Статьи в журналах, рекомендованных вак мо и науки рф 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статьи в журналах, рекомендованных вак мо и науки рф



1. Кравцова Н.А. Роль детско-родительских отношений в формировании

Таблица 8

Схема комплексной психотерапии психосоматических расстройств у детей и подростков

Этапы психотерапии Психодинамическая Когнитивно-бихевиоральная Феноменологическая Телесно-

Ориентированная

Этап- работа с роди-

телями: информа-ционно-

Мотивационный, диагнос-

тический. Цель: обретение

смысла психологической

работы не только с

ребенком, но и с мамой, с

семьей. Самоопределение –

осознанный выбор позиции

по отношению к болезни и

лечению ребенка.

Сбор истории развития и

истории болезни ребенка:

составление геносоцио-

граммы, линии жизни,

определение факторов

пренатального риска; ин-

терпретация родителям (маме)

связи симпто-мокомплекса

ребенка с семейной историей и

психотравмирующими

событиями в семье.

Определение устойчивых

иррациональных когнитивных

установок родителей в

отношении здоровья, паттернов

поведения, формирующих образ

жизни ребенка.

Построение раппорта на

основе доверительных

отношений, эмпатии,

определение режима

работы с ребенком, мамой,

семьей.

Определение смысла

психологической помощи

ребенку и семье.

Диагностика

отношения к телу и

телесным феноменам

у родителей

Этап - работа с мамой

Тренинг осознания и выра-

жения материнских чувств и

потребностей. Цель: способ-

ность матери к фокусировке

на внутреннем мире.

Работа с материнской

идентичностью–«Я-Мать»,

коррекция дефицитарных Я-

функций. Интерпретация

матери симптомов ребенка, ее

поведения и т.д.

Работа с когнициями, определяю-

щими роль матери в жизни ребен-

ка и ответственность матери за

здоровье и болезнь. Работа с не-

адекватными паттернами реалии-

зации материнских функций.

Повышение степени осоз-

нанности в восприятии своих

ощущений, эмоций, чувств,

потребностей. Развитие спо-

собности понимать эмоции,

чувства, потребности ребенка.

Восстановление кон-

такта с собственным

телом. Снятие телес-

ных блоков и осозна-ние

своих проблем в виде

телесных аналогов.

Этап-работа с ребенком

Индивидуальная психотера-

пия. Цель: коррекция схемы

тела, образа тела,

самооценки, формирование

конструктивных Я-функций

Работа с ранними детскими

психотравмами: катарсис в

арт-терапии, игровой терапии.

Метод работы определяется в

зависимости от возраста

ребенка.

Замена иррациональных уста-

новок «я слабенький» на

рациональные «я сильный».

Формирование адекватных

паттернов поведения.

Повышение степени осоз-

нанности через развитие

рефлексивных процессов.

Дифференциация те-

лесных ощущений, дви-

жений. Психомоторная

коррекция на основе

принципов «замеща-

ющего онтогенеза».

Этап-работа с детско-

материнской диадой. Цель:

адекватная дифференциация

матери и ребенка

Совместная игра, арттерапия,

сочинение сказки.

Совместная деятельность в

формировании новых

стереотипов поведения

Развитие материнской эм-

патии и умения дифферен-

цировать свои и ребенка чув-

ства, потребности, эмоции

Отработка навыков

невербальной ком-

муникации в диаде

Этап-работа с ребенком

Групповая психотерапия.

Расширение системы

интерперсональных связей.

Отработка дефицитарных со-

циальных навыков, развитие ком-

муникативности, ассертивности.

Развитие эмпатии и спо-

собности к близким дове-

рительным отношениям

Отработка навыков

невербальной комму-

никации в группе

 

психосоматических нарушений

 

 

Методы исследования __

Дошкольные образовательные учреждения

В дошкольных образовательных учреждениях (детских садах различного вида: общеразвивающих, компенсирующих, присмотра и оздоровления, комбинированного типа, центрах развития детей) психологическая служба появилась несколько позже и ее развитие характеризуется менее выраженными темпами. Деятельность педагога-психолога в ДОУ регламентируется рядом нормативно-правовых документов.[1] В работе практического психолога дошкольных учреждений выделяется несколько направлений, которые можно считать основными и совпадающими с работой психолога в других звеньях народного образования: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция и психологическое консультирование. Психологическое консультирование осуществляется не только по отношению к детям, но и их родителям, а также к персоналу учреждения. Также педагоги-психологи участвуют в работе комиссий, психолого-медико-педагогических консилиумов, советов, осуществляют методическую деятельность. Однако дошкольные учреждения, являющиеся начальным звеном народного образования, имеют и свою специфику, определяемую не только возрастными особенностями, но и условиями жизнедеятельности в них ребенка.

Период от рождения до 7-ми лет характеризуется наибольшей сензитивностью к внешним воздействиям. Это определяет необходимость развития и обогащения содержания психологической службы ДОУ. В качестве перспективы развития детей психолог, занимаясь в детском саду с детьми дошкольного возраста, рассматривает сформированность у них полноценной готовности к обучению в школе. Психолог как бы заглядывает в будущее ребенка и пытается определить, насколько благополучно перешагнет тот с одной возрастной ступени (дошкольной) на другую (школьную), что нужно еще сделать, чтобы быть уверенным, что уровень психического и личностного развития ребенка соответствует тем новым требованиям, которые будут предъявлять ему в школе [Дубровина И.В.].[2]

 Как показывает практика, педагоги-психологи ДОУ активно осваивают в своей деятельности диагностическую и коррекционно-развивающую работу с детьми, их родителями, подключая в нее и воспитателей. Стержневым направлением реформы дошкольного образования является обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с ребенком, которое предполагает уважение ребенка, создание дружелюбной атмосферы сотрудничества, развитие активной позиции ребенка, его инициативы, ориентации ребенка на общечеловеческие ценности.

психологическая помощь в детских дошкольных учреждениях

 

Таблица № 2. Модель психологической помощи в детских образовательных учреждениях.

Название критериев экстренной психологической помощи   Специфика оказания экстренной психологической помощи в ДОУ
Основные цели, задачи образовательного учреждения Осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся.
Контингент   Дети дошкольных образовательных учреждений и их родители и опекуны, воспитатели, администрация.
Проблемы, требующие экстренной психологической помощи. Основная мишень воздействия Эмоциональный уровень (тревога, страх, агрессия, чувство вины); когнитивный (нарушение восприятия, мышления, памяти, внимания); поведение или готовность к нему (паника, агрессия с истерикой, бесцельная активность (дезорганизация поведения), пассивность); межличностные отношения (агрессия, чувство вины, отчуждение или излишняя привязанность). Механизмы влияния и массовые психические явления (заражение, внушение, подражание и др.).
Место оказания помощи Кризисный штаб, толпа пострадавших, панихида, в учреждениях и подразделениях участников специализированной помощи (по месту постоянной деятельности, в т.ч. в ДОУ, Телефон доверия.
Наиболее характерные методы, техники воздействия   Экстренная психологическая помощь: Краткосрочные методы: психологическое сопровождение и психологическое вмешательство Методы спустя некоторое время, в т.ч. лонгитюдные: (тот или иной метод используется в зависимости от совокупности влияния множества факторов) Арттерапевтические методы. Метод метафор. Сказкотерапия, игры - основные формы работы с травмой у детей.   По отношению к взрослым (воспитателям, родителям, администрации ДОУ) используются также: Психологический дебрифинг. Метод управляемой психофизиологической саморегуляции. Релаксационные методы, направленные на снижение напряженности, тревоги. НЛП. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Психодинамическая психотерапия; Гуманистически-экзистенциальная психотерапия. Телесно-ориентированная психотерапия. Психодрама.

 

Таблица № 1. Модель экстренной психологической помощи в школьных образовательных учреждениях.

Название критериев экстренной психологической помощи   Специфика оказания психологической помощи детям школьных образовательных учреждений, интернатов
Основные цели, задачи школьной психологической службы Создание условий для гармоничного развития детей и подростков в процессе школьного обучения
Контингент   Ученики, воспитанники школьных образовательных учреждений, интернатов, их родители и опекуны, воспитатели, учителя, другие сотрудники, администрация.
Проблемы, требующие экстренной психологической помощи. Основная мишень воздействия Когнитивный уровень (нарушение восприятия, мышления, памяти, внимания); эмоциональный (тревога, страх, агрессия, чувство вины); поведение или готовность к нему (паника, агрессия с истерикой, бесцельная активность (дезорганизация поведения), пассивность); межличностные отношения (агрессия, чувство вины, отчуждение или излишняя привязанность). Механизмы влияния и массовые психические явления (заражение, внушение, подражание и др.).
Место оказания помощи Кризисный штаб, толпа пострадавших, панихида, в учреждениях и подразделениях участников специализированной помощи (по месту постоянной деятельности, в т.ч. в школе, Телефон доверия.
Наиболее характерные методы, техники воздействия   Экстренная психологическая помощь: Краткосрочные методы: психологическое сопровождение и психологическое вмешательство Методы спустя некоторое время, в т.ч. лонгитюдные: (тот или иной метод используется в зависимости от совокупности влияния множества факторов- возраста, состояния, характера проблемы) Арттерапевтические методы. Метод метафор. Сказкотерапия, игры - основные формы работы с травмой у детей. Метод управляемой психофизиологической саморегуляции. Релаксационные методы, направленные на снижение напряженности, тревоги. НЛП. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Психодинамическая психотерапия; Гуманистически-экзистенциальная психотерапия. Телесно-ориентированная психотерапия. Психодрама.

 

Экстренная психологическая помощь школьникам, родителям, учителям, администрации школы осуществляется с учетом их возрастных, индивидуальных, социокультурных (в т.ч. этнокультурных) и других особенностей.

Основными методами работы с детьми, перенесшими травматические события у детей, являются игры, арттерапевтические методы, метод метафор, сказкотерапия, и др. С более старшими детьми и взрослыми (учителям, воспитателям, родителям, администрации школы, интернатов) используются также и другие методы, такие как: психологический дебрифинг, психодрама, когнитивно-бихевиоральная терапия и др.

Профессиональные учебные учреждения

Одним из свидетельств высокого уровня развития высшего образования является создание и функционирование психологической службы в профессиональных учебных учреждениях (вузах, техникумах, колледжах и др.). В нашей стране такая служба находится в стадии становления. Психологическая служба этих учреждений призвана оказывать систематическую психолого-педагогическую, социально-психологическую, психогигиеническую профориентационную и комплексную помощь как студентам, так и преподавателям и руководителям.

Как и психологическая служба школы, психологическая служба профессиональных образовательных учреждений должна представлять целостную систему нескольких свойств-аспектов: специальное направление психологической науки, интегрирующее общие достижения педагогической и возрастной психологии, социальной психологии, психологии управления и др.; психологическое обеспечение достижения основных целей образовательного учреждения, направленных на развитие личности и подготовку специалистов (для вузов на уровне бакалавра, магистра и т.п.); непосредственная деятельность психологов в учреждении. Таким образом, следует иметь в виду единство трех аспектов такой службы: научного, прикладного и практического.

Психологические службы более распространены в вузах, поэтому рассмотрим опыт работы специалистов этих учреждений с тем, чтобы учесть самое ценное при работе в других профессиональных учреждениях.

Работа со студентами. Проблемные ситуации, которые приводят студента к психологу, чаще всего связаны с вопросами профессионального выбора, межличностными конфликтами, эмоциональными срывами, депрессиями, усиливающимися при поступлении в институт и во время сессий. Для студентов первых курсов главной психотравмирующей ситуацией является состояние академической неуспеваемости. Опыт показывает, что отчисление студентов из-за академической неуспеваемости не всегда прямо связано с уровнем их общей теоретической подготовки и потенциальных способностей. Среди отчисленных встречаются не просто способные и хорошо подготовленные, но зачастую и, несомненно, талантливые люди [Косов Б.Б., Кагерманьян В.С. и др.][3]. Внимательно изучив проблему с целью выявления статистически достоверных психологических черт характера и обстоятельств жизни, формирующих группы риска академической неуспеваемости на первых этапах обучении, авторы данного исследования пришли к следующим результатам. Первая группа в качестве риска академической неуспеваемости характеризуется условно названным ими «синдромом инфантильности». Это юноши и девушки, пришедшие на студенческую скамью сразу после окончания средней школы и к моменту поступления в вуз находились на полном попечении родителей, которые зачастую и оказали влияние на выбор ими вуза. Еще одной проблемой может выступить кажущаяся бесконтрольность учебного процесса и соблюдение учебной дисциплины. Испытывают также проблемы с обучением студенты, поступившие позже, например, после армии или длительного опыта работы на производстве. Они пользуются авторитетом как более старшие и опытные, однако испытывают большие затруднения в связи с потерей или отсутствием необходимых знаний, полученных в средней школе. Проживание в общежитии также может выступить фактором, негативно сказывающимся на академической успеваемости. Многие из них жалуются на невозможность сосредоточиться на учебе из-за бытовых трудностей, постоянного присутствия посторонних людей и излишней необходимости межличностного взаимодействия в студенческом общежитии. Для этой категории студентов характерно развитие истерических состояний, нервное истощение, снижение интеллектуальной способности. Сходные симптомы могут вызвать и проблемы, возникающие в семье. С другой стороны, осложнения в семье и на работе, в свою очередь, сами могут быть вызваны необходимостью обучения, отнимающего значительное количество времени и сил.

Работа с преподавателями и сотрудниками вуза. Особое место в деятельности психологической службы занимает проблема консультативной работы с преподавателями и сотрудниками вуза. Среди проблем, требующих срочного вмешательства психологов, чаще всего отмечаются конфликты, возникающие между преподавателями и студентами. Обычно конфликты такого уровня значительно снижают мотивацию к обучению у студентов и настрой на выполнение деятельности самих преподавателей. Такие конфликты негативно сказываются на социально-психологической атмосфере группы. В качестве причин, негативно сказывающихся на выполнении своей работы, могут выступить также проблемы в семье, кризисы в личной жизни, потери и многое другое. Поэтому работа психолога с преподавателями, сотрудниками вуза, администрацией вуза позволяет нормализовать их состояние и, следовательно, оптимизировать учебный процесс. 

Экстренная психологическая помощь в вузах. В вузе, так же как и в школе, необходимо задействовать в оказании помощи в кризисных ситуациях кураторов группы, преподавателей, администрации вуза и самих студентов.

Специалисты психологической службы вуза, прошедшую специальную подготовку по оказанию экстренной психологической помощи, должны, в первую очередь, повышать их психологическую компетентность о диагностических критериях кризисного состояния, острого стрессового состояния, о действиях при оказании первой психологической помощи пострадавшим.

В учреждении должна быть отлажена система связи с психологами вуза, обеспечивающая обмен информацией (ее прием и передачу).

Должны быть четко прояснены действия, связанные с необходимостью, а в отдельных случаях, привлечения специалистов ведомств здравоохранения, МЧС, МВД и др.

В институте должна проводиться просветительская работа, снимающая психологические барьеры на пути обращения к психологу с той или иной проблемой. Студенты должны знать, что они имеют возможность, в случае необходимости обратиться на телефон доверия либо получить бесплатную психологическую консультацию.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что экстренная психологическая помощь направлена на поддержку психического и психофизиологического самочувствия и заключается в работе с тяжелыми психическими состояниями, возникшими в ответ на психологическую травму у пострадавших, их близких и родственников, а также в случае так называемой «вторичной» травматизации.

 

Таблица № 3. Модель экстренной психологической помощи в высших учебных заведениях.

Название критериев экстренной психологической помощи   Специфика оказания экстренной психологической помощи в вузе  
Основные цели, задачи образовательного учреждения Развитие личности и подготовка специалистов (на уровне бакалавра, магистра)
Контингент   Студенты вуза, преподаватели, сотрудники, администрация вуза
Проблемы, требующие экстренной психологической помощи. Основная мишень воздействия Когнитивный уровень (нарушение восприятия, мышления, памяти, внимания); эмоциональный (тревога, страх, агрессия, чувство вины); поведение или готовность к нему (паника, агрессия с истерикой, бесцельная активность (дезорганизация поведения), пассивность); межличностные отношения (необоснованная агрессия, поиск виновных, конфликты, отчуждение). Механизмы влияния и массовые психические явления (заражение, внушение, подражание, слухи, паника и др.).
Место оказания помощи Кризисный штаб, толпа пострадавших, панихида, в учреждениях и подразделениях участников специализированной помощи (по месту постоянной деятельности, в т.ч. в вузе), Телефон доверия.
Наиболее характерные методы, техники воздействия   Экстренная психологическая помощь: Краткосрочные методы: психологическое сопровождение и психологическое вмешательство Методы спустя некоторое время, в т.ч. лонгитюдные: (тот или иной метод используется в зависимости от совокупности влияния множества факторов) Психологический дебрифинг. Метод управляемой психофизиологической саморегуляции. Релаксационные методы, направленные на снижение напряженности, тревоги. Арттерапевтические методы Метод метафор. Сказкотерапия, игры. НЛП. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Психодинамическая психотерапия; Гуманистически-экзистенциальная психотерапия. Телесно-ориентированная психотерапия. Психодрама.

Методы работы при оказании экстренной психологической помощи расширяются за счет возрастных особенностей пострадавших, их близких, родственников, очевидцев. Так, обращение к когнитивному уровню пострадавших, а также вербализация актуального состояния, своих чувств становится при работе в вузе уже более возможным и перспективным. Также более актуальными являются методы саморегуляции.

 


[1] Приложение к Приказу Минобразования России от 22 октября 1999 № «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ»;

Постановление Минтруда РФ от 21 апреля 1993 г. №88 «Об утверждении нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады);

Письмо Минобразования РФ от 24 декабря 2001 г. 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»;

Приказ Минобразования России от 01.03.2004 г. № 945 «Положение о режиме рабочего времени отдыха работников образовательного учреждения»;

Рекомендации о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений (Приложение к письму Минобразования РФ от 16 января 2001 г. № 20-58-196/20-5 «О порядке исчисления заработной платы работникам образовательных учреждений»;

Письмо Минобразования РФ от 7 января 1999 г. № 70/ 23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования» и др.

[2] Дубровина И.В. Психологическая служба образования // Психологическая служба и образование. № 2. 2001. С. 83-94.

[3] Косов Б.Б., Кагерманьян В.С. и др. Психологическая поддержка и организация психологическая служба вуза / Под науч. Ред. А.П.Чернышова. М., 1994. (Психологическая служба в вузе: Обзор. информ. / НИИВО; Вып.1.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.194.84 (0.044 с.)