Возможности коррекции и профилактики неблагоприятных психологических синдромов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возможности коррекции и профилактики неблагоприятных психологических синдромов



В настоящем разделе представлены данные, полученные на основе опыта консультирования и психокоррекции, дополненные последующими катамнестическими опросами родителей. Наш опыт свидетельствует о том, что успешность коррекции зависит от многих разнородных факторов: от характера имеющегося психологического синдрома, давности его возникновения, возраста ребенка, готовности к сотрудничеству родителей и педагогов. Преодоление неблагоприятных психологических синдромов в дошкольном и младшем школьном возрастах достигается существенно легче, чем в подростковом и юношеском.

Психологический синдром хронической неуспешности может быть преодолен, если окружающим ребенка взрослым удастся обеспечить ему ощущение успеха. Это возможно благодаря выполнению "правил оценочной безопасности" (Ш.А. Амонашвили, Г.А.Цукерман):

- достижения ребенка сравниваются не с абстрактным эталоном, а только с его же собственными прежними результатами;

- в каждой оцениваемой работе прежде всего выделяются удачные моменты и лишь затем могут быть указаны недостатки;

- при указании недостатков сразу же предлагаются конструктивные способы их исправления.

Кроме того, должна быть найдена сфера, в которой ребенок достаточно успешен (например, спорт, или рисование, или игра на компьютере и т.п.), и окружающие должны проявлять к достижениям ребенка в этой сфере высокий интерес. Большое значение имеет также обеспечение благоприятного функционального состояния нервной системы (этой цели служат прогулки, достаточная продолжительность сна, витамины и т.п.).

При соблюдении всех этих условий синдром хронической неуспешности может быть преодолен без профессиональной психокоррекционной работы, однако взрослые, воспитывающие ребенка, должны быть готовы к тому, что этот процесс будет длительным. Обычно заметное снижение уровня тревоги наблюдается лишь через полгода - год после того, как начата перестройка системы отношений с ребенком.

У некоторых детей первоисточником хронической неуспешности является нарушение обучаемости. В этом случае полезно обучение в специальной школе или специальном классе для таких детей.

  Тотальный регресс преодолевается значительно труднее, чем хроническая неуспешность. Характерное для этого психологического синдрома глубокое нарушение отношений ребенка с окружающими делает мало продуктивными их усилия, направленные на коррекцию состояния. Поэтому при тотальном регрессе, как правило, необходима профессиональная психотерапевтическая помощь. Ее задачами является повышение самооценки подростка, формирование самопринятия и самоуважения. На начальном этапе работу приходится проводить индивидуально, так как подростки с тотальным регрессом склонны избегать групповых форм деятельности. В дальнейшем желательно включение подростка в психотерапевтическую группу, где он мог бы почувствовать свою привлекательность для сверстников.

При тотальном регрессе нередко наблюдается выраженное депрессивное состояние. В этих случаях показана совместная работа психолога и психиатра. Важнейшей задачей последнего служит купирование депрессии с помощью психофармакологических средств.

Негативные последствия ухода от деятельности и психологической инкапсуляции могут быть существенно смягчены благодаря повышению эмоционального общения с ребенком в семье и его приобщению к художественной деятельности: живописи, танцам и т.п. (театральная деятельность для детей с этими синдромами обычно затруднена из-за повышенной тревожности). Желательно, чтобы она осуществлялась в коллективных формах (кружок, студия). Художественная деятельность позволяет ребенку продуктивно использовать свою богатую фантазию. Продукты его творчества обеспечивают необходимое ему внимание окружающих. При психологической инкапсуляции показана также группа общения, помогающая подростку преодолеть имеющиеся у него коммуникативные трудности.

В отличие от хронической неуспешности и, тем более, тотального регресса, требующих для своей коррекции очень длительного времени, уход от деятельности и психологическая инкапсуляция могут существенно редуцироваться уже вскоре после начала коррекционных мероприятий (за один - два месяца). Вместе с тем, в нашем опыте ни разу не наблюдалось полное преодоление этих психологических синдромов.

При негативном самопредъявлении основной принцип рекомендаций - это регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Особенно важно, чтобы в ответ на поведенческие нарушения взрослые не проявляли ярких эмоциональных реакций, ибо к ним-то ребенок и стремится.

В первое время изменение стиля общения может вызвать не снижение, а взрыв негативизма: обнаружив, что средства, с помощью которых он до сих пор добивался внимания, вдруг перестали действовать, ребенок пытается усилить те средства воздействия на взрослых, которые до сих пор были столь эффективны. Однако этот этап продолжается недолго (обычно не более одной - двух недель). Психологический синдром негативного самопредъявления чрезвычайно лабилен и при достаточной последовательности взрослых может быть преодолен очень быстро, иногда уже за две - три недели. Если родители не способны самостоятельно перестроить свое поведение, следуя рекомендациям психолога-консультанта, то показана семейная психотерапия.

В качестве дополнительного источника "позитивного" внимания ребенку с негативным самопредъявлением очень полезна коллективная художественная деятельность, особенно - театральная.

При демонстративном нигилизме рекомендации в целом те же, что и при негативном самопредъявлении, но этот психологический синдром преодолевается значительно труднее. Часто большую пользу оказывает участие подростка в группе общения, помогающее ему сменить принятую им роль.

При психологических синдромах позитивного самопредъявления и гиперсоциальности характерны коммуникативные трудности. Поэтому при этих синдромах тоже полезно посещение психологической группы общения (для дошкольников и младших школьников это может быть группа совместной деятельности). Несмотря на существенные различия в структуре синдромов, та же рекомендация может быть дана при интеллектуализме и сужении сферы деятельности, при которых нарушения общения обычно являются основной причиной жалоб.

При социальной дезориентации, как правило, необходима серьезная и длительная психокоррекционная работа с ребенком. Основные направления этой работы - формирование представлений об иерархии социальных норм и поддержание позитивной самооценки. Очень большое значение имеет строгая соразмерность санкций, применяемых взрослыми, серьезности проступков, совершаемых ребенком. Ни в коем случае недопустима ситуация, когда ребенок подвергается наказаниям постоянно. Наказываться должны лишь наиболее грубые нарушения норм. Только после практически полного преодоления подобных нарушений можно начинать работу, направленную на борьбу с более мелкими проступками.

Еще более сложна психологическая работа при синдроме отверженности. Ее основные направления - преодоление антисоциальных установок и негативного образа Я. Первые результаты такой работы становятся заметны лишь спустя довольно длительный срок (полгода - год). Полное преодоление этих психологических синдромов обычно не достигается.

При семейной изоляции показана семейная психотерапия, направленная на повышение контактов всей семьи с окружающим обществом, а также на снижение гиперопеки и предоставление ребенку большей самостоятельности. Степень успешности этой работы целиком зависит от того, в какой мере родители ребенка готовы к сотрудничеству с психологом. При наличии такой готовности психологический синдром семейной изоляции может быть преодолен за несколько месяцев.

 Групповая изоляция не приводит к нарушениям в психическом развитии подростка. Поэтому главной проблемой становится не столько подлинное преодоление этого психологического синдрома, сколько обеспечение благоприятной группы сверстников (с просоциальной направленностью). Соответственно, наиболее эффективно привлечение подростка к деятельности какой-либо студии или подросткового клуба.

  Вербализм - психологический синдром, чрезвычайно трудно поддающийся коррекции, если она начата после дошкольного возраста. Несформированность познавательной деятельности отчасти может быть преодолена благодаря целенаправленной работе с дефектологом, однако это длительный процесс и, пока он не завершен, у ребенка продолжают накапливаться пробелы в школьных знаниях и навыках, искаженно строятся отношения со сверстниками. В подростковом и, особенно, юношеском возрастах большое значение имеет правильная профориентация (могут быть предложены такие области деятельности как, например, журналистика).

Профилактика возникновения неблагоприятных психологических синдромов основана на тех же принципах, что и коррекция сложившегося синдрома, но достигается значительно проще. Для эффективной профилактики необходимо широкое психолого-педагогическое просвещение родителей и педагогов.

 


 

Таблица. Применение терапевтических подходов в соответствии возрастными и индивидуальными характеристиками.

 

Направления, подходы психотерапии Возраст, проблемы С кем работаем (Работаем с источником проблем для ребенка)
Психодинамический подход От 0 до старости   Источник проблем преимущественно в семье, условиях. Чем младше ребенок, тем в большей степени необходима работа с семьей. 2 временных аспекта: 1) Преобразование сложившейся ситуации (через изменение родителей, см. п.2). Тогда меняются условия для ребенка. 2) Преобразование отношения к прошлому  
Игровая психотерапия Чем младше ребенок, тем больше используется игра. Ребенок. Инд. и групп. формы работы
Арттерапия Начиная преимущественно с дошкольного, школьного возраста и старше. Известны случаи использования и в раннем возрасте. ребенок
Психодрама    
Метафоры. Сказкотерапия. Начиная преимущественно с дошкольного, школьного возраста и старше.  
Суггестивные методы    
Телесно-ориентированная психотерапия От 0 до старости   Ребенок. Взрослый.
Гештальт-терапия Начиная с дошкольного возраста. Работа с ребенком Работа с родителем.
Саморегуляция. Релаксация.    
Кататимно-имагинативный метод (символдрама) Начиная с младшего школьного возраста  
Когнитивно-бихевиоральная психотерапия    
НЛП    
Экзистенциально-гуманистический подход С младшего школьного возраста и старше, особенно с 12 лет, когда формируется абстрактно-логическое мышление    

 


 

 

3. Для коррекции ПСР у детей и подростков эффективна ранняя

диагностика и комплексная психолого-медико-педагогическая помощь

страдающему ребенку с учетом психосоциальных факторов и

последовательности их включения в патогенное развитие

психосоматического фенотипа. В качестве эмпирических оснований оказания

помощи детям и подросткам с ПСР выступает комплекс обусловливающих

расстройства психологических факторов: высокий перинатальный риск,

специфические отношения в детско-материнской диаде, способствующие

искажению процесса самосознания с формированием неадекватной

самооценки и преобладанием дефицитарных Я-функций в структуре

личности подростка; к эмпирическим основаниям относятся и ресурсные:

отсутствие структурных изменений органов и тканей, высокие

компенсаторные возможности детского организма и детской психики.

10

4. Психологические факторы, обусловливающие патогенное

развитие психосоматического фенотипа, имеют уровневую организацию,

определяющую задачи комплексной психолого-медико-педагогической

помощи и профилактики ПСР у детей и подростков. На социальном уровне:

повышение социального статуса материнства; психопрофилактическая и

образовательная работа с девочками-подросткамимYУ____, направленная на

адекватное формирование материнской идентичности и формирование

ценности материнства; повышение психологической грамотности населения

путем информирования о закономерностях психического и

психосоматического развития, о влиянии стиля отношения к беременности,

нежеланной беременности, характера внутрисемейных отношений на

психосоматическое здоровье детей; повышение психологической

грамотности педагогов всех типов образовательных учреждений и педиатров

поликлиник и стационаров.

На семейном уровне: осмысление и

отреагирование психотравмирующих событий семейной истории; выявление

патологических паттернов построения внутрисемейных отношений и их

коррекция.

  На материнском уровне: личностно-ориентированная

психотерапия, направленная на коррекцию деструктивных и дефицитарных

Я-функций матери с целью формирования адекватных и гармоничных

детско-материнских отношений.

На личностном уровне страдающего ребенка: работа с формированием

адекватной самооценки и «Я-образа»; эффективная комплексная личностно-

ориентированная психотерапия, помогающая подростку обрести

аутоидентичность.

На межличностном уровне: формирование адекватных

социальных навыков, развитие ассертивности, эмпатии, способности к

близким доверительным отношениям, расширение системы

интерперсональных связей.

5. Проведенные теоретическое и эмпирическое исследования

являются основаниями для разработки комплексного психолого-медико-

педагогического подхода с выделением системы объектов психотерапии ПСР

11

у детей и подростков. Разработанная на этих основаниях модель

психотерапии синтезирует задачи и принципы психодинамического,

когнитивно-бихевиорального, феноменологического подходов, комплексной

нейропсихологической коррекции, опирающейся на принцип «замещающего

онтогенеза» А.В. Семенович, системной семейной психотерапии.

6. Структура и содержание комплексной психолого-медико-

педагогической помощи определяют организационную форму ее оказания.

Оптимальной организационной формой являются центры охраны

психосоматического здоровья, создание которых в городах России позволит

повысить эффективность оказания помощи детям и подросткам, страдающим

ПСР.

 

Структура патогенного

психосоматического фенотипа позволила определить направленность

психотерапевтического воздействия:

1. Системная семейная психотерапия, направленная на изменение

характера внутрисемейных и детско-родительских отношений.

2. Психотерапия мамы ребенка, в которой приоритетным направлением

является работа с материнской идентичностью, с ценностью и смыслом

материнства.

3. Принципиальным является раннее, с младенческого и раннего

детского возраста, начало психотерапии ребенка, страдающего ПСР.

Использование в программе психокоррекции детей раннего возраста приемов

телесно-ориентированной терапии и непосредственно-эмоционального

контакта с ребенком с побуждением речевого развития и повышения степени

осознанности.

4. Индивидуальная работа с ребенком по программе, включающей

воздействие на сенсомоторную, эмоциональную и когнитивную сферы

развития с опорой на ведущий вид деятельности и сформированные

психические функции с целью развития рефлексивных процессов.

5. Направленность психотерапии на развитие речевой функции в

соответствии с возрастом ребенка с целью повышения степени осознанности

и произвольности внимания, управления поведением, формирования

адекватных копинг-стратегий.

6. Психокоррекция нарушенного соматогнозиса, начиная с

дошкольного возраста, путем сочетанного использования метода

информирования ребенка о строении тела человека и его функциях и

приемов телесно-ориентированной терапии и психомоторной коррекции на

основе «принципа замещающего онтогенеза».

7. Групповая психотерапия по возрастному принципу с опорой на

ведущий вид деятельности и закономерности развития психических функций

37

и личности ребенка. Направленность групповой психотерапии на отработку

навыков презентации себя в группе, спонтанности и открытости в

установлении контактов, эмпатии к другому, умению конструктивно

отстаивать свои интересы.

8. Сочетание групповой и индивидуальной психотерапии в

программе психокоррекции страдающего ПСР ребенка (подростка).

9. Одновременная параллельная работа с одним ребенком

специалистов разного профиля: детского клинического психолога, педиатра,

логопеда, арттерапевта.

10. Организация работы школы родителей с целью повышения

психологической грамотности родителей и формирования навыков

построения адекватных детско-родительских отношений.

11. Психопрофилактика ПСР у детей и подростков на

макросоциальном уровне включает работу психологов с профессионалами,

оказывающими значимое влияние на психическое развитие ребенка:

педагогами дошкольных образовательных учреждений, начальной школы и

среднего звена; педиатрами детских лечебных учреждений, врачами общей

практики. Основные направления работы со специалистами:

информирование о закономерностях психосоматического развития ребенка;

разрешение личностных проблем, профилактика и психотерапия синдрома

эмоционального выгорания и профессиональной деформации личности.

12. Психопрофилактическая работа с беременными путем их

информирования, повышения уровня осознанности в отношении к

беременности, ребенку. Повышение ценности материнства в обществе и

социального статуса матери. Особенно важным звеном, на наш взгляд,

является работа психолога по формированию ценности материнства и

материнской идентичности с девочками-подростками.

Схема комплексной интегративной психотерапии ПСР у детей и

подростков представлена в таблице 8.__

Таблица 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.071 с.)