О прохождении производственной (преддипломной) практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О прохождении производственной (преддипломной) практики



ОТЧЕТ

О прохождении производственной (преддипломной) практики

 

Срок прохождения:с 26.01.21г. по 22.02.21г.

Руководитель: Анафиева Э.Р., к.пед.н., доц.

Студент(ка): Третьякова К.И.

Курс: 5

Группа: КЗНО-16

Оценка:

Керчь, 2021

 

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………….3

2. Основная часть…………………………………………………….…………..7

3. Заключение……………………………………………………………………16

4. Список литературы………………………………………………………..….18

5. Приложения…………………………………………………………….……..19

Введение

В настоящее время развитию речи школьников придаётся важное значение, так как успех в речевом развитии определяет и результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.

Речь – это деятельность человека, использующего язык в целях общения выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирование своих действий и т.д. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников систематизировать, классифицировать, сравнивать, обобщать формируется в процессе овладения речью. Развитость речи – это показатель уровня культуры человека, его кругозора, интеллекта. Речь делится на внешнюю и внутреннюю. Первая-передача мыслей в виде звуков или графических знаков другим людям. Внутренняя речь имеет обращение к самой себе. Это не произносимые или написанные мысленные фразы. Стоит отметить, что именно внутренняя речь необходима детям для усвоения новых знаний.

Общение непременно входит в список важных факторов, влияющих на     умственное развитие человека. Через общение со взрослыми дети начинают усваивать опыт, накопленный предыдущими поколениями. Но в то же время полноценное знание родного языка это еще и средство обучения, которое является одним из важнейших приобретений детей, достигших школьного возраста. В свою очередь, внешняя форма общения делится на две группы - диалогическую и монологическую.

Диалог - это разговор между двумя или более людьми. Кроме того, каждое из их высказываний зависит от ситуации и от реплик собеседника. В ходе диалога развернутые заявления, как правило, не применяются.

Монолог - это речь, обращенная к самому себе или к слушателям. Исходя из стоящих перед человеком задач и текущей ситуации, он может использовать такие виды передачи информации, как чтение и письмо, аудирование и говорение. Последние два понятия относятся к устной речи. Письмо и чтение - к письму. Все эти элементы очень важны. Итак, письмо и речь необходимы для создания речевого высказывания. Слушание и чтение важны для восприятия того, о чем говорит человек.

Тема исследования: Развитие монологической речи младших школьников на уроках литературного чтения.

Одним из основных компонентов в воспитании и обучении детей является развитие монологической речи. Большинство учёных (философы, лингвисты, социологи, психологи, преподаватели) обеспокоены снижением общего уровня речевой культуры учащихся на уровне начальной школы. Проблемы речевой деятельности привлекают внимание учёных. На это указывает научные исследования. Работы Л.А. Венгера, Б.Г. Ананьева, В.В. Богословского, Б.Ф. Ломова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.А. Крутецкого, С.В. Юртаева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна и др. позволяют создавать научно-обоснованные предпосылки для выявления условий индивидуальности каждого обучающегося при развитии речевой деятельности [3]. При обучении преподаватель должен проводить систематическую работу по формированию языковой компетенции у младших школьников.

Богатый материал и большие возможности для формирования речевой культуры дают уроки литературного чтения. В связи с этим актуальность данной темы состоит в разработке системы приёмов формирования культуры речи учащихся младших классов на уроках литературного чтения.

Проблема исследования: Чаще всего на уроках обучающиеся испытывают следующие трудности:

– небогатый словарный запас;

– неверное построение предложений;

– неправильное произношение;

– неуверенность в правильном построении ответа;

– неудачный порядок слов и т.д.

– речь характеризуется однообразием синтаксических конструкций;

Цель: изучение основ формирования и развития монологической речи у младших школьников и разработка практических приёмов и способов её образования.

Объект исследования: монологическая речь младших школьников.

Предмет исследования: приёмы и способы формирования монологической речи у младших школьников на уроках литературного чтения.

Гипотеза исследования: развитие монологической речи младших школьников будет эффективным, если:

· обеспечивается диагностика развития монологической речи младших школьников;

· осуществляется применение игры с целью развития умений монологического высказывания в процессе обучения;

· обеспечивается использование кружковой деятельности, как средство развития младших школьников.

Задачи исследования:

1. Проанализировать пути решения проблемы развития монологической речи младших школьников в научно-методической литературе.

2. Изучить основные методы и приёмы работы по развитию монологической речи младших школьников на уроках литературного чтения.

3. Проанализировать результаты диагностики уровня развития монологической речи у обучающихся младших классов.

4. Разработать комплекс упражнений по развитию монологической речи школьников на уроках литературного чтения, который можно использовать во всех классах начальной школы.

Методы исследования:

- теоретические методы (анализ педагогической, психологической и методической литературы; обобщение, систематизация);

- практические методы (диагностика);

- методы обработки и интерпретации данных.

Практическая значимость заключается в возможности использования материалов и результатов исследования в работе учителя начальных классов.

База педагогического эксперимента: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Щёлкинская средняя общеобразовательная школа № 2» Ленинского района Республики Крым. Эксперимент проходил во время педагогической практики в 2021 учебном году, в 1 классе в количестве 15 учащихся.

Основная часть

Диагностика уровня развития монологической речи младших школьников

В педагогике и воспитании большая роль отводится изучению формирования монологической речи у детей, отражая их общий уровень развития. Связанная речь, как наиболее сложная форма речевой деятельности, означает способность развернуто, логически, последовательно и грамматически правильно мыслить. Адекватное восприятие и логически точное и правильное воспроизведение учебных материалов, умение давать подробные ответы на поставленные вопросы учителем или сверстниками, самостоятельная формулировка своих суждений – все эти действия требуют достаточного высокого уровня формирования монологической речи [1].

Это дает основания считать, что развитие монологической речи ребенка определяет его успешное или неуспешное обучение в школе.

Изучению связной речи посвящено множество исследований (Е.А. Баринова, А.М. Бородич, Т.А. Ладыженская, А.А. Леонтьев, Е.А. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.С. Ушакова и др.) [4].

В ходе диагностики монологической устной речи обучающихся младшей школы, я использовала текстовую методику диагностики устной речи младших школьников О.С. Ушаковой, Т.А. Фотековой, Е.А. Стребелевой, цель которой - выявить уровень развития монологической речи у учащихся первого класса.

В диагностике приняли учащиеся 1-А класса МБОУ Щёлкинской СОШ № 2 в количестве 15 человек.

Учащимся было предложено выполнить три задания: составить рассказ по серии из четырех сюжетных картинок, пересказать текст «Горошины» и завершить незаконченные предложения (Приложение 1).

Диагностика проводилась индивидуально, с несколькими учениками в классе.

При выборе сюжетных картинок для составления рассказа (задание 1) я учла ряд требований, предъявляемых к картинам:

1. Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.

2. Реалистическое изображение.

3. Картина должна быть высокохудожественной.

4. Доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, незаконченности рисунка).

Цели диагностики:

1. Образовательные:обучать детей составлению плана рассказа, посредством выделения главной мысли в каждой картинке; обучать составлению рассказа в соответствии с планом.

2. Развивающие: расширять запас слов, обозначающих действия и признаки, а также называть действия персонажей, составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;развивать у детей мыслительную деятельность и память.

3. Воспитательная:воспитывать чувство сострадания, любовь к животным и заботливое отношение к ним.

Требования к рассказам детей: точная передача сюжета; самостоятельность; образность; целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий); наличие связей предложений и частей рассказа; выразительность; умение интонировать; акцентирование наиболее значимых слов; плавность речи; фонетическая четкость каждой фразы.

Уровни развития связной устной речи, сформулированные Т.А. Фотековой, были мною обобщены и распределены в следующем порядке:

1. Низкий уровень - Рассказ не соответствует ситуации. Происходит потеря смысловых связей, искажение смысла рассказа или рассказ не завершен. Раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам. В своей речи ребенок использует простые не сложные предложения. В рассказе ребенка прослеживаются последовательность, ясность, коммуникативная целесообразность, языковая правильность речи, выразительность, логичность.

2. Средний уровень – при рассказе допускалось незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев. Картинки выкладываются с помощью стимулирующей помощи, история создается самостоятельно. В речи ребенка прослеживается коммуникативная целесообразность, языковая правильность речи, выразительность, но отсутствует содержательность, логичность, последовательность.

3. Высший уровень – Рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности. Сюжетные картинки разложены самостоятельно. Правильно составлен рассказ. В речи ребенка прослеживается содержательность. Обучающийся выстраивает свои предложения в речи последовательно, логически, точно, а также использует выразительные слова и фразы в своей речи, отвечая целесообразно и четко.

Результаты диагностики отражены в Таблице № 1.

Таблица № 1. Анализ уровня развития связной устной речи учащихся первого класса.

 

Уровни развития монологической речи

  Низкий Средний Высокий
1. Бабенко Евгений   +  
2. Грязнев Иван   +  
3. Момот Ирина +    
4. Лобеев Максим   +  
5. Шкитова Мария   +  
6. Лахно Денис +    
7. Шевчук Иван   +  
8. Лёгкий Даниил   +  
9. Маркова Оливия     +
10. Трячина Ксения     +
11. Славинская Яна   +  
12. Ефремова Эмма     +
13. Филипцова София   +  
14. Пронякин Кирилл     +
15. Королёва Валерия   +  
Итого (кол-во): 2 9 4

Результаты диагностики, в процентном соотношении, отражены в диаграмме (рис.1)

Рис.1. Анализ уровня развития связной устной речи учащихся первого класса.

Вывод: Для определения уровня развития монологической устной речи учащихся первого класса, было продиагностировано 15 человек. Проведя диагностику, можно сделать вывод, что на высоком уровне развития связной речи находятся 27% учащихся, с низким уровнем развития - 13%. Преобладает количество обучающихся среднего уровня, что составило 60%.

Результаты диагностики показывают, что уровень развития монологической речи обучающихся является средним. Чтобы составить полную историю, детям не хватает слов в словарном запасе, а также способности выразить свои мысли последовательным, логичным и полным образом.

Младшими школьниками было допущено незначительное искажение ситуации при составлении рассказа по сюжетным картинкам (учащиеся меняли их порядок, неправильно определяли персонажей и их характеристики). В некоторых рассказах было отсутствие связующих звеньев. Сюжетные картинки были выложены со стимулирующей помощью.

При выполнении второго задания в речи младших школьников прослеживалась коммуникативная целесообразность, лингвистическая правильность речи, выразительность, но отсутствовала содержательность, логичность, а иногда и последовательность.

Например:

Ученик Бабенко Евгений: «Горох рос неделю. Мальчик зарядил ружье. Горошины покатились по его руке. Попали на крышу. Их съели голуби, а один нет. Он вырос в горох».

Ученица Королёва Валерия: «Был стручок с горохом. Прошла неделя и он вырос, стал красивым и зеленым. Шел мимо мальчик, взял себе горох и выстрелил им. Горошины попали на крышу. Одна скатилась и выросла в густой горох».

Данная диагностика показала, что многие обучающиеся допускают при пересказе - искажение ситуации, неправильно воспроизводят причинно-следственные связи или пропускают связующие звенья.

При выполнении третьего задания было установлено:

Высокий уровень развития показали 5 детей (Лобеев Максим, Маркова Оливия, Славинская Яна, Шевчук Иван, Пронякин Кирилл), что составляет 33%;

Средний уровень - 7 детей (Филипцова София, Ефремова Эмма, Королёва Валерия, Трячина Ксения, Лёгкий Даниил, Лахно Денис, Бабенко Евгений), что составляет 47%;

Недостаточный уровень развития показали 3 детей (Момот Ирина, Грязнев Иван, Шкитова Мария), что составляет 20%.

Несколько детей справились с предложенным без затруднений, испытывая определённую сложность, так как нужно было не только прослушать начало предложения, но и продолжить его связными сочетаниями слов. В помощи нуждались трое учеников, они были малоактивны и малоразговорчивы в общении, невнимательны.

В данной диагностике ребята показали умения последовательно излагать мысли по увиденному и воспринятому, точно передавать их содержания.

Комплекс упражнений по развитию монологической устной речи младших школьников на уроках литературного чтения

 Проанализировав результаты диагностики первоклассников, которые показали средний уровень развития монологической устной речи, я разработала комплекс упражнений для развития речи младших школьников, который можно использовать на уроках литературного чтения. Данный комплекс представлен в Приложении 2.

При разработке комплекса упражнений я учитывала следующее:

- Процесс развития речи требует системного, комплексного подхода.

- Развитие связной речи должно происходить постепенно, задача учителя - обеспечить связь между речевой деятельностью детей и их жизненным опытом.

- При выборе материала для развития связной речи также необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, уровень формирования их речевых навыков.

- Задачи, представленные детям, должны быть выполнимыми.

Комплекс упражнений по развитию монологической речи включает следующие виды заданий:

Задание 1. Составление предложений по представленным словам.

Задание 2. Составление текста по представленным предложениям.

Эти задания направлены на развитие связной речи. С помощью данных упражнений, речь обучающегося выстраивается последовательно, логично и точно. Их использование возможно в вводной части урока или перед разбором текста, т.к. занимает незначительное количество времени. Ребенок может легко справиться с данными заданиями. Этот вид деятельности, поможет ребенку сконцентрироваться и выполнить основное задание урока. Также, данные упражнения, могут использоваться при смене вида деятельности.

Задание 3. Определение границ предложений.

Эта задача помогает закрепить опыт логического построения текста. На основе восприятия, анализа, построения фраз и предложений ребенок осваивает традиционные связи между словами и предложениями. Эту задачу рекомендуется использовать в водной части урока. Тем самым закладывается фундамент для сознательного использования синтаксических структур студентами в процессе их собственной речевой деятельности.

Задание 4. Ответь на вопросы, прочитав текст.

С помощью данного упражнения, речь обучающегося выстраивается последовательно, логично и точно. Его можно использовать в основой части урока, в качестве дополнительного задания. Этот вид деятельности, поможет ребенку содержательно формулировать свою речь, строить свой ответ четко, ясно и целесообразно. Также, данные упражнения, могут использоваться при смене вида деятельности.

Задание 5. Составление рассказа по вопросам.

Задание 6. Составление рассказа по рисункам.

Задание 7. Составление рассказа с началом, придумывание начала, составление рассказа с основной частью, придумывание основной части, составление рассказа с концовкой, придумывание концовки;

Эти упражнения могут быть включены в различные этапы занятий: на этапе изучения нового материала, на этапе закрепления новых знаний. Комплекс может использоваться для коллективной и индивидуальной работы в классе на уроках литературного чтения, на уроках в группе продленного дня и дома для занятий с родителями.

Я считаю, что с помощью этого комплекса упражнений (Приложение 2), которые можно включить в уроки литературного чтения в начальной школе, развитие последовательной устной речи младших школьников будет наиболее успешным и интенсивным. С каждой группой упражнений количество сформированных навыков связанной речи увеличивается. Это связано с тем, что упражнения сложные, характер заданий меняется. Задачи могут варьироваться в зависимости от возможностей конкретной группы учеников (легкий или сложный).

При составлении комплекса упражнений учитывались возрастные и индивидуальные особенности в организации деятельности младших школьников.

Упражнения, направленные на развитие монологической устной речи младших школьников, могут быть включены во все разделы курса литературного чтения в 1-4 классах, они призваны формировать основные грамматические понятия данных разделов и тем.

Также мною были проведены 2 урока по литературному чтению в первом классе (планы-конспекты уроков представлены в Приложениях 3 и 4).

На всех этапах уроков ученики были вовлечены в активную мыслительную, практическую и самостоятельную деятельность.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Учебный материал на протяжении всего урока работал на достижение цели, которую поставили в начале урока.

Каждому ученику давалась возможность высказать своё мнение.

При постановке вопросов и заданий на уроке учитывались индивидуальные особенности учеников, давалась только положительная характеристика результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал уроков соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Уроки были интересны и привлекательны для детей, за счёт интересного содержания заданий и подачи учебного материала.

Учебное время на использовалось эффективно, поэтому запланированный объём урока был выполнен. Интенсивность уроков была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников. Предупреждение перегрузки детей обеспечилось за счёт быстрой смены видов деятельности и проведённой интересной физминутки, которая играла роль не только отдыха, но и развития внимания и соответствовала теме урока.

В ходе уроков применялись компьютер, мультимедийный проектор, учебник, карточки с заданием. В конце урока учащиеся самостоятельно оценивали свою учебную деятельность и прокомментировали свой выбор. Учащиеся не боялись говорить, высказывать своё мнение. Проводилась работа по развитию речи и мышления.

Учащиеся на уроках активно работали. Психологическая атмосфера поддерживалась за счет интересных заданий, смены деятельности, возможности каждому поучаствовать в работе.

Уроки цели достигли, реализованы все задачи, которые были поставлены в начале урока учениками и учителем.

 

 

Заключение

Проведенная на базе МБОУ СОШ № 2 г. Щёлкино диагностика, позволила выявить уровень развития монологической устной речи у детей в возрасте 6-7 лет (1 класс).

Исследование проводилось в феврале 2021 года с использованием следующих методов: наблюдение, беседа, анализ документации, диагностика уровня развития монологической речи младших школьников. В диагностике участвовало 15 учеников 1-го класса.

В ходе диагностики, я использовала текстовую методику диагностики устной речи младших школьников Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной [5].

Я оценила целостную устную речь младших школьников с точки зрения содержательности, последовательности, точности и ясности, оценила языковую правильность речи, коммуникативную целесообразность, выразительность.

Результаты, проведенной мною диагностики показали, что в классе преобладает средний уровень развития монологической устной речи 60%. На высоком уровне развития речи находятся 27% учащихся, но в классе есть учащиеся с низким уровнем развития, их число составляет 13%.

Чтобы повысить уровень развития последовательной устной речи младших школьников, я разработала комплекс упражнений, которые учитель может использовать на уроках литературного чтения.

Я считаю, что при использовании этих упражнений развитие последовательной устной речи младших школьников будет проходить наиболее успешно и интенсивно.

Рассматривая отдельные аспекты диагностики развития монологической устной речи, можно сделать вывод о том, что лучше всего обучающиеся выполнили задание, в котором предлагается пересказать, прочитанный учителем текст. В речи детей, при пересказе текста, прослеживается коммуникативная целесообразность, языковая правильность речи. Дети отвечают выразительно, у некоторых обучающихся наблюдается использование выразительных слов и словосочетаний. Пересказ построен целесообразно и ясно.

Для успешного формирования монологической устной речи необходимо использовать на уроках литературного чтения различные задания, которые будут дополнять, расширять основной материал учебника.

План педагогической практики выполнен полностью. Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи. Практика дала мне огромный опыт, который несомненно пригодится в дальнейшей жизни.

 

Список литературы

1. Архипова, Е. В. Об уроке развития речи в начальной школе. / - М.: Начальная школа. - 2000. - № 4. - С. 35 - 39.

2. Афанасьева Т. В. В гостях у светофора. // Начальная школа, 2003-№1.

3. Бетенькова Н. М., Фонин Д.С «Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. // М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.

4. Запорожец И. В. Культура речи./ И. В. Запорожец. – М: Начальная школа, 2003. – 38 - 39с.

5. Рамзаева, Т. Г. Структура и содержание современного начального языкового образования. / - М.: Начальная школа, 2003. – 14 - 23 с.

6. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников./- М.: Аркти, 2000. – 2 - 14с.

7. Цветанова-Чурукова Л. З. Информационные технологии. // Начальная школа, 2008-№8.

8. Особенности психического развития детей 6 - 7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - [Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/391290/ (свободный).

        

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

«Диагностика уровня развития монологической устной речи»

Задание 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок О.С. Ушаковой «Спасли ежа» (4 картинки).

Инструкция: посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рассказ.

 

Задание 2. Пересказ прослушанного текста Т.А. Фотековой «Горошины»

Инструкция: я прочту небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай, приготовься пересказывать.

Горошины

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Рассказ читается дважды.

Задание 3. Прослушивание и завершение незаконченных предложений. Методика «Подумай и скажи» по Е.А. Стребелевой.

Инструкция: я прочту незаконченные предложения, прослушай их внимательно и заверши.

«Мама взяла зонтик, потому что на улице…(идёт дождь). Тает снег, потому что…(пригревает солнце, наступила весна). Цветы засохли, потому что их…(не поливали). В лесу появилось много грибов, потому что…(прошёл дождь). На деревьях появляются молодые листочки, потому что…(наступила весна)».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

«Комплекс заданий по развитию монологической устной речи младших школьников».

Класс

1. Составь предложения по представленным словам:

1. Разводит, Оля, гладиолусы; вскопала, она, грядку, и, посадила, цветов, рассаду; лето, всё, она, цветы, поливала, выпалывала, траву, сорную; распустились, в, августе, цветы, пышные.

2. У, дома, нашего, берёза, растет; посадила, ее, бабушка, моя; на, фотографиях, старых, берёза, и, тонкая, гибкая, выше, чуть, забора; сейчас, выше, она, дома, с, стволом, толстым, шершавым.

3. Я, лошадей, люблю; это грациозные, животные, и, красивые; издавна, помогают, человеку, они; работают, в, поле, весной, они; урожай, осенью, убирать, помогают.

2. Составь текст по представленным предложениями.

1. Она пошла искать товарища. Она осталась у него жить. Собака встретила человека. Собака жила в лесу.

2. Дождь. Капля за каплей, и зашумел ливень. На землю упали первые тяжелые капли. Вспыхнула молния, ударил гром. Огромная черная туча накрыла всю землю.

3. Как заяц зимой живет. Наступила холодная зима. А у зайчика нет ни норы, ни гнезда. Все животные от холода попрятались. Так он и ночует: то под кустиком выспится, то в ямочке приляжет.

3. Раздели текст на предложения.

1. Дети рисуют это конь это зайка это лиса а это волк.

2. Кот Васька ловит мышей сидит у норки и ждет вот бежит мышка Васька поймал мышку.

3. У утки Тинки утята она учит их плавать утенок Тишка самый храбрый он первый бросился в воду.

4. Солнышко зашло потемнело поле из оврага расползается сумрак на вершине тополя вспыхнули золотые искорки это солнышко послало свой последний привет.

4. Внимательно прочитай текст. Ответь на вопросы.

В неволе

Пошли как-то Петя и Данил в лес. Набегались, нагулялись вдоволь и сели отдохнуть в тени старого дуба. Вдруг слышат: что-то шуршит в кустах. Подошли ближе, вдруг видят, это - ежик. Очень захотелось ребятам иметь у себя ежика! Сбегали они домой, взяли коробку, стерегли-стерегли и, наконец, поймали ежика. Радостные принесли его домой. То молочка давали ему, то яблочки - ничего не хочет ежик. Свернулся себе клубочком - и все тебе.

- Как же так, - думали Данил с Петей, - не надо ему ни есть бегать искать, ни место на ночлег - все тебе готово! Решили мальчики пустить ежика в сад. –

- Пусть, - думают, - побегает себе, может травку или букашку какую-то найдет.

Но ежик, как только почувствовал волю - скорее в кусты и убежал. Долго еще лазили ребята по кустам, пытались найти ежика. Думали-думали они: и чего это он убежал?

Вопросы к тексту:

- Где нашли ребята ежика?

- Зачем они забрали его из леса домой?

- Почему ежик отказался есть?

- Понятно ли ребятам, почему убежал ежик?

5. Составь рассказ по вопросам:

 - Какое время года наступило?

- Что засыпал снег?

- Кому стало голодно?

- Что решили сделать ребята?

- Кто смёл снег с кормушки?

- Что положили туда дети?

- Кто повесил сало?

- Как угощаются синицы, снегири, воробьи?

6. Рассмотри рисунок. Озаглавь его. Составь рассказ по данному рисунку.

7. Прочитай начало текста.

Наступила золотая осень. Собрались Лена и Саша в лес по грибы. Долго ходили они по лесу, набрали полные корзины грибов. Сели отдохнуть под кустом терна, вдруг видят...

Придумай продолжение текста.

8. Составь текст из трех - четырех предложений на тему "Весна". Начни текст предложением: На улице наступила весна! Напиши текст.

9. Прочитай и сравни два заголовка: "Наш класс", "Наш класс дружный". Одинаковы они или отличаются друг от друга? Объясни.

Составь текст, используя один из заголовков. Напиши три - четыре предложения.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

План-конспект урока по литературному чтению

Тема: « Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф. Сопоставление слогов и слов с буквами в и ф».

Цели: -закрепить знания об изученных звуках и буквах; совершенствовать навыки правильного и сознательного чтения, чтения по ролям;

- создать условия для развития умения дифференцировать слоги и слова

с буквами в и ф; развивать внимание, память, логическое мышление,

фонематический слух;

- воспитывать ответственное отношение при соблюдении ПДД.

Планируемые результаты.

Понятия сопоставление и сравнение парных согласных - звонких и глухих; сопоставление и сравнение парных согласных - твёрдых и мягких.

Научатся читать слоги, слова и предложения с изученными буквами, различать звонкие и глухие согласные звуки, твёрдые и мягкие; читать стихотворные тексты, отвечать на вопросы по содержанию текста, читать текст по ролям.

Личностные результаты: установка на общечеловеческие ценности и правила, определяющие отношение сверстников друг к другу, к окружающим людям, учителям, позитивное сотрудничество в разных ситуациях.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель:

-Прозвенел звонок весёлый и позвал нас на урок – урок литературного чтения.

Ребята!

Готовы вы начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Азбука, пенал, тетрадки.

Вижу, все готовы!

Ведь, какие вы ребята?

Ученики:

- Дружные!

Умные!

Внимательные!

Старательные!

В 1 классе учимся,

Всё у нас получится.

IV. Закрепление

Учитель:

Итак, ребята, не зевайте!

И слоги с эф и вэ

Читайте!

1) чтение слогов с доски:

- хором

- только с твёрдыми согласными

- только с мягкими согласными

2) чтение слов

Учитель:

- Данные слоги помогут вам выполнить следующее задание. Дополнить слоги до целого слова, используя предметные картинки. Сначала назовите предметные картинки. (По цепочке.)

Фе-фены

Ве-веники

Фо-фонари

Во-водопад

Ви-виноград

Фи-филин

Ва-ваза

Фа-фазан

-Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос «Кто?» (филин, фазан)

- Как назвать одним словом? (Это птицы)

-Прочитайте слова, которые стоят во множественном числе (фены, веники, фонари)

- Образуйте форму единственного числа (фены-фен, веники-веник, фонари-фонарь)

3) работа над стихотворением В. Берестова «Фокусник»

(Звучит музыка) - СЮРПРИЗ! СЮРПРИЗ! ДА ЗДРАВСТВУЕТ СЮРПРИЗ!

Учитель:

- Посмотрите, ребята, кто к нам пришёл? Фунтик!

- Он принёс для вас интересное задание. (Дети разгадывают ребус «ФОКУСНИК»)

Учитель:

- Кто такой фокусник?

Ученики:

-Человек, который показывает фокусы.

Учитель:

- Прочитаем о нём стихотворение (один ученик читает, другие следят по учебнику с. 72)

Учитель:

- Так, фокус это или чудо?

Ученики:

-Фокус.

Учитель:

- Во что одет фокусник? (Ответы детей)

- Что такое фрак? (Ответы детей)

(Учитель зачитывает толкование этого слова, используя Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)

- Какие фокусы он показывает?

Ученики:

-Факел превратил в букет, фея выскочит из него.

-Прочитайте слова на букву эф.

- В каких словах твёрдый согласный? (мягкий согласный)

- А есть ли слова с буквой вэ? Какие звуки она обозначает?

4) составление звуковой схемы слова

Учитель:

- В каком слове букв меньше, чем звуков?

Ученики:

- Фея.

Учитель:

- Давайте убедимся в правильности ответа, составим звуковую схему для этого слова

(в тетрадях).

- Сколько слогов в слове? (2)

- Почему? (2 гласных звука)

-Назовите первый слог. (фе- слияние с мягким согласным)

- Назовите мягкий согласный (Фь). Какой обозначим буквой? (эф)

-Назовите гласный звук? (э). Какой обозначим буквой? (е)

- Отделим первый слог слоговой чертой.

-Назовите второй слог (я- слияние с мягким согласным й и гласным-а).

- Какой буквой обозначим слог-слияние? (я)

- Какой слог ударный? (Первый)

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: в слове фея букв меньше, чем звуков.

Физминутка. Игра «Светофор»

Красный - «замри»!

Я – Вспомнил

Узнал

Научился

- Что больше всего вам понравилось на уроке?

- Оцените свою работу:

- если «отлично» - встаньте, похлопайте.

- если «хорошо» - просто встаньте.

- Спасибо всем за урок!

Прозвенел звонок!

Это кончился урок!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

План-конспект урока по литературному чтению

Тема урока: Как хорошо уметь читать!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 928; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.226 с.)