Рабочая программа. Учебной дисциплины. Структурно-функциональная организация центральной нервной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рабочая программа. Учебной дисциплины. Структурно-функциональная организация центральной нервной системы



Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Структурно-функциональная организация центральной нервной системы

Structural and functional organization of Central Nervous System

 

Язык(и) обучения

русский

 

 

Трудоемкость в зачетных единицах: 1

 

Регистрационный номер рабочей программы: 054073

 

Раздел 1. Характеристики учебных занятий

Цели и задачи учебных занятий

Цель курса – ознакомить обучающихся с современными направлениями научных исследований и методологическими подходами в области организации ЦНС.

Задачи – расширить и систематизировать сведения о структурно-функциональной организации центральной нервной системы.

После прослушивания данного курса, обучающийся должен обладать следующими знаниями и навыками: «Общая физиология», «Основы сравнительной физиологии», «Структурно-функциональной организации нервной системы», «Основы физиологии высшей нервной деятельности». Уметь квалифицированно охарактеризовать особенности функционирования систем позвоночных животных, должен владеть навыками работы с анатомическими картами, таблицами и препаратами, экспериментальной работы.

Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)

Выполнение учебной программы магистратуры по направлению «Биология» 6 семестров.

Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий

Семинары и консультации.

 

Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий

Организация учебных занятий

Основной курс

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля в составе дисциплины,

 практики и т.п.

Контактная работа обучающихся с преподавателем

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных 

форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции семинары консультации практические занятия лабораторные работы контрольные работы коллоквиумы текущий контроль промежуточная аттестация итоговая аттестация под руководством преподавателя в присутствии преподавателя сам. раб. с использованием методических материалов текущий контроль (сам.раб.) промежуточная аттестация (сам.раб.) итоговая аттестация (сам.раб.)

ТРАЕКТОРИЯ 6 СЕМЕСТРА

Форма обучения: очная

Семестр 6 2 12 6     6     2     2 6       34 1
  2-25 2-25 1-25     2-25     1-25     2-25 1-1          
ИТОГО 2 12 6     6     2     2 6         1

 

Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Формы текущего контроля успеваемости

Виды промежуточной аттестации

Виды итоговой аттестации

(только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ)

Формы

Сроки

Виды

Сроки

Виды Сроки

ТРАЕКТОРИЯ 6 СЕМЕСТРА

Форма обучения: очная

Семестр 6

 

 

зачёт, устно, традиционная форма

по графику промежуточной аттестации

   

 

2.2. Структура и содержание учебных занятий

№ п/п

Наименование темы (раздела, части)

Вид учебных занятий

Количество часов

1

Тема 1. Структурные элементы нервной системы.

 

лекции

2

семинары

 

сам.раб. по методическим материалам

 

 

 

2

Тема 2. Межклеточные взаимодействия в нервной системе.

 

лекции

 

семинары

2

практические занятия

 

сам.раб. по методическим материалам

 

3

Тема 3. Гистогенез и эмбриогенез нервной ткани.

лекции

 

семинары

2

практические занятия

 

сам.раб. по методическим материалам

 

4

Тема 4. Особенности эмбриогенеза нервной системы человека.

лекции

 

семинары

2

практические занятия

 

сам.раб. по методическим материалам

 

5

Тема 5. Спинной мозг.

лекции

 

семинары

2

практические занятия

 

сам.раб. по методическим материалам

 

6

Тема 6. Продолговатый мозг.

 

лекции

 

семинары

2

практические занятия

 

сам.раб. по методическим материалам

 

7

Тема 7. Варолиев мост.

лекции

 

семинары

 

контрольные работы

2

сам.раб. по методическим материалам

 

8

Тема 8. Мозжечок.

лекции

 

семинары

2

практические занятия

 

сам.раб. по методическим материалам

 

консультации

 

9

Тема 8. Средний мозг

лекции

 

семинары

 

контрольные работы

2

сам.раб. по методическим материалам

 

консультации

 

10

Тема 10. Промежуточный мозг.

лекции

 

семинары

 

практические занятия

 

В присутствии преподавателя

2

консультации

 

11

Тема 11. Зоны и клеточные структуры гипоталамического отдела.

лекции

 

семинары

 

контрольные работы

2

сам.раб. по методическим материалам

2

консультации

 

12

Тема 12. Конечный мозг.

лекции

 

семинары

 

практические занятия

 

сам.раб. по методическим материалам

2

консультации

 

13

Тема 13. Новая кора.

лекции

 

семинары

 

практические занятия

 

сам.раб. по методическим материалам

2

консультации

6

Содержание.

Тема 5. Спинной мозг.

Общий план анатомического строения спинного мозга человека. Сегментарность, соматотопия, скелетотопия.

Тема 6. Продолговатый мозг.

Общий план строения продолговатого мозга. Перестройка расположения серого и белого вещества, ядра надсегментарного контроля. Проводящие пути.

Тема 7. Варолиев мост.

Ядра черепномозговых нервов мостового уровня. Топография проводящих путей моста. Собственные ядра и пути моста (продольные, попречные). Связи моста с другими отделами мозга (мосто-мозжечковые, мостокортикальные). Медиальная и латеральная петли.
Тема 8. Мозжечок.

Общая морфология мозжечка. Кора мозжечка, общее строение, клеточный состав. Ядра мозжечка. Тракты мозжечка (лиановидные, мшистые). 3 пары ножек мозжечка.

Тема 9. Средний мозг.

Общая морфология. Дорзальный отдел - пластина четверохолмия. Ручки холмов. Вентральный отдел- ножки мозга. Ядра черепномозговых нервов. Крыша, покрышка, основание ножек мозга. Ядра крыши среднего мозга. Взаимодействие зрительных и слуховых сенсорных систем. Ядро мезэнцефалического пути тройничного нерва, его связи. Центральное серое вещество (ЦСВ), афференты и эфференты. Ядра глазодвигательного комплекса.

Ядра покрышки среднего мозга. Черной вещество, морфология, ретикулярная и компактная (дофаминергическая) часть ядра. Основные связи с другими отделами мозга. Красное ядро. Морфология, основные афференты и эфференты. Красноядерный путь (Монакова). Гамма-ригидность, связи с мозжечком. Педункуло-понтийное ядро. Структуры ретикулярной формации среднего мозга.

Проводящие пути среднего мозга. Корково-мостовые, корковоспинальные, корковонуклеарные волокна. Медиальная петля. Комиссуральные связи.

Развитие и значение среднего мозга у различных животных. Значение этого отдела у человека.

Тема 12. Конечный мозг.

Общая морфология, основные структуры, их развитие в филогенезе у позвоночных животных. Желудочки конечного мозга. Оболочки мозга. Ядра конечного мозга. Стриопаллидарная систем, неостриатум, палеостриатум. Системы прямых и обратных связей. Обонятельные структуры, особенности развития в филогенезе. Общая характеристика древней и старой коры.Особенности строения гиппокампа, особая роль гиппокампа как части лимбической системы.

Тема 13. Новая кора.

Эволюция новой коры у млекопитающих, приматов и человека. Морфофункциональная характеристика новой коры, типы нейронов, расположение по слоям коры, развитие нейронов коры в фило- и онтогенезе. Развитие ассоциативных зон коры.

 

Методическое обеспечение

3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины

Использование материалов курса лекций с презентациями, использование методических материалов для подготовки докладов по темам семинарских занятий, знакомство с рабочей программой курса, освоение рекомендованной основной и дополнительной литературы.

3.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы

Презентации лекций, методические материалы (статьи, монографии и т.д.), рабочая программа курса, списки основной и дополнительной литературы, электронные ресурсы СПбГУ.

Кадровое обеспечение

3.2.1 Образование и (или) квалификация преподавателей и иных лиц, допущенных к проведению учебных занятий

К проведению занятий допускаются преподаватели, имеющие ученую степень и базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.

3.2.2 Обеспечение учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом

Не требуется

3.3. Материально-техническое обеспечение

3.3.1 Характеристики аудиторий (помещений, мест) для проведения занятий

Стандартно оборудованные лекционные аудитории (столы, стулья, доска с подсветкой, белые и цветные мелки, закрывающиеся шторы на окнах), с площадью, соответствующей численности обучающихся, и отвечающие действующим санитарно-гигиеническим и противопожарным правилам и нормам; хорошо освещенные (естественное и искусственное освещение) и проветриваемые помещения, а также аудитории, оборудованные гистологической техникой.

3.3.2 Характеристики аудиторного оборудования, в том числе неспециализированного компьютерного оборудования и программного обеспечения общего пользования

Экран и стационарный мультимедийным презентационный комплекс, подключенный к сети Интернет, с программным обеспечением, позволяющим транслировать видеоролики со звуковым сопровождением.

3.3.3 Характеристики специализированного оборудования

не требуется.

3.3.4 Характеристики специализированного программного обеспечения

не требуется.

3.3.5 Перечень и объем расходных материалов

не требуется

Информационное обеспечение

3.4.1 Список обязательной литературы

1. Андреева Н.Г., Обухов Д.К. Эволюционная морфология нервной системы позвоночных. Л., 1991.

2. Андреева Н.Г. Структурно-функциональная организация нервной системы. Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2003.

3. Оленев С.Н. Конструкция мозга. Л., 1989.

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Структурно-функциональная организация центральной нервной системы

Structural and functional organization of Central Nervous System

 

Язык(и) обучения

русский

 

 

Трудоемкость в зачетных единицах: 1

 

Регистрационный номер рабочей программы: 054073

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.07 с.)