Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статьи в журналах, рекомендованных вак мо и науки рф ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
1. Кравцова Н.А. Роль детско-родительских отношений в формировании Таблица 8 Схема комплексной психотерапии психосоматических расстройств у детей и подростков Этапы психотерапии Психодинамическая Когнитивно-бихевиоральная Феноменологическая Телесно- Ориентированная Этап- работа с роди- телями: информа-ционно- Мотивационный, диагнос- тический. Цель: обретение смысла психологической работы не только с ребенком, но и с мамой, с семьей. Самоопределение – осознанный выбор позиции по отношению к болезни и лечению ребенка. Сбор истории развития и истории болезни ребенка: составление геносоцио- граммы, линии жизни, определение факторов пренатального риска; ин- терпретация родителям (маме) связи симпто-мокомплекса ребенка с семейной историей и психотравмирующими событиями в семье. Определение устойчивых иррациональных когнитивных установок родителей в отношении здоровья, паттернов поведения, формирующих образ жизни ребенка. Построение раппорта на основе доверительных отношений, эмпатии, определение режима работы с ребенком, мамой, семьей. Определение смысла психологической помощи ребенку и семье. Диагностика отношения к телу и телесным феноменам у родителей Этап - работа с мамой Тренинг осознания и выра- жения материнских чувств и потребностей. Цель: способ- ность матери к фокусировке на внутреннем мире. Работа с материнской идентичностью–«Я-Мать», коррекция дефицитарных Я- функций. Интерпретация матери симптомов ребенка, ее поведения и т.д. Работа с когнициями, определяю- щими роль матери в жизни ребен- ка и ответственность матери за здоровье и болезнь. Работа с не- адекватными паттернами реалии- зации материнских функций. Повышение степени осоз- нанности в восприятии своих ощущений, эмоций, чувств, потребностей. Развитие спо- собности понимать эмоции, чувства, потребности ребенка. Восстановление кон- такта с собственным телом. Снятие телес- ных блоков и осозна-ние своих проблем в виде телесных аналогов. Этап-работа с ребенком Индивидуальная психотера- пия. Цель: коррекция схемы тела, образа тела, самооценки, формирование
конструктивных Я-функций Работа с ранними детскими психотравмами: катарсис в арт-терапии, игровой терапии. Метод работы определяется в зависимости от возраста ребенка. Замена иррациональных уста- новок «я слабенький» на рациональные «я сильный». Формирование адекватных паттернов поведения. Повышение степени осоз- нанности через развитие рефлексивных процессов. Дифференциация те- лесных ощущений, дви- жений. Психомоторная коррекция на основе принципов «замеща- ющего онтогенеза». Этап-работа с детско- материнской диадой. Цель: адекватная дифференциация матери и ребенка Совместная игра, арттерапия, сочинение сказки. Совместная деятельность в формировании новых стереотипов поведения Развитие материнской эм- патии и умения дифферен- цировать свои и ребенка чув- ства, потребности, эмоции Отработка навыков невербальной ком- муникации в диаде Этап-работа с ребенком Групповая психотерапия. Расширение системы интерперсональных связей. Отработка дефицитарных со- циальных навыков, развитие ком- муникативности, ассертивности. Развитие эмпатии и спо- собности к близким дове- рительным отношениям Отработка навыков невербальной комму- никации в группе
психосоматических нарушений
Методы исследования __ Дошкольные образовательные учреждения В дошкольных образовательных учреждениях (детских садах различного вида: общеразвивающих, компенсирующих, присмотра и оздоровления, комбинированного типа, центрах развития детей) психологическая служба появилась несколько позже и ее развитие характеризуется менее выраженными темпами. Деятельность педагога-психолога в ДОУ регламентируется рядом нормативно-правовых документов.[1] В работе практического психолога дошкольных учреждений выделяется несколько направлений, которые можно считать основными и совпадающими с работой психолога в других звеньях народного образования: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция и психологическое консультирование. Психологическое консультирование осуществляется не только по отношению к детям, но и их родителям, а также к персоналу учреждения. Также педагоги-психологи участвуют в работе комиссий, психолого-медико-педагогических консилиумов, советов, осуществляют методическую деятельность. Однако дошкольные учреждения, являющиеся начальным звеном народного образования, имеют и свою специфику, определяемую не только возрастными особенностями, но и условиями жизнедеятельности в них ребенка.
Период от рождения до 7-ми лет характеризуется наибольшей сензитивностью к внешним воздействиям. Это определяет необходимость развития и обогащения содержания психологической службы ДОУ. В качестве перспективы развития детей психолог, занимаясь в детском саду с детьми дошкольного возраста, рассматривает сформированность у них полноценной готовности к обучению в школе. Психолог как бы заглядывает в будущее ребенка и пытается определить, насколько благополучно перешагнет тот с одной возрастной ступени (дошкольной) на другую (школьную), что нужно еще сделать, чтобы быть уверенным, что уровень психического и личностного развития ребенка соответствует тем новым требованиям, которые будут предъявлять ему в школе [Дубровина И.В.].[2] Как показывает практика, педагоги-психологи ДОУ активно осваивают в своей деятельности диагностическую и коррекционно-развивающую работу с детьми, их родителями, подключая в нее и воспитателей. Стержневым направлением реформы дошкольного образования является обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с ребенком, которое предполагает уважение ребенка, создание дружелюбной атмосферы сотрудничества, развитие активной позиции ребенка, его инициативы, ориентации ребенка на общечеловеческие ценности. психологическая помощь в детских дошкольных учреждениях
Таблица № 2. Модель психологической помощи в детских образовательных учреждениях.
Таблица № 1. Модель экстренной психологической помощи в школьных образовательных учреждениях.
Экстренная психологическая помощь школьникам, родителям, учителям, администрации школы осуществляется с учетом их возрастных, индивидуальных, социокультурных (в т.ч. этнокультурных) и других особенностей. Основными методами работы с детьми, перенесшими травматические события у детей, являются игры, арттерапевтические методы, метод метафор, сказкотерапия, и др. С более старшими детьми и взрослыми (учителям, воспитателям, родителям, администрации школы, интернатов) используются также и другие методы, такие как: психологический дебрифинг, психодрама, когнитивно-бихевиоральная терапия и др. Профессиональные учебные учреждения Одним из свидетельств высокого уровня развития высшего образования является создание и функционирование психологической службы в профессиональных учебных учреждениях (вузах, техникумах, колледжах и др.). В нашей стране такая служба находится в стадии становления. Психологическая служба этих учреждений призвана оказывать систематическую психолого-педагогическую, социально-психологическую, психогигиеническую профориентационную и комплексную помощь как студентам, так и преподавателям и руководителям. Как и психологическая служба школы, психологическая служба профессиональных образовательных учреждений должна представлять целостную систему нескольких свойств-аспектов: специальное направление психологической науки, интегрирующее общие достижения педагогической и возрастной психологии, социальной психологии, психологии управления и др.; психологическое обеспечение достижения основных целей образовательного учреждения, направленных на развитие личности и подготовку специалистов (для вузов на уровне бакалавра, магистра и т.п.); непосредственная деятельность психологов в учреждении. Таким образом, следует иметь в виду единство трех аспектов такой службы: научного, прикладного и практического. Психологические службы более распространены в вузах, поэтому рассмотрим опыт работы специалистов этих учреждений с тем, чтобы учесть самое ценное при работе в других профессиональных учреждениях. Работа со студентами. Проблемные ситуации, которые приводят студента к психологу, чаще всего связаны с вопросами профессионального выбора, межличностными конфликтами, эмоциональными срывами, депрессиями, усиливающимися при поступлении в институт и во время сессий. Для студентов первых курсов главной психотравмирующей ситуацией является состояние академической неуспеваемости. Опыт показывает, что отчисление студентов из-за академической неуспеваемости не всегда прямо связано с уровнем их общей теоретической подготовки и потенциальных способностей. Среди отчисленных встречаются не просто способные и хорошо подготовленные, но зачастую и, несомненно, талантливые люди [Косов Б.Б., Кагерманьян В.С. и др.][3]. Внимательно изучив проблему с целью выявления статистически достоверных психологических черт характера и обстоятельств жизни, формирующих группы риска академической неуспеваемости на первых этапах обучении, авторы данного исследования пришли к следующим результатам. Первая группа в качестве риска академической неуспеваемости характеризуется условно названным ими «синдромом инфантильности». Это юноши и девушки, пришедшие на студенческую скамью сразу после окончания средней школы и к моменту поступления в вуз находились на полном попечении родителей, которые зачастую и оказали влияние на выбор ими вуза. Еще одной проблемой может выступить кажущаяся бесконтрольность учебного процесса и соблюдение учебной дисциплины. Испытывают также проблемы с обучением студенты, поступившие позже, например, после армии или длительного опыта работы на производстве. Они пользуются авторитетом как более старшие и опытные, однако испытывают большие затруднения в связи с потерей или отсутствием необходимых знаний, полученных в средней школе. Проживание в общежитии также может выступить фактором, негативно сказывающимся на академической успеваемости. Многие из них жалуются на невозможность сосредоточиться на учебе из-за бытовых трудностей, постоянного присутствия посторонних людей и излишней необходимости межличностного взаимодействия в студенческом общежитии. Для этой категории студентов характерно развитие истерических состояний, нервное истощение, снижение интеллектуальной способности. Сходные симптомы могут вызвать и проблемы, возникающие в семье. С другой стороны, осложнения в семье и на работе, в свою очередь, сами могут быть вызваны необходимостью обучения, отнимающего значительное количество времени и сил.
Работа с преподавателями и сотрудниками вуза. Особое место в деятельности психологической службы занимает проблема консультативной работы с преподавателями и сотрудниками вуза. Среди проблем, требующих срочного вмешательства психологов, чаще всего отмечаются конфликты, возникающие между преподавателями и студентами. Обычно конфликты такого уровня значительно снижают мотивацию к обучению у студентов и настрой на выполнение деятельности самих преподавателей. Такие конфликты негативно сказываются на социально-психологической атмосфере группы. В качестве причин, негативно сказывающихся на выполнении своей работы, могут выступить также проблемы в семье, кризисы в личной жизни, потери и многое другое. Поэтому работа психолога с преподавателями, сотрудниками вуза, администрацией вуза позволяет нормализовать их состояние и, следовательно, оптимизировать учебный процесс. Экстренная психологическая помощь в вузах. В вузе, так же как и в школе, необходимо задействовать в оказании помощи в кризисных ситуациях кураторов группы, преподавателей, администрации вуза и самих студентов. Специалисты психологической службы вуза, прошедшую специальную подготовку по оказанию экстренной психологической помощи, должны, в первую очередь, повышать их психологическую компетентность о диагностических критериях кризисного состояния, острого стрессового состояния, о действиях при оказании первой психологической помощи пострадавшим. В учреждении должна быть отлажена система связи с психологами вуза, обеспечивающая обмен информацией (ее прием и передачу). Должны быть четко прояснены действия, связанные с необходимостью, а в отдельных случаях, привлечения специалистов ведомств здравоохранения, МЧС, МВД и др. В институте должна проводиться просветительская работа, снимающая психологические барьеры на пути обращения к психологу с той или иной проблемой. Студенты должны знать, что они имеют возможность, в случае необходимости обратиться на телефон доверия либо получить бесплатную психологическую консультацию. Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что экстренная психологическая помощь направлена на поддержку психического и психофизиологического самочувствия и заключается в работе с тяжелыми психическими состояниями, возникшими в ответ на психологическую травму у пострадавших, их близких и родственников, а также в случае так называемой «вторичной» травматизации.
Таблица № 3. Модель экстренной психологической помощи в высших учебных заведениях.
Методы работы при оказании экстренной психологической помощи расширяются за счет возрастных особенностей пострадавших, их близких, родственников, очевидцев. Так, обращение к когнитивному уровню пострадавших, а также вербализация актуального состояния, своих чувств становится при работе в вузе уже более возможным и перспективным. Также более актуальными являются методы саморегуляции.
[1] Приложение к Приказу Минобразования России от 22 октября 1999 № «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ»; Постановление Минтруда РФ от 21 апреля 1993 г. №88 «Об утверждении нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады); Письмо Минобразования РФ от 24 декабря 2001 г. 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»; Приказ Минобразования России от 01.03.2004 г. № 945 «Положение о режиме рабочего времени отдыха работников образовательного учреждения»; Рекомендации о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений (Приложение к письму Минобразования РФ от 16 января 2001 г. № 20-58-196/20-5 «О порядке исчисления заработной платы работникам образовательных учреждений»; Письмо Минобразования РФ от 7 января 1999 г. № 70/ 23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования» и др. [2] Дубровина И.В. Психологическая служба образования // Психологическая служба и образование. № 2. 2001. С. 83-94. [3] Косов Б.Б., Кагерманьян В.С. и др. Психологическая поддержка и организация психологическая служба вуза / Под науч. Ред. А.П.Чернышова. М., 1994. (Психологическая служба в вузе: Обзор. информ. / НИИВО; Вып.1.).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.194.84 (0.044 с.) |