Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно - исторический феномен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно - исторический феномен



ТЕМА 2. Стадиальность психического развития человека: проблема

Периодизации развития в онтогенезе

План лекции:

1. Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно - исторический феномен.

2. Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского.

3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина.

4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития.

5. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже.Ранний этап научного творчества

7. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже.

8. Психическое развитие с позиций классического психоанализа. 3. Фрейда

Основные направления исследований

ТЕМА 2. Стадиальность психического развития человека: проблема

Периодизации развития в онтогенезе

План лекции:

1. Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно - исторический феномен.

2. Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского.

3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина.

4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития.

5. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже.Ранний этап научного творчества

7. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже.

8. Психическое развитие с позиций классического психоанализа. 3. Фрейда

Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно - исторический феномен

История детства как культурно-исторического феномена соотносится с историей общества.

Детство - это сложное социокультурное явление, которое имеет историческое происхождение и природу. В классических ис­следованиях французского историка Ф. Ариеса показано, что развитие общественной жизни, появление новых социальных институтов при­водит к выделению возрастов человеческой жизни. Так, внутри се­мьи зарождается период раннего детства, связанный с «баловани­ем» и «нежением» малыша. Школа в свою очередь принимает на себя обязанность регулярной подготовки детей к взрослой жизни, а классная организация школы тонко дифференцирует понятие детства («школьник 3-гокласса», «пятиклассник» и т.д.). Введение обязательной воинской повинно­сти и военной службы сказывается на оформлении юношеского пе­риода. Таким образом, Ариес стремился показать историческую тенденцию удлинения детства за счет надстраивания нового периода над уже имеющимися.

Д.Б. Эльконин выдвинул оригинальную идею о том, что, когда у некоторых видов жи­вотных стали исчезать отдельные формы инстинктивного поведения. Для приобретения этими животными исчезнувших форм поведения и возникло детство.

Своеобразие человеческого детства состоит в том, что младенец рождается совершенно беспомощным существом, у которого полно­стью отсутствуют инстинктивные способы удовлетворения даже врожденных органических потребностей. Все поведение человека становится приобретенным. Поэтому ему необходимо весьма про­должительное детство, которое удлиняется по мере развития обще­ства, выдвигающего всё более высокие требования к знаниям и уме­ниям своих членов.

С усложнением жизни общества положение ребенка в нем (т.е. со­циальный статус, круг прав существенно изменяется. На ранних стадиях общественного разви­тия происходило непосредственное включение ребенка в производственные процессы (собирательство, выкапывание) и практическое освоение им способов добывания пищи, функций ору­дий труда, целей и задач общей деятельности. В дальнейшем, усложнение орудий труда, привело к тому, что дети уже не могли непосредственно включаться в труд взрослых, поэтому специально для подрастающего поколения созда­ются особые предметы - игрушки, уменьшенные и видоизмененные орудия труда. Когда уменьшенные копии орудий не позволяют ре­ально воспроизвести производительную деятельность, появляется игра. Действуя с игрушками, дети, с одной стороны, воспроизводи ли общий смысл труда взрослых, с другой - развивали у себя некоторые общие способности, необходимые им для овладения в последующем различными настоящими орудиями (зрительно двигательные координации, ловкость и т.п.). Постепенно некоторые игрушки становились символическим замещением реальных орудий или различных других предметов общественной жизни людей. В современной психологии и педагогике данный период назван дошкольным возрастом, ведущей деятельно­стью в нем начинает выступать игра.

Период игры «сдвигает» период овладения орудиями труда вверх, на более поздний хроноло­гический возраст. Когда возникает новый период, стадии возрастно­го развития, находящиеся внизу, также не остаются неизменными. Возникновение школьного обучения наполняет новым смыслом предшествующий «период игры», делая его дошкольным.

Историческое происхождение имеют не только детские периоды жизненного цикла. Одно из исторически недавних приобретений человечества - выделение периода старости как психологического возраста. Появление понятия «старость» как социальной и возрас­тной категории относят к XX в.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.005 с.)