишите этические принципы и соответствующие им правила деятельности. Укажите, какие трудности могут возникнуть в процессе реализации правил.
· Почему психологу необходимо знать этические принципы и использовать их в своей работе?
Литература:
1. Залевский Г.В., Зинченко Ю.П., Козлова Н.В. Введение в профессию (Клиническая психология): учеб. пособие. – Томск: Томский государственный университет, 2012 – 240 с. (см. в папке)
Разделы
· Этические стандарты профессиональной деятельности психолога стр. 88
· Обязанности и права психолога: 92
· Принципы и правила деятельности
II Специфика профессионального развития психолога. Профессиональная деятельность психолога
Задания
1. Изучите предложенную литературу
2. Ответьте на вопросы:
3. Укажите основные виды, сферы деятельности, позиции практического психолога, этапы работы.
4. Каковы требования к профессиональной деятельности психолога? Чем они определяются (почему именно такие требования, а не другие)
5. Какие виды помощи оказывает психолог? Какой вид помощи, на ваш взгляд, представляет наибольшую трудность? Почему?
6. Каковы противопоказания для работы психологом? Почему?
7. Какое влияние оказывает мотивация на процесс обучения, а впоследствии – на профессиональную деятельность?
8. Выделите признаки непрофессионализма психолога.
9. Составьте список профессионально-важных качеств психолога:
· Абсолютные ПВК
· Относительные ПВК
· Желательные ПВК
10. Каковы отличия профессионального психолога от непрофессионального (Модель деятельности практического психолога по Аллену – Абрамовой:).
11. Каковы Этапы профессионального развития психолога. На каком этапе находитесь ВЫ? Обоснуйте свой ответ.
12. Выделите деструктивные тенденции в профессиональном развитии психолога. Профессиональные деформации, деструкции – это
13. Основные тенденции развития профессиональных деструкций – это: перечислите (А.К. Маркова). Являются ли они специфичными для психологов? Или являются общими для представителей различных профессий?
14. Какова специфичность деформаций психолога?
15. Изучите Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)". Опишите трудовые функции психолога обобщенной функции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования» (код А). Подумайте и запишите, какие профессионально важные качества необходимы для реализации каждой функции. Выполните самооценку выделенных качеств (0 - отсутствует, 1 - развито недостаточно, 2 – развито в достаточной степени, 3 – развито лучше остальных)
16. Обоснуйте актуальность профессии психолог в современном обществе (почему нужны психологи).
17. Хотели бы Вы работать психологом? Обоснуйте ваш ответ.
Литература:
Залевский Г.В., Зинченко Ю.П., Козлова Н.В. Введение в профессию (Клиническая психология): учеб. пособие. – Томск: Томский государственный
университет, 2012 – 240 с.
|
|
| 1
| Блок 2 Практический
Задание 1. Изучение организации и функционирования психологической службы организации
Цель: изучение организационной структуры психологической службы и
определение круга функциональных обязанностей психолога учреждения (организации).
Методические указания к заданию:
Задание предполагает использование в качестве основных методов сбора
данных беседу с практическим психологом организации и анализ соответствующей
документации. В случае отсутствия необходимых знаний
- Проанализировать и описать организационную структуру психологической службы
- Проанализировать и описать основные направления работы психологической службы в контексте социального запроса.
- Описать основные функции психолога и других специалистов в работе службы
- Изучить этический кодекс психолога организации. Сравнить с результатами анализа литературы (блок 1, задание 1). Выяснить, возникали ли в работе психолога ситуации, требующие нарушения этического кодекса.
Результат*:
- Письменные ответы на вопросы.
- Схема социально-психологической службы
*указанные результаты должны быть представлены в дневнике
|
|
| 1
| Задание 2 Изучение задач и направлений работы психолога
Цель: изучение видов деятельности и задач работы психолога (психологов) учреждения и основных направлений работы.
Методические указания к заданию:
Задание предполагает использование в качестве основных методов сбора данных беседу с практическим психологом организации и анализ соответствующей документации.
- Описать основные направления (диагностика, профилактика и т.д.) деятельности психолога в структуре психологической службы. Составить перечень психологических услуг
- Изучить схему сотрудничества социально-психологической службы с организациями, учреждениями города/села и т.д. Привести примеры ситуаций, требующих привлечения представителей других организаций. Роль психолога как посредника. Например, в деятельности ПМПК.
- Проанализировать социальный запрос к работе психолога в данной организации (с какими проблемами обращаются чаще всего и почему). Привести примеры запросов.
- Определить трудности, возникающие в работе психолога (метод беседы), выполнить их классификацию (например, трудности профессионального развития …., трудности взаимодействия с коллегами…, с клиентами, организационные ….). результаты оформить в таблицу. Сделать выводы. Спрогнозировать возможные причины и способы предотвращения. Примерное содержание таблицы 1 Трудности в работе психолога*
Результат:
· Письменные ответы на вопросы,
· Схемы
· Таблица
|
|
| 2
|
Задание 3
Изучить организационные и функциональные аспекты рабочего
места психолога
Цель: изучение особенностей организации рабочего места психолога и
планирование рабочего времени психолога (психологов) учреждения.
Методические указания к заданию:
Задание предполагает использование в качестве основных методов сбора данных беседу с практическим психологом и визуальный осмотр кабинета психолога организации, а также анализ соответствующей документации.
1. Ознакомиться с методическим, материально-техническим, информационным оснащением работы психолога (учебники, методические рекомендации, диагностический инструментарий, развивающие пособие и т.д.) деятельности сотрудников психологической службы с упором на психолога.
2. Описать техническое обеспечение деятельности психолога (компьютерные
программы, компьютерные варианты тестов, статистические программы, аудио- и видеоаппаратура и пр.)
3. Изучить организацию рабочего времени психолога (рабочего дня, недели, месяца и текущего года), выполнить анализ плана работы психолога. Выделить содержание работы в течение года, распределение по месяцам, неделям.
4. Изучить и описать виды документации психолога, в том числе – формы отчетности.
5. Изучить и описать нормативно-правовую базу работы психолога.
6. На основе изученной литературы, имеющегося опыта, результатов выполнения заданий практики выделить и описать отличия профессиональной деятельности психолога от профессиональной деятельности социального педагога. Результаты оформить в таблицу (сравнить цель, задачи, обязанности, группы проблем, направления работы, технологии и т.д.). Примерное содержание таблицы 2 Сравнительный анализ профессиональной деятельности психолога и социального педагога**
7. Выполнить информационный буклет для абитуриентов, старшеклассников «Профессия - психолог»
Результат
· Письменные ответы на вопросы,
· Схемы (при необходимости),
· таблица,
· буклет.
|
|
| 2
| Задание 4 Диагностика структуры профессиональной компетентности
Цель: изучить и описать сформированность составляющих профессиональной компетентности и профессионально-важных качеств психолога
Методические рекомендации
Задание предполагает использование методов сбора данных и обработки полученных данных. Испытуемый –обучающийся, т.е. проводится самодиагностика.
Задание
1. Обратится к пособию Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М. Изд-во Института Психотерапии. 2002. (есть в интернет)
2. Найти и выполнить методики указанные ниже.
3. Выполнить методику Методика определения основных мотивов выбора профессии (Е.М. Павлютенков)
4. На основе полученных данных написать заключение - сформулировать выводы, обозначить слабые и сильные места структуры профессиональной компетентности, определить направления, методы и приемы развития. Для анализа полученных данных рекомендуется использовать результаты заданий №№ 6-9 и 15 II Специфика профессионального развития психолога. Профессиональная деятельность психолога
5. Список методик можно дополнить по желанию, ориентируясь на профессиональный стандарт
Список методик
Методика
| Стр.
| Диагностика социальной эмпатии
| 15
| Диагностика реальной структура ценностных ориентации личности
| 18
| Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности
| 165
| Исследование стереотипов восприятия успешного ученика
| 178
| Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей
| 184
| Диагностика манипулятивного отношения
| 192
| Диагностика профессионального выгорания
| 252
| Диагностика реализации потребности в саморазвитии
| 294
| Шкала субъективного благополучия
| 323
|
Результат работы:
· Протоколы исследования
· Заключение
|
|
|
| Заключительный этап
|
|
|
| Подготовка дневника по практике
|
|
|
| Подготовка отчета по практике
|
|
| |
Итого
| 108
|
|
* Таблица 1
Трудности в работе психолога
Группа –вид трудностей
| Пример
| Причины
| Способы предотвращения
| … по желанию можно дополнить
|
|
|
|
|
|
**Таблица 2
Сравнительный анализ профессиональной деятельности психолога и социального педагога
Параметры анализа
| Психолог
| Социальный педагог
|
Цель профессиональной деятельности
|
|
|
Задачи
|
|
|
Требования к подготовке (см. профессиональный стандарт)
|
|
|
Трудовые функции
|
|
|
Профессионально-важные качества
|
|
|
Клиенты
|
|
|
Трудности в работе
|
|
|
И т.д. выделить признаки самостоятельно
|
|
|
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике
В ходе педагогической практики используются следующие образовательные технологии:
- личностно-ориентированные технологии (учет в работе индивидуальных особенностей ребенка);
- игровые технологии (взаимодействие с ребенком в игровой форме)
- диалоговые технологии связаны с созданием коммуникативной среды, сотрудничества студента с детьми, специалистами, родителями;
- наглядно-информационные технологии (оформление информационных стендов, методических пособий и материалов);
- организационно-информационные технологии (ведение документации по практике, оформление отчетов);
- вербально-коммуникационные технологии (интервью, беседы с руководителями, специалистами, родителями, детьми)
- информационно-коммуникационные технологии (использование компьютера, интернет-ресурсов для выполнения заданий по практике: составление сводной таблицы, визитной карточки ОО).
В ходе педагогической практики используются следующие научно-исследовательские технологии:
- разработка схемы наблюдения за деятельностью специалистов, с выделением цели, единиц наблюдаемого явления, показателей анализа результатов наблюдения;
- обобщение полученных результатов, формулирование выводов;
- экспертиза результатов практики (оформление и защита отчета о практике).
В процессе руководства педагогической практикой студентов методисты активно используют такие образовательные технологии, как:
- информационно-коммуникационные технологии (консультации с мультимедийной поддержкой, использование ПК, социальных сетей и электронной почты для проведения консультаций в дистанционной форме);
- технология проблемного обучения. Предполагает организацию под руководством руководителя практики самостоятельной поисковой деятельности обучающегося по решению научно-исследовательских проблем, в ходе которых у обучающихся формируются новые знания и умения, развиваются способности;
- структурно-логические или заданные технологии обучения представляют собой поэтапную организацию постановки дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов.
12. Методические рекомендации обучающимся по прохождению практики, формы отчетности и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по практике
Практика проводится в 7 семестре.
Данный вид учебной практики проводится на базах, соответствующих требованиям п.4.1. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» профилю подготовки «Психология и социальная педагогика» квалификации выпускника «бакалавр».. Студенты закрепляются для прохождения практики за психологами.
На установочной конференции в вузе студенты знакомятся с программой практики, заданиями для самостоятельной работы, методическими рекомендациями для выполнения заданий, критериями оценивания результатов практики.
В течение всей практики студенты оказывают посильную помощь педагогу-психологу.
Во время практики студент ежедневно должен анализировать свою деятельность, оформлять самоанализ в дневник по практике. В самоанализе отражается полнота и успешность выполнения каждого вида деятельности, трудности и их причины.
Студент имеет право:
- обратиться за консультацией ко всем руководителям практики;
- выступить с предложениями по усовершенствованию проведения практики, по усовершенствованию деятельности учреждения - базы практики;
Студент должен:
- строго соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения, требования трудового законодательства, технику безопасности;
- соблюдать этические принципы и стандарты;
- полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;
- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками баз практики;
- обязательно присутствовать на организационных собраниях по практике, на заключительной конференции;
- сдать отчетную рекомендацию, включая договор с организацией – форма предоставляется (обязательно!).
По результатам прохождения практики оформляется отчет, в котором обязательно должны быть отражены сроки практики по учебному плану и реальные сроки (если несовпадение), реализация целей и задач педагогической практики, объем и содержание проведенной работы, умения планировать и анализировать самостоятельную деятельность, изменения профессионального уровня, развитие профессионально значимых личностных качеств, развитие научно-теоретических представлений в период учебно-педагогической практики, трудности и их причины, пожелания к организации практики, суждения о полезности практики.
В вузе организуется итоговая конференция по практике. На конференции студенты предоставляют отчет о своей деятельности, в котором должны быть отражены результаты деятельности, трудности, которые возникли на практике.