Цепи питания, правило пирамиды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цепи питания, правило пирамиды



Цепи питания, которые начинаются с автотрофных организмов, называют пастбищными цепями или цепями выедания. Но некоторые цепи начинаются с неживой органики, например, с растительного опада. В этом случае они называются детритными цепями или цепями разложения.

Когда растительность поедается консументами, большая часть съеденного органического вещества растений окисляется и служит источником энергии, меньшая часть является строительным материалом и идет на прирост или восстановление биомассы. От 5 до 20% съеденной биомассы запасается в образованном органическом веществе консументов 1-го порядка. На прирост биомассы консументов 2-го порядка пойдет также около 5 — 20% от съеденной пищи. Если для простоты взять на прирост биомассы 10% от съеденной пищи, то дельфин массой 50 кг съел 500 кг рыбы, которой понадобилось 5000 кг зоопланктона, а в основании этой экологической пирамиды будут находиться съеденные зоопланктоном 50000 кг фитопланктона. Это правило экологической пирамиды биомассы — биомасса каждого последующего уровня в пищевой цепи прогрессивно уменьшается — верно для большинства экосистем. Но в морских экосистемах биомасса каждого последующего уровня увеличивается, наблюдается перевернутая пирамида биомассы. Это связано с тем, что основным продуцентом является фитопланктон, водоросли, преобладающие в нем живут недолго, большая часть их выедается, но очень они очень быстро размножаются. Организмы каждого последующего уровня живут дольше и накапливают большую биомассу.

Различают пирамиду чисел, когда сравнивается число особей на каждом пищевом уровне, пирамиду биомассы — если сравнивается биомасса каждого уровня, пирамиду энергии — при сравнении количества энергии заключенной в пище каждого уровня. Наглядно использование энергии консументами можно выразить формулой:

ПИЩА = ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН + ПРИРОСТ БИОМАССЫ+ ЭКСКРЕМЕНТЫ

Большая часть энергии, заключенной в пище, выделяется в результате энергетического обмена и используется для поддержания всех жизненных процессов, меньшая часть используется для прироста биомассы и часть энергии выводится из организма вместе с неусвоенной пищей, выделенной в виде экскрементов. Передача энергии с одного трофического уровня на другой происходит с потерей большей части энергии в виде тепла, запас энергии, накопленный зелеными растениями, стремительно иссякает и вся энергия рассеивается в форме тепла. Поэтому пищевая цепь обычно включает всего 4—5 звеньев. Так осуществляется однонаправленный поток энергии.

За единицу времени растения в процессе фотосинтеза создают определенную биомассу. Это валовая первичная продукция. Около 50% этой биомассы расходуется самими растениями в процессах дыхания, 50% сохраняется в виде прироста биомассы. Эта часть и составляет чистую первичную продукцию экосистемы. Прирост за единицу времени биомассы консументов составляет вторичную продукцию экосистемы. Вторичную продукцию можно подсчитать для каждого трофического уровня.

Биологическая продуктивность экосистемы — производительность экосистемы, измеряемая за единицу времени на единицу площади. Самая высокая продуктивность у экосистем зарослей тростника в коралловых рифах, дельте Волги, в тропических лесах. Меньше — в дубово-липовых лесах, еще меньше в сосновых и березовых лесах, лугах и степях и самая низкая продуктивность в тундре, горных степях, большей части морских экосистем.

 

Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.

Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.

 

Приложение 1. Кодограмма к уроку.                           Приложение 2. Карточка у доски.

 

 
  Запишите номера вопросов, против них — правильные ответы:   1. Как называется сообщество живых организмов, совместно населяющих участок суши или водоема? 2. Как называется участок суши или водоема с однотипными условиями рельефа, климата и других абиотических факторов? 3. Как называется однородный участок земной поверхности с определенным составом живых и косных компонентов? 4. Приведите пример экосистемы, которая не является биогеоценозом. 5. Источники энергии в различных экосистемах? 6. Какие организмы относятся к гетеротрофам? 7. Какие организмы относятся к консументам? Редуцентам? 8. Как называются живые организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических, используя неорганический источник углерода?   Запишите ответы и садитесь на место.  

 


Приложение 3. Тестовое задание.

 

Задание 23. "Биогеоценоз. Экосистема"

Тест 1. Российский ученый, предложивший в 1924 г. термин биогеоценоз:

1. В.Н.Сукачев.

2. И.И.Шмальгаузен.

3. А.Н.Северцов.

4. В.И.Вернадский.

Тест 2. Сообщество живых организмов, совместно населяющих участок суши или водоема:

1. Биогеоценоз.

2. Биоценоз.

3. Биотоп.

4. Экосистема.

Тест 3. Участок суши или водоема с однотипными условиями рельефа, климата и других абиотических факторов:

1. Биогеоценоз.

2. Биоценоз.

3. Биотоп.

4. Экосистема.

Тест 4. Однородный участок земной поверхности с определенным составом живых и косных компонентов:

1. Биогеоценоз.

2. Биоценоз.

3. Биотоп.

4. Экологическая ниша.

Тест 5. Аквариум — пример:

1. Биогеоценоза.

2. Биоценоза.

3. Биотопа.

4. Экосистемы.

**Тест 6. Источником энергии в экосистемах могут быть:

1. Солнечный свет.

2. Энергия окисления органического вещества.

3. Энергия окисления неорганического вещества.

4. Вода и минеральные соли.

**Тест 7. К гетеротрофам относятся:

1. Продуценты.

2. Консументы 1-го порядка.

3. Консументы 2-го порядка.

4. Редуценты.

Тест 8. К консументам относятся:

1. Растения.

2. Бактерии и грибы.

3. Животные.

4. Все гетеротрофы.

**Тест 9. К редуцентам относятся:

1. Грибы.

2. Бактерии.

3. Животные—сапротрофы (жуки-мертвоеды, дождевые черви).

4. Все гетеротрофы.

Тест 10. Живые организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических, используя неорганический источник углерода:

1. Гетеротрофы.

2. Автотрофы.

3. Консументы.

4. Редуценты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.008 с.)