Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Языкознание как часть филологии.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Лекция 1. ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК ГУМАНИТАРНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ Языкознание как часть филологии. Филология существует более двух с половиной тысячелетий. В центре ее интересов не случайно всегда стояло с л о в о. Интерес к слову частично отразился и в самом термине филология: др.-гр. «philologia» означает любовь к знаниям (phileo – «люблю», logos – «слово, знание»). Традиционно выделяют две филологические науки, одна из них изучающая литературу, это литературоведение. Другая филологическая наука изучает языки – языкознание (лингвистика). Эти науки объединяет то, что обе они занимаются изучением явлений словесности. Много веков эти науки существовали в тесной взаимосвязи под общим знаменателем – филология. В своей основе лингвистика и литературоведение – разные науки, поскольку преследуют изучение разных задач. Задача лингвистики ‒ в изучении человеческого языка, вернее, словесности. Изучается словесная деятельность людей для того, чтобы отследить закономерности и особенности развития каждого языка в отдельности. Частное языкознание имеет своим объектом какой-либо конкретный язык или группу родственных языков. Оно исследует каждый отдельный язык как особое, неповторимое явление, например, русистика - наука о русском языке, англистика - наука об английском языке Общее языкознание систематизирует данные по всем языкам и устанавливает теорию, применимую к разным языкам при их теоретическом и прикладном изучении. Теоретическое и прикладное языкознание. Теоретическая лингвистика исследует языковые законы и формулирует их как теории. Диахроническое и синхроническое языкознание. В диахроническом подходе особое внимание уделяется изменениям в структуре языка, которые обнаруживаются при сопоставлении разных этапов в его развитии. Синхронический подход предполагает отвлечение от истории с преимущественным вниманием к системным свойствам единиц языка в определенный момент его развития. В истории языковедческой мысли первые наблюдения за функционированием языка были синхроническими. Идея историзма возникла значительно позже. Она зарождается в Европе во второй половине XVIII в. вместе с интересом, который начинают проявлять многие известные мыслители к проблеме происхождения языка. В XIX в. исторический подход к языку становится доминирующим; именно с его становлением традиционно связывается рождение языковедения как самостоятельной науки.
Прежде всего, Ф. де Соссюр впервые четко противопоставил синхронию и диахронию как два противоположных взгляда на язык, образно представив их в виде двух осей: оси одновременности, исключающей фактор времени, и оси последовательности, на которой рассматривается история отдельных языковых явлений. Принципиальная позиция современной лингвистики состоит в том, что невозможно дать полноценную характеристику синхроническому состоянию системы языка без обращения к ее истории. Верно и обратное: язык важно изучать как систему в его прошлом. 4. Общее языкознание в кругу других наук. ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ЯЗЫКА.
Лекция 1. ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК ГУМАНИТАРНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ Языкознание как часть филологии. Филология существует более двух с половиной тысячелетий. В центре ее интересов не случайно всегда стояло с л о в о. Интерес к слову частично отразился и в самом термине филология: др.-гр. «philologia» означает любовь к знаниям (phileo – «люблю», logos – «слово, знание»). Традиционно выделяют две филологические науки, одна из них изучающая литературу, это литературоведение. Другая филологическая наука изучает языки – языкознание (лингвистика). Эти науки объединяет то, что обе они занимаются изучением явлений словесности. Много веков эти науки существовали в тесной взаимосвязи под общим знаменателем – филология. В своей основе лингвистика и литературоведение – разные науки, поскольку преследуют изучение разных задач. Задача лингвистики ‒ в изучении человеческого языка, вернее, словесности. Изучается словесная деятельность людей для того, чтобы отследить закономерности и особенности развития каждого языка в отдельности. Частное языкознание имеет своим объектом какой-либо конкретный язык или группу родственных языков. Оно исследует каждый отдельный язык как особое, неповторимое явление, например, русистика - наука о русском языке, англистика - наука об английском языке
Общее языкознание систематизирует данные по всем языкам и устанавливает теорию, применимую к разным языкам при их теоретическом и прикладном изучении. Теоретическое и прикладное языкознание. Теоретическая лингвистика исследует языковые законы и формулирует их как теории. Диахроническое и синхроническое языкознание. В диахроническом подходе особое внимание уделяется изменениям в структуре языка, которые обнаруживаются при сопоставлении разных этапов в его развитии. Синхронический подход предполагает отвлечение от истории с преимущественным вниманием к системным свойствам единиц языка в определенный момент его развития. В истории языковедческой мысли первые наблюдения за функционированием языка были синхроническими. Идея историзма возникла значительно позже. Она зарождается в Европе во второй половине XVIII в. вместе с интересом, который начинают проявлять многие известные мыслители к проблеме происхождения языка. В XIX в. исторический подход к языку становится доминирующим; именно с его становлением традиционно связывается рождение языковедения как самостоятельной науки. Прежде всего, Ф. де Соссюр впервые четко противопоставил синхронию и диахронию как два противоположных взгляда на язык, образно представив их в виде двух осей: оси одновременности, исключающей фактор времени, и оси последовательности, на которой рассматривается история отдельных языковых явлений. Принципиальная позиция современной лингвистики состоит в том, что невозможно дать полноценную характеристику синхроническому состоянию системы языка без обращения к ее истории. Верно и обратное: язык важно изучать как систему в его прошлом.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.166.124 (0.009 с.) |