Психология девиантного поведения как наука (соотнесение психологии девиантного поведения с другими науками. История возникновения). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология девиантного поведения как наука (соотнесение психологии девиантного поведения с другими науками. История возникновения).



 

История человека - это история человеческих сообществ. Как считает большинство ученых, первые организованные сообщества появились на нашей планете примерно 40-50 тысяч лет назад. Уже тогда человек придумал правила, регулирующие жизнь сообщества и поддерживающие его организацию. Правила эти претерпели длительную эволюцию, они много раз менялись и пересматривались, а правила разных сообществ, зачастую противоречили друг другу. Однако во все времена, эти правила решали одну важнейшую задачу: определяли, что можно и чего нельзя делать людям, живущим в сообществах. Наличие в правилах негатива - “нельзя” - подсказывает, что люди, создававшие правила, подразумевали возможность поведения, не укладывающегося в рамки правил. Так оно и было. Как только один человек придумал правила, другой человек начал их нарушать. Почему?! Зачем?! Для чего?! Это извечные вопросы, на которые до сих пор пытаются найти ответы психологи и социологи.

Правила, которые можно легко нарушать - уже не правила. Так возникли наказания, удерживающие людей от нарушения правил. Это не помогло. Человек нарушал правила, несмотря на наказание. Правила устанавливали норму, нарушители демонстрировали отклонения от этой нормы.

Вы, как юристы, как раз и работаете в структуре установления определенных правил, назначения наказаний.

В последние годы в связи с быстрым развитием нашего общества отмиранием многих старых устоев и в тоже время общей тенденции к гуманизации общества объективно возрос интерес к проблеме отклоняющегося поведения. Не просто с целью выявить и присудить наказание, а с целью профилактики или же коррекции. Это обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения. Больше внимания стало уделяться разработке способов коррекции, профилактики и реабилитации. Все это также стимулировало развитие психологии девиантного поведения как науки. Возникла необходимость знакомства с её основами более широкого круга специалистов: психологов, педагогов, юристов, медиков, социальных работников.

В зарубежной науке психология девиантного (отклоняющегося) поведения сложилась как самостоятельная научная и учебная дисциплина.

Термины «девиантность» и «девиация» связаны с именем французского социолога Эмиля Дюркгейма. Первоначально центральное место в исследовании девиантности занимали вопросы преступности. Для объяснения социальной девиации Э.Дюркгейм предложил концепцию аномии, что означает в переводе с французского «отсутствие закона, организации».

В России эта наука не имеет такого теоретического и эмпирического опыта: она на пути становления и развития. Тем не менее ни у зарубежных, ни у отечественных авторов нет единой точки зрения на термин «отклоняющееся поведение». И это является одним из вопросов на которые призвана ответить психология девиантного поведения.

Э. Саттерленд – автор теории дифференцированной связи, утверждал, что преступности обучаются, что преступная девиация является следствием многократного и продолжительного общения индивида с носителями девиантных норм поведения.

В отличие от криминологии, уголовного права и других правовых наук, рассматривающих отклоняющееся поведение в ракурсе нарушения норм права, мы будем использовать более широкое определение девиации как отступления от общепринятых ценностей и норм. И относить к девиантному поведению не только преступления и иные правонарушения, но и алкоголизм, пьянство, наркоманию, бродяжничество, тунеядство, детскую беспризорность, аморальное поведение и т. п.

Психология девиантного поведения — это междисциплинарная область научного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а также способы и методы их коррекции и терапии. (Менделевич В.Д.)

Сложность изучения психологии отклоняющегося (девиантного) поведения усугубляется: отсутствием ясной, четкой и единой системы в понятийном аппарате; новизной и трудоемкостью психологического материала; наличием большого количества вопросов, находящихся пока в стадии дискуссии.

Например, до сих пор нет единого мнения следует ли относить девиации поведения к патологии (то есть к признакам психических расстройств и заболеваний, обозначаемых как симптомы, синдромы), или же они должны быть признаны крайними вариантами нормы; являются ли девиации поведения этапами психопатологических нарушений (то есть донозологическими психическими расстройствами), или между поведенческими болезненными расстройствами и девиантными формами поведения нет особой связи; каковы причины (психогенез) отклоняющихся форм поведения: нарушения мозговой деятельности, навыков адаптивного поведения или социальных ожиданий; какие меры необходимы для восстановления адекватного поведения (если это возможно в принципе): психофармакологическая терапия или психологическая коррекция.

Как наука и учебная дисциплина психология девиантного поведения охватывает широкий спектр проблем социально-психологического, психолого-педагогического, нейро-психофизиологического, медицинского и криминолого-юридического характера, связанных с разными возрастными категориями.

В качестве объекта психологии девиантного поведения принято рассматривать субъектов социального взаимодействия (индивиды, группы, субкультуры).

Предмет психологии девиантного поведения: отклоняющиеся от разнообразных норм ситуационные реакции, а также особенности развития личности, приводящие к дезодаптации человека в обществе, нарушением самоактуализации и непринятием себя, в силу выработанных неадекватных моделей поведения.

Основной целью психологии девиантного поведения как науки является изучение социально-психологических причин и обусловленностей девиантных проявлений, генезиса, закономерностей и механизмов девиантного поведения как феномена современного общества.

При этом психология девиантного поведения ставит перед собой и ряд задач:

1) изучать качественные (структурные) особенности девиантного поведения, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;

2) анализировать психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в условиях девиантного поведения личности, межличностных и социально-педагогических взаимодействий;

3) исследовать социально-психологические, психолого-юридические, нейропсихологические и педагогические механизмы, лежащие в основе девиантного поведения, поскольку без их знания невозможно овладеть практическими средствами его превенции, профилактики и коррекции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 1023; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.007 с.)