Границы между институциональными и внеинституциональными культурными 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Границы между институциональными и внеинституциональными культурными



процессами очень условны, так же как и перечень структур, которые можно отнести

к культурным институтам. Например в рамках приведенного выше определения

культурного института наиболее типичными представителями этой категории, с моей

точки зрения, являются различные религиозные структуры и организации, научные

учреждения гуманитарного и философского профиля, а также все типы учебных

заведений. Однако в силу исторически сложившихся традиций ведомственного раз-

деления религия в нашем обществе не относится к области культуры (впрочем, и сама

139

церковная иерархия вряд ли согласится с таким отнесением) и поэтому в зону

рассмотрения культурных институтов не попадает. Что же касается научных и

учебных заведений, то по тем же самым причинам я вынужден ограничиться в своем

анализе лишь теми, которые занимаются научными исследованиями и подготовкой

специалистов непосредственно в области культуры, в ее узковедомственном, адми-

нистративном смысле - в области художественной культуры, библиотечного и

музейно-выставочного дела, охраны и реставрации культурно-исторического

наследия, а также культурно-досуговой, массово-просветительской, клубной, зрелищ-

ной и художественно-самодеятельной сферы.

В действительности номенклатура культурных институтов общества существенно

шире. Сюда относятся и уже упоминавшиеся религиозные структуры (включая

нетрадиционные и даже "антиобщественные"), быть может, более всех занятые

распространением ценностно-нормативных установок; и многочисленные государст-

венные учреждения и подразделения политико-идеологического и законотворческого

профиля (например идеологические отделы в бывшей КПСС и политорганы в армии

были типичными культурными институтами, конечно, узкопрофильной направ-

ленности); и разнообразные общественные организации - от политических партий до

профессиональных союзов, клубов и кружков по интересам; и, разумеется,

воспитательные, просветительские и образовательные заведения; средства массовой

информации, издательства и иные культурно-коммуникативные органы; учреждения

по функционально-эстетической организации среды обитания людей (архитектурно-

градостроительные, дизайнерские и пр.); рекламные и туристические структуры; вся

система спортивного воспитания и профессионального спорта (физическая культура,

культура тела, здоровья, красоты, как и эротическая культура, всегда были сущест-

венными составляющими культурного комплекса человека в целом) и множество

иных институций общественной жизни, создающих экстраутилитарный, нормативно-

ценностный продукт, систему "текстов", задающих нормативные образцы и призван-

ных регулировать ценностные ориентации людей.

Под "текстами" имеются в виду не только вербальные (словесные устные и

письменные) изречения в литературе, СМИ, на митингах, в храмах, в бытовом

общении и т.п., но и ценностные смыслы, изложенные на любых невербальных

(несловесных) языках: в эстетике архитектурных, художественных и дизайнерских

форм; в эмоционально и интеллектуально ассоциативных музыкальных, театральных,

кинематографических и хореографических произведениях; в телепрограммах и

репортажах; в моде на одежду, машины, обстановку квартир, стиль поведения и иные

формальные атрибуты социальной престижности или самоотнесения себя к

определенной социальной среде в ритуально-церемониальных мероприятиях (военных

парадах, похоронах, официальных приемах, презентациях, свадьбах и т.п.); в

символике религиозных обрядов; в этикете обыденного поведения; и пр.

 

Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию.

11. Фундаментальная культурология изучает культуру с целью теоретического и исторического познания. Она вырабатывает категориальный аппарат, разрабатывает методы исследования культурных процессов. Прежде всего в этом смысле выделяется теория культуры, которая занимается выявлением основных форм культуры, соотношением различных культур между собой (их взаимовлиянием и взаимопроникновением), а также исследованием взаимодействия культур и внекультурных организаций.

Реально в практике фундаментальной культурологической науки с большей или

меньшей очевидностью формируются три основных направления исследований (по

объекту):

-социальная и культурная антропология, акцентирующая свое внимание на

социокультурных процессах и явлениях, порождаемых людьми в ходе их совместной

(коллективной) жизнедеятельности, и "объективирующая" человека в формах его

социальной практики (т.е. абстрагирующаяся от его личностных, индивидуализи-

рующих черт как творца и потребителя культуры и рассматривающая его как

условного функционального субъекта культурных процессов);

- психологическая антропология, сосредоточенная, напротив, на проблемах

"субъективации" личности, проявляющейся в процессах ее социализации и

инкультурации, творческой, вариативной интерпретации индивидом норм, образцов,

стереотипов и иных выражений его "окультуренности" в данной социокультурной

среде;

- культурная семантика, изучающая культурные феномены прежде всего как

средство коммуникации между обществом и личностью, между индивидами внутри

сообщества, как информационные носители, с помощью которых кодируется и транс-

лируется социально значимая информация, выраженная на том или ином вербальном

(или невербальном) языке в чертах технологий и результатов (продуктов) всякой

человеческой деятельности.

Несмотря на различие объектов исследования (общество, личность и языки комму-

никации между ними), сущностный предмет исследования во всех названных случаях

остается тем же самым: ценностно-нормативные и регулятивно-коммуникативные

механизмы организации жизнедеятельности людей.

Названные направления фундаментальной культурологии по уровням изучаемых

объектов и научных обобщений могут быть иерархизированы по своей внутренней

структуре на четыре уровня: общие закономерности, системные явления, устойчиво

повторяющиеся явления и единичные явления. Таким образом, предлагается

"нисходящий" путь выстраивания структуры культурологического знания от наиболее

общих к единичным феноменам

12. Прикладная культурология ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в определенных целях. Она занимается разработкой специальных технологий по передаче культурного опыта. В прикладной культурологии формируются такие приемы исследования как музееведение, архивное дело, библиотечное дело и некоторые другие.

Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.

Прикладная культурология существует везде. Комплекс культурологического знания используется:
>в экономической среде, для моделирования потребностей рынка, в системе маркетинговых исследований.
>в политике, для моделирования электората, при реализации политических программ.
В прикладной культурологии два основополагающих понятия - социокультурная практика и социокультурное проектирование.
Социокультурная практика - любая форма активности, проявляющаяся в социокультурной системе.
Социокультурная система - целостность в виде людей.
Социокультурная практика - влияние на взаимоотношения, на способность жизни в этой системе. Категория практика предполагает категорию субъекта.
Прикладная культурология - социокультурная практика, регулирующаяся моделями и научным знанием.
Научное знание - структурирующее начало, оно придает новые значения и смыслы - здесь возникает прикладная культурология. Человек, применяющий научное знание на практике, является носителем прикладной культурологии..



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.008 с.)