Аромат влечения или влечение к аромату? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аромат влечения или влечение к аромату?



 

Морис Метерлинк однажды заметил: «Обоняние — единственная роскошь в области чувств, которой снабдила нас природа». При этом бельгийский драматург и поэт, вероятно, имел в виду, что по сравнению, скажем, с осязанием, зрением или слухом обоняние не играет важной роли и служит необязательным дополнением к основным органам чувств. Похоже, однако, что знаменитый литератор серьёзно заблуждался. Недавние исследования физиологов и психологов показали, что роль обоняния в мироощущении и поведении человека явно недооценена. Запахи оказывают на нас сильное влияние, которое, однако, самим человеком осознается смутно и неопределённо. А на самом деле многие наши поступки и настроения, симпатии и антипатии своим возникновением обязаны именно запахам.

Если задать любому человеку простой вопрос: «Какие бывают запахи?» — то и ответ, вероятно, тоже будет краток и прост: «Приятные и неприятные». Однако такой ответ совершенно необъясним с точки зрения физиологии, ибо для организма большинство запахов выступают как нейтральные. Конечно, испарения ядовитых веществ обладают специфическим запахом, который однозначно воспринимается как неприятный, потому что таит угрозу отравления. Но многие запахи никакой угрозы не содержат, а с другой стороны — они слишком эфемерны, чтобы доставлять организму осязаемую пользу. Тем не менее каких‑то запахов мы неосознанно сторонимся, а иные вдыхаем с наслаждением. Почему?

В большинстве случаев положительную или отрицательную эмоциональную окраску тот или иной запах приобретает в связи с тем, какое переживание было связано с ним, когда он был воспринят впервые. Воспринятый вновь, этот запах способен пробудить даже очень давние настроения и чувства. Этот психофизиологический механизм был известен ещё в далёкой древности. Индийские брамины носили на поясе маленькие флакончики с редкими благовониями, чтобы… запечатлеть в памяти наиболее яркие и приятные события своей жизни. Когда происходило нечто особенно желанное, брамин прикладывал к носу один из флакончиков, и сильный аромат сцеплялся в прочную ассоциацию с радостным ощущением. Впоследствии, даже годы спустя, особенно при столкновении с огорчениями и невзгодами, достаточно было снова откупорить заветный флакончик, чтобы добрые воспоминания нахлынули с удивительной яркостью.

Мы вдыхаем аромат свежескошенного сена, и в памяти рождается светлое чувство неподдельной детской радости, испытанное когда‑то летом в деревне. А вот запах лекарств с малых лет ассоциируется у нас с болью. Поэтому начинающим медикам необходима долгая закалка, чтобы научиться не реагировать на запах, который словно источают больничные стены.

Все эти сочетания рождены по закону, открытому ещё Аристотелем, — по сцеплению ассоциаций. Как выяснилось, это нетрудно доказать экспериментально. Английский психолог Майкл Керк–Смит предлагал нескольким испытуемым явно непосильную для них задачу. Во время работы на их обоняние воздействовали незнакомым для них запахом. Когда позднее им давали понюхать то же вещество, запах пробуждал в них отрицательные эмоции, связанные с испытанной неудачей. У людей безотчётно портилось настроение, опускались руки.

Вероятно, запахи можно использовать в практических целях — чтобы стимулировать у людей желаемые влечения и побуждения с помощью положительных ассоциаций. Такой опыт несколько лет назад проделали британские парфюмеры. Они исходили из того, что традиционные ароматы духов слишком абстрактны и неопределенны, не вызывают чётких положительных ассоциаций. А что же может их вызвать? Конечно же, ароматы здоровой вкусной пищи. Были разработаны особые духи, имитирующие аромат свежеиспечённых булочек, спелых фруктов и парного молока. Для мужчин специально создавались духи с запахом копчёной сёмги и бифштекса. Увы, экспериментальная апробация нового продукта продемонстрировала его полное фиаско. Мужчины и женщины при встрече с соответственно надушённым партнёром впадали в крайнее недоумение. Ни о каком взаимном влечении не было и речи. Таким образом выяснилось, что взаимная притягательность никак не связана с пищевыми ассоциациями. Так с чем же?

Этологи, изучающие поведение животных, давно разобрались, как братья наши меньшие используют обоняние для коммуникации с представителями своего вида. Для этих целей они выделяют секреты некоторых желез, «маркируя» ими границы своей территории или привлекая партнёра для спаривания. Эти секреты получили поэтому название «социальных гормонов», или феромонов.

Хотя наш обонятельный аппарат удивительно чувствителен, человек и другие приматы чувствуют запахи гораздо хуже большинства других видов животных. Некоторые учёные предполагают, что наши далёкие предки потеряли остроту обоняния, когда поднялись с земли на деревья. Поскольку острота зрения там была важнее, баланс между различными видами чувств сместился. В ходе этого процесса изменилась форма носа и уменьшился размер органа обоняния. Оно стало менее тонким и не восстановилось, даже когда предки человека снова спустились с деревьев.

Тем не менее способность различать запахи друг друга не утрачена нами полностью. Судя по всему, каждый из нас обладает своим индивидуальным запахом, который позволяет другим людям более или менее бессознательно идентифицировать нас «носом». Какие‑то запахи нас привлекают, какие‑то безотчётно отталкивают. Вероятно, в общении немаловажно, чтобы партнёры находили приятным запах друг друга, даже если не отдают себе отчёта в том, что различают его (недаром в народе бытует выражение «снюхались»).

Интересно, что женщины гораздо чувствительнее к запахам, чем мужчины. Американские исследователи давно заметили, что женщины–полицейские, сидящие в засаде, немного раньше чуют воров–взломщиков, чем полицейские–мужчины. Такое острое обоняние может быть единственным научным объяснением знаменитой женской интуиции.

Поговорку о том, что встречают по одёжке, наверняка придумали мужчины. Женщины «встречают» преимущественно по запаху. Подсознательно анализируя всю гамму запахов, исходящих от визави, женщина определяет своё к нему отношение. Интуиция подсказывает: этот — трус или, наоборот, бесстрашный человек, этот — добряк, но ему не хватает решительности, этот скряга и зануда, а этот — просто негодяй, но он мне нравится, ничего не поделаешь.

Правда, в современном городе существует множество «но». Одно из них — увлечение мужчин разнообразной парфюмерией, которая «сбивает со следа» женскую интуицию. Ещё в конце 70–х годов в Англии вошли в моду аэрозоли, содержащие мужской феромон андростерон. Предполагалось, что они бессознательно притягивают и возбуждают женщин, заставляя их воспринимать надушившихся мужчин как очень сексуальных. Многочисленные эксперименты подтвердили, что этот аэрозоль действительно имеет сексуально–привлекательный и возбуждающий эффект.

Однако, если мужчина предоставлен сам себе в выборе дезодорантов, лосьонов и одеколонов, он чаще всего подбирает для себя запах, подходящий его характеру, и делает это тоже интуитивно. Вот некоторые результаты исследований взаимосвязи запахов и мужского характера.

Непредсказуемые, жизнерадостные и общительные мужчины любят в основном восточные, мускатные и альдегидные ароматы.

Столь же непредсказуемые в поступках, но склонные к меланхолии, покою и стабильности отдают предпочтение сладким цветочным запахам.

Уравновешенные, энергичные, уверенные в себе мужчины любят шипровый, цветочно–мховый и фруктовый аромат.

Честолюбивые и довольно скрытные мужчины предпочитают альдегидно–цветочные и сухие запахи.

Мужчинам, правда, не следует переоценивать парфюмерные ароматы. Красотки из рекламных роликов, млеющие от запаха какого‑то модного лосьона или дезодоранта, — всего лишь плод небескорыстной фантазии парфюмерных фабрикантов. На самом деле, как считает Алан Хирш, директор Исследовательского фонда по изучению вкусов и запахов в Чикаго, сильный запах мужского одеколона способен… напрочь отбить сексуальное влечение у женщины. К такому выводу Хирш пришёл в результате многолетних исследований. Столь же угнетающе, по его мнению, действует на женщину запах жареного мяса. А привлекает, как ни странно, запах свежего огурца. Мужчины! Пригласив в гости даму, не торопитесь надушиться и не ставьте на стол шашлык. Может быть, огуречный салат больше подойдёт для романтического ужина…

Специально подобранные ароматы могут также принести немалую пользу в быту и на производстве. Так, японские психологи рекомендуют насыщать воздух в рабочих помещениях ароматами цветов и плодов. Эксперименты доказали, что аромат лимона, жасмина и эвкалипта повышает работоспособность и уменьшает сонливость. Особенно сильно выражено воздействие на операторов компьютерных систем — запах жасмина уменьшает ошибки при работе с клавиатурой на 30%, а лимона — на 5%. Многие компании ввели ароматическую профилактику, чтобы предохранить специалистов, ежедневно работающих перед экраном компьютеров, от сверхнагрузок. Недавно в токийской штаб–квартире строительной фирмы «Каджима» начала действовать управляемая компьютером вентиляционная система, распространяющая по зданию запрограммированные ароматы. Утром для того, чтобы снять со служащих транспортную усталость и сократить период «раскачки», в вентиляцию поступает запах лимона, во время обеденного перерыва — успокаивающий аромат розы, после обеда, когда клонит в сон, — бодрящие запахи эфирных масел и смол различных деревьев. Примеру «Каджимы» собираются последовать и другие фирмы.

 

Самый романтичный аромат

 

По мнению Алана Хирша, директора Исследовательского фонда по изучению вкусов и запахов в Чикаго, человек способен различать до десяти тысяч запахов. Но оказывается, в нашем техногенном мире с его ужасающей загрязнённостью и все возрастающим распространением искусственных материалов отношение к запахам проявляется весьма своеобразно у людей разных поколений.

Согласно данным проведённого недавно исследования, люди, родившиеся до 1930 года, испытывают ностальгию по следующим запахам: сосны, жимолости, розы, чердака, рыбы, лилий, свежеиспечённого хлеба, мыла, скошенной травы, черники, корицы, морского воздуха, луга, сжигаемых листьев. Родившиеся же после 1930 года испытывают какое‑то сентиментальное волнение, огцущая запахи горящей автопокрышки, авиационного топлива, машинного масла, пластика, выхлопных газов, лака для ногтей.

 

Любимый цвет

 

Установлено, что и мужчины, и женщины отдают предпочтение какому‑то одному цвету, по крайней мере, не больше, чем двум–трём (в зависимости от того, где эти цвета используются — в одежде, обстановке, окраске автомобиля и т. д.). Приятное или неприятное чувство, которое вызывает какой‑то цвет, может меняться с течением времени, но ведь и наш характер, наше эмоциональное состояние тоже меняются. Психологи утверждают, что так называемые «холодные» цвета (синий, зелёный и их производные) говорят о спокойствии, нежности, апатичности, грусти, а «тёплые» цвета передают сигналы о силе, властности, активности и радостном настроении.

Итак, попытайтесь вспомнить, понять, почувствовать, какой цвет вы предпочитаете всем остальным (или какой цвет предпочитает близкий вам человек), — и сделать соответствующие выводы. Такую же по важности информацию несёт в себе и нелюбимый цвет. Итак…

Красный — цвет страстей. Человек, который любит этот цвет, смелый, волевой, властный, вспыльчивый и общительный. Чаще всего альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает, комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стремление к стабильности в отношениях.

Оранжевый — любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. Но в геральдике этот цвет означает лицемерие и притворство.

Жёлтый цвет — символизирует спокойствие, непринуждённость в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, смелость, любопытство, лёгкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идёт о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенном, с которым трудно завязать знакомство.

Розовый — это цвет жизни, он говорит о потребности любить и быть добрее. Те, кому он нравится, люди впечатлительные и эмоциональные, могут радоваться по самому незначительному поводу. У людей прагматичных и рациональных такой цвет вызывает раздражение.

Коричневый цвет и все его оттенки предпочитают те, кто твёрдо и уверенно стал на ноги, кто ценит традиции, семью. Когда же такой цвет неприятен, это говорит о самолюбии и эгоизме, о том, что этот человек скрытен, с трудом идёт на откровенность.

Зелёный цвет — цвет надежды и открытого пути — в психологическом портрете несёт немного иные функции. Люди, предпочитающие этот цвет, настойчивы, последовательны, иногда упрямы в достижении цели. Они очень разборчивы в знакомствах и не очень хорошо ладят с сослуживцами из‑за собственной несговорчивости, негибкости, критичности, прямолинейности.

Синий цвет — цвет неба, его обычно связывают с духовным возвышением человека, его чистотой. Если нравится синий цвет, это говорит о скромности и меланхолии, ровном, спокойном настроении, стремлении к сотрудничеству и взаимопониманию. Эти люди — хорошие и исполнительные подчинённые. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление всемогущего и всесильного. Но на самом деле он — образец неуверенности и замкнутости.

Белый цвет — это синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом, «цветом мечты». В нем заложен многозначный смысл, поскольку он одновременно передаёт и сияние света, и холод льда.

Но, к сожалению, в психологическом отношении это малоинформативный цвет, поскольку, как установили исследования, его предпочитают люди с совершенно противоположными чертами характера. Единственное, о чем он может свидетельствовать — да и то косвенно, — об аккуратности и чистоплотности человека, предпочитающего этот цвет в своей одежде и в своём доме.

Чёрный цвет противостоит белому. Этот цвет неуверенности, символизирует мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в чёрное (не будем брать в расчёт траурную символику, которая только подчёркивает значение этого цвета), нередко воспринимает жизнь в мрачных тонах, неуверен в себе, несчастлив, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья чёрного цвета на более яркий, броский — показатель того, что пессимистические настроения временами развеиваются.

Серый цвет — любимый цвет рассудительных и недоверчивых, ранимых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое‑нибудь решение. Этот нейтральный цвет выбирают люди с повышенным эмоциональным контролем, тот, кто предпочитал бы оставаться в тени и не вступать в большое количество контактов.

 

Галстук кавалера

 

Галстук — насколько красноречива эта деталь мужского туалета? Вот какими наблюдениями делится с читательницами женского журнала «Фюр Зи» немецкий психолог Конрад В. Шпрайя.

Галстук в крапинку или в горошек. Мужчина, выбирающий галстуки с пёстрыми горошинами, точками, крапинками и кренделями, поистине неутомим. Он целеустремлён, честолюбив и преуспевает на профессиональном поприще. Правда, долго работать на одном месте он может лишь в том случае, если нашёл дело, которое ему по душе. В личных взаимоотношениях он ведёт себя похожим образом: если он встретил женщину своей мечты, то будет верен ей всецело и беспредельно.

Замечено, что галстук в крупный, разбросанный горох любят общительные мужчины, желающие привлечь к себе внимание. Мелкий горошек выбирают добросовестные работники, хорошие профессионалы. Хозяин галстука с рисунком в частый горошек — скорее всего человек замкнутый и неразговорчивый.

Галстук в полоску. Мужчина, предпочитающий галстук с поперечными, продольными или диагональными полосами (то есть тяготеющий к упорядоченному, геометрическому рисунку), корректен, абсолютно верен, надёжен и заботлив. Он был бы идеальным супругом, если бы уделял больше времени семье и детям. Однако работа для него превыше всего. Похоже, что строгие линии на галстуке помогают такому мужчине концентрировать своё внимание, способствуют сосредоточенности и рассудочному планированию. Не случайно полосатый галстук — классический атрибут преуспевающего бизнесмена.

Галстук в цветочек. Этот мужчина настоящий романтик, он добросердечен и руководствуется скорее чувствами, а не холодным разумом. Он умеет быстро завоевать доверие женщины, прежде всего — серьёзным отношением к ней. Мужчина этой категории часто имеет творческую профессию или же подобного рода хобби. Он стремится к гармонии, однако нередко смотрит на мир сквозь розовые очки и склонён закрывать глаза на неприятности. Хорошо, если его спутница твёрдо стоит на реальной почве и в состоянии при необходимости вернуть своего возлюбленного на грешную землю.

Галстук с орнаментом. В его вкусе небольшие фигурки, мелкая клеточка или сдержанный элегантный узор. Он надёжный супруг и ещё более надёжный деловой партнёр, ему смело можно довериться. Гостеприимен, обладает тонким чувством юмора и немалой фантазией (хотя иные его «невинные» шутки и выдумки не всем могут прийтись по вкусу). Ни при каких обстоятельствах не теряет над собой контроль, поэтому вряд ли кто слышал от него грубое слово. Однако эта черта характера может довести его жену до белого каления: его ничем не проймёшь, от любого упрёка он готов отшутиться.

Французские психологи значительно дополнили эти наблюдения. По их мнению, неглупые, уверенные в себе мужчины с изрядным чувством юмора или необычными чертами характера предпочитают галстуки с броскими, кричащими рисунками с неожиданными темами и дизайном. (Невольно вспоминаются вызывающие галстуки с яркими рисунками пальм, попугаев и т. п. у столичных стиляг 50–60–х годов.)

Совсем иное дело — однотонные галстуки. Серые и чёрные однотонные галстуки чаще всего выбирают «бесцветные» или «протокольные» мужчины (иными словами — «канцелярские крысы», склонные к педантичности и бюрократизму). Они во всем любят порядок, следуют установленным правилам, насторожённо относятся к любым новшествам. Стремятся быть «правильными» во всем, чем нередко просто бесят своих избранниц. Однако и в отношениях с женщинами такие мужчины также чаще всего «правильны» и последовательны (увы, нередко до занудства).

Светлый однотонный галстук яркого цвета скорее всего просто свидетельствует о недостатке вкуса. Ведь на фоне светлой рубашки он представляет собою всего лишь расплывчатое пятно. Ну а если рубашка темнее галстука, то, по мнению Дж. Т. Моллоя, автора бестселлера «Одежда для успеха», такой вариант годится только для гангстера.

Вообще преобладающий цвет галстука имеет немалое значение. Синий свидетельствует о надёжности и общительности, открытости и доброжелательности. Преобладание ярко–красного цвета в рисунке галстука выдаёт мужчину амбициозного и энергичного, стремящегося к власти. Темно–красный цвет предпочитают уверенные в себе мужчины. Светло–зелёный отличает мужчин, высоко оценивающих себя и предъявляющих высокие требования к окружающим. Женщинам, которых привлекают уют и тепло семейного очага, психологи советуют повнимательнее присмотреться к обладателям темно–зелёных и оливковых галстуков.

Определённое значение имеет и ткань, из которой сделан галстук. По некоторым наблюдениям, шерстяные галстуки предпочитают мужчины, которые не очень‑то любят обременять себя трудом и строгими обязательствами. Искренние мужчины часто выбирают вязаные галстуки.

Присмотримся к тому, как завязан галстук. Мужчина–лидер, человек самоуверенный и энергичный, предпочтёт полный виндзорский узел. Слабо затянутый узел ниже воротника красноречиво говорит о том, что перед вами личность творческая, богемная, либо человек, которому доверять не стоит. Впрочем, одно другого не исключает.

P. S. Если женщина полагает, что, подарив мужчине соответствующий галстук, ей удастся изменить характер своего избранника, придётся её разочаровать. Галстук отражает характер мужчины, но никак не влияет на него.

По этой причине надо быть весьма осторожным, пытаясь сделать психологические выводы по галстуку. Ведь очень часто эта деталь туалета бывает получена мужчиной в подарок, причём из женских рук.

 

Говорящие подмётки

 

Среди множества приёмов определения характера человека по внешнему облику самым необычным, пожалуй, можно считать метод японского профессора Яхиро Хиросава. На протяжении 30 лет Хиросава скрупулёзно изучал… подмётки. Исследовав свыше 600 тысяч экземпляров, он пришёл к убеждению, что сведения о физическом и психическом состоянии человека не хуже, чем по лицу или руке, можно получить, разглядывая обувь. «Необходимо только уметь читать «написанное» на обуви», — утверждает профессор. По его мнению, если каблук стёрт по внутреннему краю — мужчина нерешителен, а у женщины хороший характер. Если каблук сношен по наружному краю — его владелец инициативный человек, а если уж очень искривлён каблук наружу — владелец каблуков склонён к беспечности. Ровно сношенный мужской каблук указывает на дружелюбие хозяина обуви. Если речь идёт о женском каблуке, его хозяйка скорее всего хорошая мать.

 

Закурим...

 

Рассказывают, что, когда Колумб увидел, как курят аборигены Америки, он сказал: «Не понимаю, какое удовольствие они в этом находят». Этим вопросом психологи задаются по сей день. Можно предположить, что приобщение к курению происходит в силу действия социальных запретов. Курение — это преимущественное право самостоятельных взрослых людей. Детям курить не позволено. Поэтому для ребёнка курение является своего рода свидетельством, что человек стал большим, вышел из зависимого детского положения.

Для многих курильщиков курение представляет собой пережиток старого ритуала. Предложение закурить издавна служило способом установления Контакта. В то же время курение представляет собой воспроизведение одной из детских привычек. Вспоминая о своей защищённости в детстве, хотят, чтобы что‑нибудь находилось во рту.

Если повнимательнее проследить за тем, как в деталях протекает церемония курения, то можно сделать ряд выводов о самом курильщике. Если курильщик находит свои сигареты и зажигалку быстро и не задумываясь, то мы можем предположить, что он человек надёжный, корректный, любит порядок и знает, что ему нужно. А если он начинает по всем карманам искать спички или сигареты, то тем самым выдаёт свою склонность к поверхностности и забывчивости.

Мы также получаем определённую информацию от того, как тот или иной человек чиркает спичкой по стороне спичечной коробки. Если спичка перемещается по ней в направлении от себя, то можно предположить, что перед нами экстравертивный, то есть обращённый вовне человек. Если спичку перемещают в направлении к себе, то это свидетельствует скорее об интравертивном, то есть обращённом вовнутрь поведении и мироощущении.

Дальнейшую информацию мы получаем, судя по тому, как тот или иной человек держит сигарету, выпускает дым и стряхивает пепел.

Если курильщик выпускает дым вверх, это означает хорошее настроение, уверенность в себе, оптимистичное расположеный босс или глава преступной шайки обычно изображается как самодовольный и агрессивный человек, который, когда курит, откидывает голову назад, и направляет струю дыма в потолок, демонстрируя своё превосходство над окружающими.

Струя дыма, выпускаемая вниз, свидетельствует, наоборот, о подавленности и угнетённости, нерешительности, каких-либо затруднениях. Выдувание струи дыма вниз из уголка рта говорит о том, что человек настроен негативно и имеет какие-то задние мысли. Разумеется, надо исключить те случаи, когда курильщик выпускает дым вниз из деликатности, не желая задымлять окружающих.

Наблюдения за жестами курящих в условиях купли–продажи показывают, что те, кто принял положительное решение о покупке, выдыхают дым вверх, в то время как те, кто решил воздержаться, направляют струю вниз. Наблюдательный продавец, видя, как клиент выдыхает дым вниз, поспешит снова перечислить все преимущества товара, чтобы дать клиенту время изменить своё решение.

Выдувание дыма через ноздри отличает высокомерных, самоуверенных людей. В этом случае струя идёт вниз только благодаря расположению ноздрей, и зачастую человек поднимает голову вверх, отчего выглядит ещё более надменно. Если голова у человека наклонена вниз, когда он выдувает дым через нос, это значит, что он сердит. Своим видом в этот миг он напоминает разъярённого быка.

Если курильщик начинает прихорашиваться, вертеть сигарету, пускать колечки или показывать какие‑то фокусы с дымом — его смущает слишком серьёзная обстановка, ему кажется, что разговор следует повернуть в более интимное русло. Если курильщик начинает стряхивать пепел более часто, нежели это необходимо, это также указывает на внутренние проблемы, наличие дискомфорта. Если ваш собеседник, докурив свою сигарету едва до половины, неожиданно её гасит, значит он хочет закончить разговор. Беседа стала для него обременительной, он уже сделал для себя все необходимые выводы и не видит причин больше с вами разговаривать.

Медлительный курильщик относится к людям, которые больше любят наслаждаться и не торопясь взвешивать свои мысли и поступки. Тот, кто курит торопливо и нервно, и в остальном склонён к поспешным решениям и опрометчивым оценкам.

Обращать внимание следует и на то, как тот или иной курильщик обращается с сигаретой. Чем дальше сигарета от ладони, тем более деликатным и чувствительным может быть этот человек, а чем ближе сигарета к ладони, тем он может оказаться жёстче.

У мужчин часто также можно наблюдать, что они зажимают сигарету указательным и большим пальцами так, что её огонёк оказывается как бы зажатым в ладони. Такое очень редко наблюдаемое у женщин поведение, вероятно, объясняется тем, что мужчины чаще курят на открытом воздухе, защищая ладонью огонёк. Из этого можно сделать вывод и о том, что у таких людей прослеживается тенденция к защите и охране. Также редко и почти только у мужчин встречается такая манера курения, когда сигарету близко к ладони зажимают между указательным и средним или безымянным пальцами, а при затяжке всю ладонь подносят ко рту. Можно предположить, что эти люди испытывают затруднения в контактах с внешним миром и их внутренний мир зажат как в тисках.

Показателен сам выбор предмета курения. В нашей стране большинство предпочитает сигареты или их русскую разновидность — папиросы. Значительно реже, хотя в последнее время — все чаще, предпочтение отдаётся трубке и сигарам. Такой нетрадиционный выбор сам по себе свидетельствует о нестандартном стиле поведения, стремлении выделиться из однообразия повседневности.

Курение трубки предусматривает множество манипуляций. Почистить трубку, наполнить её, зажечь, выбить, продуть, уложить — этот набор ритуальных действий позволяет в случае необходимости снять нервное напряжение. Исследования в области психологии торговли показали, что курильщикам трубки требуется больше времени для принятия решения о покупке товара, чем курильщикам сигарет или некурящим, и что «трубочный ритуал», как правило, начинается тогда, когда наступают напряжённые моменты в презентации товара. Похоже, что любители трубок являются людьми, склонными не принимать скоропалительных решений, умеющими уйти от решения безобидным и социально приемлемым путём.

Курение сигарет, как и курение трубки, может выступать способом подавления внутреннего напряжения, позволяющим потянуть время перед принятием решения, но курильщики сигарет обычно принимают решения быстрее, чем трубочники.

Что касается сигар, то они всегда использовались как средство проявления своего превосходства и благополучия, благодаря их высокой стоимости и внушительным размерам. Неудивительно, что люди, курящие сигары, направляют дым почти исключительно вверх. Австралийский психолог Алан Пиз провёл интересное наблюдение. Однажды он присутствовал на банкете, на котором предлагались сигары, и заметил, что из 400 затяжек 320 были направлены вверх.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.042 с.)