Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 7. Сивилла седьмая – кумская
Седьмая сивилла – Кумская, которую зовут Амальфея или Герофила. Именуется же она Кумской, потому что <родом> из города Кумы, что в Кампании, в стране Италийской. Написала она множество пророчеств и, прежде всего, о Спасителе нашем Христе и о страданиях Его. Поэтому она изображается носящей в руке книгу и символ с крестом. Такова эта сивилла. О ней пишет Аулгелий в первой книге своей истории таким образом: "Неизвестная старица, которая достоверно была сивилла Кумская, принесла римскому царю Тарквинию Древнему три книги, или, как пишут иные историки, девять. В тех книгах были записаны предсказания о будущих событиях и о законах римских. Цену же за эти книги она попросила 300 золотых; или, как пишут другие, 300 золотых филиппийских монет, которые считаются за 1000 золотых; иные же пишут, что она просила 1000 золотых. Но царь Тарквиний пренебрег этими книгами из-за большой цены. Она же разгневалась и на виду у него сожгла три книги. И просила за прочие книги ту же цену. Но видя, что поносится царем как безумная, снова сожгла другие три книги и просила за оставшиеся книги ту же цену. Другие пишут, что она сжигала книги четыре раза по две, и осталась только одна книга, и <тогда> царь дал ей за одну книги ту же цену, которую она просила за первые. Царь же, видя великодушие женщины, оставшиеся три книги купил за 300 филиппийских золотых и повелел те книги хранить в Капитолии с великим благоговением. Капитолий же был в Риме величественным храмом бога Зевса. И повелел царь, чтобы те книги в необходимых и спорных делах смотрели, как пророческие, 15 первых мужей из сената, потому что пророчества в тех книгах были написаны обо всех будущих событиях. И те книги тиран Стилихон, когда готовил поход и войну против царей Аркадия и Гонория, сына Феодосия Великого, тогда они были им сожжены. Потому Рутилий о нем пишет: "Не только предателя отечества должно казнить мечом из-за предательства, но и потому, что он сжег святое пророческое дело". Гробница этой сивиллы до сих пор находится и показывается на острове Сицилия. И <все> восемь её книг – выдающиеся, в них пророчества о всех событиях; но <лишь> одна книга была в употреблении. Потому Вергилий, великий латинский поэт, видевший эту книгу, выбрал из неё множество стихов, которые все были в похвалу Спасителю нашему. Он же написал их в похвалу кесарю Августу, о чем ниже скажем подробнее.
Потому кесарь Август, услышав эти стихи, пошел в то славное капище Аполлона в Дельфы спросить, кто будет царствовать после него. Оракул же отвечал так, как Суида и другие пишут, посредством этих стихов: "Отрок еврейский, царствующий над бессмертными богами, прикажет мне покинуть этот дом и опять сойти в ад. Итак, отойди в молчании от моих жертвенников". Поэтому Август, вернувшись из капища, поставил жертвенник в Капитолии и написал на нем такую надпись: "Это храм единородного Бога". Рассказывается некоторыми такая история. Когда пришла эта сивилла Кумея в великий город Рим, тогда весь город вышел навстречу ей, также и 100 судей из сената. И подойдя, они поклонились ей и сказали: "Мудрость твоя и ум твой велики. Истолкуй же нам ныне, просим тебя, видение, которое мы видели, что это?" Отвечала сивилла и сказала им: "Пойдем в Капитолий и там расскажете мне видение ваше". Придя же, сказали ей так: "Мы видели, что 9 солнц воссияли над землей. 1 солнце мы видели в великом сиянии, яркое и очень большое. 2 – весьма белое[68] и во многих образах. 3 – видом кровавое, как полящий огонь, и весьма великое. 4 – как Тартар и многокровавое. 5 – ярчайшее и блистающее. 6 – видом как мгла и бледное. 7 – страшное и темное. 8 – весьма яркое. 9 солнце – более всех других видом как Тартар". Таково видение наше, итак объяви нам объяснение". Тогда сивилла стала им говорить: "Девять солнц знаменуют 9 веков и поколений вселенной. Итак, 1 солнце, первого поколения, будет иметь людей золотых: кротчайших, тишайших, незлобивых, праведных. 2 солнце, второго поколения, иметь будет людей серебряных: страннолюбивых, свободных. 3 солнце, третьего поколения, будет иметь людей медных и весьма воинственных до такой степени, что цари восстанут против царей и народ на народ пойдет войной. 4 солнце, четвертого поколения, иметь будет одну чистую и святейшую деву, имя которой будет Мария. И родит она Сына, называемого Иисусом. И восстанут против Него цари Александр Селевк и Ирод. И погубят младенцев, так что река Иордан <вся> будет в крови. И повесят Его на древе. И древо то назовется честным и всеблаженным. 5 солнце, пятого поколения, будет иметь царей лукавых – Антиоха, Тиберия, Гайя, однако построят храмы в Гелиополе и <соорудят> столпы на Ливане. 6 солнце, шестого поколения, иметь будет двух царей на малое время. Потом восстанет другой царь, по имени Константин, грозный и властный воитель. И он победит всех идолов и истуканов и отстроит Византий, и переименует имя города этого, и он станет называться благополучным Константинополем. И в нем все племена, 72 народа, поселятся. Впрочем, не хвались, Византий, ибо трех Х.Х.Х. не процарствуешь. 7 солнце, седьмого поколения, иметь будет епископов колдунов, священников блудников, и лица их будут в бесчестии. Фракия будет опустошена по причине многого сребролюбия от варваров. Испания, Калабрия и Далмация опустеют. 8 солнце, восьмого поколения, иметь будет мор и голод, наводнения и всякое страдание мира. И восстанет царь звероименный, который есть Лев, и песья жена царствующего[69]. Потом восстанет царь иной, имя которого скрыто для народов. Пишется же оно через йоту, то есть "и". И когда воцарится, назовется Анастасием. И восстанут персы, и одолеют города восточные и поразят мечом множество ромеев. 9 солнце, девятого поколения, будет иметь многое пленение и человекоубийство, так что кровь изольется и достигнет[70] моря. И будет взят город ромеев даже до Халкидона и весь Восток будет под игом".
Поколение же у учителей иначе толкуется, поскольку они говорят, что одно поколение – 7 лет, и кровопускание[71] не употребляется у тех, кто имеет два поколения, то есть 14 лет. Согласно историкам, поколение – 30 лет. Поэтому древний царь Нестор, называется троеродным. Потому что, как показывает премудрый Плутарх, каждый род имеет 30 лет, приводя в свидетели философа Гераклита. А Овидий, латинский поэт, считает поколение имеющим 100 лет. Иные же думают, что поколение неисчислимо. О трех же выше сказанных сивиллой о Царьграде Х.Х.Х. объясняют так, что на эллинском языке <это> слово, начинающееся с "хера", то есть Хирон Хиристос[72], что означает зло <и> злейшее, и <что> таким образом Царьград от злой участи придет к злейшей. Впрочем, другие толкуют, что это изречение сивиллы значит: не хвались Византий, потому что три Х.Х.Х. не процарствуешь, то есть 1800 лет, которые складываются из числа этих трех херов. И воистину, не достиг <Византий> совершения этого срока царствования, потому что пришли турки, и византийский Рим, то есть Царьград, отняли из рук греческих царей Палеологов в год от Рождества Христова 1453, мая 29 дня, во вторник утром. И таким образом исполнилось и другое предсказание этой сивиллы, и так предзнаменует она пленение то посредством этих стихов: И ты тогда битву от Асии, о Византий, примешь И стон тогда восприимешь и неисчислимую кровь. О пророчестве же этой Кумской сивиллы о благодатнейшем Христовом пришествии известно из того самого стиха Вергилия, великого латинского поэта, который говорит так: Последний век стиха кумского уже пришел. Так описала сивилла Кумская славное Христово пришествие и изобильнейший век всяческих духовных благ. Поэтому царь Константин Великий в слове к святому Никейскому собору стихи поэта Вергилия понимал <как сказанные> о Христе.
"Во время, говорит, кесаря Тиберия, воссияло пришествие Спасителя в мир. И таинство священнейшей веры стало процветать, и произросла новая отрасль народа. О ней, думаю, что и великий поэт воспевает посредством этого стиха: Уже новое рождение с высокого неба пришло. И прочие стихи он написал о пришествии Христовом. Ибо говорит святой Константин, что поэт прозревал блаженное и непостижимое таинство Спасителя из стихов той же сивиллы. И так понимает блаженный царь, что и Вергилий, языческий поэт, явно проразумел Христово пришествие. А со стихами сивиллы, которые объявляют о Христовом пришествии, бывшие на эллинском языке, согласен пророк Исайя, называвший Христа "цветом от корня Иессея" (Ис. 11:1); потому что, как свидетельствует Лактанций Фирмиан в четвертой книге, об истинной Премудрости, Христе, сивилла предсказала так: Процветет же цвет чистый. И не только цветом называет Христа сивилла, но и всемогущим целителем. Ибо пишет <о Нем, как о> творящем по всякому слову и исцеляющем всякую болезнь. О воскресении же мертвых от Христа и об иных чудесах она говорит так: Мертвые воскреснут, И хромые пойдут быстро, и глухой услышит, И слепой увидит, и заговорит немой. И опять говорит о чудесах Христовых: По волнам шествует и исцелит всякую болезнь у людей. Оживит мертвого и примет много страданий. И из одного источника хлебом насытит людей. Этими последними стихами сивилла явно пророчествует о честнейшем таинстве евхаристии, то есть о теле и крови Христовых. Вот, источник есть небесный хлеб, насыщающий всю церковь. Но это можно и иначе истолковать, например, о чудесах Его: как 5000 человек, как бы от некоторого источника, текущего в руках Христа и апостолов, насытились. Впрочем, еще более явно это передавая другими стихами, сивилла говорит: Пятью хлебами, вместе и двумя рыбами Мужей 5000 в пустыне насытит. И оставшихся собрав всех кусков Двенадцать наполнит корзин к надежде многих. Также о страдании Христа, о биении по ланитам и плевании, так удивительно прорекла: В беззаконные руки и неверные потом попадет. И воздадут Богу ударение в ланиту руками нечестивыми И устами скверными плевание ядовитое. Также и о весьма удивительном Его молчании пишет так: И, будучи биен в латину, молчит, чтобы никто не узнал, Какое Слово и откуда пришло, чтобы смертным говорить.
Также и о биении Спасителя пишет: Предает на биение прямое чистое плечо. Также и о венце терновом так пишет: И на голове Своей венец понесет терновый. Также сонмище иудеев отвергнет за то, что Бога своего не познали, чрез эти стихи: Ибо ты, сонмище самое безумное, Бога твоего не познал, Играя в помышлениях мертвых, Но и терновым увенчал ты венцом, Горькой желчью ты напоил. И опять об уксусе и о желчи пишет так: Вместо пищи желчь, и вместо воды уксус дали. Нестраннолюбием сию покажет трапезу [73]. Также предсказание пророка Исайи: " мы видели Его, и не было в Нем вида " (Ис. 53:2) и прочее, сивилла передает таковым стихом: Скорбный, бесчестный, не имеющий вида, И в скорбях даст надежду. Также и о раздрании завесы храма предвозвестила так: И храмовая завеса разорвется, и посреди дня Ночь будет темная и землетрясение в три часа. Также и о тридневном воскресении говорит так: И жребием смерти в три дня совершит умерший. И тогда из мертвых воскреснет и придет к свету, Первым начало воскресения показав. О прекращении же Закона Моисеева так предсказывает: Но когда всё это совершится, как я сказала, В Нем весь Закон разрешится. Все эти стихи <написаны> по-гречески и через них показываются страдания Христа, и воскресение, и чудеса. И это было так удивительно предсказано, что выдающийся и древнейший исповедник Лактанций Фирмиан подробно пишет в четвертой книге <сочинения> "Об истинной премудрости", что <эти стихи принадлежат> действительно сивилле, и этими стихами, как стрелами, она стреляет против неверных народов. Поистине <было так>, что древние не верили, что сивиллы истинные <прорицательницы>, и поэтому пророчества их против язычников он не приводил. Также пишет и Созомен, достоверный греческий историк, во второй книге "Церковной истории"[74]. Подобное и Никифор Ксанфопуло, другой греческий историк, в книге восьмой[75] приводит о всечестном кресте преславный тот стих той же сивиллы: Это – древо счастливое, на котором Бог распят. О том, что этот стих был истинным, выше реченный Лактанций подтверждает таким словом: "У греков считается истинным то, что этот стих <принадлежит> сивилле, потому что и о древе крестном и о значении его сивиллой предсказано". А божественный Августин в "Слове против иудеев, язычников и ариан" пишет так: "Да послушаем стихи сивилл, посредством которых страдания Христа Спасителя показаны явно". То же он пишет и в 18 книге[76] <сочинения> "О граде Божием". О вышереченном поэте Вергилии тот же Августин в книге 10[77] "О граде Божием" пишет так, приводя его стихи: Тебе водящему, аще некое знамя будет беззакония нашего. Суетную непрестанно разрешит боязнь земля [78]. <Августин> говорит, что посредством этих стихов <Вергилий> знаменует Христа, и говорит, что это изречение выдающегося поэта <на самом деле принадлежит> сивилле. Хотя он и пишет от иного лица, однако в действительности прообразует Христа.
Та же сивилла от Святого Духа предрекла следующее пророчество о пресвятой деве через эти стихи: Уже слова мои, уже последние Правдивы, и пребудут вечно. Через них нам Царя знаменуют И пришествие Его в мир обещает – Того, Кто с миром с нами будет жить, И всему миру явится скорбным, И примет на Себя человеческое тело, Господу Богу весьма приятное. Деву возьмет Себе матерью, Предвидя её праведность. Придут воистину к нам от невесты спасение, Послушание, достоинство и чудеса – Поэтому вместит Господа своего В пречистое тело своё с неба вышнего. О той же Кумской сивилле упоминает Агафий <Миринейский>, историк первой Готской войны, и называет её Италийской, жившей около Кум в пещере и там возвещавшей прорицания. Также Эней троянин приходил к ней и был научен обо всем будущем. А Аммиан Марцеллин пишет, что во время царя Юлиана Отступника стихи этой сивиллы были сожжены в городе Эне. Об этой сивилле достаточно. Теперь начнем <повествование> о восьмой.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.058 с.) |