Глава I . Русская пляска как вид народного художественного творчества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I . Русская пляска как вид народного художественного творчества



Заключение                                                                                                  79

Список литературы                                                                                    81


  ВВЕДЕНИЕ

Пляска является одним из основных жанром русского народного танца. Это наиболее распространенный и любимый сейчас вид народного творчества. Русская пляска - вид народного танца, которая включает в себя хороводы, переплясы (барыня и др.), импровизации, танцы с определенной последовательностью фигур (кадриль, ланце и др.). Пришедшая к нам из глубины веков, она сохраняет свою основу, бытует в народе не как «музейный экспонат», а как живой родник многообразного народного хореографического творчества. Пляска не является застывшей формой, она открывает большой простор для индивидуального и массового творчества. «Пляска — зеркало души русского человека, в ней проявляется и мужество, и молодечество, и задор, и лихость, и удаль, и широта, и задушевность, и лиризм, и веселье — целая гамма чувств и эмоций, свойственных всем русским людям». [26, 85]

«И песни, и пляски, - писал М. И. Калинин, — создавались народом на протяжении десятилетий и даже столетий, народ оставлял в них только самое ценное, бесконечно совершенствовал и доводил до законченной формы». Мастера - исполнители и по сей день, совершенствуют пляски, вводя в них новые движения, разнообразив их композиционно. В пляске отражаются те новые отношения, которые возникли благодаря изменению быта и жизни наших современников. Ритм нашей эпохи, боевой характер современной молодежи, дух соревнования соответствуют характеру русской пляски. Изучение русской пляски сегодня, является настоятель­ной необходимостью, которая определяется не только развитием хореографического искусства. Художественным руководителям теат­ральных коллективов, творческим работникам кино, телевидения приходится воссоздавать исторические картины русской жизни, пока­зывать быт русского народа, вводить в действие подлинные народные гуляния, обряды, танцы. Все это, требует углубленных познаний в об­ласти русского танцевального фольклора, умения передавать его жи­вые черты и приметы. Для всех становится очевидным, что знание основ русской народной танцевальной культуры воспитывает чувство законной национальной гордости, по­нимание преемственности прогрессивных традиций в современной хореографии, развивает способность мыслить эстетически широко, не рутинно, способствует утверждению принципа народности в искусст­ве, в хореографической педагогике. Сегодня перед хореографической педагогикой сто­ят нелегкие задачи вернуть искусству личность. У занимающихся необходимо развивать импровизацию и воображение. Русский пляска — не музейное искусство прошлого, он не представляет собой что-то неизменное, застывшее. Все её формы — одиночная пляска, кадриль, переплясы — бытуют в народе, но они не застыли в своем развитии. Мы наблюдаем, как изменяется содержание танцев, видим, как они творчески перерабатываются и дополняются, разными любительскими коллективами, профессиональными коллективами, в связи с требованиями современной жизни. Пляска обогащается новыми движениями, обогащается его лексика. В ней появляются новые, как простые, так и сложные по технике исполнения движения. Но в этом творческом процессе, иногда, происходят такие досадные ошибки, как засорение русского народного танца чужеродными формальными схематическими движениями, голыми акробатическими трюками. Это происходит в погоне за успехом, но чаще всего из-за незнания смешиваются стиль и манера различных областей, смешиваются различные виды русского народного танца и, к со­жалению, это получается не всегда удачно. Причиной тому — конъюнктура и поверхностный взгляд на самобытную русскую народную культуру, которая создавалась веками и имеет свои глу­бокие корни.

Проблемой курсового исследования является выявление потребности использования традиций русской пляски при создании хореографического произведения.

В связи с этим, актуальность данной курсовой работы обусловлена потребностью, более глубокого изучения русской пляски, что является

ценнейшим национальным достоянием, фундаментальным пластом русской танцевальной культуры. Необходимо очень любовно и в то же время строго, с глубоким знанием фундамента русского народного танца подходить ко всем творческим обработкам, переработкам и сочинениям любых видов танца. «Хранить наследие, значит, развивать его»— говорил В. И. Ленин. Но прежде чем развивать наследие, необходимо его знать, изучать. Русскому народному танцу надо учиться, поскольку многие по-настоящему его не знают. Лишь тогда будет возможно, используя все богатство и разнообразие красок русского народного танца, создавать на сцене его средствами правдивые высокохудожественные образы русского человека. [19, 78]

Степень научной значимости темы исследования.

Огромную работу по сбору и пропаганде русского танцевального фольклора, проводят многочисленные дома народного творчества и художественной самодеятельности. Большая работа по изучению русского народного танца ведется также в научно-исследовательских институтах и отделениях консерваторий. В многочисленных институтах культуры, театральных институтах, в хореографических и колледжах культуры и искусств русский народный танец введен в качестве самостоятельного предмета.

Наши хореографы и исследователи: Н. Бачинская, В. Всеволодский-Гернгросс, К. Голейзовский, Р. Захаров, А. Зеленко, В. Ивинг, Г. Иноземцева, О. Князева, И. Моисеев, Н. Надеждина, Г. Настюков. В. Окунева, Л. Перчихина, А. Руднева, И. Смирнов, Л. Степанова, Ф. Сударкин, Т. Ткаченко, Т. Устинова, В. Уральская, П. Филиппов, А. Чижова. М. Чернышев, И Чарноцкая, Н Шереметьевская. Н. Эльяш, М. Яницкая и многие другие — своими книгами, статьями, выступлениями, всем своим творчеством борются за сохранение чистоты и богатства русского народного танца. Они пропагандируют исполнительские традиции народного танцевального творчества и на их основе развивают русский народный танец в его самобытности.

Русскую школу изучения народного танца, русской пляски на современном этапе нельзя представить без имён: Г.Ф. Богданова, Веретенникова, К. Голейзовского, Н.И. Заикина, В. Захарова, А. Климова, Л. Степанова, Т. Устиновой, В.И. Уральской, и так далее.

Как видим, в России поддерживается возрождение традиционного танцевального искусства.

Цель исследования: сохранение и развитие значения русской пляски при создании хореографического произведения.

Объектом исследования - является создание хореографического произведения.

 Предмет исследования – русская пляска как основа при создании хореографического произведения.

 В соответствии с объектом, предметом целью поставлены и решены задачи исследования:

1. Сохранить традиционное наследие при создании хореографического произведения;

2. Выявить художественную выразительность хореографического произведения средствами русской пляски;

3. Развить значимость русской пляски.

 В качестве гипотезы данного исследования выступает предложение о томчто -использование разнообразных форм и методов сценизации русской пляски приведёт к более яркому, профессиональному созданию хореографического произведения.

Следовательно, новизна нашей работы заключается, в сохранение и развитие роли русской пляски в создании хореографического произведения. В работе обосновывается природа самобытности русского народ­ного танцевального искусства, выявляются истоки и характер новаций отечественных балетмейстеров и педагогов в области характерного и народно сценического танцевания. Использование разных методов в разработке проблемы отечественного хореографического образова­ния позволило комплексно организовать фактический материал.

   Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ необходимой литературы,

2. Изучения видов и форм русской пляски.

   Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данные материала проделанной работы могут оказать помощь при разработке лекционного курса, семинарских занятиях, могут быть использованы на курсах повышения квалификации работников образования и культуры.

Практическая значимость исследования заключается в том, что данные материалы проделанной работы могут оказать помощь при постановке танцевального номера, а так же для проведения практических занятий и семинаров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русский народный танец — это великое богатство, кото­рое на протяжении многих столетий создавал и обогащал народ. Танец впитывал лучшие черты характера русского человека - широту души, сердечность, гостеприимство, удаль, нравствен­ность и многие другие положительные качества. Хотя необходи­мо заметить, что исполнители, как в быту, так и на сцене пока­зывали не только одни положительные стороны характера рус­ского человека. Но в этом всегда была позиция: высмеивались человеческие пороки и утверждались смелость, мужество, гор­дость. В танце царила любовь и уважение к людям, в них добро всегда побеждало зло!

Рожденные в 30-ые годы многочисленные ансамбли, народ­ные хоры, огромное число любительских коллективов и плеяда мастеров-хореографов русского танца дали ему большую твор­ческую дорогу и возможность завоевать любовь и уважение у зри­телей. Наш современник Игорь Александрович Моисеев пишет в своей книге: «не могу назвать более многоликого, податливого и благодарного для хореографии материала, равного по своим ка­чествам русскому фольклору».

Русский танец сегодня необыкновенно популярен у зрите­лей всех стран мира. И становится очень обидно, когда в сегод­няшней России, на родине русского танца к нему относятся со снобизмом, с недостаточной почтительностью и ува­жением, и людей, которые борются за его популяризацию, за ею значимость в творческой жизни России, за необходимость изучения от начальных школ до высших учебных заведений, могут окрестить националистами.

Наши современники, выдающиеся хореографы, известные всему миру постановщики русского танца Игорь Моисеев, На­дежда Надеждина, Татьяна Устинова, Мира Кольцова, Ольга Князева, Михаил Чернышев и другие создали высокохудоже­ственные произведения, выстраданные ими и опирающиеся на глубокие знания русского танцевального фольклора и на их талант, помноженный на огромную любовь к русскому народу, к русскому танцу. Их постановки близки современному зрите­лю, они волнуют его и принимаются всеми возрастными груп­пами, как свое, им всем понятное, искусство. Все их произведения без всяких скидок являются современ­ным искусством, ибо в этих талантливых произведениях есть чувства, мысли и сама жизнь художника и современного артис­та-исполнителя.

Движение в искусстве, а русский танец — это великое народ­ное искусство, процесс сложный, ответственный и длительный, требующий от хореографов не только глубоких знаний русского народного танца, но и большой любви к нему. Любое обогаще­ние русского народного танца должно быть оценено и принято народом, он имеет свои богатые традиции, свою школу и прекрасный сценический опыт, которые надо знать и отталкиваясь от них использовать разнообразные формы и методы сценизации русской пляски, что приведёт к более яркому профессиональному созданию хореографического произведения.

 

СПИСОК ЛИТУРАТУРЫ.

 

1. Авдеев А. Д. Происхождение театра. — М.-Л., 1959.

2. Бачинская Н. М. Русские хороводы и хороводные песни. — М.-Л., 1951.

3. Берков П.Н. Русская народная драма XVII—XX вв. — М.: Искусство, 1953.

4. Белкин А.А. Русские скоморохи. — М.: Наука, 1975.

5. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. — М.: Искусство, 1971.

6. Богданов Г.Ф. Самобытность русского танца. Издание 2-ое. – М.: Изд. МГУК, 2003.

7. Богданов ГФ. Урок русского народного танца. — М.: Всероссийское музыкальное общество, 1995.

8. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. I. — СПб., 1861.

9. Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец. М.: Искусство, 1963.

10. Васильева Е.Д. Танец. — М.: Искусство, 1968.34.

11. Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии. — М.: Искусство, 1964.

12. Заикин Н.И. Фольклорный танец и его сценическая обработка. Методическое пособие. — М.: ВНМЦНТ и КПР, 1991.

13. Зацепина К.С, Климов А. А., Рихтер К. Б., Толстая Н. М, Фарманянц Е. К. Народно-сценический танец. 4Т. — М.: Искусство, 1976.

14. Каргин А.С. Народное художественное творчество: структура, форма, свойства. — М.: Музыка, 1990.

15. Климов А.А. Основы русского народного танца. — М.: Искусство, 1981.

16. Климов А. А. Основы русского народного танца. — М.: Изд-во... МГИК, 1994.

17. Красовская В.М. Русский балетный театр. Т. 1. — Л.-М.: Искусство, 1958.

18. Луцкая Е. Жизнь в танце. – М.: Издательство «Искусство», 1968.

19. Морохин В.И. Хрестоматия по истории русской фольклорис­тики. — М.: Высшая школа, 1973.

20. Настюков Г. А. Русский танец в самодеятельном хореогра­фическом коллективе. — М.: МОНМДНТ и КПР, 1988.

21. Руднева А.В. Курские танки и карагоды. — М.: Советский композитор, 1975.

22. Русский народный танец. История и современность / Составитель Т.В. Пуртова. – М.: ГРДНТ, 2003.

23. Ткаченко Т.С. Народный танец. — М., 1954. 2-е изд. — М.: Искусство, 1967.

24. Ткаченко Т.С. Методика преподавания народно-сценического танца в коллективе художественной самодеятельности // Танцевальный коллектив в клубе. — М.: Советская Россия, 1962.

25. Уральская В. И. Природа танца. — М.: Советская Россия, 1981. 155.Уральская В. И., Соколовский И. Е. Народная хореография. —

М: Искусство, 1972.

26. Устинова Т.А. Русские танцы. — М.: Молодая гвардия, 1955.

27. Устинова Т. А. Народный танец и его сценическая обработка // Балетмейстер и коллектив. — М., 1963.

28. Устинова Т.А. Русский народный танец. — М.: Искусство, 1976.

29. Устинова Т.А. Избранные русские народные танцы. — М.: Искусство, 1995.

30. Фаминцын А.С. Скоморохи на Руси. — СПб.: Тип. Э. Арнгольда, 1889. Чудновский М. А. Ансамбль Игоря Моисеева. — М.: Знание, 1959.

31. Чурко Ю.М. Народно-сценическая хореография и фольклор // Советский балет. № 1, 1985.

32. Шамина Л.А. Особенности интерпретации традиций народного творчества в произведениях И. А. Моисеева. — Автореферат кандидатской диссертации. — М., 1990.

Заключение                                                                                                  79

Список литературы                                                                                    81


  ВВЕДЕНИЕ

Пляска является одним из основных жанром русского народного танца. Это наиболее распространенный и любимый сейчас вид народного творчества. Русская пляска - вид народного танца, которая включает в себя хороводы, переплясы (барыня и др.), импровизации, танцы с определенной последовательностью фигур (кадриль, ланце и др.). Пришедшая к нам из глубины веков, она сохраняет свою основу, бытует в народе не как «музейный экспонат», а как живой родник многообразного народного хореографического творчества. Пляска не является застывшей формой, она открывает большой простор для индивидуального и массового творчества. «Пляска — зеркало души русского человека, в ней проявляется и мужество, и молодечество, и задор, и лихость, и удаль, и широта, и задушевность, и лиризм, и веселье — целая гамма чувств и эмоций, свойственных всем русским людям». [26, 85]

«И песни, и пляски, - писал М. И. Калинин, — создавались народом на протяжении десятилетий и даже столетий, народ оставлял в них только самое ценное, бесконечно совершенствовал и доводил до законченной формы». Мастера - исполнители и по сей день, совершенствуют пляски, вводя в них новые движения, разнообразив их композиционно. В пляске отражаются те новые отношения, которые возникли благодаря изменению быта и жизни наших современников. Ритм нашей эпохи, боевой характер современной молодежи, дух соревнования соответствуют характеру русской пляски. Изучение русской пляски сегодня, является настоятель­ной необходимостью, которая определяется не только развитием хореографического искусства. Художественным руководителям теат­ральных коллективов, творческим работникам кино, телевидения приходится воссоздавать исторические картины русской жизни, пока­зывать быт русского народа, вводить в действие подлинные народные гуляния, обряды, танцы. Все это, требует углубленных познаний в об­ласти русского танцевального фольклора, умения передавать его жи­вые черты и приметы. Для всех становится очевидным, что знание основ русской народной танцевальной культуры воспитывает чувство законной национальной гордости, по­нимание преемственности прогрессивных традиций в современной хореографии, развивает способность мыслить эстетически широко, не рутинно, способствует утверждению принципа народности в искусст­ве, в хореографической педагогике. Сегодня перед хореографической педагогикой сто­ят нелегкие задачи вернуть искусству личность. У занимающихся необходимо развивать импровизацию и воображение. Русский пляска — не музейное искусство прошлого, он не представляет собой что-то неизменное, застывшее. Все её формы — одиночная пляска, кадриль, переплясы — бытуют в народе, но они не застыли в своем развитии. Мы наблюдаем, как изменяется содержание танцев, видим, как они творчески перерабатываются и дополняются, разными любительскими коллективами, профессиональными коллективами, в связи с требованиями современной жизни. Пляска обогащается новыми движениями, обогащается его лексика. В ней появляются новые, как простые, так и сложные по технике исполнения движения. Но в этом творческом процессе, иногда, происходят такие досадные ошибки, как засорение русского народного танца чужеродными формальными схематическими движениями, голыми акробатическими трюками. Это происходит в погоне за успехом, но чаще всего из-за незнания смешиваются стиль и манера различных областей, смешиваются различные виды русского народного танца и, к со­жалению, это получается не всегда удачно. Причиной тому — конъюнктура и поверхностный взгляд на самобытную русскую народную культуру, которая создавалась веками и имеет свои глу­бокие корни.

Проблемой курсового исследования является выявление потребности использования традиций русской пляски при создании хореографического произведения.

В связи с этим, актуальность данной курсовой работы обусловлена потребностью, более глубокого изучения русской пляски, что является

ценнейшим национальным достоянием, фундаментальным пластом русской танцевальной культуры. Необходимо очень любовно и в то же время строго, с глубоким знанием фундамента русского народного танца подходить ко всем творческим обработкам, переработкам и сочинениям любых видов танца. «Хранить наследие, значит, развивать его»— говорил В. И. Ленин. Но прежде чем развивать наследие, необходимо его знать, изучать. Русскому народному танцу надо учиться, поскольку многие по-настоящему его не знают. Лишь тогда будет возможно, используя все богатство и разнообразие красок русского народного танца, создавать на сцене его средствами правдивые высокохудожественные образы русского человека. [19, 78]

Степень научной значимости темы исследования.

Огромную работу по сбору и пропаганде русского танцевального фольклора, проводят многочисленные дома народного творчества и художественной самодеятельности. Большая работа по изучению русского народного танца ведется также в научно-исследовательских институтах и отделениях консерваторий. В многочисленных институтах культуры, театральных институтах, в хореографических и колледжах культуры и искусств русский народный танец введен в качестве самостоятельного предмета.

Наши хореографы и исследователи: Н. Бачинская, В. Всеволодский-Гернгросс, К. Голейзовский, Р. Захаров, А. Зеленко, В. Ивинг, Г. Иноземцева, О. Князева, И. Моисеев, Н. Надеждина, Г. Настюков. В. Окунева, Л. Перчихина, А. Руднева, И. Смирнов, Л. Степанова, Ф. Сударкин, Т. Ткаченко, Т. Устинова, В. Уральская, П. Филиппов, А. Чижова. М. Чернышев, И Чарноцкая, Н Шереметьевская. Н. Эльяш, М. Яницкая и многие другие — своими книгами, статьями, выступлениями, всем своим творчеством борются за сохранение чистоты и богатства русского народного танца. Они пропагандируют исполнительские традиции народного танцевального творчества и на их основе развивают русский народный танец в его самобытности.

Русскую школу изучения народного танца, русской пляски на современном этапе нельзя представить без имён: Г.Ф. Богданова, Веретенникова, К. Голейзовского, Н.И. Заикина, В. Захарова, А. Климова, Л. Степанова, Т. Устиновой, В.И. Уральской, и так далее.

Как видим, в России поддерживается возрождение традиционного танцевального искусства.

Цель исследования: сохранение и развитие значения русской пляски при создании хореографического произведения.

Объектом исследования - является создание хореографического произведения.

 Предмет исследования – русская пляска как основа при создании хореографического произведения.

 В соответствии с объектом, предметом целью поставлены и решены задачи исследования:

1. Сохранить традиционное наследие при создании хореографического произведения;

2. Выявить художественную выразительность хореографического произведения средствами русской пляски;

3. Развить значимость русской пляски.

 В качестве гипотезы данного исследования выступает предложение о томчто -использование разнообразных форм и методов сценизации русской пляски приведёт к более яркому, профессиональному созданию хореографического произведения.

Следовательно, новизна нашей работы заключается, в сохранение и развитие роли русской пляски в создании хореографического произведения. В работе обосновывается природа самобытности русского народ­ного танцевального искусства, выявляются истоки и характер новаций отечественных балетмейстеров и педагогов в области характерного и народно сценического танцевания. Использование разных методов в разработке проблемы отечественного хореографического образова­ния позволило комплексно организовать фактический материал.

   Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ необходимой литературы,

2. Изучения видов и форм русской пляски.

   Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данные материала проделанной работы могут оказать помощь при разработке лекционного курса, семинарских занятиях, могут быть использованы на курсах повышения квалификации работников образования и культуры.

Практическая значимость исследования заключается в том, что данные материалы проделанной работы могут оказать помощь при постановке танцевального номера, а так же для проведения практических занятий и семинаров.

Глава I. Русская пляска как вид народного художественного творчества



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.049 с.)