Характеристика содержания направлений коррекционной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика содержания направлений коррекционной работы



Направление коррекционной работы Привлекаемые специалисты к реализации данного направления Деятельность специалистов в рамках данного направления Ожидаемые результаты коррекционной работы специалистов по выделенным направлениям

Диагностическое

Учитель-логопед Комплексная диагностика развития речи, определение зоны актуального и ближайшего развития Мониторинг речевого развития учащегося на основе анализа данных, полученных в результате диагностических мероприятий
Педагог-психолог Систематическое отслеживание сформированности навыков социального поведения и коммуникативных навыков, особенностей личностного развития и эмоционально-волевой сферы, изучение социальной ситуации и условий семейного воспитания Анализ данных динамического наблюдения психического развития учащегося в процессе обучения, индивидуальный план развития эмоционально-волевой сферы учащегося, коммуникативных навыков и социального поведения учащегося с РАС
Учитель-дефектолог Комплексная диагностика сформированности высших психических функций, мониторинг успешности освоения образовательной программы 1. определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении 2. определение форм, приемов, методов обучения 3. определение сформированности учебных навыков и способов учебной работы 4. составление карты динамического наблюдения

Коррекционно-развивающее

Учитель-логопед Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие всех компонентов речи 1. Формирование и развитие коммуникативной функции речи. 2. Совершенствование понимания обращенной речи. 3. Развитие связной речи. 4. Коррекция произносительной стороны речи. 5. Коррекция дизграфии и дислексии.
Педагог-психолог Формирование, коррекция и развитие коммуникативных навыков, учебного поведения, эмоционально-волевой и познавательной сферы. 1. Развитие познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения. 2. Освоение разных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 3. Формирование осознанного восприятия эмоций, умения понимать эмоциональные состояния других людей. 4. Развитие произвольной регуляции поведения, навыков саморегуляции.
Учитель-дефектолог Формирование и развитие познавательной сферы и учебной деятельности. Преодоление трудностей обучения и поддержка освоения АООП ООО 1.Формирование и развитие учебной мотивации. 2. Развитие предпосылок учебной деятельности. 2. Коррекция трудностей, препятствующих усвоению программного материала.
Консультативное Учитель-логопед Консультирование педагогов и родителей по вопросам речевого развития обучающихся с РАС, вопросам преодоления проблем развития устной и письменной речи Организация и осуществление консультативной поддержки педагогов и родителей (законных представителей) учащегося с РАС, направленной на преодоление трудностей речевого развития, трудностей формирования устной и письменной речи у учащихся с РАС, помощь в подборе методов, методик и приемов, стимулирующих развитие вербальной коммуникации у учащихся с РАС

 

Педагог-психолог Консультативная помощь педагогам и родителям (законных представителей) по вопросам личностного, эмоционального волевого и социального развития учащихся с РАС Ориентация преподавательского коллектива, а также родителей (законных представителей) в индивидуальных адаптационных и ресурсных возможностях учащегося с РАС; а также особенностей образовательных и социальных условий развития учащегося; помощь педагогическому коллективу образовательной организации в адаптации учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями учащихся
Учитель-дефектолог Консультативная помощь педагогам и родителям (законных представителей) по вопросам познавательного развития учащихся с РАС, проблемам освоения АООП ООО 1.Осуществление методической поддержки деятельности учителя. 2. оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения 3. разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей

Информационно-просветительское

Учитель-логопед Информирование педагогического коллектива образовательной организации, родителей (законных представителей по вопросам устранения существующих речевых недостатков учащихся с РАС, нарушений чтения и письма, которые мешают учащемуся полноценно овладеть учебным материалом в рамках школьной программы обучения Повышение компетентности учителей в вопросах профилактики и коррекции нарушений речи и речевого взаимодействия учащихся с РАС;
Педагог-психолог Информационно-просветительская деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для учащихся с РАС, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам личностного, эмоционально-волевого и социального развития учащихся с РАС; проблем формирования социального поведения; подготовка нормативно развивающихся сверстников к совместному обучению с учащимися с РАС; воспитание у обучающихся толерантного отношения к сверстникам с ограничениями в здоровье
Учитель-дефектолог Проведение просветительской деятельности с целью включения наиболее эффективных методов, приемов и средств в работу педагогов, в домашние занятия родителей с ребенком, имеющим ОВЗ и повышения успешности использования полученных знаний на практике Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам освоения учащимися с РАС образовательной программы общего образования, создание банка наиболее эффективных методов, приемов и средств, используемых при организации обучения учащихся с РАС

 

Организационный раздел содержит описание с истемы комплексного психолого-педагогического сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающая комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования.

Для реализации требований к ПК может быть создана рабочая группа, в которую наряду с основными учителями целесообразно включить следующих специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, тьютора.

ПКР может быть разработана рабочей группой образовательной организации поэтапно. На подготовительном этапе определяется нормативно-правовое обеспечение коррекционной работы, анализируется состав детей с РАС в образовательной организации, их особые образовательные потребности; сопоставляются результаты обучения этих детей на предыдущем уровне образования; создается (систематизируется, дополняется) фонд методических рекомендаций по обучению данных категорий учащихся с РАС.

На основном этапе разрабатываются общая стратегия обучения и воспитания учащихся с РАС, организация и механизм реализации коррекционной работы; раскрываются направления и ожидаемые результаты коррекционной работы, описываются специальные требования к условиям реализации ПКР. Особенности содержания индивидуально-ориентированной работы могут быть представлены в рабочих программах специалистов, которые прилагаются к ПКР.

На заключительном этапе осуществляется внутренняя экспертиза программы, возможна ее доработка; проводится обсуждение хода реализации программы на школьных консилиумах, методических объединениях групп педагогов и специалистов, работающих с детьми с РАС; принимается итоговое решение.

Для реализации ПКР в образовательной организации может быть создана служба комплексного психолого-педагогического сопровождения и поддержки обучающихся с РАС.

Психолого-педагогическя помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение и поддержка обучающихся с РАС обеспечиваются специалистами образовательной организации (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, социальным педагогом), регламентируются локальными нормативными актами конкретной образовательной организации, а также ее уставом. Программа коррекционной работы реализуется, преимущественно, во внеурочной деятельности.

Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов образовательной организации, представителей администрации и родителей (законных представителей).

Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, других образовательных организаций и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности

Рекомендуется планировать коррекционную работу во всех организационных формах деятельности образовательной организации: в учебной (урочной и внеурочной) деятельности и внеучебной (внеурочной деятельности).

Коррекционная работа в обязательной части реализуется в учебной урочной деятельности при освоении содержания основной образовательной программы. На каждом уроке учитель-предметник может поставить и решить коррекционно-развивающие задачи. Содержание учебного материала отбирается и адаптируется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с РАС. Освоение учебного материала этими школьниками осуществляется с помощью специальных методов и приемов.

При наличии нелинейного расписания в учебной урочной деятельности возможно проведение занятий специалистами с обучающимися со сходными нарушениями из разных классов параллели по специальным предметам (разделам), отсутствующим в учебном плане типично развивающихся сверстников. («Развитие коммуникативного поведения», «Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия», направленные на поддержку освоения адаптированной образовательной программы).

Также эта работа осуществляется в учебной внеурочной деятельности в группах класса, в группах на параллели, в группах на уровне образования по специальным предметам.

 Программа коррекционного курса

«Развитие коммуникативного поведения»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основной школе происходит дальнейшее социально-личностное развитие учащихся с РАС, на основе которого не только продолжается развитие их самосознания, саморегуляции и самооценки, но и формируется новый тип отношений с взрослыми и сверстниками, основанный на усвоении подростком морально-этических норм. В зависимости от индивидуальных психофизических особенностей школьники с РАС демонстрируют различные по сформированности первоначальные представления о себе и об окружающих людях, им характерны трудности в получении и присвоении социального опыта, в вычленении, усвоении и переносе в практику общения морально-этических правил, регулирующих социальные отношения с взрослыми и детьми.

Даже для детей с РАС, успешно закончивших начальную школу, характерна задержка развития сотрудничества с учителем, что выражается в том, что они склонны к точному исполнению и воспроизведению образцов и буквальному выполнению требований учителя, а также в недостаточной гибкости таких отношений.

В силу того, что ребенок с РАС ограничен в возможностях формировать глубокие дружеские связи, которые свойственны типично развивающимся подросткам, также задерживается формирование сотрудничества со сверстниками.

Специфическими для подростков с РАС являются трудности коммуникации, связанные с его «захваченностью» собственными аффективными переживаниями, его негибкость и «монологичность», отсутствие спонтанности в поддержании диалога. Еще одной трудностью, затрудняющей развитие социального взаимодействия у подростков с РАС, является крайне низкая стрессоустойчивость, а также трудности в понимании контекста и скрытого смысла речевого высказывания собеседника, специфическая «социальная наивность» и недостаточное понимание правил социальных отношений в среде сверстников. Все это, зачастую, может привести к изоляции подростка с РАС в школьном коллективе, либо приводит к ситуациям возникновения негативно окрашенных отношений, случаям манипулирования подростком с РАС и делает необходимым введение специального курса, направленного на преодоление этих дефицитов.

Негативное влияние на развитие коммуникации и социального взаимодействия у подростков с РАС оказывают трудности восприятия и оценки ими эмоционального состояния другого человека, собеседника.

У учащихся с РАС отмечается наличие выраженных трудностей в области установления и поддержания социально приемлемых форм коммуникации с взрослыми и со сверстниками. Аутичным детям и подросткам не только трудно начать общение с другим, особенно незнакомым, человеком, но и трудно поддерживать такой контакт и даже завершать его. Значительные затруднения вызывают также недостаточность понимания «негласных» правил поддержания диалога, трудности в установлении приемлемой дистанции в межличностном общении, плохая ориентировка в установлении обратной связи от партнера по общению.

Учитывая все вышеизложенное, можно сделать заключение, что развитие общения и коммуникативного поведения является как необходимым условием для общего развития учащихся с РАС, так и обладает огромными возможностями для поддержки освоения ими адаптированной основной образовательной программы. Программа реализуется во внеурочное время.

Цель реализации  коррекционного курса: развитие социально приемлемых форм коммуникации и социального взаимодействия обучающихся с РАС в условиях образовательной организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.019 с.)