Ул. Машинная, Д. 31, Г. Екатеринбург, 620142, Тел. /факс (343) 221-01-57 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ул. Машинная, Д. 31, Г. Екатеринбург, 620142, Тел. /факс (343) 221-01-57



МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное учреждение Свердловской области

«Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Ресурс»

Ул. Машинная, д.31, г. Екатеринбург, 620142, Тел./факс (343) 221-01-57

E-mail: centrresurs@ gmail. com

Практические рекомендации по применению метода сенсорной интеграции

 (информационно-методические материалы)

Екатеринбург

2018

Практические рекомендации по применению метода сенсорной интеграции.

Информационно-методические материалы подготовлены по заказу ГБУ СО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» в рамках реализации Пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Свердловской области в целях отработки технологий ранней помощи детям и семьям в образовательных организациях.

Брошюра предназначена для руководителей и специалистов подразделений ранней помощи, а также родителям (законным представителям) детей раннего возраста.

 

Авторы-составители: Самарина Анна Андреевна

 

Часть 2. Целевая группа, выявление и диагностика нарушений

Метод сенсорной интеграции применяется в работе с детьми с разными нарушениями в развитии. Изначально этот метод был создан в помощь специалистам, которые работают с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (далее СДВГ). В настоящее время появляется все больше детей, которым также может помочь метод сенсорной интеграции, так как его подход универсален, направлен на адаптивные способности любого человека. Сейчас это целый список тех нарушений развития, к которому применим этот метод:

· Трудности в обучении

· Нарушения поведения

· Умственная отсталость

· Нарушения развития

· Аутизм

· Мутизм

· Задержки в развитии речи

· Нарушения слуха

· Нарушения зрения

· Нарушения внимания

· Нарушения физического развития, травмы

· Церебральный паралич

· Тяжелые множественные нарушения

Скорее всего у детей с данными нарушениями развития будут признаки дисфункции сенсорной интеграции, которые можно увидеть через определенные маркеры в поведении.

Однако наличие данных нарушений не означает автоматически, что такому ребенку нужно пройти терапию у специалиста по сенсорной интеграции, так как встречаются дети без ярко-выраженного дисбаланса между собственным восприятием и уровнем владения собственным телом.

Для принятия правильного решения о том, нуждается ли ребенок в терапии, а также какие у него есть нарушения восприятия или обработки информации, в том числе к каким последствиям в развитии это привело, необходимо провести оценку процессов сенсорной интеграции, которые помогут выявить возможные нарушения.

Процесс диагностики дисфункции сенсорной интеграции требует подготовки и планирования со стороны специалиста. Существуют разные диагностические стандартизированные тесты, так SIPT, BOT-2, тесты DeGangi. Однако на данный момент в России существует трудность приобрести их для полноценного использования, так как пользоваться ими могут сертифицированные эрготерапевты, прошедшие соответствующее образование по сенсорной интеграции. Сейчас специалисты в России могут проводить практические пробы, исходя из понимания теории сенсорной интеграции, нарушений, и как эти нарушения проявляются в поведении ребенка. Дети раннего возраста часто демонстрируют схожие поведенческие признаки, и это позволяет разработать собственный тест, опирающийся на стандартизированные тесты коллег из других стран.

 

Пример практической работы.

 

Ваня, 1 год 7 мес, по результатам диагностики АДОС был выявлен высокий риск расстройства аутического спектра. Ваня демонстрирует низкую усидчивость во время всех игр и рутин, играет исключительно в маленькие машинки, крутит у них колески, раскидывает игрушки, которые ему попадаются в руки, сопротивляется попыткам усадить его поиграть подольше. У него очень краткосрочный визуальный контакт, Ваня с трудом может копировать действия другого человека. Он кушает только определенную еду, и она должна быть пюрированной. Он не любит сидеть долго, а если садится, то в позиции W-положение. Также Ваня не терпит положение лежа на спине, из-за этого у него большие трудности, чтобы заснуть. Маме нужно долго носить его на руках и сильно раскачивать, чтобы Ваня мог заснуть, при этом ему необходимо сосать соску. Мама рассказывает, что Ване очень нравится, когда папа с ним играет – он его интенсивно подбрасывает, прижимает к себе, кувыркает, валяется с ним на полу кубарем, а когда они гуляют вместе, тот качает его сильно на качели. Ваня при этом много смеется, смотрит долго и внимательно папе в глаза, просит продолжить эти игры постоянно. На прогулках с мамой Ване не так интересно, она пытается гулять с ним на детских площадках, уговаривает его забираться по лесенке, скатиться по горке, лазать по гимнастическим сооружениям, как это делают его сверстники. Но Ваня совсем не любит это делать. Перед лесенкой он стоит как вкопанный, держится крепко руками за перила, и если мама его подталкивает, начинает громко кричать. То же самое происходит, если мама посадит его сама на горку и предложит с нее скатиться. Кроме как быстро бегать, Ваня еще ничему не научился. При этом ему совсем не интересно это делать вместо со своими сверстниками, их он избегает. Он бегает с детьми постарше и взрослыми. Мама пришла к главным вопросом – как учить Ваню обычным навыкам? Как научить его повторять свои действия, научить разговаривать, самостоятельно кушать, одеваться и раздеваться?

 

В результате диагностики нарушений сенсорной интеграции у ребенка были выявлены следующие особенности развития:

1 направление – выявлен общий пониженный мышечный тонус, трудности с удержанием постурального контроля, в результате которого развивается патологическая форма сидя (W-образное сидение). Общий уровень физического развития также задерживается, ребенок освоил только прямохождение и бег.

2 направление - ребенок демонстрирует формы сенсорной защиты: тактильная и зрительная гиперчувствительность; а также формы сенсорного поиска: проприоцептивная и вестибулярная гипочувствительность.

3 направление – ребенок демонстрирует трудности с пересечением средней линии своего тела как в крупно-моторных, так и в мелко-моторных играх, что приводит к малому репертуару игровых действий. Также ребенку сложно удерживать взгляд на движущихся предметах в центральном поле зрения, двигать плавно глазами, а также пересекать глазами среднюю линию.

4 направление – уровень сформированности праксиса у ребенка достаточно низкий, игровой репертуар бедный (демонстирирует 2-3 действия с любым предметом), любые препятствия обходит стороной

5 направление – адаптационные навыки и навыки справляться со стрессовыми ситуациями на стадии формирования, ребенку реагирует криком на изменения в ходе игры, рутины, а также ему сложно адаптироваться к новым помещениям и людям

6 направление – базовые навыки обучения сформированы фрагментарно, ребенок усваивает больше простых неспецифических действий с предметами, с трудом может наблюдать за другим человеком, копировать его действия, поддерживать эффективную коммуникацию.

 

Для терапевтических встреч специалистом были выбраны 5 любимых игровых материалов Вани. Это были машинки, мыльные пузыри, мячики разных размеров и веса, деревянный паззл и бутылка, куда бросаются шарики-прыгунки.

Также специалист готовил для сессии тяжелый жилет, качель-платформу, гамак, тяжелые мешочки с крупой, жвачку для рук, которая не липнет. В игровом помещении находится горка, огромные мешки с поролоном.

 

На встречах со специалистом Ваня с удовольствием играл в те игры, которые ему были знакомы. Специалист мог активно менять место, куда Ваня мог сесть и собирать паззлы, перебирать машинки. Начало сессии обычно проходило с того, что Ваня стремился попасть в игровую, где он мог играть и ему не запрещали ничего. Но для этого надо было перебраться через огромную подушку, которая переграждала вход. Ваня сначала был растерян, пытался протиснуться рядом с подушкой, но это не помогло. Он сердился, кричал, стучал по подушке руками. Когда он успокаивался, он позволял маме, которая была все это время рядом с ним, помочь ему преодолеть это препятствие. Мама вначале сама двигала ногами Вани, чтобы помочь ему забраться на подушку, руками он цеплялся сам, а с другой стороны подушки Ваню подхватывал специалист, который помогал ему правильно спускаться вниз: развернуть все тело, поставить одну ногу на пол, потом другую. С каждым разом Ваня все быстрее и быстрее начинал это действие, не расстраивался, когда видел подушку, а в какой-то момент полностью самостоятельно начал перелезать через подушку и получать от этого настоящее удовольствие.

По такому же принципу специалист организовывал для Вани все первые встречи: большое количество препятствий, которые ему необходимо преодолевать, чтобы получить желанные игрушки:

· пролезть под горкой, забраться на горку (3 ступеньки), забраться на подоконник

· пройти по узкой поверхности, протиснуться между мешками, перелезать через два и три мешка подряд

· забраться на свободно висячую качель, чтобы сидя на ней играть

· выбираться из гамака самостоятельно и планировать свои действия так, чтобы не удариться головой о пол и др.

Во время всех этих упражнений Ваня носил тяжелый жилет (25% от его веса). Утяжелитель позволил ему гораздо дольше оставать сидеть во время игры с другим человеком, не срываться и не убегать, сидеть правильно ножками вперед, а также удерживаться сидя и стоя на качели. Жилет помогает Ване удерживать равновесие, понимать середину своего тела, относительно которой ему нужно много переворачиваться и крутиться.

 

Раскачивание на качели тоже нравится Ване, он с большим удовольствием залезает на качель и радуется любому раскачиванию – чем сильнее, тем лучше. Но чем сильнее качается качель, тем сложнее Ване удержать равновесие и он качается на ней лежа на животе. Это удобная поза для того, чтобы развивать у Вани способность пользоваться центральным зрением. Для этого мама предлагает Ване поймать интересный предмет из ее рук, когда он подлетает к ней на качели. Одновременно это упражнение развивает праксис: необходимо запланировать и реализовать план действий по захвату игрушки в движении.

Специалист использует разные качели, что создать для Вани максимальный вестибулярный опыт, насытить его потребность в стимуляции вестибулярного аппарата. Иногда Ваня предпочитает вместо качели приложить к уху мини вибромассажер, особенно, когда он спокойно сидит и играет. От глубокой вибрации вестибулярный аппарат получает также много стимуляции, как и во время раскачивания, только не надо для этого куда-то перемещаться.

 

Специалист не ограничивает физическую активность Вани на встречах. Он помогает с помощью тяжелых предметов, организованной деятельности и дополнительных приспособлений, как утяжелители, карточки, эластичные бинты, тейпы, веревочки сделать обычные действия Вани более эффективными и информативными для его мозга. Во время такой интенсивной деятельности у него появляются новые способности, возможности учиться новому, и в этот момент специалист предлагает Ване игры, которые вызывают у обычного малыша восторг: игры на взаимодействие, мелко-моторные игры, требующие усидчивости и концентрации внимания, игры, требующие копирования, а также игры с неструктурированным материалом, как фасоль, песок, тесто.

 

Каждая из этих игр требует высокого уровня организации своих психических функций и контроля над своим телом, чтобы оно было послушным и высокофункциональным «инструментом». Как только у ребенка освобождается его мозг от ресурсо-затратных компенсаторных механизмов, регулирующих дисбаланс восприятия ощущений, ребенок начинает быстрее и эффективнее обучаться.

Это становится особенно заметно, когда ему после несколько встреч становится легче сидеть и играть одной игрушкой не 1 минуту, а 10, потому что его не тревожат вестибулярная и проприоцептивная система, не будоражит тактильная система, не обманывает зрительная система, тело лучше слушается, появляется горадо больший репертуар игровых действий и способность понимать происходящее дает более качественный контроль за всем вокруг происходящим.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное учреждение Свердловской области

«Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Ресурс»

Ул. Машинная, д.31, г. Екатеринбург, 620142, Тел./факс (343) 221-01-57

E-mail: centrresurs@ gmail. com

Практические рекомендации по применению метода сенсорной интеграции

 (информационно-методические материалы)

Екатеринбург

2018

Практические рекомендации по применению метода сенсорной интеграции.

Информационно-методические материалы подготовлены по заказу ГБУ СО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» в рамках реализации Пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Свердловской области в целях отработки технологий ранней помощи детям и семьям в образовательных организациях.

Брошюра предназначена для руководителей и специалистов подразделений ранней помощи, а также родителям (законным представителям) детей раннего возраста.

 

Авторы-составители: Самарина Анна Андреевна

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.03 с.)