Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина
Д.Б. Эльконин (1904-1984) подчёркивал, что ребенок с момента рождения является общественным существом. Психическое развитие ребенка протекает в системе отношений: «ребенок - общественный предмет» и «ребенок - общественный взрослый». В развитии детей Д.Б. Эльконин считал необходимым выделение стадий, возрастных периодов, а не просто временных промежутков. Каждый психологический возраст характеризуется показателями: 1.Социальная ситуация развития; 2.Ведущая деятельность; 3.Основные новообразования. Социальная ситуация развития определяется как фактическое место ребенка в общественных условиях, его отношение к ним и характер деятельности в них. Эльконин использовал понятие ведущая деятельность, ведь в системе различных видов деятельности, она занимает особое место, проходя длительный путь становления. Это не та деятельность, которая занимает у ребенка больше всего времени. Это главная деятельность по ее значению для психического развития: · в ведущей деятельности возникают новые типы деятельности (в игре в дошкольном детстве впервые возникают и складываются элементы учения); · в ведущей деятельности формируются и перестраиваются психические процессы (в игре формируются процессы активного воображения ребенка); · от ведущей деятельности зависят изменения личности ребенка (в игре ребенок осваивает мотивы и нормы поведения людей). Эльконин представил последовательность психологических возрастов в детстве следующим образом: · кризис новорожденности; · младенчество (2 месяца - 1 год) - непосредственно эмоциональное общение со взрослым; · кризис одного года; · ранний возраст (1 - 3 года) - орудийно-предметная (предметно манипулятивная) деятельность; · кризис трех лет; · дошкольный возраст (3 - 7 лет) - ролевая игра; · кризис семи лет; · младший школьный возраст (8-12лет) - учебная деятельность; · кризис 11 - 12 лет; · подростковый возраст (11 - 15 лет) - интимно-личное общение со сверстниками; · кризис 15 лет и т.д. Внутри деятельности возникают и развиваются так называемые психологические новообразования. При смене одной ведущей деятельности другой (когда, например, игровая деятельность дошкольного возраста замещается другой ведущей деятельностью - учебной, - происходит кризис.
Формирование предметного действия происходит через действия - ориентировки, исполнения и контроля - наибольшее значение имеет именно ориентировка. Правильно заданная ориентировочная основа дает возможность с первого раза выполнить действие безошибочно. Так же деятельности могут быть выделены две стороны - мотивационная и операционная; они развиваются неравномерно. Происходит закономерное чередование одних возрастов (в которых у детей по преимуществу развиваются потребности и мотивы) с другими возрастами (когда у детей формируются конкретные операции той или иной деятельности). Так, в младенчестве в эмоциональном общении с близким взрослым возникают потребности и мотивы делового сотрудничества и освоения предметного мира, которые реализуются в предметной деятельности в раннем возрасте, когда и складываются соответствующие операции. Таким образом, Д.Б. Эльконин высказал предположение, что в процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем - операционально-технической. Гипотеза периодичности в психическом развитии ребенка, сформулированная Д.Б. Элькониным, творчески развивает идеи Л.С. Выготского, она объясняет формирование у ребенка не только познавательной, но и мотивационно-потребностной сферы личности, освоение ребенком мира людей и мира предметов, раскрывает механизм саморегуляции в психическом развитии.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.005 с.) |