Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно - исторический феноменСтр 1 из 5Следующая ⇒
ТЕМА 2. Стадиальность психического развития человека: проблема Периодизации развития в онтогенезе План лекции: 1. Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно - исторический феномен. 2. Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского. 3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина. 4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития. 5. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже.Ранний этап научного творчества 7. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже. 8. Психическое развитие с позиций классического психоанализа. 3. Фрейда Основные направления исследований ТЕМА 2. Стадиальность психического развития человека: проблема Периодизации развития в онтогенезе План лекции: 1. Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно - исторический феномен. 2. Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского. 3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина. 4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития. 5. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже.Ранний этап научного творчества 7. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже. 8. Психическое развитие с позиций классического психоанализа. 3. Фрейда Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно - исторический феномен История детства как культурно-исторического феномена соотносится с историей общества. Детство - это сложное социокультурное явление, которое имеет историческое происхождение и природу. В классических исследованиях французского историка Ф. Ариеса показано, что развитие общественной жизни, появление новых социальных институтов приводит к выделению возрастов человеческой жизни. Так, внутри семьи зарождается период раннего детства, связанный с «балованием» и «нежением» малыша. Школа в свою очередь принимает на себя обязанность регулярной подготовки детей к взрослой жизни, а классная организация школы тонко дифференцирует понятие детства («школьник 3-гокласса», «пятиклассник» и т.д.). Введение обязательной воинской повинности и военной службы сказывается на оформлении юношеского периода. Таким образом, Ариес стремился показать историческую тенденцию удлинения детства за счет надстраивания нового периода над уже имеющимися.
Д.Б. Эльконин выдвинул оригинальную идею о том, что, когда у некоторых видов животных стали исчезать отдельные формы инстинктивного поведения. Для приобретения этими животными исчезнувших форм поведения и возникло детство. Своеобразие человеческого детства состоит в том, что младенец рождается совершенно беспомощным существом, у которого полностью отсутствуют инстинктивные способы удовлетворения даже врожденных органических потребностей. Все поведение человека становится приобретенным. Поэтому ему необходимо весьма продолжительное детство, которое удлиняется по мере развития общества, выдвигающего всё более высокие требования к знаниям и умениям своих членов. С усложнением жизни общества положение ребенка в нем (т.е. социальный статус, круг прав существенно изменяется. На ранних стадиях общественного развития происходило непосредственное включение ребенка в производственные процессы (собирательство, выкапывание) и практическое освоение им способов добывания пищи, функций орудий труда, целей и задач общей деятельности. В дальнейшем, усложнение орудий труда, привело к тому, что дети уже не могли непосредственно включаться в труд взрослых, поэтому специально для подрастающего поколения создаются особые предметы - игрушки, уменьшенные и видоизмененные орудия труда. Когда уменьшенные копии орудий не позволяют реально воспроизвести производительную деятельность, появляется игра. Действуя с игрушками, дети, с одной стороны, воспроизводи ли общий смысл труда взрослых, с другой - развивали у себя некоторые общие способности, необходимые им для овладения в последующем различными настоящими орудиями (зрительно двигательные координации, ловкость и т.п.). Постепенно некоторые игрушки становились символическим замещением реальных орудий или различных других предметов общественной жизни людей. В современной психологии и педагогике данный период назван дошкольным возрастом, ведущей деятельностью в нем начинает выступать игра.
Период игры «сдвигает» период овладения орудиями труда вверх, на более поздний хронологический возраст. Когда возникает новый период, стадии возрастного развития, находящиеся внизу, также не остаются неизменными. Возникновение школьного обучения наполняет новым смыслом предшествующий «период игры», делая его дошкольным. Историческое происхождение имеют не только детские периоды жизненного цикла. Одно из исторически недавних приобретений человечества - выделение периода старости как психологического возраста. Появление понятия «старость» как социальной и возрастной категории относят к XX в.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.005 с.) |