Конвергенция естественно-научных и социально-гуманитарных знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конвергенция естественно-научных и социально-гуманитарных знаний



Понятие «конвергенция» (от-латинского convergo - приближа­юсь, схожусь) применительно к поставленной в заглавии параграфа проблеме, означает взаимоприближение, взаимодействие, взаимопро­никновение естественно-научных и социально-гуманитарных наук. Или, по меткому выражению Ф. Энгельса, можно говорить о возник­новении и пульсации своеобразного "идейного тока", между естест­венными и социальными науками.

Тем не менее, необходимо отметить, что идея конвергенции этих двух отраслей научного знания соседствует с противоположной точкой зрения, согласно которой между гуманитарными и естественными нау­ками существует пропасть, и она все больше и больше расширяется.

Именно такая позиция была высказана Ч. Сноу в 1959 г. в его знаменитой работе «Две культуры и научная революция». Здесь, в ча­стности, он отмечает, что гуманитарии квалифицируют ученых как поверхностных оптимистов, которых мало интересует человек. Есте­ственники же (в терминологии Сноу ученые) в свою очередь считают, что гуманитариям не хватает широты взгляда, они сводят мысль чело­века до экзистенциального (сиюминутного) момента и не интересуют­ся интеллектуальным опытом, накопленным в естественных науках.

Констатируя имеющиеся отличия между естественными и гу­манитарными науками, сегодня вряд ли можно утверждать, что до­минирует тенденция, отмеченная Ч. Сноу. Скорее наоборот, сторон-

31

ников конвергенции естественных и гуманитарных наук становится все больше и больше, поскольку анализ объективного процесса эво­люции науки указывает на преобладание именно этого направления. Попробуем аргументировать и развить данную позицию.

В конвергенции естественных и социально-гуманитарных на­ук можно выделить два направления:

а) проникновение естественных наук в социально-гуманитарные;

б) гуманитаризация естественно-технических наук. Остано­вимся на каждом из этих направлений подробнее.

О влиянии естественно-технических наук на социально-гуманитарные науки наговорено и написано много. И, пожалуй, главным здесь является процесс математизации и информатиза­ции социально-гуманитарных наук.

Использование математически-статистических методов в психологии, лингвистике, экономике, социологии на разных стади­ях и уровнях исследований, происходящих здесь, теоретическое моделирование социальных процессов с помощью компьютеров, применение кибернетических методов, системного подхода, новых информационных технологий, в частности Интернета, в организа­ции научных контактов, поиска нужной научной информации, со­вместного осуществления исследовательских проектов - вот непол­ный перечень продуктивного внедрения естественно-технических наук в социально-гуманитарные исследования.

Интересен и важен обратный процесс - внедрения социально-гуманитарных наук, соответствующих методов в научные исследова­ния, происходящие в области естественных наук. Применение лин­гвистических законов в процессе создания языков программирования, учет законов психологии при формировании научно-исследовательских групп, а также при создании систем человек-машина, использование эстетических законов при проектировании машин и механизмов - вот примеры продуктивного влияния социаль­но-гуманитарных наук на развитие естественно-технических знаний.

Процесс конвергенции естественно-технических и социально-гуманитарных наук рельефно проявляется в процедуре совместного решения ими тех или иных научных и практических проблем, в про­цессе междисциплинарных исследований. Обсуждение этого вопроса будет продолжено нами в теме № 12, здесь же приведем несколько ярких примеров таких междисциплинарных исследований.

32

Наиболее интересным, на наш взгляд, являются случаи, ко­гда один и тот же ученый при решении той или иной научной за­дачи выступает одновременно и как естественник (натуралист) и как гуманитарий.

Все это в первую очередь относится к творчеству выдающего­ся исследователя, нашего соотечественника В.И. Вернадского (1863-1945). Он впервые в истории естественных и гуманитарных наук на глобальном, планетарно-космическом уровне осуществил синтез геологических, биологических и социокультурных (гуманитарных) знаний в единую науку о гео-био-ноосфере.

Ноосфера Вернадского - это биосфера, переработанная науч­ной мыслью, подготовленная всем прошлым планеты. Научная мысль - такое же закономерно неизбежное, естественное явление, возникшее в ходе эволюции живого вещества, как и человеческий ра­зум, и она не может, по глубочайшему убеждению Вернадского, ни повернуть вспять, ни остановиться, ибо таит в себе потенцию разви­тия фактически безграничного.

Особую роль при этом Вернадский отводил геохимии, и биогео: химии, соединяющим науки о природе с науками о человеке. В этих науках человек есть "сила геологического характера, подготовленная миллиардами лет истории жизни в биосфере", ведущая к перестройке биосферы, превращения ее в ноосферу ("царство разума") - "новое геологическое явление на нашей планете".

Эта перестройка.осуществляется в процессе сложной эволю­ции биосферы, ее самосовершенствования, все более полного, актив­ного накопления и трансформации энергии, усложнения своей органи­зации и обогащения информацией. Вернадский различал три вида ре­альностей: 1) микроскопическую реальность; 2) реальность в области жизни человека; 3) реальность в глобальном космическом масштабе.

В качестве конкретных условий для развития ноосферы Вер­надский выделял: 1) усиление связей, в том числе политических, ме­жду всеми странами, могущими, в частности, составить и реализо­вать продуманную систему исключения войн; 2) выход в космос; 3) равенство людей всех рас и религий; 4) резкое преобразование средств связей; 5) свобода научной мысли.

.Поскольку научное творчество у Вернадского - сила, изме­няющая биосферу, особую.роль он отводил миссии ученого, сооб­ществу ученых. Прежде всего, в сфере научных работников, счита­ет Вернадский, "происходит психологический перелом величайшей

33

важности - растет неудовлетворение узкими размерами Земли., ис­кание мировой космической связи".

Что касается взаимосвязи методов разных наук и познаватель­ных традиций, то Вернадский отмечал, что «некоторые части даже со­временного научного мировоззрения» были достигнуты не путем на­учного искания или научной мысли, - они вошли в науку из религиоз­ных идей, из философии, из общественной жизни и искусства».

По мнению мыслителя, современная наука сейчас как никогда нуждается в «подпитке» идеями и понятиями, возникающими в об­ласти философии, искусства, религии, и эта процедура требует одно­временной работы мысли во всех областях человеческого знания.

Наконец, во.дзгаяд^.щ.человека Вернадский призывал «не потерять...чутко ценить даже слабые проявления человеческой ин­дивидуальности», продолжая развивать в данных призывах гумани­стические традиции.

Актуальной и в то же время показательной в плане сотрудни­чества естественно-технических и социально-гуманитарных наук яв­ляется решение разного рода эргономических задач, где под эргоно­микой понимают проектирование и оптимизацию трудовой деятель­ности человека, связанной с созданием и эксплуатацией всевозмож­ных технических устройств.

Для эффективной и надежной работы системы человек-машина необходимо наличие множества условий:

а) учет и использование таких личностных качеств, как образован­ность, уровень культуры, квалифицированность, потребность в самовы­ражении, потребность в общении и др., традиционно изучаемых такими социальными науками, как социология и социальная психология.

в) здоровье работника, наличие удовлетворительных усло­вий труда (освещенность, температурный режим, качество возду­ха, уровень шума и др.).

б) наличие современной техники с соответствующими техни­ческими параметрами: мощность, энергоемкость, надежность и др., традиционно изучаемых техническими науками.

Все это в комплексе плюс учет экологического параметра (влияния на окружающую среду) и является условием с одной сторо­ны высокопроизводительной работы техники, а с другой сохранения здоровья и развития личности в процесса труда.

Результатом взаимодействия социальных и естественных на­ук являются все расширяющиеся новые области междисциплинар­ных исследований: техническая эстетика, инженерная психология, 34

математическая лингвистика, семиотика, математическая психоло­гия, информационная эпистемология (теория познания), компью­терная этика, сетевая экономика и др. (подробнее о междисципли­нарных исследованиях в области социальных наук в теме № 12).

Процесс проникновения социально-гуманитарных наук в область естественно-технических, знаний идет не только на уровне применения последних методов и законов социальных наук, но и на уровне проник­новения в целом гуманитарного мышления в процесс получения и ос­мысления добытых в естественных науках знаний и техникотворчества.

При этом под гуманитарным мышлением будем понимать при­мат интересов человека, его физиологического и психического здо­ровья, перспектив нормального развития при анализе последствий тех или иных открытий в области естественных наук и технике.

Именно это имеется в виду, когда речь заходит о необходимо­сти оценивать социально-гуманитарными науками результаты и тенденции научно-технического прогресса с точки зрения интере­сов развития общества и личности.

Данная идея реализуется например в процедуре социально-гуманитарной экспертизы таких научно-технических проектов, как конструирование и внедрение в человеческий организм гибридных молекул ДНК, клонирование (выращивание из клеток организма та­кого же организма или отдельных органов), создание новейших ле­карств и нейрохирургические эксперименты, модифицирующие и регулирующие мотивацию поведения.

Учеными, политиками и обществом в целом давно уже выра­ботана установка, согласно которой основы плодотворного взаимо­проникновения естественных и гуманитарных наук необходимо за­кладывать еще на стадии получения образования. Именно на это направлен процесс гуманитаризации самой системы образования.

С ростом информационных потоков, с которыми сталкивается молодой человек, необходимо научить его оценивать хаотически развивающиеся системы знаний, свое место в этом неопределенном мире, и роль гуманитарных наук в этом главенствующая.

Гуманитарное знание является отражением органического трие­динства человека: его чувственного, интеллектуального и волевого начал. Поэтому формирование гуманитарного мышления предпо­лагает наряду с рационально-логической его стороной развития эмоционально-образной и волевой компоненты.

Частным случаем такого подхода является научение уме­нию видеть смысл за употребляемыми словами, развитие способ-

ности к распознаванию прямой и скрытой символики слов и зна­ков, пониманию культурологических условий, на фоне которых протекают те или иные социальные явления.

Система словесных значений составляет огромный пласт культуры, который в определенной степени существует независи­мо от сознания каждого отдельно взятого человека.

И этот важнейший пласт культуры должен быть введен в сознание молодого человека, освоен им, ибо каждое слово связано со множеством чувств, мыслей, ассоциаций и образов. А умение работать со словом не как с заданной раз и навсегда конструкцией, а как с пластичным, меняющим свой оттенок материалом, является важнейшей составной частью гуманитарной культуры.

Система образования должна в связи с этим искать и ищет новые формы образования, интегрирующие в себе логическое и эмоционально-образное восприятие, интерпретацию и трансформацию информационно­го поля как на уровне индивида, так и на уровне учебного коллектива.

В этом направлении многое сделано, но есть еще множество проблем: в частности, как отмечают эксперты, «В социально - гума­нитарных предметах уделяется больше внимания проблемам мира, природы, общества, культуры, чем человеку. В них недостаточной степени ставятся проблемы, относящиеся к внутреннему, духовному миру человека, к его поведению и действию, проблеме поиска им смысла жизни, места, роли и предназначения в мире» (57. С. 85).

«Гуманитаристика,....предполагая неоднозначное осмысление окружающего мира, порождает сомнения и ничего не предлагает вза­мен опыту и практике, разве что определенную традицию решения проблем. Студенту (естественно-технического профиля - Ю.Т.) сложно совместить два различных типа мышления. Поскольку он по преимуществу прагматик, то выбор делается не в пользу гуманитар­ного типа мышления и гуманитаристики в целом (29. С. 98).

В результате «престиж социально - гуманитарных наук в послед­нее время падает,...технократические ориентации преобладают над гу­манитарными...Образование, прежде всего в современной России, пре­следует цель подготовить квалифицированного специалиста, и уже во вторую очередь нацелено на широкое развитие личности" (57. С. 85-87). С этой целью предлагается «изменить содержание, целевые ориен­тации социально - гуманитарных дисциплин в плане их перехода с па­радигм "мир — человек", "общество — человек" и т.п. на "человек <-► мир <-> "Я" человека", "человек <-> общество <-► "Я" человека» (там же).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.019 с.)