Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опросник межличностных отношений В. Шультца
Опросник межличностных отношений (ОМО) является русскоязычной адаптацией FIRO-B, опросника В. Шультца. Опросник сконструирован так, что позволяет: а) предвосхитить поведение индивида в межличностных ситуациях; б) предсказать социальные интеракции. Сточки зрения последнего, опросник отчасти является исключительным среди личностных тестов: он позволяет произвести измерение не только личностных характеристик, но и благодаря комбинации индивидуальных индексов позволяет оценить отношения между двумя и более индивидами. Опросник предназначен для оценивания поведения в трех областях межличностных потребностей: включения (I), контроля (С) и аффекта (А). Внутри каждой области принимаются во внимание направления: выраженное поведение индивида (е), т. е. тестируемый оценивает в рамках оценочной шкалы интенсивность личностного поведения в данной области; поведение, требуемое индивидом от остальных (w), т. е. тестируемый выражает в рамках оценочной шкалы интенсивность поведения остальных по отношению к себе, которая является оптимальной для него. Таким образом, опросник (Приложение 5) состоит из 6 шкал и включает 54 вопроса. Обследование занимает 15—20 минут. Способ работы с опросником излагается в инструкции для испытуемого. Ответы заносятся им в специальный регистрационный бланк (Приложение 6), а затем обрабатываются с помощью специального «ключа» (Приложение (7). Любое совпадение с «ключом» дает 1 балл. Названия и символы шкал ОМО (шесть основных шкал опросника)
Включение Выраженное поведение Iе — стремлюсь принимать остальных, чтобы они имели интерес ко мне и принимали участие в моей деятельности; активно стремлюсь принадлежать к различным социальным группам и быть как можно больше и чаше среди людей. Требуемое поведение Iw — стараюсь, чтобы остальные приглашали меня принимать участие в их деятельности и стремились быть в моем обществе, даже когда я не прилагаю к этому никаких усилий. Контроль Выраженное поведение Се — пытаюсь контролировать и влиять на остальных; беру в свои руки руководство и стремлюсь решать, что и как будет делаться. Требуемое поведение Cw — стараюсь, чтобы остальные контролировали меня, влияли на меня и говорили мне. что я должен делать.
Аффект Выраженное поведение Ае — стремлюсь быть в близких, доверительных отношениях с остальными, проявлять к ним свои дружеские и теплые чувства. Требуемое поведение Aw — стараюсь, чтобы другие стремились быть ко мне эмоционально более близкими и делились со мной своими чувствами.
Оценки по этим шкалам — числа в промежутке от 0 до 9. Следовательно, результат выражается суммой шести однозначных чисел. Комбинации этих оценок дают индексы объема интеракций (e+w) и противоречивости межличностного поведения (e-w) внутри и между отдельными областями межличностных потребностей, а также коэффициенты совместимости в диаде или группе, состоящей из большего количества членов. Основные варианты использования средств диагностики межличностных отношений в малых группах В числе основных можно выделить два возможных варианта комплектования малых групп. Первый вариант — первичное комплектование — осуществляется при организации новых групп, подразделений, команд, смен из сотрудников, прежде не знавших друг друга и не имеющих представлений об их личных и профессиональных качествах. Очевидно, что в таком случае применять метод социометрии нельзя. Поэтому для прогнозирования межличностной психологической совместимости используются результаты изучения характеристик индивидуального стиля общения, диагностируемые опросником межличностных отношений (ОМО) В. Шультца. Второй вариант — переукомплектование — возникает при необходимости изменить существующий состав коллектива, группы вследствие неудовлетворительных показателей совместной деятельности, ухудшения межличностных отношений, конфликтности членов группы- Данный вариант предполагает, что члены обследуемого коллектива достаточно хорошо знают друг друга по совместной деятельности (не менее 1—2 месяцев). В соответствии с этим основным методическим приемом, на основе которого определяются оптимальные составы коллективов, является социометрия. Данный метод может также использоваться для диагностики уровня межличностной и групповой совместимости.
В случае необходимости доукомплектования групп, команд, смен, имеющего место при частичном увольнении сотрудников и прибытии новых, применение того или иного метода (социометрии или ОМО) зависит от продолжительности совместной жизнедеятельности членов группы: до 1 месяца - подбор оптимального состава групп следует проводить на основе ОМО, более 1 месяца — на основе социометрии. В целях более качественной диагностики и прогнозирования совместимости членов групп следует сочетать оба метода. По трудоемкости и затратам времени варианты не равнозначны — наиболее трудоемок второй, наименее — первый. При этом оба они дают значимую информацию долгосрочного действия. Вместе с тем в процессе повседневной жизнедеятельности коллективов, выполняющих групповые задачи, могут возникать различного рода конфликтные ситуации, радикально изменяющие систему взаимоотношений в коллективе. Своевременно обнаружить эти изменения, не допустить обострения или расширения возникшего конфликта призваны методы экспресс-диагностики межличностных отношений в организациях. В их числе следует прежде всего отметить психометрическую методику Дюке, позволяющую более оперативно получить результаты, тесно коррелирующие с данными социометрического обследования.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.005 с.) |