Развитие институтов гражданского общества в России: интересы и роль государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие институтов гражданского общества в России: интересы и роль государства



 

Независимость гражданского общества от государственных структур гарантирует свободомыслие, свободу слова, возможность свободно выражать и публично высказывать собственное мнение. Отдельные его институты выражают мнение определённых социальных групп или слоёв общества. Институты гражданского общества постоянно оказывают влияние на государство с целью обеспечения доступности правовой системы для инноваций, добиваются закрепления в правовом поле важных положений, демократизирующих право и правоприменительную практику..

Органы государственной власти России оказывают поддержку институтам гражданского общества в их усилиях по реализации различного рода инициатив.

Реализуя собственные властные полномочия, органы государственной власти в РФ и органы государственной власти субъектов РФ вступают во взаимодействие, которое находит свое проявление во всех сферах функционирования государственного механизма.

Система коммуникации «общество-власть» в последние несколько лет характеризуется существенными трансформациями.  Поощрение демократии и поддержка гражданского общества были ключевыми определяющими элементами политики последних лет. Действующая демократия является политическим требованием для развития институтов гражданского общества, а динамичное гражданское общество воспринимается как свидетельство демократии и надлежащего управления и взаимодействия с властью, поскольку оно позволяет гражданам свободно объединяться и участвовать в гражданских инициативах. Преобразующая роль институтов гражданского общества раскрывается через призму стратегии продвижения гражданского общества, его политики и расширения в рамках взаимодействия с властью[74].

Во-первых, участие субъектов гражданского общества в управлении является не просто как механизм обеспечения надлежащего государственного развития, но также как инструмент для вовлечения граждан в политику и общественное развития, таким образом, решения проблем дефицита демократии и отстраненности от жизни обычных людей[75]. Во-вторых, за последние годы увеличивается количество конфликтов между населением и властью.

 Обращение к краткой истории становления в России гражданского общества показывает, что нельзя не сказать о роли иностранных агентов. СССР была глубоко идеологической страной и в период 90-ых гг. ХХ в., когда начался процесс перестройки, роль иностранных агентов в построении нового общества в России значительно возросла. Актуализация данных событий обуславливается тем, что и в настоящее время, иностранные агенты, имеют серьезное влияние не только в России, но и в других странах: Украине, Молдавии, Белоруссии. Также это наглядно видно и по ситуации с А. Навальным в 2021 г. Еще в 2019 г. Министерство юстиции объявило фонд А.Навального иностранным агентом[76].

 Стоит отметить истоки в России иностранного участия в построении гражданского общества. В мировой истории существуют страны, которые позиционируют себя, как проводники демократии, например, США. Однако на деле это возможность оказания влияния на политику той или иной страны, ее разрушения изнутри.

Начиная с 90-ых гг. ХХ в. в России большое значение стали иметь иностранные фонды, такие например, как фонд Сороса, а также другие организации, такие как Агентство США по международному развитию USAID, TACIS.  Так, например, фонд «Евразия», в России работал на средства USAID. Уровень финансовой поддержки в 90-ые гг. ХХ в. иностранных фондов колебался от 10 до 35 тыс. долл. США[77].

Сущность данных фондов в финансовом влиянии и выстраивании политики в России с точки зрения интересов этих стран[78].

 Ввиду сильного влияния иностранных агентов на политику в России и формирование гражданского общества, а также с учетом опыта цветных революций в Украине (2004), Грузии (2003), органы государственной власти России стали демонстрировать подозрительность к указанным фондам и их деятельности[79]. В связи с чем, произошло изменение нормативно-правового регулирования.

С середины 2000-х годов был принят ряд законодательных и институциональных мер для формирования гражданского общества, которое соответствует определению демократии государством, включая введение общественных палат, расширение механизмов государственного финансирования гражданского общества и приоритезация социально ориентированных организаций гражданского общества, которые предоставляют социальные услуги наряду с государственными поставщиками.

Чтобы устранить разрыв между институтами гражданского общества и требованиями государства, органы власти активно участвует в инициативах по наращиванию потенциала для поддержки взаимодействия государственных администраций как федерального, так и регионального уровня и субъектов гражданского общества. Наращивание потенциала широко использовалось в качестве инструмента политики с 2000-х годов для обеспечения внутренних системных изменений, сокращения бедности и содействия устойчивому развитию. Как инструмент политики, институты гражданского общества имеет некоторые специфические характеристики, которые выражаются в деятельности конкретных организаций, механизмов взаимодействия. Несмотря на то, что создание потенциала институтов гражданского общества предназначено для создания долгосрочных эффектов, оно не обязательно вызывает автоматическое изменение в регулировании, стандартах или содержании политики. Политический дискурс, является весьма привлекательным с точки зрения его инклюзивности, сотрудничества и демократии, но реальная практика больше ориентирована на результат и находится под сильным влиянием приоритетов деятельности государственных органов власти[80].

 В рамках развития гражданского общества и его взаимодействия с органами государственной власти, первостепенное значение имеет Конституция Российской Федерации[81] как уже отмечалось выше. В 2020 г. произошло важное событие, как для всей страны, так и для каждого гражданина, в частности. Были внесены поправки в Конституцию Российской Федерации, принятые в ходе общероссийского голосования. С момента принятия Конституции Российской Федерации в 1993 г. прошло уже 27 лет многое изменилось, во всех сферах жизни, в том числе и в рамках развития гражданского общества в России. В основе поправок Конституции Российской Федерации является принцип гибкой власти и усиления гражданского общества[82]. Так, например, в результате поправок к Конституции Российской Федерации в ст. 114 внесены изменения, в рамках которых появился пункт «е.1)» в котором указывается полномочия Правительства Российской Федерации по поддержке институтов гражданского общества и обеспечения участия институтов гражданского общества в политике государства[83].

В рамках политических институтов гражданского общества особое место занимают политические партии, которые составляют самую важную часть представительских структур развитых демократических режимов. Конкуренция политических партий предоставляет возможность широкому населению влиять на важные решения в самой большой степени. Политические партии учитывают общественные интересы и посредством выборов дают избирателям ясные альтернативы. Основная цель гражданского общества – служить посредником между гражданином и государством. Поэтому политические партии могут рассматриваться как представляющие разные альтернативы в продвижении интересов.

На сегодняшний день, граждане в рамках общественного контроля осуществляют мониторинг, публичные слушания, обсуждения, экспертную деятельность[84].

В контексте расширения деятельности институтов гражданского общества по наращиванию потенциала взаимодействия с органами власти особое значение имеет роль Общественной палаты России (далее по тексту ОП), а также роль данных палат в регионах – субъектах РФ, а также различные консультативные органы, которые взаимодействуют с государственными органами по конкретным вопросам - здравоохранению, образованию, пенитенциарной системе, - которые призваны гарантировать гражданское общество в России.

ОП стала олицетворением развития гражданского общества в России, в рамках института имеющего определенное влияние на политику и развитие общества[85]. ОП РФ действует на основе соответствующего закона об ОП[86].  Избрание ОП происходит каждые три года и является институтом взаимодействия между органами власти и институтами гражданского участия. ОП также осуществляет общественный контроль, защиту прав и свобод граждан, содействует процессам реализации государственной политики.

На практике результат деятельности ОП отразился в расширении программ поддержки гражданского общества в России, используемых в качестве инструмента для усиления демократии. В этом контексте укрепление гражданского общества рассматривалось как самоцель, а также как средство продвижения других элементов (таких как права человека и свободные и справедливые выборы) в повестке дня продвижения демократии. Органы государственной власти разделяют этот энтузиазм по отношению к гражданскому обществу в своей политике, когда речь идет о демократическом управлении, верховенстве закона и основных правах. Гражданское общество - это пространство между общественной и частной сферами, где происходит гражданская деятельность.

Возникшая консультативная практика представляет собой повестку дня для формирования, поддерживаемого государством гражданского общества и рассматривается некоторыми учеными как часть широкомасштабной рецентрализации управления[87]. Таким образом, общественные палаты и консультативные органы являются выражением особого государственного подхода к гражданскому обществу как согласованному, упорядоченному пространству, где отдельные лица помогают государству в интересах всего общества.

Движение к «управлению обществом» неоднократно подвергалось критике за создание так называемой «пустышки гражданского общества» с чисто декоративной функцией. Однако опыт институтов гражданского общества в России показал, что это реальный институт, который имеет влияние в России, несмотря на трудности эволюции. Кроме того, другие институты гражданского общества – НКО постепенно адаптируются, определяют свое участие в консультативных органах и оценивают  возможности для маневра. Российские НКО не отвергают концепцию гражданского общества как полезного для государства и как института взаимодействия с властью в решении проблем.

Такое гражданское общество зависит от государства и работает над постепенными изменениями через установленные государственные институты. В этих обстоятельствах у гражданского общества есть свобода действий, но в повседневной практике вовлечения гражданского общества во взаимодействие с государством возникают кризисы, конфликты и сбои. Рост протестной активности за последние несколько лет демонстрирует активность и выбор гражданского общества.

Примеры таких протестов включают демонстрации против строительства шоссе в Химкинском лесу под Москвой, против неспособности властей бороться с лесными пожарами на юге России и против расширения городской протестной активности в городах России, например, в отношении жилищных вопросов. Размышляя о городской протестной активности в контексте сужения пространства для институтов гражданского общества через государственное регулирование этого пространства, население  разрабатывает все более творческие и подрывные способы оказания сопротивления, которые уравновешивают границы между явными и скрытыми формами сопротивления. Наглядно это показывают протесты в поддержку А.Навального.

Сопротивление также очевидно в использовании механизмов для выражения критических и политических точек зрения на господство государства.

 Таким образом, российское государство питает особую форму институционализированного гражданского общества, и в этом контексте борьба и проблемы являются частью повседневного взаимодействия, в то время как НКО контролируются с помощью законодательства и неформального давления.

Последствия государственного влияния на гражданское общество проявляются в том, как НКО самоуправляются, чтобы оставаться в рамках того, что считается законным. НКО нашли изобретательные способы преодолеть формальные ограничения.

Основу институтов гражданского общества составляют общественные интересы, ради реализации которых создаются независимые от государства общественные организации, не имеющие, как правило, иерархических отношений.

Каждый из институтов гражданского общества генерирует интересы определённых социальных групп и слоёв общества, отдельных индивидов, выявляет и отстаивает их требования к политической и правовой системам общества. Институты гражданского общества помогают объединить усилия граждан для борьбы не только за общегражданские права и свободы, но и за реализацию локальных и общенациональных нужд. Процесс выстраивания эффективной системы общественного контроля над государственными органами и служащими непосредственно связан с решением задач государства по формированию в нем развитого гражданского общества.

Рассматривая формы и методы гражданского участия стоит отметить, например участие граждан в проведении антикоррупционной экспертизы нормативных актов (далее АЭ).

В настоящее время под АЭ законодательства стоит понимать деятельность, как специально уполномоченных, так и общественных структур, направленную на выявление или предотвращение в уже принятом или принимаемом (на стадии проекта) законодательстве норм, которые имеют коррупциогенные факторы, то есть факторы, нацеленные на ненадлежащее извлечение прибыли.

Целью АЭ является устранить выявленные правовые предпосылки коррупции. В рамках применения АЭ существует такое понятие как антикоррупционный анализ, который направлен на выполнение действий перечисленных выше непосредственно теми, кто разрабатывает тот или иной нормативный акт, а также их проведение в ходе АЭ.

На сегодняшний день, стоит констатировать, что правовые основы АЭ не создают эффективных механизмов ее проведения и результирования. В современных условиях развития АЭ отсутствуют единые задачи экспертной деятельности, которые были бы закреплены в рамках законодательства об АЭ.

Дополнение деятельности государственных органов власти с общественными структурами создает возможность конструктивного взаимодействия и создает возможность обеспечения законности.

Возможность гражданского участия в АЭ является реальным механизмом противодействия коррупции. Если обратиться к практической деятельности, то взаимодействие представителей гражданского участия, то есть общественных кругов и прокуратуры происходить в рамках следующих процессов взаимодействия по проведению АЭ:

1) возможность участия для разработки определенных концепций, программ совместного типа;

2) мероприятия по взаимодействию;

3) обмен информационного характера;

4) осуществление помощи методического, консультативного, организационного характера;

5) иное[88].

 В основе взаимодействия лежит принцип открытости деятельности публичных структур, что создает необходимость совместных встреч и конференций, возможности обсуждения усовершенствования института АЭ, и возможности гражданского участия в АЭ для более объективной оценки.

 Еще одним институтом взаимодействия является институт обращения граждан в органы власти.

 В настоящее время во взаимодействии государственных органов и институтов гражданского общества в сфере осуществления контроля можно выделить две стороны:

1) воздействие органов государственной власти на институты гражданского общества проявляется в том, что создание органа;

2) воздействие институтов гражданского общества на органы государственной власти.

В современных условиях развития Россия стремится к активному международному сотрудничеству в рамках развития гражданского общества. Так, например, Форум гражданского общества Россия – ЕС был инициирован в 2011 году. В отличие от Форума гражданского общества Восточного партнерства, который был создан в 2009 году Европейским союзом для содействия участию гражданского общества в Программе европейского соседства (ЕПС), Форум был массовой инициативой. Форум получил большую часть своего финансирования через Инструмент Европейской программы соседства (ЕИСП).

Форум объединяет российские и европейские НПО, и в контексте сужающегося внутреннего пространства для российских НПО он стал платформой для взаимодействия не только между НПО из России и стран ЕС, но и между НПО со всей России. За первые пять лет существования Форум почти утроил свой состав. В 2017 году Форум сообщил на своей Ежегодной ассамблее, что в нем 150 членов, две трети  из которых являются российскими НПО. В 2020 году общее количество членов стабильно, и сейчас количество российских организаций  составляет почти половину от общего числа, из них 83 члена из стран ЕС.

Форум и его ежегодные общие собрания, в частности, обеспечивают общее пространство для взаимодействия, общения и обсуждения возможных общих проектов, стратегий и тактик по развитию гражданского общества. Основные цели Форума включают дальнейшее сотрудничество и усиление интеграции между НПО России и Европейского Союза. Судя по значительному увеличению количества участников за короткий период времени, Форум пользуется успехом. Быстрое расширение членского состава первоначально привело к организационным трудностям, что неудивительно, учитывая повестку дня создания новой межстрановой платформы для организаций гражданского общества.

 Однако процесс взаимодействия в целом, на сегодняшний день, показывает определенные проблемы, это видно по практике участия иностранных агентов в политике России. Ситуация с А.Навальным наглядно показывает, что иностранный элемент, несмотря на существующие ограничения в правовом регулировании и присутствии в нашей стране, имеет серьезное влияние, что ведет к деструктивным практикам развития гражданского общества под влиянием других государств. В этом смысле, Россия не может и изолироваться от международного взаимодействия. Однако необходим поиск баланса интересов, а также укрепление гражданского общества в России путем агитации, пропаганды среди молодежи российских ценностей. Кроме того, важным инструментом для построения сильного гражданского общества в России является знание, то есть усиление знаний населения об истории своей страны, о сущности происходящих современных событий.

За последние два десятилетия достижения в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) изменили способы доступа людей и взаимодействия с информацией, которую создают и хранят правительства. Развитие цифровых онлайн-порталов, позволяющих пользователям отправлять запросы на информацию в соответствии с законодательством о праве на информацию, является одним из многих примеров этих изменений, которые повлияли и на понятие гражданского общества и его функционирования в условиях развития ИКТ.

ИКТ повышают эффективность процесс публикации, а также способ доступа к информации для запрашивающих. В цифровую эпоху прозрачность увеличивается[89]. При помощи интернета обычный пользователь имеет возможность продемонстрировать активную гражданскую позицию. Интернет расширяет горизонт и снимает географические рамки участия гражданского общества в политической жизни страны. Важнейшим фактором изменения развития гражданского общества явилось формирование и развитие информационного общества в последние годы, возникновение глобального информационного пространства[90].

Очень важно, чтобы определение гражданского общества отражало его текущую эволюцию, нюансы и растущее разнообразие. В современных исследованиях существуют разные определения. Например, «система организованных социальных и культурных отношений, существующих в пространстве между государством, бизнесом и домашними хозяйствами, которая основывается на знаниях, ценностях, традициях и принципах, способствующих сотрудничеству власти и общества и достижение конкретных целей гражданами и другими заинтересованными сторонами»[91].

Выводы по главе 2. Роль участия граждан в политике в современных условиях является значимой, что обусловлено необходимостью эффективности деятельности как на госдуарсвтенном, так и на местном уровне. Механизмы общественного участия и контроля играют значительную роль в стратегии развития муниципальных образований.

Организации гражданского общества являются независимыми субъектами, организованными на некоммерческой и добровольной основе и действующими в различных областях, таких как экстренная помощь наиболее уязвимым группам населения, права человека, окружающая среда и др.

Заключение

 

Анализ эволюции понятия «институтов гражданского общества» показал, что данную категорию стоит рассматривать с точки зрения различных институтов гражданского общества, к наиболее раним которых относится МСУ. В структуре подходов к эволюции понятия «институтов гражданского общества» стоит выделять этапы развития данного понятия, в рамках теоретических подходов общемировой истории, складывающихся в философии и теории государства и права и отечественной доктрине. С точки зрения института защиты прав, то отправной точкой развития выступают 50-е-60-е гг. ХХ в.

Анализ различных моделей взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества показывает, что наиболее эффективные формы взаимодействия сложились в развитых европейских странах. Это связано еще и с тем, что в европейских странах существуют дополнительные механизмы регулирования.

Англосаксонская модель взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества основана на том, что органы не обладают конституционным статусом, имеют большую политическую самостоятельность, контроль осуществляется через судебную или налоговую систему. В континентальной модели представителем которой является Франция, правовой статус органов определен в нормативных актах, дуальная система управления на основе взаимодействия и сосуществования, надзор осуществляют государственные должностные лица. ТО есть в континтентальной системе большая опека государства над институтами гражданского общества, в том числе и в рамках финансирования.

Нормативно-правовая база имеет многоуровневое и многоотраслевое значение. Так, в рамках уровневого характера стоит различать международное и национальное нормативно-правовое регулирование.

Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления и институтов гражданского общества осуществляется на основе множества нормативно-правовых актов, начиная от Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ и заканчивая специальными нормативными актами, например, о НКО, общественной палате и др.

Анализ нормативно-правовой базы государственного регулирования взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с институтами гражданского общества показал, что большинство нормативных актов имеют базовые основы, заложенные федеральным законодательством. Среди нормативных актов, стоит отметить законы, регулирующие деятельность Общественной палаты субъекта РФ, взаимодействия органов МСУ и институтов МСУ, общества в противодействии коррупции, государственной поддержке СО НКО. Кроме этого, на муниципальном уровне действует ряд программ по поддержке НКО.

Одной из форм развития гражданского общества является общественный контроль конституционно-правовой институт, отражающий необходимость взаимодействия власти и общества.

Общественный контроль как один из способов обеспечения взаимодействия, требует своего организационно-правового совершенствования для повышения эффективности его осуществления.

В современном состоянии Общественная палата стала новым явлением в политической и правовой культуре России. Изучение действующего законодательства в рассматриваемой сфере позволяет констатировать, что ОП – независимый общественный институт, деятельность которого направлена на укрепление позиций гражданского общества в целом. 

Одной из значимых проблем современного развития России является уровень развития гражданского общества, участия граждан в общественной жизни страны.

Общественный контроль как один из способов обеспечения взаимодействия, требует своего организационно-правового совершенствования для повышения эффективности его осуществления.

Оценивая участие граждан, в делах государства можно отметить, что на законодательном уровне гражданам Российской Федерации, предоставлены достаточно широкие возможности, что подтверждается многообразием различных форм демократических институтов, однако, на практике эти возможности не осуществляются в полной мере.

К числу существующих проблем стоит также отнести пассивность населения, нежелание и неумение участвовать в решении проблем своего места проживання является сегодня одной из серьезнейших проблем.

Главные факторы пассивности:

- недостаток у граждан правовых знаний;

- недоверие жителей к органам власти, неверие в возможность оказывать влияние па принимаемые решения;

- недостаток необходимых материально-финансовых ресурсов для взаимодействия. Это лишает воз­можности органы поддерживать в полной мере и развивать общественно полезные инициативы.

С другой стороны, стоит констатировать активность молодежи за последние годы, что во много выражается в протестных акциях, однако, многие из которых финансируются иностранными организациями с целью подрыва государственных и демократических основ России. При этом молодежь как субъект гражданского общества, не всегда понимает сущность происходящих событий и выходит на протесты просто из любопытства, а не в рамках гражданского участия.

Основная проблема это уровень этической культуры, а также низкий уровень пропаганды и агитации со стороны органов государственной власти в рамках молодежных движений.

Совершенствование привлечения населения к участию в решении вопросов возможно за счет повышения правовой грамотности населения и правовой культуры.

Список использованной литературы

 

 


[1] Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник / Венгеров А.Б.. — Москва: Дашков и К, 2019

[2] Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права М.: Норма, 2007.

[3] Консовский А.А., Лясецкая Е.А. Проблемы становления и развития гражданского общества в России // Символ науки: международный научный журнал. 2020 № 11. С. 64-68.

[4] Костылева И.Н. О развитии гражданского общества в России // В сборнике: Правовые и нравственные аспекты функционирования гражданского общества. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора В.П. Малкова. В 2-х частях. 2020. С. 397-400.

[5] Тепляшин И.В. Развитие институтов гражданского общества в контексте внесения поправок в конституцию России //В сборнике: Енисейские политико-правовые чтения Сборник научных статей по материалам XIII Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 2020. С. 368-372.

[6] Костылева И.Н. О развитии гражданского общества в России // В сборнике: Правовые и нравственные аспекты функционирования гражданского общества. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора В.П. Малкова. В 2-х частях. 2020. С. 397.

[7] Тепляшин И.В. Развитие институтов гражданского общества в контексте внесения поправок в конституцию России //В сборнике: Енисейские политико-правовые чтения Сборник научных статей по материалам XIII Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 2020. С. 371.

[8] Сидоров В.П. Понятие и определения гражданского общества //Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. 2020. № 11. С. 99

[9] Венгеров А.Б. Теория государства и права: ‒ Москва: Дашков и К, 2019. С. 44.

[10] Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права М.: Норма, 2007. С. 124.

[11]Who and what is 'civil society? // [Электронный ресурс]: https://www.weforum.org/agenda/2018/04/what-is-civil-society/

[12] Kligman G. Reclaiming the public: a reflection on recreating civil society in Romania // Eastern European Politics and Societies 1990. № 4(3). Р. 430.

[13] Schmitter P. On Civil Society and the Consolidation of Democracy: Ten Propositions, mimeograph, Stanford Department Of Political Science, July 1995. Р. 3.

[14] Магомедова Е.А., Кривушин А.В. Генезис понятия «гражданское общество»: проблемные аспекты // Дневник науки. 2020. № 12 (48). С. 56.

[15] Федеральный закон «О политических партиях» (ред. от 02.12.2019) от 11.07.2001 № 95-ФЗ // СЗ РФ 2001. № 29. ст. 2950.

[16] Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об общественных объединениях» // СЗ РФ 1995. № 21. ст. 1930.

[17] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)

[18] Чиркин В.Е. Публичное управление. М., 2012. С. 98.

[19] Арутюнян Р.Э. Конституционно-правовой статус институтов общественного контроля при органах государственной власти субъектов Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юр. наук. Пенза, 2011. С. 11

[20] Горнев Р.В. Некоторые аспекты участия общественных объединений в осуществлении общественного контроля на муниципальном уровне // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 1. С. 167.

[21] Митряев И.С. Понятие и формы общественного контроля //Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 2. С. 94.

[22] Мельникова М.В. Общественный контроль за деятельностью органов государства как форма взаимодействия гражданского общества с государством // Вестник Самарской гуманитарной академии. Право. 2019. № 1. С. 11.

[23] Тепляшин И.В. Система ценностей при осуществлении общественного контроля: некоторые правовые аспекты // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2020. Т. 1. № 9. С. 229.

[24] Гражданский кодекс РФ, часть 1 (ред. от 18.07.2019) // СЗ РФ  1994. № 32. ст. 3301.

[25] Федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 26.11.2019) // СЗ РФ  1996. № 3. ст. 145.

[26] Большаков С.Н. Политический концепт сетевого управления. Очерк методологии. // [Электронный ресурс]: https://www.civisbook.ru/publ.html?id=857

 

[27]   Доронин М.С., Рубцова И.Н. Модель развития гражданского общества российской федерации в ситуации пандемии «COVID - 19» // В сборнике: Совершенствование правовой культуры как основа становления гражданского общества современности. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2020. С. 28.

[28] Кузнецова И.В. Взаимодействие структур государственного управления, местного самоуправления и населения в условиях пандемии // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 11 (88). С. 43.

[29] Институты гражданского общества // [Электронный ресурс]: http://kapital-rus.ru/articles/article/instituty_grazhdanskogo_obschestva_v_usloviyah_finansovogo_krizisa/

[30]. Эволюция взаимодействия НКО [Электронный ресурс]: http://www.unity_and_law.htm

[31] Дегальцева Е. А. Неполитические общественные формирования в государственной структуре дореволюционной России [Электронный ресурс]: http://www.zaimka.ru/04_2002/degaltseva_voluntary.

[32] Консовский А.А., Лясецкая Е.А. Проблемы становления и развития гражданского общества в России // Символ науки: международный научный журнал. 2020 № 11. С. 64.

 

[33] Приговор царской о кормлениях и о службах 1556 г. // [Электронный ресурс]: http://www.school.edu.ru/collections/collectionitem/11940

[34] Кольжанов И.В., Сидорова Е.И. История МСУ в России //В сборнике: Полиция России: от истоков к современности сборник статей (к 300-летию российской полиции). Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова. 2018. С. 76.

[35] Незнамова Е.А. Местное самоуправление: прошлое, настоящее, будущее: монография / Е.Х. Незнамова. – М.: РАГС, 2009. С. 50.

[36] Степанова Л. Г. История государственного управления в России: учебное пособие / Л. Г. Степанова. Краснодар: Издательский Дом — Юг, 2015.

[37] Боровская М. А. Генезис муниципальной собственности и становление систем муниципального управления // Таганрог, 2014. С. 23.

[38] Малов Е.А. О Новокрещенской конторе / Е.А. Малов. – Казань: Тип. Императорского университета, 1878

[39] Кирилловых А.А. К истории развития законодательства о местном самоуправлении / // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 2. С. 42.

[40] Российская газета 1993 – 25 декабря.

[41] Европейская хартия местного самоуправления // [Электронный ресурс]: https://www.coe.int/ru/web/conventions/search-on-treaties/-/conventions/treaty/openings/COE_ONLY?p_auth=22crFEAl

[42] Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права /М.Н.Марченко. – М.: Проспект, 2013. С. 292.

[43] Конституция Российской Федерации // Российская газета 1993. 25 декабря

[44] Федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020)  // СЗ РФ 1996. № 3. ст. 145.

[45] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ 2003. №  40. ст. 3822.

[46] Федеральный закон «О политических партиях» (ред. от 02.12.2019) от 11.07.2001 № 95-ФЗ // СЗ РФ 2001. № 29. ст. 2950.

[47] Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // // СЗ РФ 2005. № 15. ст. 1277.

[48] Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об общественных объединениях» // СЗ РФ 1995. №  21. ст. 1930.

[49] Федеральный закон «О политических партиях» (ред. от 02.12.2019) от 11.07.2001 № 95-ФЗ // СЗ РФ 2001. № 29. ст. 2950.

[50] Федеральный закон «О политических партиях» (ред. от 02.12.2019) от 11.07.2001 № 95-ФЗ // СЗ РФ 2001. № 29. ст. 2950.

[51] Rosenblum N.L. Primus Inter Pares: Political Parties and Civil Society // [Электронный ресурс]: https://scholarship.kentlaw.iit.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer=https://www.google.com/&httpsredir=1&article=3200&context=cklawreview

[52] Нагорная М.С.. Рогозина О.А. Модели избирательных систем и специфика их практического воплощения в современной России // Управление в современных системах 2017. № 2. С. 58.

[53] См.: Морозова И.А. Взаимодействие государства и институтов гражданского общества: проблемы и перспективы развития // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2020. № 2 (33). С. 44.

[54] Иванов В. Открытая закрытость. Американские спецслужбы получили новый Совет. // Независимое военной обозрение [Электронный ресурс]: http://nvo.ng.ru/realty/2016-05-13/5_sovet.html 

[55] Роганов С.А. Теоретические аспекты общественного контроля в зарубежных странах // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2020 № 1 (10). С. 116.

[56] Мишина, H. В. Государственное право зарубежных стран: курс лекций / Н. В. Мишина, В. А. Михалев, В. А. Куракин, Д. Е. Волкова. – Киев: Юринком Интер, 2012. С. 127.

[57] Non-profit organizations // [Электронный ресурс]: https://www.law.cornell.edu/wex/non-profit_organizations

[58] Charities Act 2011 // [Электронный ресурс]: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2011/25/contents/enacted

 

[59] British Council // [Электронный ресурс]: https://www.britishcouncil.org/society/governance-civil-society

[60] Active Citizens // [Электронный ресурс]:https://www.britishcouncil.org/society/governance-civil-society/active-citizens

[61] Большаков С.Н., Григорьев А.Н. Трансформация системы территориального управления во Франции: роль и функции местного самоуправления // Муниципалитет: экономика и управление 2015. № 1. С. 29.

[62] How France worked with civil society to create its Action Plan // [Электронный ресурс]: https://joinup.ec.europa.eu/collection/egovernment/document/how-france-worked-civil-society-create-its-action-plan

[63] France – 3 Surveys LES/ISL/JHCNP for 1990, 1993 and 1996; INSEE 2002; DREES-BVA for 2010; CRA/BVA 2017; French Civil Society: Historical Background, Present position and Major issues [Электронный ресурс]: //https://halshs.archives-ouvertes.fr/halshs-01956757/document

[64] Von wegen vereins­sterben: deutsche zivilgesell­schaft so gross wie nie zuvor//[Электронный ресурс]: https://www.stifterverband.org/pressemitteilungen/2017_06_29_ziviz-survey_deutsche_zivilgesellschaft



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.092 с.)