Методологические основы получения психодиагностических данных. Принципы организации психодиагностической деятельности практического психолога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические основы получения психодиагностических данных. Принципы организации психодиагностической деятельности практического психолога.



Первопроходцем и основателем методологии диагностики следует считать Л.С. Выготского и, вслед за ним, плеяду замечательных, в первую очередь, отечественных ученых А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, Г.Е. Сухареву, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн, К.М. Гуревича и многих их последователей.

Психодиагностика — наука и практика постановки психологического диагноза, т. е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков.

Целью психодиагностики является сбор информации об особенностях человеческой психики. Методологические основы психодиагностической деятельности психолога находятся в прямой зависимости от «позиционирования» психолога-практика, той теоретической концепции, которой он придерживается, и, безусловно, связаны с общей целью – оценкой психического развития клиента и соответствующими ей задачами.

К основным методикам психодиагностики относятся тесты интеллекта, достижений, специальных способностей, критериально-ориентированные тесты; опросники для выявления интересов, ценностных ориентаций личности; проективные методики диагностики установок,

отношений, предпочтений, страхов; психофизиологические методики измерения свойств нервной системы (работоспособность, темп деятельности, переключаемость, помехоустойчивость); малоформализованные методики (наблюдение, беседа).

Психодиагностика позволяет измерить не только актуальное психологическое состояние человека, но и прогнозировать поведение в самых различных ситуациях.

Практический психолог с помощью психодиагностики решает следующие основные задачи

1. Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения.

2. Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.

3. Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.

4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.

Подавляющее число психодиагностических методов можно разделить на две группы: экспертные (клинические) и стандартизированные (тестовые).

К основным принципам организации деятельности  относятся:

1. Теоретико-методологическое «позиционирование» психолога определяется необходимостью обозначить (признать) собственную теоретическую позицию, приверженность к определенной теоретической школе, научной концепции. ога.

2. Принцип единства методологии и диагностики (в дальнейшем и коррекции) исходит из необходимости теснейшей связи между теоретическими позициями психолога, соответствующей им методологии и использованием конкретных диагностических средств, «построенных» на основе той же методологии. Ведь нередки случаи, когда специалист говорит о «периодизации по Эльконину», «высших психических функциях», других основополагающих понятиях, но в то же время пользуется тестами и методиками и их анализом, разработанными, например, в русле аналитического подхода и т.п.

3. Принцип структурно-динамической целостности, понимание того, что отдельные стороны психического (психические функции и процессы, отдельные сферы) не изолированы, а проявляются целостно, системно.

4. Необходимость учета логики и последовательности нормативного развития Особенность становления отдельных психических структур, согласованность их качественных преобразований играет огромную роль и для определения типа развития, и для определения вероятностного прогноза динамики состояния в тех или иных условиях, и, тем более, для организации специализированной помощи. Знание логики и нормативной последовательности становления той или иной базовой структуры психического развития, соответствующих ей феноменологических особенностей в рамках того или иного возрастного диапазона является чрезвычайно важным компонентом диагностической практики специалиста и определенно должно рассматриваться в качестве одного из основных принципов оценки психического развития.

5. Терминологическая адекватность использованием в реальной практике психолога психологически адекватной терминологии, позволяющей четко отграничивать ее понятийный аппарат от семантики смежных дисциплин.

6. Этические принципы

7. Принцип профессиональной компетентности специалиста



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.005 с.)