Принципы выбора транспорта и системы транспортировки грузов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы выбора транспорта и системы транспортировки грузов



В ГОСТ 51005–96 заложен ряд показателей, с помощью кото­рых можно выбрать способ транспортировки груза. Эти показате­ли (надежность, информированность, квалификация персонала, гибкость, время, стоимость) имеют свойства меняться в зависимости от обстоятельств и связаны непосредственно с конкретным видом транс­порта.

Основой выбора вида транспорта и системы транспортировки является груз. По договору (заявке) грузоотправитель обязан дать перевозчику полную характеристику груза:

– точное наименование груза;

– объем перевозки;

– виды тары и упаковки;

– сроки доставки;

– информация, касающаяся работы мест формирования, отправки и получения груза (включая время работы складов, на­личие погрузочно-разгрузочных механизмов и др.) по усмотре­нию грузоотправителя и грузополучателя.

На этапе оформления взаимоотношений между владельцами груза и перевозчиком долж­ны быть отражены (желательно в письменной форме) все пожелания любой из сторон. В рыночных условиях и при применении логистических подходов для проектирования транспортного про­цесса наиболее полная информация является необходимым и обя­зательным условием.

Важно определиться в рациональной таре и упаковке, которая может повлиять на выбор транспортного средства, от чего зави­сит общая стоимость и время на доставку груза, не в последнюю очередь зависящее от времени его обработки на конечных пунктах маршрута и в пути следования. Следует выяснить, в частности, контейнеропригодность груза, т.е. возможность использования контейнера определенной грузоподъемности.

В отдельных случаях достаточно характеристики груза. Напри­мер, можно указать, что жидкие и газообразные грузы необхо­димо перекачивать с использованием трубопроводного транспорта (если он есть в данном регионе) или в специализированном под­вижном составе тех видов транспорта, которые будут использо­ваны.

По оценкам Международного банка реконструкции и раз­вития при стоимости 1 фунта груза (около 0,454 кг) более 10 долл. целесообразно применение воздушного вида транспорта за исклю­чением легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов, пере­возка которых на этом виде транспорта вообще недопустима.

После детального изучения груза и его стоимости рассматри­ваются различные типы подвижного состава в зависимости от са­мого груза, его тары и упаковки, возможностей перегрузочных работ, расстояний перевозки и др. Определенный тип подвижно­го состава, прежде всего специализированный для данного груза, способствует лучшей сохранности груза в пути и уменьшению времени его обработки.

При выборе вида транспорта необходимо с особой тщательно­стью подходить к изучению транспортной ситуации в регионе дислокации грузовладельцев и возможного (желательно кратчай­шего) маршрута следования, т.е. выявить наличие, пропускную и провозную способность имеющихся видов транспорта.

Определя­ют возможность прямой доставки груза определенным видом транс­порта или мулътимодального сообщения.

При этом рассматривается возможность интермодальной, т.е. бесперегрузочной технологии в данном виде мультимодального сообщения.

Естественно, что основным критерием выбора вида транспор­та и систем транспортировки остается экономический фактор, связанный с ролью транспорта в экономике любой страны, – это стоимость перевозки, которая составляет основу транспортных издержек потребителей.

Долгое время главным экономическим критерием выбора счи­талась себестоимость – затраты, приходящиеся на единицу про­дукции, произведенной на данном конкретном предприятии по принятой на нем технологии производства работ. Однако этот критерий не отражал множества факторов, поэтому имеет огра­ниченное применение и используется прежде всего на самом предприятии для поиска более совершенных методов производ­ства продукции и как основа для расчета стоимости транспорти­ровки.

Стоимость транспортировки входит в окончательную стоимость товара, предлагаемого в сфере потребления. Приблизительно (укрупненно) цена товара в местах реализации (т. е. рыночная, роз­ничная цена) Срозн может быть представлена формулой

Срозн = Сопт тов + Странс + Пр + Сдоп,

где Сопт тов – цена в сфере производства (оптовая цена);

Странс – цена на транспортировку;

Сдоп – дополнительные расходы;

Пр – прибыль.

Дополнительные расходы, в том числе на страхование, могут возникать у любого из участников процесса транспортировки. Прибыль необходима каждому участнику для дальнейшего разви­тия своего производства. Однако в отдельных случаях участники процесса перевозки могут обходиться без значительной прибыли, особенно некоторое время, что может быть связано с освоением новых сегментов рынка. Считается, что стоимость транспортиров­ки как бы не зависит от цены груза, однако на практике более дорогие виды транспорта не должны применяться при перевозке дешевых видов грузов. Сфера деятельности каждого вида транс­порта определяется прежде всего стоимостью транспортировки.

Транспортная составляющая должна быть не выше опреде­ленного процента от стоимости груза. Несмотря на отсутствие каких-либо нормативов, считается, что стоимость транспорти­ровки должна быть в пределах 10–15 %. Естественно, что в различ­ных ситуациях, например в чрезвычайных обстоятельствах, сто­имость не будет главным критерием и ее процент может быть боль­ший. Есть ряд грузов, в частности, скоропортящиеся или крупно­габаритные тяжеловесные – КТГ (многие из этой группы грузов являются единичными, т. е. моногрузами, востребованными в кон­кретном создаваемом вновь или реконструируемом производстве), когда важнее или сохранить груз, или просто иметь возможность перевезти его потребителю в полностью готовом виде. Некоторое время из-за отсутствия нормальных дорог в сельскохозяйствен­ных регионах нашей страны стоимость транспортировки была не меньше стоимости самого груза, в частности свежих овощей, срок сбора и хранения которых без соответствующих условий жестко ограничен. Но здесь более важным фактором для государств явля­ется снабжение населения продуктами питания. Эти виды грузов государства дотируют во всем мире частично или полностью. Ес­тественно, что дотации не исключают поиска более дешевых ва­риантов транспортировки.

Существует множество критериев оценки вариантов транспор­тировки, но в каждой ситуации грузовладельцы и перевозчик или транспортный оператор (при мультимодальном сообщении сис­тему транспортировки организует оператор) стараются выбрать оптимальный (рациональный) вариант исходя из конкретного набора критериев и в первую очередь ситуации на рынке и свойств груза. Важно желание заказчика, т.е. его заинтересованность в сро­ках, стоимости либо надежности доставки (или того и другого), так как исследования показали, что один и тот же критерий ведет себя по-разному на различных видах транспорта в разные перио­ды, т.е. его значимость может меняться. Рыночные условия из-за конкуренции на определенном сегменте рынка или определенном отрезке времени могут предъявить такие требова­ния к доставке груза, что грузовладельцу необходимо будет ду­мать не о снижении транспортных затрат, а о возможности быть первым на рынке, т.е. о сроках доставки груза. Значимость отдельных критериев по видам транспорта приве­дена в табл. 2.

Таблица 2.

Критерий

Вид транспорта

Железно­дорожный Водный Автомо­бильный Воздуш­ный Трубо­проводный
Скорость доставки 3 2 4 1 5
Частота отправки 4 2 5 3 1
Надежность 3 2 4 5 1
Способность пере- возить разные грузы 2 3 1 4 5
Доступность 2 1 4 3 5
Стоимость 1 т-км 3 4 2 5 1

Примечание. 1 – лучший показатель.

Получив некоторые варианты возможности использования раз­ных видов транспорта и систем транспортировки, необходимо определиться с основным критерием в соответствии с желанием клиентов и произвести расчеты стоимости по каждому варианту.

Сравнение вариантов идет по общей стоимости транспорти­ровки Стран на данном виде транспорта:

Стран = Сп-в + Спогр + Смаг + С перегр + Спот + Свыгр + Сп. с + Смех,

где Сп-в – стоимость подвоза-вывоза при мультимодальном сооб­щении;

Спогр, Свыгр – стоимость соответственно погрузки и выгрузки груза на конечных пунктах маршрута;

Смаг – стоимость транспортировки на маршруте;

Сперегр – стоимость возможной пе­регрузки при мультимодальном сообщении;

Спот – стоимость воз­можных потерь груза, связанных с перегрузкой;

Сп.с – стоимость подвижного состава, применяемого в данной перевозке;

Смех – стоимость механизмов, используемых в данной системе транспор­тировки.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение единой транспортной системы.

2. Какие виды сообщений вам известны?

3.Дайте определение прямого сообщения, смешанного (мультимодального) сообщения, прямого смешанного.

4. В чем заключается причина смешанного сообщения?

5. Какие перевозки в смешанном сообщении наиболее распространены в России?

6. Что подразумевают под термином «интермодальная перевозка».

7. Перечислите преимущества бесперегрузочной (интермодальной) технологии.

8. Какие существуют виды интермодальных технологий?

9. В чем заключается взаимодействие на разных видах транспорта?

10.На чем основана конкуренция на транспорте и какие ее виды вы знаете?

 

Тестирование

1.Перевозка грузов осуществляется обычно двумя видами транспорта, например: железнодорожным – автомобильным, речным – автомобильным, морским – железнодорожным и т.п. –это:

a) смешанная

b) комбинированная

c) разновидная

d) быстрая

 

  2. Чем являются любые предметы и материалы с момента их принятия к транспортировке и до сдачи получателю?

a) товаром

b) продукцией

c) грузом

d) частной собственностью

3. Смешанная перевозка, выполняемая транспортными средствами, принадлежащими одному и тому же юридическому лицу или находящимися в его оперативном управлении называется:

a) мультимодальная

b) унимодальная

c) интермодальная

d) терминальная

 

  4. Перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы в крупных морских портах, транспортных узлах, аэропортах и пр. называется:

a) мультимодальная

b) унимодальная

c) интермодальная

d) терминальная

 

5. Смешанная перевозка грузов «от двери до двери», осуществляемая под руководством оператора по одному транспортному документу с применением единой (сквозной) ставки фрахта;

a) мультимодальная

b) унимодальная

c) интермодальная

d) терминальная

6. Ответственность перед клиентом возникает у грузоперевозчика с момента __________договора о перевозках.

a) рассмотрения

b) предложения

c) подписания

d) исполнения

7. Для того, чтобы отправленная претензия (клиента к грузоперевозчику) была максимально полной и информативной, к ней нужно приложить документы:

a) договор между клиентом и перевозчиком;

b) квитанция или чек, подтверждающий факт оплаты услуг транспортной компании;

c) акт приема-передачи груза с указанием степени повреждений товара.

d) все выше перечисленные пункты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.026 с.)