Тема № 19. Конституционное право Исламской Республики Иран 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 19. Конституционное право Исламской Республики Иран



Глава государства. Правительство. Парламент. Государственная система Ирана. Государственная власть осуществляется законодательной, исполнительной и судебной властями, находящимися под контролем политического и духовного Руководителя (лидера) страны. Этот пост занимает Богослов (факих), которого определяет и назначает особый орган – Совет экспертов. В обязанности Руководителя входит: определение генеральной линии в политике Ирана и контроль за правильностью ее претворения в жизнь, командование вооруженными силами, объявление войны и мира, назначение и отстранение от должности факихов Совета по охране Конституции, главы судебной власти, начальника объединенного штаба, главнокомандующего Корпусом стражей Исламской революции, главнокомандующих вооруженными силами и внутренними войсками, подписание указа о назначении Президента после его избрания, объявление амнистии или смягчение приговоров. Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту – Собранию (меджлису) исламского совета, состоящему из 270 депутатов, избираемых прямым и тайным голосованием сроком на четыре года. Меджлис: утверждает состав правительства, принимает законы, ратифицирует договоры и соглашения с иностранными государствами,       утверждает проект бюджета. Глава государства – Президент, избираемый прямым голосованием сроком на четыре года. Никто не может занимать этот пост более чем на два срока подряд. Президент: несет ответственность за выполнение Конституции, руководство исполнительной властью, возглавляет Кабинет министров, назначает самих министров и представляет их на утверждение Меджлису, подписывает договоры и соглашения с другими государствами. Как глава Кабинета министров Президент наблюдает за работой министров и координирует их деятельность. Президент отвечает перед Меджлисом за деятельность правительства. Президент может отправить в отставку любого члена правительства или Кабинет в целом. В этом случае он должен получить вотум доверия от Меджлиса. Высшей судебной инстанцией является Высокий совет правосудия, состоящий из пяти членов, срок полномочий которых – пять лет. Высокий Совет Правосудия входит: Главный судья Верховного суда, Генеральный прокурор. Оба должны быть шиитскими муджтахидами. В компетенцию Высокого Совета Правосудия входят: утверждение смертных приговоров, подготовка законопроектов, относящихся к судебной власти, рекомендует премьеру-министру кандидатов на должность министра юстиции. Контроль за правильным исполнением закона, обеспечением их единого толкования осуществляется Верховным судом. Председатель Верховного суда и Генеральный прокурор назначаются Высоким Советом Правосудия на пять лет. Верховный суд является апелляционной инстанцией, проверяющей решения нижестоящих судов. Военная прокуратура и военные суды являются частью судебной власти, и на них распространяются все принципы, относящиеся к этой власти. Конституция предусматривает также создание суда административной юстиции для рассмотрения жалоб граждан на действия правительственных органов и их должностных лиц, а также оспаривания подзаконных актов. Судьи всех судов должны знать мусульманское право, а также отвечать другим требованиям, установленным Высоким Советом Правосудия. Финансовый суд проверяет или инспектирует все счета министерств, государственных предприятий и учреждений, и других структур, которые хоть в какой-то степени используют государственный бюджет страны, дабы убедиться в том, что расходы не превысили утвержденные кредиты и что каждая сумма потрачена правильно. Финансовый суд готовит соответствующие выкладки, счета и документы и представляет Меджлису отчет о выполнении бюджета за каждый год с приложением своих выводов и предложений.

 

4.3.1. Тематический план дисциплины (очная форма обучения)

Наименование тем

Количество часов по учебному плану

Максимальная нагрузка студентов (часов)

 

Аудиторная нагрузка

КСР

Курс.р

 

Форма текущего / промежут. контр.

Самост.работа

Всего,

в т.ч. в интерактив. форме

В том числе

лекции практ. заня- тия
1. Предмет и метод, источники конституционного права зарубежных стран. 6 3 1 2 ОК-1, ПК-1   Опрос, позитивное комментирование ответов 3
2. Конституции зарубежных стран. 6 3 1 2 ОК-1, ПК-2   Опрос, групповая дискуссия 3
3. Конституционно-правовой механизм государственной власти. 4  (1)   1 ОК-2, ПК-2   Лекция-дискуссия, опрос 3
4. Конституционно-правовые основы общественного строя в зарубежных странах. 4 1   - 1 ОК-2, ПК-2   Опрос, позитивное комментирование ответов 3
5.     Основы правового положения личности в зарубежных странах. 4 1 - 1 ОК-3, ПК-9   Опрос 3
6. Формы государства зарубежных стран. 4 3 (1)   1 ОК-3, ПК-9   опрос 3
7. Избирательное право и избирательная система зарубежных стран. 5 2 - 2 ОК-5, ПК-15   Опрос 3
8. Парламент в зарубежных странах. 7 3 (1) 1 (1) 2 ОК-5, ПК-15   дискуссия, опрос 3
9. Правительство в зарубежных странах. Глава государства в зарубежных странах. 4 3 (1)   1 ОК-5, ПК-9   опрос, позитивное комментирование ответов 3
10. Судебная власть в зарубежных странах. 6 3 1 2 ОК-6, ПК-15   Опрос 3
11. Местное управление и самоуправление в зарубежных странах. 4 2 - 1 ОК-6, ПК-9   Опрос 3
12. Конституционное право США. 7 3 (2) 1 2 (2) ОК-6, ПК-15   Опрос 4
13. Конституционное право Франции. 7 3 (2) 1 2 (2) ОК-3, ПК-9   Опрос, работа в малых группах 4
14. Конституционное право Германии. 6 3 (2) 1 2 (2) ОК-6, ПК-15   Опрос 3
15. Конституционное право Великобритании. 6 3 (2) 1 2 (2) ОК-2, ПК-2   Опрос, работа в малых группах 3
16. Конституционное право Испании. 5 3 (2)   2 (2) ОК-3, ПК-9   Опрос 3
17. Конституционное право Японии. 6 3 (2) 1 2 (2) ОК-6, ПК-15   Опрос, работа в малых группах 3
18. Конституционное право Китайской Народной Республики. 6 3 (2) 1 2 (2) ОК-3, ПК-9   Опрос 3
19. Конституционное право Индии. 6 3 1 2 ОК-2, ПК-2   Опрос, групповая дискуссия 3
20. Конституционное право Исламской Республики Иран. 6 3 1 2 ОК-6, ПК-15   Опрос, групповая дискуссия 3
  Всего: 108 46 12 34     Зачет 62

 

4.3.2. Тематический план дисциплины (заочная форма обучения)

Наименование тем

Количество часов по учебному плану

Максимальная нагрузка студентов (часов)

 

Аудиторная нагрузка

КСР

 

 

Форма текущего / промежут. контр.

Самост.работа

Всего,

в т.ч. в интерактив. форме

В том числе

лекции практ. заня- тия
1. Предмет и метод, источники конституционного права зарубежных стран. 5 - - - 1 ОК-1, ПК-1 Контроль самостоятельной работы 5
2. Конституции зарубежных стран. 7 2 - 2   ОК-1, ПК-2 Опрос, групповая дискуссия 5
3. Конституционно-правовой механизм государственной власти. 6 1 1 -   ОК-2, ПК-2 Контроль самостоятельной работы 5
4. Конституционно-правовые основы общественного строя в зарубежных странах. 5 - - - 1 ОК-5, ПК-15 Контроль самостоятельной работы 5
5.     Основы правового положения личности в зарубежных странах. 5 - - -   ОК-6, ПК-15 Контроль самостоятельной работы 5
6. Формы государства зарубежных стран. 7 2 - 2     Опрос, аннотирование 5
7. Избирательное право и избирательная система зарубежных стран. 5 - - -   ОК-3, ПК-9 Контроль самостоятельной работы 5
8. Парламент в зарубежных странах. 4 - - -   ОК-6, ПК-15 Контроль самостоятельной работы 4
9. Правительство в зарубежных странах. Глава государства в зарубежных странах. 4 - - -   ОК-6, ПК-15 Контроль самостоятельной работы 4
10. Судебная власть в зарубежных странах. 4 - - -   ОК-6, ПК-15 Контроль самостоятельной работы 4
11. Местное управление и самоуправление в зарубежных странах. 4 - - -   ОК-5, ПК-9 Контроль самостоятельной работы 4
12. Конституционное право США. 8 3 (2) 1 2 (2)   ОК-5, ПК-9 Опрос 5
13. Конституционное право Франции. 5 - - - 1   Контроль самостоятельной работы 5
14. Конституционное право Германии. 5 - - - 1 ОК-6, ПК-15 Контроль самостоятельной работы 5
15. Конституционное право Великобритании. 7 2 (2) - 2 (2)   ОК-6, ПК-15 Опрос, работа в малых группах 5
16. Конституционное право Испании. 5 - - -   ОК-3, ПК-9 Контроль самостоятельной работы 5
17. Конституционное право Японии. 5 - - -   ОК-3, ПК-9 Контроль самостоятельной работы 5
18. Конституционное право Китайской Народной Республики. 7 - - 2   ОК-5, ПК-9 Контроль самостоятельной работы 5
19. Конституционное право Индии. 5 - - -   ОК-6, ПК-15 Контроль самостоятельной работы 5
20. Конституционное право Исламской Республики Иран. 5 - - -   ОК-3, ПК-9 Контроль самостоятельной работы 5
  Всего: 108 10 2 8     Зачет 98

 

5. О ценочные средства для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Применяется балльно-рейтинговая система оценки учебной работы студентов. Являясь комплексной оценкой в баллах качества учебной работы студентов при освоении ими основных образовательных программ высшего профессионального образования, балльно-рейтинговая система выполняет функции инструмента управления образовательным процессом, обеспечивающим мотивацию студентов к систематической учебной работе в течение семестра и распределение студентов в рейтинге по результатам накопленной оценки их персональных достижений в учебной и научной деятельности.

       Балльно-рейтинговая система оценки качества учебной работы студентов повышает качество учебного процесса в ВУЗе благодаря объективности оценки результатов обучения студентов путем выставления оценок в баллах с более широким диапазоном; а также путем стимулирования студентов к систематическому выполнению всех видов учебной работы не только аудиторной, но и самостоятельной, к участию в научно-исследовательской и общественной работе.

       Однако реализация ее была бы невозможна, если бы не применялись информационно-коммуникационные технологии. Так как балльно-рейтинговая система предполагает постоянную оценку учебной работы студента при усвоении им модулей, которые являются минимальной единицей освоения учебного материала в течение учебного семестра в баллах или процентах, то осуществление модульного контроля освоения студентом учебного материала и достижения практических умений и навыков необходимо проводить путем применения информационно-коммуникационных технологий. Так, текущая аттестация студента, как оценка результатов работы студента в течение семестра проводится в виде таблицы с использованием приложения к Microsoft Office программы Microsoft Excel.

В качестве оценочных средств в процессе текущего контроля используются: устный опрос (вопросы), групповая дискуссия по проблематике, тестирование, презентации, доклады по тематике дисциплины, ситуационные и теоретические задачи (кейсы), «круглый стол», «панельная дискуссия».

В качестве оценочных средств в процессе промежуточного контроля (зачет) используются устный опрос (вопросы), тестирование (для очной формы обучения), а также субсидиарно-бонусная система, позволяющая учитывать посещаемость и активность обучающихся на практических и семинарских занятиях.

6. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература:

1.Автономов А.С. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. М.: Проспект, 2010.

2. Акрановский К.В. Государственное право зарубежных стран. М.: Инфра, 2011.

3. Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. М.: Эксмо, 2011.

4. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М.: БЕК, 2011.

5. Благож И. Формы правления и права человека в буржуазных государствах. М.2010.

6.Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М.: Юрист, 2011.

7. Богдановская И.Ю. Закон в английском праве. М.: Наука, 2012.

8.Бурнашев А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск.2010.

9. Василенко И.А. Административно- государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия.: Уч. Пособие. Рек. МО РФ. М.: Логос, 2011.

10. Государственное право зарубежных стран. / Отв. ред. К.В. Арановский, М., 2010.

11. Григонис Э.П. Конституционное право зарубежных стран. Курс лекций. СПб.: Питер, 2012.

12. Дмитриев Ю.А. Основы теории конституционного права. М.: Весь мир, 2010.

13. Иностранное конституционное право. Учебное пособие, Под ред. В.В. Маклакова. М.: Юристъ, 2011.

14. Клишас А.А. Конституционная юстиция в зарубежных странах. М.: Международные отношения, 2010.

15. Ковешников Е.М. и др. Конституционное право стран СНГ. Учебник для вузов. М.: Норма, 2012.

16. Конституции государств Европы. В 3 т. М.: Норма, 2011.

17. Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. 5-е изд. /Сост. проф. В.В. Маклаков. М.: Волтерс Клувер, 2010.

18. Конституции стран СНГ и Балтии / Сост. канд. юрид. наук, доцент Г.Н. Андреева. М.: Юристъ, 2012.

19. Конституционное право. Словарь / Отв. ред. проф. В.В. Маклаков. М.: Юристъ, 2011.

20. Конституционное право зарубежных стран: Конспект лекций в схемах. Ред.-Сост. В.П. Водопьянов. М.: ПРИОР, 2011.

21. Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. проф. С.А. Авакьян. М.: Норма, 2012.

22. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть. Учебник для вузов. 2-е изд. / Отв. ред. проф. Б.А. Страшун. М.: Норма, 2010.

23. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. 2-е изд. / Под ред. проф. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М.: Норма, 2012.

24. Конституционное (гос.) право зарубежных стран: в 4-х томах. Уч. Пособие. Тома 1-2: часть Конституционное право зарубежных стран. В.С. Чиркин. М., 1997; Учебник. 2012 М.: Юрист, 2012.Общая. Отв. ред. Б.А. Страшун. – 3-е изд., обнов. и доработ. М.: БЕК, 2012.

25. Конституционное право зарубежных стран. Практикум. / В.Е. Чиркин. М., 2010.

26. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. А.А. Мишин М., 2012.

27. Конституционное право государств Европы. Учеб. пособие / Отв. ред. Д.А. Ковачев. М.: Волтерс Клувер, 2010.

28. Конюхова И.А. Международное и конституционное право: теория и практика взаимодействия. М.: Формула права, 2011.

29. Курицын В.М., Шамагин Д.Д. Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России. М.: Три кита, 2011.

30. Кутафин О.Е. Источники конституционного права РФ. М.: Юристъ, 2012.

31. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юристъ, 2011.

32. Лукашук И.И. Конституции государств и международное право. М.: Спарк, 2011.

33. Мазуров А.В. Конституция и общественная практика. М.: Частное право, 2010.

34. Маклаков В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2012.

35. Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты. Курс лекций. М.: ГУ ВШЭ, 2012.

36. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. 9-е изд. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2012.

37.Михалева М.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. Уч.пособие. М.: Юрист, 1998

38. Мусульманское право (структура и основные институты) / Под ред. Л.Р. Сюкияйнена, М., 2010.

39. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление в зарубежных странах. Уч. пособие. М.: Аспект-ПРЕСС, 2011.

Дополнительная литература:

1.Сапронова М.А. Государственный строй и конституция арабских республик. М.: Муравей, 2011.

2.Современные зарубежные конституции М. МЮИ.2011г.

3.Хачим Ф.И. Конституционное право стран Ближнего Востока. М.: Изд-во РУДН, 2011.

4.Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. 4-е изд. М.: Юристъ, 2012.

5.Чиркин В.Е. Практикум. М.: Юрист, 2012.

6.Чудаков М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учеб. пособие. 2-е изд. Минск: Новое знание, 2011.

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для изучения основных разделов дисциплины обучающимся необходимо проработать основную и дополнительную литературу, приведенную выше в списке литературы, а также систематически работать с конспектами лекций, отвечать на контрольные вопросы и выполнять контрольные задания; осуществлять аналитическую обработку нормативного материала и научных публикаций по теме.

Общие рекомендации по организации самостоятельной работы

Как и большинство дисциплин, «Конституционное право зарубежных стран» невозможно освоить за несколько дней перед зачетом. Для успешного освоения дисциплины и приобретения предусмотренных ОПОП компетенций (их элементов) необходима планомерная самостоятельная работа студента. Система получения образования в университете подразумевает значительно большую самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности. Самостоятельные занятия потребуют интенсивного умственного труда, который необходимо правильно организовать и стимулировать. При этом очень важно уметь поддерживать устойчивое внимание к изучаемому материалу, что требует значительных волевых усилий и заинтересованного отношения к изучению дисциплины.

Самостоятельная работа включает в себя:

ü подготовку вопросов и выполнение заданий, предусмотренных планом практических (в т.ч. семинарских) занятий;

ü решение ситуационных и теоретических задач;

ü использование электронной библиотеки и иных электронных ресурсов, доступ к которым организован в Университете;

ü изучение основной и дополнительной литературы, указанной в методических рекомендациях по различным темам курса;

ü самостоятельный поиск (подбор) литературы (в том числе электронных источников информации) по заданной теме, сравнительный анализ научных публикаций;

ü подбор необходимого нормативно-правового материала для подготовки к практическим занятиям;

ü анализ периодической печати;

ü изучение официальной информации, размещенной на интернет-ресурсах органов публичной власти;

ü использование опыта своей практической деятельности (при наличии) для подготовки к аудиторным занятиям;

ü подбор и анализ научного материала при подготовке докладов на студенческих конференциях, при проведении различных форм текущего контроля;

ü подготовка и участие в «круглых столах», «панельных дискуссиях», а также – научных студенческих конференциях по тематике дисциплины.

В рамках плана практических занятий студентам предложены конкретные виды и задания для самостоятельной работы. Студенты должны выполнить все задания, предложенные в разделе «Самостоятельная работа».

Рекомендации к изучению научной и учебной информации, ее обобщению и систематизации

Самостоятельная работа с учебной, научной литературой, другими источниками информации (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие усвоения знаний.

Ознакомление с научной информации обязательно сопровождается самостоятельной работой с конспектом лекций, систематизацией прочитанного.

При самоподготовке используются различные формы ознакомления с материалом:

· просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы, в результате такого просмотра определяется, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;

· ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранного материала, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;

· изучающее – предполагает доскональное освоение материала; в ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала;

· аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения близкие между собой тем, что участвуют в решении исследовательских задач. Первый из них предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми, читатель считает нужным высказать собственные мысли.

Одним из основных приемов, повышающих эффективность работы с научным текстом, является систематизация прочитанного.

Основными видами систематизированной записи прочитанного являются:

1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;

2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;

3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;

4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;

5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание источника.

В зависимости от типа информации можно использовать различные варианты конспекта.

Первый вариант – конспект теоретического текста – выполняется с выделением понятий, категорий, законов, принципов, идей, определений, теорий, гипотез, выводов, фактов.

Второй вариант – конспект эмпирического текста – выполняется с выделением фактов, событий, ситуаций, дат, статистических данных, конкретных свойств и явлений.

В процессе конспектирования можно использовать различные виды и формы конспектирования. Виды конспектирования: выборочное и сквозное. Формы конспектирования: выписки, составление плана, тезисы, аннотация, рецензия; технологические приемы конспектирования: выписки цитат, выделение идей и теорий критические замечания, реконструкция текста в виде таблиц, рисунков, схем, описание связей и отношений.

В тексте конспекта студенту желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Рекомендации к самостоятельной подготовке к практическим занятиям

Изучение дисциплины включает в себя и такую форму работы, как практические (в т.ч. семинарские) занятия. Необходимо отметить, что значение практических занятий исключительно высоко. Они, во-первых, помогают студентам более глубоко уяснить лекционный курс, выработать навыки правильного изложения, поиска и анализа нормативного материала и правоприменительной практики, умения правильно задавать вопросы и грамотно, четко отвечать на них, применять свои теоретические знания для решения практических ситуаций. Во-вторых, дают возможность адекватно оценивать работу студента в течение всего периода изучения дисциплины.

При подготовке к практическим занятиям студенту необходимо:

- ознакомиться с темой и планом практических занятий, с содержанием темы по программе курса;

 - дополнительно изучить нормативный материал и публикации, рекомендуемые преподавателем;

- найти и изучить дополнительные источники информации по теме из нормативных правовых актов, правоприменительной практики, учебной литературы, рекомендуемых Интернет-ресурсов, периодических научных изданий и т.п.

На каждом практическом занятии студент должен быть готов:

- полно ответить на любой вопрос плана практического занятия;

- дать 2-3 определения понятий, изучающихся по теме практического занятия;

- продемонстрировать выполнение заданий для самостоятельной работы.

При подготовке к практическим занятиям студент по согласованию с преподавателем может выбрать тему для составления доклада.

К докладу предъявляются следующие требования:

- он является результатом самостоятельной, творческой, активной работы студента;

- составляется на основе использования нескольких источников: нормативных правовых актов, учебной литературы, научных публикаций;

- студент должен четко и полно раскрыть проблему, проанализировать разные взгляды по проблеме, сделать выводы, отражающие его аргументированную позицию;

- излагается доклад устно (объемом по времени до 10 мин.) с использованием необходимых записей и при необходимости в форме презентаций.

Практические (в т.ч. семинарские) занятия проводятся в основном в форме обсуждения вынесенных на практическое занятие вопросов, а также сделанных докладов, в начале занятия может, проводится короткий опрос по теме, возможно использование информационных ресурсов, а также элементов «Деловой игры», «Мозгового штурма».

Занятия по некоторым наиболее сложным или проблемным темам проводятся с использованием методики «Круглого стола ». Этот вид занятий предполагает особые требования к самоподготовке студента. Эта методика включает в себя различные виды семинаров и дискуссий. В основе этого метода лежит принцип коллективного обсуждения конституционно-правовых проблем. Главная цель таких занятий состоит в том, чтобы обеспечить студентам возможность практического использования теоретических знаний. Такие занятия призваны обеспечить развитие творческого и профессионального мышления, мотивировать познавательную деятельность, развить навыки свободного владения юридическим языком, точного оперирования научными формулировками, понятиями, определениями. Студенты должны научиться выступать в роли докладчиков и оппонентов, владеть умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, доказательства и опровержения, отстаивать свою точку зрения, демонстрировать достигнутый уровень теоретической подготовки.

Круглые столы в рамках изучения дисциплины в основном проводятся в форме проблемных и тематических семинаров. Накануне проблемного семинара студенты получают задание самостоятельно подобрать материал по наиболее сложным актуальным конституционно-правовым вопросам, вынесенным в плане практического занятия на «Круглый стол». Студенты также сами могут отобрать и сформулировать проблемы по теме занятия, предварительно согласовав это с преподавателем. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем, различных способов их разрешения. Тематические семинары готовится и проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара выделяются существенные стороны темы или предлагается это сделать студентам. Студенты подбирают материал по этим вопросам, готовятся к дискуссиям по ним, отслеживают практические аспекты этих вопросов. Для подготовки к таким видам занятий кроме рекомендованных источников, необходимо использовать и самостоятельно собранный материал, выявлять теоретические и практические проблемы по выбранной тематике, рассматривать различные точки зрения на проблему, способы их разрешения. Особое внимание стоит уделять обоснованию своей позиции, готовиться аргументированно защищать ее. В рамках работы «круглого стола» определяются докладчики по вопросам (могут быть сформированы «рабочие группы»), все остальные участники выступают в роли оппонентов, которые должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса (но не по поводу мнений других участников). В конце занятия подводятся итоги обсуждения.

В тематическом плане предусмотрена также такая оценочная форма как работа в малых группах (в т.ч. «панельные дискуссии»). Группа студентов заблаговременно на этапе подготовки к занятию делится на несколько малых групп. Малые группы могут формируются по желанию обучающихся. Тематика заданий для группы определена планами практических занятий. Малые группы занимают определенное пространство, удобное для обсуждения на уровне группы. В группе определяются спикер, оппоненты, эксперты. Спикер занимает лидирующую позицию, организует обсуждение на уровне группы, формулирует общее мнение малой группы. Оппонент внимательно слушает предлагаемые позиции во время дискуссии и формулирует вопросы по предлагаемой информации. Эксперт формирует оценочное суждение по предлагаемой позиции своей малой группы и сравнивает с предлагаемыми позициями других групп.

Подготовительный этап. Каждая малая группа обсуждает творческое задание в течение отведенного времени. Задача данного этапа – сформулировать групповую позицию по творческому заданию.

Основной этап – проведение обсуждения творческого задания. Заслушиваются суждения, предлагаемые каждой малой группой по творческому заданию. После каждого суждения оппоненты задают вопросы, выслушиваются ответы авторов предлагаемых позиций. В завершении формулируется общее мнение, выражающее совместную позицию по творческому заданию.

Этап подведения итогов. Эксперты предлагают оценочные суждения по высказанным путям решения предлагаемых творческих заданий осуществляют сравнительный анализ предложенного пути решения с решениями других малых групп. Преподаватель дает оценочное суждение работе малых групп, по решению творческих заданий, и эффективности предложенных путей решения.

Наиболее подготовленные студенты могут приглашаться к участию в проводимых на факультете конференциях.

На практическом занятии разрешается пользоваться конспектом первоисточников и планом-конспектом, составленным в рамках самоподготовки к практическому занятию.

Ряд вопросов дисциплины изучается самостоятельно. Это означает, что по ним не будет проводиться практических занятий, но по данным темам студентам могут быть предложены письменные или творческие задания, а также иные формы контроля.

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, электронная библиотека СыктГУ.

9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем

•     Электронно-библиотечная система (ЭБС) «Университетская библиотека oнлайн» // URL: http://biblioclub.ru

•     Научная электронная библиотека // URL: eLIBRARY.RU

•     Учебно-методические материалы дисциплины // URL: http://el-umk.syktsu.ru/www/index.php

•     СПС «КонсультантПлюс» // URL: http://www.consultant.ru

•     ИПП «Гарант» // URL: http://www.garant.ru

В процессе преподавания дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» также используются компьютерные программы и ресурсы для обучения и проверки знаний (к примеру, «Интернет-тренажеры в образовании» и «Интернет-экзамен» // URL: http://www.fepo.i-exam.ru), электронная почта, дистанционные технологии обучения с применением ресурсов eFront. Обучающимся предоставляется возможность работать в сети Интернет и получать дистанционно консультации преподавателя посредством электронных средств связи.

 

10. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Материально-техническое обеспечение учебного процесса составляет наличие аудиторных кабинетов, методического кабинета, мультимедийной техники, лицензионных видеоматериалов по темам курса для обеспечения успешной лекционной, практической и научно-исследовательской работы студентов всех форм обучения.

Более подробно перечень оборудования и программного обеспечения представлен на сайте университета (https://syktsu.ru/sveden/objects/#ol3).

Перечень оборудования для организации образовательного процесса обучающимся с ОВЗ и инвалидностью:

№ п/п Наименование оборудования Количество Примечание
1. Ноутбук 2 Программа синтезатор речи
2. Мультимедийный проектор 2  
3. Переносной экран 2  
4. FM-система со встроенной индукционной петлей (звукоусиливающая аппаратура) 2 2 источника, 12 приемников

В научной библиотеке для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью:

· обеспечено наличие электронных луп, видеоувеличителей, программы синтезатора речи в читальном зале учебного корпуса №1;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.121 с.)