Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социологические теории девиантного поведения ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Социологические объяснения причин девиации берут свое начало с работ одного из классиков социологии Э. Дюркгейма (1858-1917), который сформулировал концепцию аномии, т.е. массового отклонения от существующих в обществе норм как главной причины девиации. Давид Эмиль Дюркгейм — французскийсоциолог и философ, основатель французской социологической школы и предшественник структурно-функционального анализа. Наряду с Огюстом Контом, Карлом Марксом и Максом Вебером считается основоположником социологии как самостоятельной науки. Теория аномии. Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения может привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм). Позже идею аномии разрабатывал Ро́берт Ки́нг Ме́ртон — один из самых известных американских социологов двадцатого века. Аномия — это общественное состояние, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. При этом Дюркгейм вовсе не считал, что современное общество не имеет норм, напротив, общество обладает многими системами норм, в которых отдельному индивиду трудно ориентироваться. Аномия, таким образом, по Дюркгейму, это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения. Люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми. Теория культурного переноса Ряд социологов подчеркивает сходство между способом выработки девиантного поведения и способом выработки любого другого стиля поведения. Одним из первых к такому выводу пришел французский социолог Габриэль Тард, который еще в конце XIX в. сформулировавший теорию подражания для объяснения девиантного поведения. Работая окружным мировым судьей и директором отдела криминальной статистики, он убедился, что повторение в человеческом поведении играет значимую роль. Г. Тард утверждал, что преступники, как и «порядочные» люди, имитируют поведение тех индивидов, с которыми они встречались в жизни, которых знали или о которых слышали. Но, в отличие от законопослушных граждан они имитируют поведение преступников.
В 1920—1930-е гг., социологи Чикагского университета, пытаясь объяснить высокий уровень преступности в ряде районов Чикаго, провели ряд исследований, в результате которых обнаружили, что в отдельных кварталах города уровни преступности оставались стабильными в течение многих лет, несмотря на изменения в этническом составе населения. Ученые сделали вывод, что криминальное поведение может передаваться от одного поколения к другому, т.е. молодежь, живущая в зонах высокой преступности, усваивает преступные модели поведения. Более того, когда в эти районы въезжают представители других этнических групп, их детям девиантные модели поведения передаются от местной молодежи. Иначе говоря, молодые люди становятся правонарушителями, потому что общаются и заводят дружбу с теми подростками, у которых криминальные модели поведения уже укоренились. Эдвин Г. Сазерленд, используя выводы чикагских социологов, разработал теорию дифференциальной ассоциации, которая базируется на идеях символического интеракционизма и подчеркивает роль социального взаимодействия в процессе формирования взглядов и поступков людей. В обществе, включающем множество субкультур, некоторые социальные окружения обычно поощряют нелегальную деятельность, тогда как другие ей не способствуют. Индивидуумы становятся правонарушителями, общаясь с людьми, которые являются носителями криминальных норм. В основном, девиантному поведению обучаются в первичных группах (например, в группах сверстников). Таким образом, по мнению Э. Сазерленда, индивиды становятся правонарушителями в той степени, в какой они принадлежат окружению, следующему девиантным идеям, мотивировкам и методам. Чем раньше начнутся контакты индивида с криминогенным окружением, чем чаще, интенсивнее и длительнее будут эти контакты, тем выше вероятность того, что такой индивид тоже станет правонарушителем. Но в этом процессе задействовано не одно простое подражание. Девиантное поведение приобретается на основе не только подражания, но и научения; очень многое зависит от того, чему именно и от кого учатся индивиды. Итак, согласно теорииЭ. Сазерленда девиации обучаются.
Теория конфликта Хотя в последние десятилетия появилось множество новых направлений конфликтологического подхода к проблеме девиации, его происхождение восходит к марксистской традиции.Согласно ортодоксальной марксистской теории, правящий класс капиталистов эксплуатирует и грабит народные массы и при этом способен избежать возмездия за свои преступления. Трудящиеся — жертвы капиталистического угнетения — в своей борьбе за выживание вынуждены совершать поступки, которые правящий класс клеймит как преступные. Другие типы девиантного поведения — алкоголизм, злоупотребление наркотиками, насилие в семье, сексуальная распущенность и проституция — являются продуктами моральной деградации, основанной на беспринципной погоне за наживой и угнетении бедняков, женщин, представителей этнических меньшинств. Психологические и эмоциональные проблемы объясняются отчуждением людей от средств производства, с помощью которых они добывают себе средства к жизни, т.е. от самого базиса своего существования. Современный марксистский подход к проблеме девиации сформулировал американский социолог Ричард Квинни. Согласно Р. Квинни, правовая система США отражает интересы и идеологию правящего капиталистического класса. Закон объявляет нелегальными некоторые поступки, оскорбляющие мораль властей предержащих и представляющие угрозу для их привилегий и собственности: «Закон есть инструмент правящего класса. Криминальное право, в частности, есть средство, созданное и используемое правящим классом для сохранения существующего порядка. В Соединенных Штатах государство — и его правовая система — существуют для защиты и поддержания капиталистических интересов правящего класса». Для того чтобы «понимать природу преступления, необходимо понимать развитие политической экономии в капиталистическом обществе». Но если государство служит интересам капиталистического класса, то и преступление в конечном итоге представляет собой классово-обусловленный политический акт, заложенный в структуру капиталистической социальной системы. Теория стигматизации Приверженцы теории стигматизации Эдвин Лемерт, Говард Бекер и Кай Эриксон утверждают, что, во-первых, ни один проступок сам по себе не является криминальным или некриминальным по сути. «Отрицательность» поступка обусловлена не его внутренним содержанием, а тем, как окружающие оценивают такой поступок и реагируют на него. Отклонение всегда есть предмет социального определения. Выводы: психология девиантного поведения является одной из структур криминалистики, она рассматривает понятие нормы и отклонения в поведении индивида. Сложность дисциплины состоит в том, что до конца нельзя определить грань между тем как рассматривать индивидов, с точки зрения, здоровья и болезни. Существует множество теорий, объясняющих возникновение отклоняющегося поведения и большинство из них видят причину в социальной сфере, в обществе.
Контрольные вопросы по теме:
1. Необходимость возникновения психологии девиантного поведения как самостоятельной науки. 2. Объект, предмет, цели и задачи психологии девиантного поведения. 3. Особенности междисциплинарной науки. 4. Понятие нормы, девиантного поведения, девиации. 5. В чем различия понятий девиантное – делинквентное – пиступное поведение. 6. Креативность - это идеальная норма или отклоняющееся поведение. Рекомендуемая литература: Основная: 1. Петров С.П. Девиантное поведение: угрозы социума и личности: учебное пособие [Электронный ресурс] / С.П. Петров, С.Ю. Нарциссова. —Москва: Академия МНЭПУ, 2018. — 147 с. — URL:https://cloud.mail.ru/public/4LKk/4Ru6cKXqu 2. Родермель Т.А. Девиантное поведение подростков: философский и клинико-психологический аспекты: учебное пособие [Электронный ресурс] / Т.А. Родермель. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: НИЦ МИСИ, 2019. — 70 c. — URL:https://cloud.mail.ru/public/4LKk/4Ru6cKXqu 3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов [Электронный ресурс] / Ю.А. Клейберг. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 290 с. — (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). — URL:https://cloud.mail.ru/public/4LKk/4Ru6cKXqu
Дополнительная:
1. Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. — 286 с. — URL:https://cloud.mail.ru/public/4LKk/4Ru6cKXqu 2. Нефедова А.В. Психология девиантного поведения: курс лекций [Электронный ресурс] / А.В. Нефедова; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. — 76 с. — URL:https://cloud.mail.ru/public/4LKk/4Ru6cKXqu 3. Усова Е.Б. Психология девиантного поведения: учебно-методичский комплекс [Электронный ресурс] / Е.Б. Усова. — Минск: Изд-во МИУ, 2010. — 180 с. — URL:https://cloud.mail.ru/public/4LKk/4Ru6cKXqu 4. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. —Москва: 2014. — 261 с. — URL:https://cloud.mail.ru/public/4LKk/4Ru6cKXqu 5. Шнейдер Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков: учебное пособие [Электронный ресурс] / Л.Б. Шнейдер. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 219 с. — (Серия: Профессиональное образование). — URL:https://cloud.mail.ru/public/4LKk/4Ru6cKXqu
Интернет – ресурсы
1. Официальный сайт министерства образования и науки ДНР: сайт. — URL:http://mondnr.ru/ 2. Журнал Психопедагогика в деятельности правоохранительных органов: сайт. — URL:https://pp.omamvd.ru/ Электронный журнал Психология и право: сайт. — URL:http://psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.015 с.) |