Тема 2. Развитие теории и опыт политической мысли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Развитие теории и опыт политической мысли



Вопросы:

1. Генезис политических идей, основные этапы их развития.

2. Политическая мысль античного времени.

3. Политические идеи и концепции эпохи Средневековья и Возрождения.

4. Политические теории Нового времени.

5. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика.

6. Политические учения современности, политологические школы (немецкая, итальянская, американская, французская).

Темы докладов:

1. Европейская традиция политической мысли: специфика, истоки и этапы развития.

2. Отечественная традиция политической мысли.

3. Проблема власти и властных отношений в истории политической мысли.

В ходе изучения второго и третьего вопросов в рамках данной темы предстоит познакомиться с наследием политической мысли Античности, Средневековья и эпохи Возрождения. Особое внимание следует уделить наследию таких теоретиков, как Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Н. Макиавелли. При рассмотрении политических взглядов этих и других мыслителей целесообразно следовать следующему общему плану подготовки вопроса:

1. Сущность и форма государства; правильное, справедливое, идеальное государство.

2. Соотношение человека и государства; кто правит и почему? Статус человека в политической системе.

3. Соотношение государства и права. Что первично? Какова их природа и назначение? Теории происхождения государства.

4. Проблема собственности. До каких пределов она может быть увеличена? Правомерно ли существующее распределение собственности?

5. Соотношение политики и морали. Должны ли соблюдаться нормы морали или наоборот. Проблема справедливости.

При подготовке ответа на четвертый вопрос семинарского занятия следует обратить внимание на тот факт, что именно в этот период начинают закладываться теоретико-методологические основы современной политической науки.

Раскрывая особенности развития политологии в Новое время, нужно представить себе общую картину складывания политической науки в данную эпоху (этапы, закономерности, основные теории и персоналии и др.). Это поможет разобраться в существе, историко-политическом и современном значении трех главных теоретических построений Нового Времени − теории «естественного права», теории «общественного договора» и теории «разделения властей».

Следует уделить особое внимание анализу вклада французских просветителей в учение о правах и свободах личности, которое является основополагающим моментом всей современной политической жизни.

Необходимо проследить историю практического воплощения всех высказанных в этот период идей в мировой политической практике, уяснить суть современных проблем, стоящих перед мировым сообществом в каждом затронутом вопросе, особенно − в вопросе повсеместного и глубокого укоренения прав и свобод.

При изучении пятого вопроса следует обратить внимание на отдельные этапы в развитии русской политической мысли (предыстория, религиозная русская политическая мысль; дореволюционная русская светская политическая мысль; политическая мысль русской эмиграции; современная русская политическая мысль). Нужно продумать их основные особенности, вклад главных представителей каждого из этапов, знать содержание основных трудов отечественных мыслителей.

В результате изучения данной темы студенты должны научиться содержательно характеризовать следующие главные направления русской политической мысли: государственно-охранительное направление (Н.М. Карамзин, М.Н. Катков, К.П. Победоносцев и др.); славянофильское направление (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков и др.); политическая философия Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева.

При ответе на шестой вопрос следует обратить внимание на то, что этот этап в развитии политических идей и школ носит продолжающийся характер. В рамках оценки европейских школ политической мысли следует сделать акцент на работах таких исследователей, как Ф. Теннис, Э. Дюркгейм, М. Вебер, В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс, М. Дюверже. Анализ американской политической школы может быть представлен трудами Д. Белла, Г. Алмонда, Д. Верба, П. Сорокина.

 

Семинарское занятие № 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.216 (0.005 с.)