Повышение продуктивности агроценоза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повышение продуктивности агроценоза



 

Для получения необходимых продуктов питания созданы высокопродуктивные сорта растений, но они требуют высокой культуры земледелия. Без вмешательства человека агроценозы зерновых и овощных культур существуют не более года, плодовых культур — 20—30 лет.

Главный ресурс агроценоза — почва. Необходима правильная и своевременная обработки почвы — весенняя и осенняя вспашка, рыхление, дополнительный полив. Для сохранения гумуса (органического вещества почвы) нужна правильная обработка почвы — во многих местах происходит замена отвальной вспашки безотвальным рыхлением почвы, необходимо применение органо-минеральных удобрений. Внесение удобрений должно быть дробным — в разные периоды вегетации растению требуются различные удобрения, вносить которые нужно в определенных сочетаниях строго по норме.

Севооборот — чередование разных культур на одном поле облегчает борьбу с вредителями сельскохозяйственных растений, сорными растениями. Лучшими предшественниками (культура, которая выращивалась на поле в прошлом году) являются бобовые растения, которые не приводят к накоплению в поле паразитов и приводят к обогащению почвы азотом.

Создаются новые сорта, устойчивые к заболеваниям и приспособленные к различным климатическим зонам. Экономически выгоднее создать засухоустойчивые растения, чем организовать орошение больших площадей. К тому же орошение вызывает вторичное засоление почв, поэтому целесообразнее обратить внимание на сухое земледелие.

Для борьбы с сорняками и вредителями сельского хозяйства наиболее эффективно создание сортов растений, устойчивых к вредителям и болезням. Эффективны и безопасны биологические методы контроля сорняков, вредителей и болезней, основанные на использовании их естественных врагов — хищников и паразитов. Ведется большая работа по созданию новых препаратов для борьбы с насекомыми-вредителями (инсектициды), с грибами-паразитами (фунгициды), с сорняками (гербициды). Примеры успешного использования биологической борьбы:

  1. С кроликами справились, заразив их вирусом, обнаруженным у южноамериканских кроликов.
  2. С опунцией справились с помощью бабочки-огневки, завезенной из Аргентины.
  3. В прошлом веке Австралийская щитовка попала из Австралии в Северную Америку и затем в Европу. Уничтожить удалось только после внедрения в Европе и Америке природного врага – божьей коровки.

 

Для повышения биоразнообразия – основы саморегуляции биогеоценозов – нужно создавать агроэкосистемы – спланированные территории, на которых кроме агроценозов высокое биологическое разнообразие поддерживается за счет чередования полей, лугов, лесов, перелесков, лесополос, водоемов.

Наиболее передовым направлением современного сельского хозяйства является переход от принципов противоборства с природой к принципам сотрудничества с ней. Это означает максимальное следование экологическим законам в сельскохозяйственной практике.

 

Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.

Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы. Подготовиться к зачету. Темы для рефератов, презентаций: «Симбиоз и его формы», «Роль хищников в экосистеме», «Влияние иммигрантов на экосистемы», «Экологические законы», «Экологический контроль», «Экология моего города» и другие.

 

Приложение 1. Кодограмма к уроку.                           Приложение 2. Карточка у доски.

     
 
  Запишите номера вопросов, против них — правильные ответы:     1. Кем первоначально аккумулируется солнечная энергия? 2. От каких организмов, в основном, зависит численность песцов в тундре? 3. Запишите основные этапы саморазвития экосистем на скальных полодах. 4. Что такое климаксное сообщество? Определение, устно. 5. Что такое сукцессия? Определение, устно. 6. С чем было связано уменьшение полезной площади пастбищ в Австралии при интродукции коров? 7. Как в Австралии справились с опунцией — кактусом, завезенным с Американского континента. 8. К какой стратегии можно отнести культурные растения согласно классификации Л.Г.Раменского?   Запишите ответы и садитесь на место.  

 

 


Приложение 3. Тестовое задание.

 

Задание 25. "Саморегуляция. Смена экосистем"

**Тест 1. Численность каждой популяции животных в биогеоценозе контролируется:

1. «Сверху» — хищниками и паразитами.

2. «Снизу» — пищевыми ресурсами.

3. Внутривидовыми взаимоотношениями.

4. Абиотическими факторами.

Тест 2. Численность песцов в тундре обычно находится в зависимости:

1. От численности полярных сов.

2. От численности волков.

3. От численности леммингов.

4. От абиотических факторов.

Тест 3. Вспышки численности леммингов в тундре обычно находятся в зависимости:

1. От численности полярных сов.

2. От кормовой базы.

3. От численности песцов.

4. От абиотических факторов.

Тест 4. Для саморазвития экосистем на скальных породах характерна следующая смена сообществ:

1. Травы→кустарники→древесная растительность→лишайники.

2. Травы→кустарники→древесная растительность.

3. Лишайники→травы→ древесная растительность.

4. Лишайники→травы→кустарники→древесная растительность.

Тест 5. Климаксное сообщество:

1. Сообщество организмов, первыми поселяющихся в новых условиях обитания.

2. Сообщество, наиболее устойчивое для данных условий.

3. Сообщество организмов, обитающих в почве.

4. Сообщество растений в биогеоценозе.

Тест 6. Сукцессия:

1. Смена одного растительного сообщества на другое, более устойчивое.

2. Перемещение биогенных элементов по цепям питания.

3. Географическая зональность биогеоценозов.

4. Сезонное изменение климатических факторов.

Тест 7. Смена сообществ при самовосстановлении елового леса происходит в следующем порядке: светолюбивые травы (кипрей) → всходы березы и сосны → береза, сосна и всходы ели → еловый лес. Климаксным сообществом является:

1. Светолюбивые травы (кипрей).

2. Всходы березы и сосны.

3. Береза, сосна и всходы ели.

4. Еловый лес.

Тест 8. Появление в Австралии коров привело к уменьшению полезной площади пастбищ. Это было связано с тем, что:

1. Коровам нужно больше корма, чем овцам.

2. Коровы крупнее.

3. Не было консументов — сапротрофов, разлагавших коровий навоз.

4. Коровы вытаптывали пастбища.

Тест 9. С кактусом — опунцией в Австралии справились с помощью:

1. Вирусов.

2. Бабочки-огневки.

3. Кроликов.

4. Жабы-аги.

Тест 10. Культурные растения по стратегии, согласно классификации Л.Г.Раменского, относятся:

1. К «львам».

2. К «шакалам».

3. К «верблюдам».

4. Культурные растения не входят в данную классификацию.

 

Вопросы к зачету:

Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):

  1. Биогеоценоз.
  2. Экосистема.
  3. Биоценоз.
  4. Биотоп.
  5. Экологические факторы.
  6. Ограничивающий фактор.
  7. Биологический оптимум.
  8. Конкуренция, пример.
  9. Хищничество, пример.
  10. Паразитизм, пример.
  11. Мутуализм, пример.
  12. Аменсализм, пример.
  13. Нейтрализм, пример.
  14. Протокооперация, пример.
  15. Автотрофы.
  16. Гетеротрофы.
  17. Продуценты, определение и классификация.
  18. Консументы, определение и классификация.
  19. Редуценты, примеры.
  20. Цепи выедания, пастбищные цепи (определение и пример).
  21. Цепи разложения, пастбищные цепи (определение и пример).
  22. Основные этапы движения энергии в экосистеме.
  23. Правило пирамиды биомассы.
  24. Продукция экосистемы.
  25. Сукцессия.
  26. Пример саморазвития и смены экосистем.
  27. Климаксное сообщество.
  28. Агроценозы.
  29. Источники энергии в агроценозах.
  30. Особенности саморегуляции в агроценозах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.009 с.)