Вероятностное и достоверное знание. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вероятностное и достоверное знание.



Достоверное – знание, истинность которого строго установлена; вероятное – знание, истинность которого лишь подтверждена. Вероятное знание называют также правдоподобным; в этом смысле говорят о правдоподобных рассуждениях в математике.

В трехзначных логиках по этому критерию различают не два, а три вида знания: достоверное знание называют истинным, опровергнутое – ложным, а знание, по отношению к которому не сделано ни того, ни другого, – неопределенным. Истинным называют знание, соответствующее своему предмету, а достоверным – знание, истинность которого удостоверена. Удостоверить знание – значит испытать его всеми доступными на данном историческом этапе критериями истинности. Достоверность знания необходимо отличать не только от его истинности, но и от веры в истинность. Утверждение, что Солнце вращается вокруг Земли, для предшественников Коперника было очевидным, но это не сделало его достоверным. Именно со времен Коперника наука руководствуется принципом «Бойся очевидности!». Итак, истинность знания – основа его достоверности, а достоверность – основа веры в него.

Вероятное и достоверное часто выступают как два этапа в становлении одного и того же знания: сначала истина доказывается приблизительно, а затем – строго. Однако было бы ошибкой утверждать, что достоверное и вероятное знания всегда тождественны по своему внутреннему содержанию и представляют собой лишь две стадии превращения «истины в себе» в «истину для нас».

Понять проблему достоверного и вероятного – значит увидеть, что в большинстве случаев это разные виды знания, различающиеся не глубиной проникновения в предмет, а самим предметом. Есть знания, которые достоверны уже в момент своего рождения (например, «целое больше части») и есть знания, которые так и останутся лишь вероятными, напр., некоторые исторические сведения.

Задачу отличить знание, которое может стать достоверным, от знания, способного быть лишь вероятным, ставил еще Аристотель. Первое он называл знанием, второе – лишь мнением. Предмет знания, по Аристотелю, – то, что не может быть иным, напр., сумма внутренних углов треугольника. Такое знание может существовать и в форме гипотезы, и в форме вероятного знания, но рано или поздно становится достоверным. Предмет мнения – то, что может быть иным, скажем, форма данной вещи.

Мнение, по Аристотелю, может быть истинным или ложным, но не может быть достоверным. Оно может быть лишь «заслуживающим доверия» («to endexon»). Объективной основой для различения вероятного и достоверного является наличие в любом знании трех составляющих: доказанной, опровергнутой и гипотетической. Достоверное знание в чистом виде – это идеализация. Но в науке имеют дело преимущественно с вероятным знанием. По этой причине предпочитают говорить не о доказательстве, а лишь о подтверждении. Вероятным является большинство наших знаний, и большинство наших практических действий базируется на них. Поэтому исследование законов, по которым формируется, подтверждается и оспаривается вероятное знание, – задача не менее серьезная, чем исследование законов, по которым формируется достоверное знание.

Методология научного познания.

Всякое познание есть движение от незнания к знанию.

Первая ступень познавательного процесса - определение того, что мы не знаем. Важно четко и строго определить про­блему, отделив то, что мы уже знаем, от того, что нам еще неиз­вестно. Проблемой (от греч. problema - задача) называется сложный и противоречивый вопрос, требующий разрешения.

Второй ступенью в научном познании является выработка гипотезы (от греч. hypothesis — предположение). Гипотеза — это научно обоснованное предположение, которое требует проверки.

Если гипотеза доказывается с привлечением большого числа фактов, она становится теорией (от греч. theoria - наблюдение, исследование). Теория — система знаний, описывающая и объ­ясняющая определенные явления; таковы, например, эволюци­онная теория, теория относительности, квантовая теория.

При выборе лучшей теории важную роль играет степень ее проверяемости. Теория надежна, если она характеризуется фактами (в том числе вновь найденными фактами) и если она отличается ясностью, отчетливостью, логической строгостью.

Большинство сложностей для науки возникает в процессе перехода от гипотезы к теории. Чтобы проверить гипотезу и до­казать ее или отбросить как неверную, используются опреде­ленные способы и процедуры.

Правило, прием, способ познания называется методом (от греч. methodos - путь к цели). В целом научный метод - это система строгих правил и предписаний, позволяющих иссле­довать какой-либо объект.

Методология — более широкое понятие и оно может быть определено как: 1) совокупность применяемых в данной науке методов; 2) общее учение о методе. Методологией подробно за­нимается философия (что проявляется в ее методологической функции).

Поскольку критериями истины в ее классическом научном понимании являются, с одной стороны, чувственный опыт и практика, а с другой — ясность и логическая отчетливость, все имеющиеся методы можно разделить на эмпирические (опыт­ные, практические способы познания) и теоретические (логи­ческие процедуры).

Основой эмпирических методов является чувственное по­знание (ощущение, восприятие, представление) и данные при­боров:

· наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вме­шательства в них;

· эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управ­ляемых условиях;

· измерение — определение отношения измеряемой величины к эталону (например, метру);

· сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.

В научном познании не бывает чистых эмпирических мето­дов: даже для простого наблюдения необходимы предвари­тельные теоретические основания — выбор объекта наблюде­ния, гипотезы и т.д.

Собственно теоретические методы опираются на рацио­нальное познание (понятие, суждение, умозаключение) и ло­гические процедуры вывода:

· анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);

· синтез — соединение выделенных в ходе анализа сторон пред­мета в единое целое;

· классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных и т.д.);

· абстрагирование — отвлечение в процессе познания от некото­рых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абст­рактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);

· формализация — отображение знания в знаковом, символиче­ском виде (математических формулах, химических символах

и т.д.);

· аналогия — умозаключение о сходстве объектов в определенном

отношении на основе их сходства в ряде других отношений;

· моделирование - создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома че­ловека);

· идеализация - создание понятий для объектов, не существу­ющих в действительности, но имеющих прообраз в ней (гео­метрическая точка, шар, идеальный газ);

· дедукция - движение от общего к частному;

· индукция - движение от частного (фактов) к общему утвержде­нию.

Теоретические методы также требуют эмпирических фак­тов. Например, хотя индукция - сама по себе теоретическая логическая операция, она все же требует опытной проверки ка­ждого частного факта, поэтому основывается на эмпириче­ском знании, а не на теоретическом. Таким образом, теорети­ческие и эмпирические методы существуют в единстве, допол­няя друг друга.

Все перечисленные выше методы — это методы-приемы (конкретные правила, алгоритмы действия). Используются также более широкие методы-подходы, которые указывают только направление и общий способ решения задач и могут включать в себя множество различных приемов. Таковы мето­ды структурно-функциональный, герменевтический и др. Предельно общими методами-подходами являются методы философские:

· метафизический — рассмотрение глубинных оснований объек­та в покое, статике вне связи с другими объектами;

· диалектический — раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве.

Абсолютизация одного метода как единственно верного на­зывается догматикой (например, диалектический материализм в советской философии); некритичное нагромождение различ­ных несвязанных методов — эклектикой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.008 с.)