Тема 3. Становление и развитие общественного контроля в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Становление и развитие общественного контроля в Российской Федерации



Общественный контроль - важный элемент жизнедеятельности всякого подлинно «культурного государства», «политика которого состоит из максимально обдуманных действий и которое использует все имеющиеся ресурсы на благо общества» [3; С. 48]. В правовой литературе много внимания уделяется принципам, способам осуществления, субъектам общественного контроля [4].

1. Истоки общественного контроля: история и современность. Прообразом общественного контроля в советской России выступал народный контроль (см.: Закон СССР от 30.11.1979 г. «О народном контроле в СССР»). Согласно закону, этот контроль сочетал госконтроль с общественным контролем трудящихся. Однако органы такого контроля, составляющие определённую вертикаль, являлись государственными органами. Этот закон утратил силу в 1991 г.

После прекращения Советского Союза как геополитической реальности в России были приняты нормативно-правовые акты, регулирующие общественный контроль: ФЗ от 04.04.2005 г. № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации», ФЗ от 10.06.2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и ряд других, большинство из которых действует и в настоящее время. Так, нормы об общественном контроле содержатся в Земельном кодексе РФ (ст. 72.1. «Общественный земельный контроль»), Жилищном кодексе РФ (ч. 8 ст. 20 об общественном жилищном контроле) и др. Но законодательно не было закреплено определение общественного контроля, не были сформулированы его цели, задачи, методы, не определены субъекты. В литературе отмечалось, что: «отсутствие единого закона об общественном контроле не позволяет говорить о нём как об эффективном способе выявления нарушений законодательства публичными субъектами» [1].

В 2014 г. был принят ФЗ от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», закрепивший правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных организаций и иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. Общественный контроль определён как «деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений».

Определены субъекты общественного контроля: 1) Общественная палата Российской Федерации; 2) общественные палаты субъектов Российской Федерации; 3) общественные палаты (советы) муниципальных образований; 4) общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

Для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством России, могут создаваться: общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы общественного контроля, иные организационные структуры общественного контроля. Граждане тоже имеют возможность участвовать в осуществлении общественного контроля в качестве общественных контролёров, общественных инспекторов и общественных экспертов, которые будут привлекаться субъектами общественного контроля. Негосударственные некоммерческие организации имеют право участвовать в осуществлении общественного контроля и быть организаторами таких его форм, как общественный мониторинг, общественное обсуждение.

2. Общественный контроль в сфере труда. В настоящее время правовое регулирование общественного контроля в сфере труда находится в зачаточном состоянии. В ФЗ от 17.07.1999 г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», утратившем силу в 2006 г., была ст. 22 об общественном контроле за охраной труда. Действующий в настоящее время Трудовой кодекс не содержит норм, регламентирующих общественный контроль. С 2013 г. действует Общественный совет при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации. Данный совет принимает участие в общественных обсуждениях ключевых вопросов и проектов нормативных актов в сфере труда - одной из форм общественного контроля, установленной ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Однако активность в данном направлении незначительна и носит спорадический характер, а информация о его деятельности крайне ограничена, что не позволяет сделать заключение об эффективности данного совета.

Вывод. Во-первых, правовое регулирование общественного контроля в современной республиканской истории России прошло два периода: до принятия Федерального закона 2014 г. «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и после его принятия, когда были конкретизированы порядок, субъекты и иные вопросы его осуществления.

Во-вторых, помимо ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» действуют и иные нормативные правовые акты, которые закрепляют реализацию общественного контроля в определённых сферах (выборы, земельные отношения, ЖКХ) и в отношении отдельных субъектов (лица, находящиеся в местах принудительного содержания, несовершеннолетние).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.005 с.)