Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, признаки и функции гражданского общества
Обращение к понятию гражданского общества в науке показывает, что сложилось множество подходов и определений к данному понятию. Однако большинство исследователей в основе данного понятия, прежде всего, видят независимость институтов гражданского общества от государства. Так, например, И.Н. Костылева, рассматривая различные понятия гражданского общества, как в широком, так и узком смыслах, указывает на такие признаки гражданского общества как: неконтролируемость государством, добровольность объединений индивидов, негосударственность отношений, частная жизнь людей[6]. По мнению И.В. Тепляшина, несмотря на независимость гражданского общества, реализация деятельности и прав гарантирована Конституцией Российской Федерации, что позволяет говорить о гражданском обществе как «конституционной ценности»[7]. Гражданское общество, таким образом, необходимый институт демократии. Согласно точке зрения В.П.Сидорова, гражданское общество это «наивысшая форма общности»[8]. Обращение к подходам к гражданскому обществу в теории государства и права показывает, что, например, А.Б.Венгеров указывает, что «одно из основных в теоретическом наследии классиков государственно-правовой мысли, которое было долгое время забыто в отечественной юридической науке и практически сведено к понятию «производственные отношения». На самом же деле «гражданское общество» – категория гораздо более широкая, чем эти отношения. И она будет рассмотрена в специальной главе[9]». Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов считают, что гражданское общество это совокупность «взаимосвязанных общественных институтов, объединений и организаций, выражающих интересы социальных классов, слоев, групп и наций»[10]. [u1] Если обратиться к пониманию гражданского общества в мировой практике, то например, согласно точке зрения Всемирного банка под гражданским обществом понимается совокупность различных институтов ‒ широкий круг организаций: общественные группы, неправительственные организации (НПО), профсоюзы, группы малочисленных народов, благотворительные организации, религиозные организации, профессиональные ассоциации и фонды и др.[11] В зарубежной научной литературе основные концептуальные подходы к гражданскому обществу сложились в 80-е-90-ые годы ХХ в. Г.Клигман указывал, что гражданское общество есть «сеть автономных ассоциаций, независимых от государства, которые объединяют граждан в вопросах, представляющих общий интерес, и своим существованием или действиями могут влиять на государственную политику»[12]. Ф.Шмиттер определил гражданское общество как «набор или систему самоорганизованных посреднических групп»[13].
С течением времени и изменением потребностей общества и развития государства, понятие гражданского общество эволюционирует[14]. Представление о понятии гражданского общества меняется по мере того, как данное общество признается охватывающим гораздо больше, чем просто не государственный – общественный сектор, в котором доминирует сообщество различных неправительственных, некоммерческих организаций. По мере увеличения плотности и сложности экономических и второстепенных организаций все большая часть населения оказывается в жизненных ситуациях, которые приводят к увеличению политической информации, политической осведомленности, ощущению личного влияния на политическую эффективности. Эти изменения, в свою очередь, приводят к увеличению участия в политической жизни. Сегодня гражданское общество включает в себя все более широкий и более активный диапазон организованных и неорганизованных групп, новых гражданских акторов общества. Институты гражданского общества становятся более технически подкованными, поскольку они используют платформы и форматы социальных сетей, такие как видео и подкасты, для повышения осведомленности о своей деятельности. К основным институтам гражданского общества традиционно относят политические партии[15], общественные и религиозные организации[16], а также негосударственные средства массовой информации. Особое место занимают институты непосредственной демократии, системы общественного и местного самоуправления. Гражданское общество представляет собой независимые от государства социальные образования, выражающие различные интересы граждан в экономической, политической, социальной и духовной сферах. Естественно, гражданское общество можно встретить в стране, где царит демократия, ведь только в этом случае, человек – высшая ценность, а государство обязано учитывать мнение граждан. Часть 1 статьи 3 Конституции Российской Федерации: Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ[17]. Стоит также сказать, что сущность гражданского общества в том, что первым делом оно выражает интересы и взгляды граждан, их запросы и потребности. Но как происходит взаимодействие между гражданами и государством, приносит ли пользу гражданское общество?
Люди объединяются в группы по интересам, тем самым выражают свое мнение по тому или иному поводу. Гражданское общество помогает государству развиваться, интересы людей начинают учитываться, а это значит, что жизнь улучшается. Но каким образом оно может повлиять на государство? В нашей стране существует многопартийная система, где люди собираются в определенные группы, чтобы отстаивать свои интересы, доносить идеи до государства. Систему гражданского общества можно охарактеризовать как сложную и взаимосвязанную сеть людей и групп, составленную на основе истории отношений взаимодействий. Концепция гражданского общества возникла из платформ взаимодействия государственных и общественных институтов и включает широкий спектр организованных групп различных форм, размеров и функций. Со временем в ландшафте гражданского общества произошли значительные изменения. В разные периоды наиболее заметными были общественные организации, профсоюзы, профессиональные ассоциации и неправительственные организации (НПО). Система коммуникации «общество-власть» в последние несколько лет характеризуется существенными трансформациями. Гражданское общество выполняет еще одну демократическую функцию создание определенного канала между обществом и властью. По мнению В.Е. Чиркина, общественные органы нельзя назвать лишь общественными, исследователь применяет к ним понятие государственно-общественных структур, которые выступают составным элементом государственной системы[18]. Согласно точке зрения Р.Э. Арутюнян, в основе разграничения понимания государства и гражданского общества лежит дуалистическая природа, что основано на объединении государственных и общественных структур в рамках особого публичного института[19]. На сегодняшний день, граждане в рамках общественного контроля осуществляют мониторинг, публичные слушания, обсуждения, экспертную деятельность[20]. Признаками гражданского общества являются инициатива граждан и их самостоятельность, независимость от государственных органов власти, высокий уровень ответственности, ценность прав и свобод человека, самоуправляемость, свободно формирующееся общественное мнение. Функции гражданского общества: ‒ участия в делах государства; ‒ взаимодействия с органами власти; ‒ контроля за соблюдением прав человека, а также деятельностью государства; ‒ защитная – защита граждан; ‒ формирующая – органом местного самоуправления. Одной из значимых проблем современного развития России является уровень развития гражданского общества, участия граждан в общественной жизни страны.
Гражданское общество невозможно без формирования правового государства. С усовершенствованием правовой базы гражданское общество также будет находиться на высоком уровне. Во всем мире группы гражданского общества принимают активное участие в решении социальных проблем. Одной из форм развития является осуществление гражданами общественного контроля. Общественный контроль – одно из перспективных и актуальных направлений современного этапа развития гражданского общества в Российской Федерации. В свою очередь, определение механизма осуществления общественного контроля – одна из наиболее важных задач современного этапа развития государства. Современные исследователи указывают на важность гражданского участия в государственном управлении, в том числе, и посредством общественного контроля. На сегодняшний день, сложилось несколько точек зрения на понятие общественного контроля. Так, например, И.С.Митряев под общественным контролем понимает «отлаженный и сбалансированный механизм контроля, как обязательный атрибут демократического развития в любом государстве»[21]. Согласно точке зрения М.В. Мельниковой, общественный контроль это конституционно-правовой институт, на основе которого общество располагает эффективными инструментами независимого контроля на основе гражданского участия, что позволяет воплощать принципы верховенства права, приоритета прав и свобод человека[22]. По мнению И.В. Тепляшина «общественный контроль способствует осуществлению альтернативного механизма защиты прав человека. Гражданское общество может активно включаться в правоохранительную деятельность государства, оказывать необходимую помощь в укреплении основ правопорядка и законности»[23]. ОП применяет такие критерии, которые должны приносить осязаемые результаты и, в конечном счете, усовершенствовать взаимодействие общества и власти. В структуре нормативно-правовой базы стоит выделять нормативные акты регулирующие деятельность НКО как институтов гражданского общества, в частности,Гражданский кодекс Российской Федерации[24] (далее по тексту ГК РФ) который дает нам исчерпывающий перечень всех организационно-правовых форм, включая и НКО. Особое значение в рамках взаимодействия имеет специальный закон об НКО ‒ Федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ[25].
На сегодняшний день, правовое регулирование НКО опирается в первую очередь на базовый закон об НКО, который определяет правовой статус НКО, правовую природу, органы управления данных организаций. По мнению С.Н.Большакова НКО «можно отнести к заинтересованным группам с точки зрения теории политики, поскольку в своей деятельности они пытаются оказать влияние на принятие и реализацию политических решений с точки зрения интереса представляемых ими групп населения, однако не осуществляют попыток доминирования во властных отношениях или установления полного политического контроля»[26]. НКО в целом имеют различные виды и направленности, они могут быть политического, религиозного, культурного или иного характера. На сегодняшний день, НКО играет большую роль как института гражданского общества во взаимодействии с органами государственной и местной власти. Таким образом, нормативно-правовая база, регулирующая взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления и институтов гражданского общества имеет многоуровневое и многоотраслевое значение. Так, в рамках уровневого характера стоит различать международное и национальное нормативно-правовое регулирование. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления и институтов гражданского общества осуществляется на основе множества нормативно-правовых актов, начиная от Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ и заканчивая специальными нормативными актами, например, о НКО, общественной палате и др. Устойчивость гражданского общества это способность улучшать обществу собственный институциональный потенциал посредством эффективности деятельности конкретных организаций для продолжения своей деятельности среди целевых групп населения в течение длительного периода времени, минимизировать финансовую уязвимость, развивать диверсифицированные источники институциональной и финансовой поддержки и максимизировать влияние. Не существует общепризнанного универсального определения устойчивости гражданского общества, но есть контекстные определения, основанные на его применимости в конкретной среде, на конкретной территории, исходя из особенностей развития. Пандемия COVID-19 обострила, ускорила и еще больше обнажила важнейшие глобальные проблемы, которые выдвинулись на первый план в 2019-2020 гг.: ограничение гражданских и демократических свобод, экономическая политика, широко распространенное отчуждение, ограниченное международное сотрудничество и неспособность следовать принципам развития гражданского общества в новых условиях[27] и действовать в связи с глобальной чрезвычайной ситуацией, связанной с изменением климата. В этом смысле, сформированные концепции понятия гражданского общества, уже нуждаются в пересмотре, так как условия развития и существования гражданского общества, а также взаимодействия с властью существенно меняются.
В условиях развития пандемии COVID - 19 имеют место некоторые проблемы взаимодействия общества и власти: отсутствие четкого разграничения, неопределенность, отсутствие четкости дальнейших действий[28]. Пандемия COVID – 19 указала на множество кризисов в рамках взаимодействия гражданского общества, в том числе, как института демократии, что наглядно показала ситуация в США и движения «Black Lives Matter». Несмотря на то, что эти проблемы возникли в другой стране, в России также усиливаются подобные тенденции в условиях пандемии, что требует пересмотра государственной политики. Таким образом, на сегодняшний день, несмотря на сформировавшиеся понятия гражданского общества, данное определение нуждается в корректировке, связанной с условиями цифрового развития с одной стороны, а с другой влияния пандемии COVID – 19. Стоит признать, что изменение условий существования гражданского общества указывает и на процессы взаимодействия гражданского общества и власти. Гражданское общество выступает в качестве важнейшего партнера в борьбе за построение лучшего постпандемического мира. Опыт примененных стратегий гражданского общества и многие успехи, достигнутые до пандемии могут использованы и дальше, но они требует пересмотра. Помимо нынешнего кризиса гражданское общество является важным строительным блоком развития и национального единства. В стране, где царит мир и стабильность, гражданское общество заполняет пространство, не тронутое правительством и частным сектором.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.013 с.) |