Общая характеристика методов кризисной интервенции. Кризисные службы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика методов кризисной интервенции. Кризисные службы.



Кризисная интервенция – экстренная психологическая и психотерапевтическая помощь человеку, находящемуся в состоянии кризиса.

Ведущими методами кризисной интервенции являются кризисное консультирование и кризисная психотерапия.

Кризисное консультирование, наряду с кризисной психотерапией направлено на оказание психологической помощи в переживании критической ситуации. Критическая ситуация связана с внутренними и внешними событиями, происходящими в жизни человека. Примерами таких событий могут быть: невосполнимая утрата (смерть близкого, утрата здоровья, трудоспособности и т.д.); недопустимое поведение другого (предательство, не оправдание надежд, физическое или сексуальное насилие и др.); объективные изменения статуса, материального положения, жизненных перспектив (увольнение, потеря сбережений, жилища, банкротство). Объединяющая черта этих ситуаций в том, что происшедшее «недопустимое событие» нельзя отменить, оно становится данностью существования.

Кризисное консультирование начинается с оказания клиенту экстренной психологической помощи, которая в первую очередь направлена на работу с его состоянием, а не с содержанием его проблемы. Характерные черты кризисного консультирования — эмпатический контакт, безотлагательность, высокий уровень активности консультанта, ограничение целей нормализацией состояния, поддержка, фокусированность на основной проблеме, уважение.

Для осуществления кризисного консультирования психолог должен опираться на знание закономерностей протекания кризисов, вызванных разными инициирующими событиями. Наиболее часто кризисное консультирование осуществляется в связи со следующими проблемами клиентов:

− посттравматическое стрессовое расстройство, связанное с переживанием катастрофических событий, потрясением, вызванным участием в военных действиях или иных вооруженных столкновениях;

− пережитое физическое или сексуальное насилие;

− переживание острого горя, вызванного невосполнимой утратой;

− семейные и любовные проблемы, вызванные недопустимым, с точки зрения клиента, поведением партнера или ребенка;

− резкое ухудшение имущественного и социального статуса.

Поскольку кризисное консультирование преимущественно направлено на работу с состоянием клиента, психолог-консультант должен обладать умениями работать с различными разрушающими эмоциональными переживаниями. Прежде всего, это: гнев, чувство вины, страх и тревога, депрессия, переживание горя. Особенное внимание здесь уделяется риску развития суицидного поведения. Нередко клиент оказывается на консультации лишь после осуществления им неудачной суицидной попытки.

Кризисная психотерапия, в отличие от кризисного консультирования, показана при осложненных кризисах, приводящих к развитию болезненных состояний у человека, пережившего кризис, и осуществляется психотерапевтами на фоне медикаментозного лечения.


61. Нормативные документы, регламентирующие деятельность психолога в учреждениях образования. Требование к оформлению и ведению документации.

Комплект документации педагога-психолога общеобразовательного учреждения можно разделить на несколько блоков:

блок нормативной правовой и методической документации;

блок рабочей документации (организационно-планирующей и специальной).

Нормативная правовая документация включает документы, определяющие стандарты и нормативы профессиональной деятельности педагога-психолога в системе образования. В перечень нормативнойправовой документации входят:

Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 года "Об оказании психологической помощи";

Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28 декабря 2006 г. №132 "Об утверждении Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006 - 2010 годы";

Единый квалификационный справочник должностей служащих, НИИ труда, том IV, 2005. Должностные обязанности. Квалификационные требования (Выпуск 28 ЕКСД "Должности служащих, занятых в образовании", утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты от 28.04.01 № 53);

приказ Министерства образования от 17.05.2010 г. № 317 "О комплексных мерах по контролю за положением детей и учащейся молодежи, охране их жизни и здоровья, предупреждению попадания в социально опасное положение" и др.

В Законе "Об оказании психологической помощи" определена обязанность педагогов-психологов сообщать в правоохранительные органы информацию, составляющую профессиональную тайну, если она содержит сведения о совершенном особо тяжком преступлении либо о готовящемся тяжком, особо тяжком преступлении, а также установлен запрет на оказание психологической помощи на платной основе учреждениями своим работникам и обучающимся.

Основными документами организационно-планирующей документации являются:

Ø планы работы педагога-психолога на месяц, неделю (достаточно детализированный план на неделю исключает необходимость составления ежедневного плана работы);

Ø аналитический отчет педагога-психолога о работе за год (соответствующий документ должен включать анализ эффективности выполнения отдельных направлений деятельности, а также анализ обратной связи со всеми субъектами образовательной деятельности (запросы), формулировку нерешенных вопросов и проблем, примерный перечень задач на новый учебный год);

Ø аналитические материалы (справки) о результатах психодиагностических исследований, реализации программ психологической поддержки и планов оказания помощи конкретным категориям обучающихся, воспитанников, родителям;

Ø график работы педагога-психолога с обязательным указанием времени проведения индивидуальных консультаций для различных субъектов образовательного процесса, утвержденный руководителем учреждения образования (может составляться на четверть, корректироваться в соответствии с изменением расписания занятий, размещаться на тематическом стенде и двери рабочего кабинета);

Ø журнал учета индивидуальных и групповых консультаций для учащихся, родителей, педагогов.

Специальная документация — это особый вид документации педагога-психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности.

Ø психологические характеристики;

Ø психологические заключения;

Ø протоколы обследований, коррекционных занятий, бесед, и т.д.;

Ø карты психического развития;

Ø коррекционные карты;

Ø выписки из психологических заключений и карт развития.


62. Статус и профессиональное место психолога в образовательном учреждении.

Психолог - равноправный член педагогического коллектива и отвечает за эту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно - за психическое развитие и психологическое здоровье детей и школьников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.005 с.)