Кому подчиняется и с кем работает психолог 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кому подчиняется и с кем работает психолог



Практический психолог образования имеет двойное подчинение. По административной линии он, как и все члены педагогического коллектива, подчиняется директору школы. По профессиональной - психологическому Центру.

План работы психолог составляет самостоятельно, но обязательно учитывает при этом пожелания руководителей учреждения, воспитателей, учителей. План желательно согласовывать с работниками психологического Центра.

В своей деятельности педагог-психолог учреждения образования руководствуется:

- законодательными и нормативными документами, регулирующими соответствующие вопросы;

- методическими материалами, касающимися вопросов его деятельности;

- уставом учреждения;

- приказами руководителя учреждения (непосредственного руководителя);

- правилами и нормами гигиены труда, правилами трудового распорядка;

- настоящей должностной инструкцией.

Педагог-психолог учреждения образования должен знать:

- нормативные правовые акты и другие методические материалы по вопросам образования, воспитания, прав и свобод личности;

- нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости учащихся (воспитанников) и их социальной защиты;

- общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, основы дефектологии, психотерапии, сексологии;

- методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;

- современные методы индивидуальной и групповой профконсультации;

- диагностики, коррекции нормального и аномального развития ребенка;

- основы трудового законодательства;

- правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

ФУНКЦИИ

На педагога-психолога учреждения образования возлагаются следующие функции:

2.1. Выявление, учет лиц, нуждающихся в психологической помощи.

2.2. Проведение просветительской и профилактической работы среди населения.

2.3. Проведение профориентации и профконсультаций.

2.4. Выполнение психокоррекционной работы.

2.5. Проведение консультационной работы.

2.6. Ведение необходимого документооборота.


63. Положение о кабинете психологической службы учреждений образования.

Кабинет психологической службы представляет собой специально оборудованное отдельное помещение. Он предназначен для осуществления психодиагностической, психокоррекционной, психопрофилактической, организационно-методической, научно-исследовательской работы и психологического консультирования. Кабинет психологической службы является основным рабочим местом педагога-психолога.

В кабинете могут работать и другие специалисты, привлекаемые педагогом-психологом для решения задач психологической службы.

Кабинет психологической службы должен соответствовать определенным техническим и методическим требованиям.

1. Техническое оснащение, интерьер, методический инструментарий

Кабинет психологической службы должен соответствовать следующим требованиям:

1. 15 посадочных мест (не менее 45 кв.м на 1 или 2 помещения).

2. Телефон.

3. Компьютер.

4. Слайдопроектор.

5. Магнитофон.

6. Телевизор.

7. Видеомагнитофон.

8. Множительный аппарат (он может находиться в другом помещении).

9. Экран.

10. Рабочий стол и стул.

11. Шкаф для техники и пособий.

12. Металлический шкаф для хранения документации.

13. Журнальный стол.

14. 2 кресла.

15. Цветные сменные перегородки.

16. Цветы (аквариум, клетка для птиц, картины и т.п.).

17. Набор психодиагностических методик и психокоррекционных программ.

18. Набор игрушек и настольных игр в дошкольных учреждениях и школах (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино, мозаика и т.п.).

19. Набор материалов для детского творчества в дошкольных учреждениях и школах (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, клей, бумага и т.п.).

20. Раздаточный материал (бланки, анкеты и т.п.) для детей, учащихся, студентов, родителей, педагогов.

21. Библиотека педагога-психолога (не менее 50 наименований книг и журналов по психологии).

Кабинет психологической службы должен иметь нетрадиционную форму, создавать уютную атмосферу и вызывать положительные эмоции. Для кабинета лучше всего подойдет реконструированная классная комната, которая делится на функциональные зоны подвижными перегородками.

Для занятий с детьми и подростками в кабинете необходимо мягкое покрытие пола. С учетом задач работы педагога-психолога кабинет территориально должен включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:

1) зона ожидания приема представляет собой отдельное небольшое помещение, закрытое от посторонних. В его оформлении рекомендуется использовать цветы, картины. На стенах не должно быть ник плакатов, особенно медицинского содержания, чтобы не вызывать нежелательных ассоциаций у посетителей;

2) зона первичного приема и беседы с посетителем оснащается рабочим столом, картотекой с данными о посетителях (детях, учащихся, студентах, педагогах, родителях), закрытой картотекой содержащей данные и результаты обследований, которые не должны быть доступны посторонним. В шкафу размещаются психологические таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для психологического обследования;

3) зона консультативной работы оформляется максимально комфортно: журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение боковых бра;

4) зона игровой терапии предназначена для детей и приобретает особое значение. Поэтому она должна быть по-особому оснащена: мягкое покрытие пола, передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Все это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию у них напряженности;

5) зона снятия психоэмоционального напряжения предполагает свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха, снятия усталости и восстановления работоспособности.

При выборе помещения для кабинета следует руководствоваться тем, чтобы он был расположен за пределами зоны видимости и пересечения с кабинетами администрации, учительской, чтобы рядом не было спортзала и кабинета музыки, был хорошо звукоизолирован (мягкая обшивка двери), доступен для посетителей.

Документация

В качестве обязательных документов педагог-психолог должен иметь:

1. План работы на год, утвержденный руководителем учреждения.

2. План-сетку работы на неделю.

3. Психодиагностическую документацию, которая хранится до

окончания ребенком, учащимся, студентом данного учреждения.

4. Краткие планы и программы проводимых занятий.

5. График работы с указанием времени индивидуальных консультаций, который расположен на входе в кабинет.

6. Журнал учета работы (консультаций, групповых и индивидуальных занятий).

7. Годовой аналитический отчет о проделанной работе, утвержденный руководителем учреждения.

8. Перечень имущества и оборудования.

При увольнении педагог-психолог сдает всю документацию на хранение руководителю учреждения.

 

 

64. Работа психолога во внешкольных учреждениях, в социально-педагогических центрах, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в учреждениях специального и интернатного типа.

Предоставление дополнительного образования во внешкольном учебном заведении является одним из методов осуществления личностно-ориентированного подхода, как важного условия эффективности процесса обучения. Данный подход невозможен без психологизации всего учебно-воспитательного процесса. И в связи с этим в учреждениях внешкольного образования необходима психологическая помощь и поддержка, чтобы создать социально-психологические условия для проявления и развития одаренности воспитанников.

Главная воспитательная задача ВУЗ - максимально поддержать воспитанника в определении им его интересов, ценностей, целей, возможностей и обеспечить его умением самостоятельно выбирать пути преодоления жизненных проблем, сохраняя человеческое достоинство, дарить другим свои таланты, идеи, творчество.

Психолог во внешкольном учреждении - это прежде всего знающий и глубоко понимающий человек, разбирающийся не только на общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Он должен ориентироваться и в психологии взрослых, понимать и оценивать позицию, занимаемую взрослым по отношению к ребенку, анализировать их совместную деятельность. Основные функции психолога во внешкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, способствующих их эмоциональному благополучию и обеспечению свободного и эффективного развития способностей каждого воспитанника. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом. К основным направлениям деятельности практического психолога относятся:

- психодиагностическая работа;

- консультационная работа;

- коррекционно-восстановительная и развивающая работа;

- психологическо просвещение;

- организационно-методическая работа.

Психодиагностическая является одной из основных видов деятельности психологической службы, которая заключается в психологическом обследовании детей и подростков, их групп и коллективов, родителей и педагогов. А также в мониторинге содержания и условий индивидуального развития, определении причин, затрудняющих развитие и обучения детей в выявлении индивидуальных особенностей, способностей и склонностей воспитанника.

Консультационная является одной из основных функций у практического психолога внешкольного учебного заведения. Основной целью консультативной деятельности является предоставление советов, рекомендаций воспитанникам, родителям, педагогам, которые обращаются к психологу, помощь клиенту в осознании его проблемы и в поиске путей и способов ее решения.

Коррекционно-восстановительная и развивающая направлена на решение проблем обучения, поведения или психического самочувствия ребенка и требует от практического психолога определенной квалификации и опыта работы. Во внешкольном учреждении она реализуется, как правило, в форме индивидуальной коррекционной работы.

Просветительская является одной из приоритетных направлений деятельности практического психолога внешкольного учебного заведения. Просветительская работа дает возможность повысить психологическую компетентность субъектов учебно-воспитательного процесса с целью расширения их возможностей самостоятельно решать проблемы и конфликты, возникающие в личной жизни, учебной или профессиональной деятельности.

Целью работы с одаренными детьми является совершенствование системы выявления, развития и поддержки одаренных детей, обеспечение условий для их личностной самореализации и профессионального самоопределения.

Психолог во внешкольном учебном заведении играет важную роль в создании социально-психологических условий для проявления и развития одаренности воспитанников. Создает единое образовательное пространство для психолого-педагогического сопровождения воспитанников в учреждении дополнительного образования. Осуществляет просветительскую работу по повышению психологической компетентности родителей через консультации, беседы, выступления на родительских собраниях, информационные сообщения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.28.237 (0.025 с.)