Показатели работы водного транспорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели работы водного транспорта



Существуют две формы организации морских перевозок:

1. Линейная

2. Трамповая

При линейной форме, суда работают про расписанию заходов и отходов портов погрузки, выгрузки на строго определенны регулярных линиях, по объявленному тарифу. На линейных судах перевозят в основном генеральные грузы. Договором морской перевозки является линейный коносамент - условия, которые разрабатываются и подписываются судовладельцем.

Линейные тарифы публикуются для общего сведения в справочниках, действует в течении длительного периода времени в плоть до изменения.

Преимущества линейной формы:

• ритмичность работы флота

• возможность для специализированного флота и портов.

•сокращение сроков доставки грузов и высвобождение дополнительных оборотных

средств для народного хозяйства.

• если на линии работает несколько судов, то расписанеи составляется с определенным интервалом, чтобы не было скопления судов (особенно в выходные и праздничные дни)

• в случае изменения расписания судовладельцы выпускают позишнлист с корректурами для захода судов в порты и рассылают его агентам.

• предоставляют льготы в виде скидок с портовых сборов в зависимости от частоты посещения портов.

При трамповой форме суда работают на различных направлениях в зависимости от наличия груза и конъектуры фрахтового рынка (соотношение между спросом и предложением услуг на трамповый тоннаж, которая определяется колебанием фрахтовой ставки вокруг цены производства).

На трамповых судах перевозят, в основном, массовые грузы. Договором морской перевозки является чартер – условия которого согласовываются между судовладельцем и фрахтователем и ими же подписывается.

Самое сложное в переговорах это обоснование уровня фрахтовой ставки, которая действует на период фрахтовой сделки, не объявляется для общего сведения.

Для морского транспорта характерны следующие показатели материально-технической базы, работы флота и портов:

 

1. Водоизмещение судна D — масса вытесненной судном воды — равно массе судна в тоннах.

 

2.Полная грузоподъемность, или дедвейт судна DB, — это максимальное количество груза в тоннах Q, а также запасы топлива qT, воды qB и грузов снабжения qСН, которые может принять судно:

 

DB= Q + qт + qB + qсн.

 

3. Чистая грузоподъемность судна, — это максимальное количество груза (без воды, топлива и грузов снабжения) в тоннах, которое судно может принять к перевозке:

 

Dч= DB – (qr + qB + qCH).

 

4. Грузовместимость судна — объем всех грузовых помещений судна в кубических метрах.

 

5. Регистровая вместимость судна (объем судна) — мерительное свидетельство. Регистровая вместимость может быть валовой или полной (брутто) и чистой (нетто). Измеряется объемной регистровой тонной, равной 2,83 м3.

 

6. Валовая (полная) регистровая вместимость судна Wбp — объем, получаемый в результате обмера помещений под верхней палубой и крытых надстроек и рубок.

 

7. Чистая регистровая вместимость судна Wнт — объем коммерческих эксплуатируемых помещений судна. Используется как показатель для расчета сборов и пошлин в морских портах. Зависимость между чистой и валовой регистровой вместимостью, грузоподъемность и водоизмещением может характеризоваться формулой.

 

Wнт = 2/3 Wбр = 4/9 DВ = 8/27D.

 

8. Рейс судна — время, затрачиваемое судном от начала погрузки в порту отправления до постановки судна под новую погрузку.

 

9. Продолжительность рейса (𝑇р) судна включает в себя ходовое и стояночное время. Ходовое время зависит от протяженности рейса и скорости хода судна, стояночное — от производительности погрузо-разгрузочных средств, а также уровня организации обслуживания судна в портах.  

𝑇р = 𝑡ход + 𝑡стоя

𝑡ход = 𝑆 – путь/ 𝑉 − скорость

𝑡стоя = 𝑡погр + 𝑡выгр

𝑡погр = 𝑄 − количество груза/ 𝐵 − норма погрузки

𝑡выгр =𝑄 − количество груза/ 𝐵 − норма выгрузки

 

Различают простые, сложные и круговые рейсы. При перевозке грузов или пассажиров между двумя портами рейс судна называют простым. При перевозке грузов между несколькими портами, в каждом из которых производится погрузка или выгрузка, рейс называют сложным. Если судно перевозит груз между двумя или несколькими портами и возвращается в порт первоначального отправления, то такой рейс называется круговым.

 

10. Коэффициент ходового времени Кх — отношение ходового времени tх в общей продолжительности рейса Тр:

 

Kx = tx / Tp.

 

11. Коэффициент балластного пробега Kб определяется делением балластного пробега Lб на общий пробег судна L:

 

Кб = Lб / L

 

12. Коэффициент загрузки судна εзаг показывает степень использования грузоподъемности судна на момент отхода из порта. Определяется делением массы фактически принятого судном груза Qф на чистую грузоподъемность судна:

 

εзаг = Qф/Dч.                                                                  

 

Коэффициент загрузки характеризует степень использования грузоподъемности лишь в простых рейсах, т. е. на отдельных переходах. В круговых или сложных рейсах, когда суда могут плавать с различной загрузкой и совершать переходы в балласте, применяется коэффициент использования грузоподъемности судна.

 

13. Коэффициент использования грузоподъемности судна - отношение тонно-миль ΣQl / к тоннаже-милям ΣDчLi:

 

Производительность 1 т грузоподъемности судна в сутки μтс — комплексный показатель, характеризующий использование его производственной мощности на перевозках в сутки. Определяется отношением тонно-миль ΣQl к числу затраченных тоннаже - суток ΣDчТэ за определенный период времени:

 

μтс = ΣQl/ ΣDчТэ.

 

14. Фактическое количество флота, занятого на перевозках в течение всего календарного периода, определяется следующими формулами:

по количеству судов

где Тэ1,Тэ2, …, Тэn – время, в течение которого каждое судно было занято на перевозках, сут.;

по общей грузоподъемности:

ΣDч вэв = ΣDч Тэ/365,

где ΣDч Тэ – время нахождения судна или флота эксплуатации соответственно в судо – сутках или тоннаже – сутках.

 

15.Грузооборот порта Qn – общее количество грузов, проходящее через причалы за определенный период времени (чаще всего за год).

Показателями, характеризующими производительную мощность каждого технологического перегрузочного комплекса (ТПК) порта, являются пропускная способность и установленная мощность.

 

16. Пропускная способность ТПК Птпк – это максимальное количество груза, которое ТПК может погрузить (выгрузить) на суда за соответствующий период (год, квартал, месяц).

Различают рейсы:

• простые – перевозка грузов или пассажиров между двумя портами

• сложные – перевозка грузов или пассажиров между несколькими портами в каждом из которых производится частично погрузка или выгрузка.

• прямые – когда одно судно возвращается из конечного пункта в начальный, но заходит во все промышленные пункты в обратном направлении.

• круговые – перевозка между двумя или несколькими портами при котором судно возвращается в первоначальный пункт отправления.

К основным операциям относятся:

• погрузка груза или посадка пассажиров в пункте отправления.

• движение судна от пункта отправления до пункта назначения.

• разгрузка или высадка пассажиров в пункте назначения.

К вспомогательным операциям относятся:

• маневры судна (швартовка, отшвартовка, перестановка судна от одного причала к другому, установка в трюмах дополнительных временных переборок, зачистка трюмов, осмотр и освидетельствование судов перед погрузкой и выгрузкой)

• оформление грузовых документов

• дератизация, дезинфекция и дезинсекция

• снабжение судов топливом, водой, провизией, материалами запасными частями и прочим.

По организации перевозки различают:

• регулярные – завершаются в порту отправления судна и вновь могут повториться в той же последовательности.

• нерегулярные – заканчиваются в порту назначения и могут начинаться в порту отправления.

По степени загрузки судна выделяются перевозки:

• с полным грузом – это количество груза достаточное для полного использования

грузоподъёмности или грузовместимости его при сохранении его мореходности.

• с неполным грузом

• с балластным пробегом

Помимо общих экономических показателей, применяемых на всех видах транспорта, таких как себестоимость перевозок и погрузочно-разгрузочных работ, производительность труда при перевозках грузов и пассажиров, а также на погрузочно-разгрузочных работах, на морском транспорте одними из наиболее важных являются валютно-финансовые показатели.

К ним относятся:

- валовой доход в иностранной валютеF в, который слагается из провозных плат, арендной платы, услуг пассажирам, торговли, демереджа и т. д.;

- расходы судна в иностранной валютеR в, включающие в себя расходы, связанные с заходами в иностранные порты и временем нахождения в заграничных водах;

- чистая валютная выручка, или чистый доход в иностранной валюте F ч инв — важнейший показатель работы судна в заграничном плавании. Рассчитывается как разность между доходами и расходами в иностранной валюте:

F ч инв = ∑ F в- ∑ R в;

- валютная эффективность В э определяется делением расходов в рублях ∑ R рубна чистую валютную выручку F ч инв.

В э = ∑ R руб/ F ч инв.

Это один из важнейших валютных показателей, характери­зующих результаты работы флота.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.015 с.)