Цель реализации коррекционного курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель реализации коррекционного курса



Основной целью реализации курса является поддержка достижения образовательных результатов обучающимися с расстройствами аутистического спектра (РАС) в различных предметных областях в соответствие с требованиями ФГОС ООО и с учетом их особых образовательных потребностей.

Задачами реализации коррекционного курса являются:

 - содействие достижению необходимых образовательных результатов в различных предметных областях, наиболее дефицитарных для обучающегося с РАС;

- создание учебных ситуаций в рамках индивидуальных и подгрупповых занятий, направленных на преодоление указанных дефицитов,

- расширение у обучающихся с РАС возможностей формирования навыков активной переработки учебной информации и учебного материала различных предметных областей;

- развитие познавательной активности обучающихся с РАС;

 

Принципы и подходы к формированию программы коррекционного курса

Основным принципом формирования программы данного коррекционного курса является учет индивидуальных дефицитов обучающегося с РАС при освоении разделов адаптированной основной общеобразовательной программы.

Такими дефицитами у ребенка с РАС могут являться:

особенности, связанные со своеобразием «когнитивного стиля» обучающихся с РАС:

- трудности активной переработки и интеграции полученной информации;

- трудности в развитии целостного осмысления;

-трудности в понимании причинно-следственных связей и последовательности событий;

- трудности в формировании умения отделять главное от второстепенного в тексте, понимания текстовых задач;

особенности, связанные с пониманием модели «иного психического» и социальных отношений:

- понимание, особенно неявного, контекста и подтекста;

- понимание переносного смысла в тексте;

- понимание скрытых намерений и чувств других людей (литературных героев, автора произведения);

- ограниченное понимание речи в силу особенностей личного опыта и узости собственных интересов;

-трудности формирования собственной эмоциональной оценки поступков реальных лиц, исторических персонажей и литературных героев;

- трудности понимания социальных отношений и общественного устройства;

-недостаточность жизненных компетенций, необходимых для формирования умений, связанных с практическим использованием полученной информации.

 

Установление дефицитов основывается на данных углубленной психолого-педагогической диагностики, которая проводится специалистами психолого-педагогического консилиума образовательной организации, а также на данных итоговой диагностики реализации АООП НОО обучающихся с РАС.

Планируемые результаты реализации коррекционного курса

Результаты реализации коррекционного курса позволят сформировать /развить у обучающихся с РАС необходимые умения (которые соотносятся с достижением необходимого уровня метапредметных результатов освоения АООП) с учетом их индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.

Это такие умения как:

- развитие владения навыками информационной переработки прослушанного и прочитанного текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;

- развитие владения изучающим видом чтения;

- развитие умения письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато и выборочно;

- развитие умения выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте;

- развитие умения подробно и сжато передавать устно, а также в письменной форме, содержание исходного текста, преимущественно предметной направленности;

- развитие умения представлять содержание научно-учебного текста, текста задачи в виде таблицы, схемы;

-развитие умения создавать тексты функционально-смыслового типа речи (повествование) с опорой на жизненный и читательский опыт;

 -развитие умения редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;

 - развитие владения различными видами аудирования: выборочным, детальным научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;

 - развитие умения передавать содержание текста, в том числе, с изменением лица рассказчика;

- развитие умения давать эмоциональную оценку событиям, поступкам героев художественных произведений;

- развитие умения устно и письменно описывать внешность человека, помещение, природу, местность, действие;

- осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом;

- развивать умение оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари.

-развивать умение анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из различных источников (материалов СМИ, учебного текста, фото- и видеоизображений, диаграмм, графиков и других адаптированных источников и т. п.) о ценностях и нормах, определяющих поведение человека, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека и личным социальным опытом, делать выводы;

- развивать умение устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций (включая взаимоотношения государства и гражданина);

- развивать умение определять и объяснять, аргументировать с опорой личный социальный опыт свое отношение к изученным социальным явлениям, процессам.

Содержание коррекционного курса

Содержание коррекционного курса максимально индивидуализировано (в соответствие с выделенными дефицитами) В работе также необходимо опираться на сильные стороны, специфические интересы обучающихся с РАС.

Основой тематического планирования коррекционного курса являются рабочие программы педагогов по учебным предметам образовательных областей. При составлении индивидуальной/подгрупповой программы курса рекомендуется обратить особое внимание на такие предметы как русский язык, литература, обществознание, история, поскольку при изучении этих предметов специфическая дефицитарность обучающегося с РАС, их особый когнитивный профиль может проявиться в максимальной степени.

Организационные требования к реализации коррекционного курса

Индивидуальные /подгрупповые коррекционно-развивающие занятия планируются и проводятся специалистами школьной службы психолого-педагогического сопровождения на основе принципов междисциплинарного взаимодействия. Важным является привлечение к планированию содержания и реализации данного курса педагогов-предметников. Распределение часов курса между педагогом-психологом, учителем-дефектологом и учителем-логопедом, учителем-предметником, имеющим соответствующие дополнительные профессиональные компетенции, рекомендуется проводить на основе обсуждения результатов комплексной диагностики на заседании психолого-педагогического консилиума образовательной организации.

При реализации содержания данного курса важным является соблюдение основных принципов и приемов адаптации учебных заданий. Это такие приемы как:

· упрощение инструкции к заданию (разбивка сложной инструкции на несколько простых, переформулирование инструкции, использование визуальных подсказок и пиктограмм);

· индивидуализация стимульных материалов (опора на интересы ребенка, использование значимых для ребенка тем и персонажей);

· дополнительная визуализация (цветовое выделение ключевых слов в текстовой задаче; использование заданий, снабженных визуальной инструкцией; чтение текстов с подробными иллюстрациями);

· минимизация двойных требований и правило «одной трудности» (не требовать от ребенка одновременной переработки разнородной информации: например, соблюдения нескольких не до конца усвоенных правил при написании упражнения по русскому языку);

· сокращение объема заданий при сохранении уровня сложности (уменьшение количества заданий; уменьшение объемов текстов для списывания; предъявление одного задания на листе; задания с возможностью продуктивного ответа);

· упрощение содержания заданий (адаптация текстов: сокращение, упрощение диалогов, выделение вопросов; адаптация вопросов в тестах и т.п.).

 

Реализация ПКР осуществляется также в учебной внеурочной деятельности в группах класса, в группах на параллели, в группах на уровне образования по специальным предметам.

В учебной внеурочной деятельности планируются коррекционные занятия со специалистами (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, тьютор) по индивидуально ориентированным коррекционным программам.

Во внеучебной внеурочной деятельности коррекционная работа осуществляется по адаптированным программам дополнительного образования различной направленности (художественно-эстетическая, социально-педагогической и др.), опосредованно стимулирующих и корригирующих развитие школьников с РАС.

Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ специалистами и педагогами с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) разрабатываются индивидуальные учебные планы.

Реализация индивидуальных учебных планов для детей с ОВЗ может осуществляться педагогами и специалистами и сопровождаться дистанционной поддержкой, а также поддержкой тьютора образовательной организации.

При разработке индивидуальных учебных планов необходимо учитывать, что разработанный план должен максимально учитывать значительную неоднородность группы учащихся с РАС, в том числе и обучающихся по одному варианту АООП, по таким характеристиками, как особенности стиля обучения, общения и развития социальных навыков, сформированности социального поведения и навыков самоконтроля.

Индивидуальный учебный план для учащихся с РАС разрабатывается на основе рекомендаций ПМПК, разрабатывается и утверждается психолого-медико-педагогическим консилиумом организации с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, анализе сильных и слабых сторон, ресурсов учащегося и в зависимости от условий, которыми располагает образовательная организация, и основывается на междисциплинарном взаимодействии специалистов сопровождения и учителей.

             Примерный индивидуальный учебный план

Для обучающегося 6 класса

(обучающиеся с РАС, вариант 1, 2))

Предметные области Учебные предметы варианты АООП

Количество часов в неделю

Обязательная часть

Вариант 1 Вариант 2

Русский язык и литература

Русский язык 5 5
Литература 3 3
Иностранные языки Иностранный язык (английский язык) 3 2

Математика и информатика

Математика 5 5
Алгебра    
Геометрия    
Информатика    

Общественно-научные предметы

История (история России, всеобщая история) 2 2
Обществознание 1 1
География 1 1

Естественно-научные предметы

Физика    
Химия    
Биология 1 1

Искусство

Музыка 1 1
Изо 1 1
Технология Технология* 2 2

Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

Основы безопасности жизнедеятельности    
Адаптивная физическая культура   2
Физическая культура 2  

Итого

27 26

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

2 3

Максимально допустимая недельная нагрузка, 5-и дневная учебная неделя

29 29

Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область)

10 10

Коррекционно-развивающие занятия по программе коррекционный курс «Развитие коммуникативного поведения»)

2 2

Коррекционно-развивающие занятия по программе коррекционного курса «Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия»

   

с учителем-дефектологом

1 2

с учителем-логопедом

2 1

с педагогом-психологом

1 1

Другие направления внеурочной деятельности (исключая коррекционно-развивающую область)

4 4

*Рекомендовано изучение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

 

При реализации содержания коррекционной работы рекомендуется распределить зоны ответственности между учителями и специалистами, описать их согласованные действия (план обследования детей с РАС, особые образовательные потребности этих детей, индивидуальные коррекционные программы, специальные учебные и дидактические, технические средства обучения, мониторинг динамики развития и т. д.). Обсуждения проводятся на ППк образовательной организации, методических объединениях рабочих групп и др.

Механизм реализации ПКР раскрывается в учебном плане, во взаимосвязи ПКР и рабочих коррекционных программ, во взаимодействии разных педагогов (учителя-предметники, социальный педагог, педагог дополнительного образования и др.) и специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог (олигофренопедагог), педагог-психолог, медицинский работник) внутри образовательной организации; в сетевом взаимодействии в многофункциональном комплексе и с образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Взаимодействие включает в себя следующее:

· комплексность в определении и решении проблем обучающегося, предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи;

· многоаспектный анализ личностного и познавательного развития обучающегося;

· составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.039 с.)