Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Границы между институциональными и внеинституциональными культурными
процессами очень условны, так же как и перечень структур, которые можно отнести к культурным институтам. Например в рамках приведенного выше определения культурного института наиболее типичными представителями этой категории, с моей точки зрения, являются различные религиозные структуры и организации, научные учреждения гуманитарного и философского профиля, а также все типы учебных заведений. Однако в силу исторически сложившихся традиций ведомственного раз- деления религия в нашем обществе не относится к области культуры (впрочем, и сама 139 церковная иерархия вряд ли согласится с таким отнесением) и поэтому в зону рассмотрения культурных институтов не попадает. Что же касается научных и учебных заведений, то по тем же самым причинам я вынужден ограничиться в своем анализе лишь теми, которые занимаются научными исследованиями и подготовкой специалистов непосредственно в области культуры, в ее узковедомственном, адми- нистративном смысле - в области художественной культуры, библиотечного и музейно-выставочного дела, охраны и реставрации культурно-исторического наследия, а также культурно-досуговой, массово-просветительской, клубной, зрелищ- ной и художественно-самодеятельной сферы. В действительности номенклатура культурных институтов общества существенно шире. Сюда относятся и уже упоминавшиеся религиозные структуры (включая нетрадиционные и даже "антиобщественные"), быть может, более всех занятые распространением ценностно-нормативных установок; и многочисленные государст- венные учреждения и подразделения политико-идеологического и законотворческого профиля (например идеологические отделы в бывшей КПСС и политорганы в армии были типичными культурными институтами, конечно, узкопрофильной направ- ленности); и разнообразные общественные организации - от политических партий до профессиональных союзов, клубов и кружков по интересам; и, разумеется, воспитательные, просветительские и образовательные заведения; средства массовой информации, издательства и иные культурно-коммуникативные органы; учреждения по функционально-эстетической организации среды обитания людей (архитектурно- градостроительные, дизайнерские и пр.); рекламные и туристические структуры; вся
система спортивного воспитания и профессионального спорта (физическая культура, культура тела, здоровья, красоты, как и эротическая культура, всегда были сущест- венными составляющими культурного комплекса человека в целом) и множество иных институций общественной жизни, создающих экстраутилитарный, нормативно- ценностный продукт, систему "текстов", задающих нормативные образцы и призван- ных регулировать ценностные ориентации людей. Под "текстами" имеются в виду не только вербальные (словесные устные и письменные) изречения в литературе, СМИ, на митингах, в храмах, в бытовом общении и т.п., но и ценностные смыслы, изложенные на любых невербальных (несловесных) языках: в эстетике архитектурных, художественных и дизайнерских форм; в эмоционально и интеллектуально ассоциативных музыкальных, театральных, кинематографических и хореографических произведениях; в телепрограммах и репортажах; в моде на одежду, машины, обстановку квартир, стиль поведения и иные формальные атрибуты социальной престижности или самоотнесения себя к определенной социальной среде в ритуально-церемониальных мероприятиях (военных парадах, похоронах, официальных приемах, презентациях, свадьбах и т.п.); в символике религиозных обрядов; в этикете обыденного поведения; и пр.
Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. 11. Фундаментальная культурология изучает культуру с целью теоретического и исторического познания. Она вырабатывает категориальный аппарат, разрабатывает методы исследования культурных процессов. Прежде всего в этом смысле выделяется теория культуры, которая занимается выявлением основных форм культуры, соотношением различных культур между собой (их взаимовлиянием и взаимопроникновением), а также исследованием взаимодействия культур и внекультурных организаций.
Реально в практике фундаментальной культурологической науки с большей или меньшей очевидностью формируются три основных направления исследований (по объекту): -социальная и культурная антропология, акцентирующая свое внимание на социокультурных процессах и явлениях, порождаемых людьми в ходе их совместной (коллективной) жизнедеятельности, и "объективирующая" человека в формах его социальной практики (т.е. абстрагирующаяся от его личностных, индивидуализи- рующих черт как творца и потребителя культуры и рассматривающая его как условного функционального субъекта культурных процессов); - психологическая антропология, сосредоточенная, напротив, на проблемах "субъективации" личности, проявляющейся в процессах ее социализации и инкультурации, творческой, вариативной интерпретации индивидом норм, образцов, стереотипов и иных выражений его "окультуренности" в данной социокультурной среде; - культурная семантика, изучающая культурные феномены прежде всего как средство коммуникации между обществом и личностью, между индивидами внутри сообщества, как информационные носители, с помощью которых кодируется и транс- лируется социально значимая информация, выраженная на том или ином вербальном (или невербальном) языке в чертах технологий и результатов (продуктов) всякой человеческой деятельности. Несмотря на различие объектов исследования (общество, личность и языки комму- никации между ними), сущностный предмет исследования во всех названных случаях остается тем же самым: ценностно-нормативные и регулятивно-коммуникативные механизмы организации жизнедеятельности людей. Названные направления фундаментальной культурологии по уровням изучаемых объектов и научных обобщений могут быть иерархизированы по своей внутренней структуре на четыре уровня: общие закономерности, системные явления, устойчиво повторяющиеся явления и единичные явления. Таким образом, предлагается "нисходящий" путь выстраивания структуры культурологического знания от наиболее общих к единичным феноменам 12. Прикладная культурология ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в определенных целях. Она занимается разработкой специальных технологий по передаче культурного опыта. В прикладной культурологии формируются такие приемы исследования как музееведение, архивное дело, библиотечное дело и некоторые другие. Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов. Прикладная культурология существует везде. Комплекс культурологического знания используется:
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.008 с.) |