Асимметрия информации и эффективность рынка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Асимметрия информации и эффективность рынка.



Асимметрия информации  или неравномерное ее распределение между участниками рынка также является одной из причин рыночной неопределенности. В той или иной степени асимметрия информации присутствует на любом рынке, и ее действие отражается на поведении потребителей, модифицирует стратегии предприятий, воздействует на конкуренцию и на эффективность функционирования рынка в целом.

Различают два типа асимметрии информации:

1) Скрытая характеристика – это случай неравномерного распределения информации, когда одна из сторон сделки располагает более полной информацией;

2) Скрытое действие - это случай неравномерного распределения информации, когда участник располагающий более полной информацией предпринимает определенные действия, которые не могут быть отслежены менее информированным участником.

Поскольку получение информации связано с дополнительными затратами для участника сделки, то и ее поиск имеет смысл, если ожидаемые выгоды превысят данные затраты.

В ряде случаев асимметрия информации оказывает влияние не только на поведение участников рыночной операции, но и механизм функционирования рынка. Выделяют следующие изменения в функционировании рыночной структуры:

- «Рынок лимонов» - это рынок, на котором продаваемые товары имеют значительные скрытые характеристики;

- Риск безответственности - это ситуация на рынке, когда наличие асимметрии приводит к недобросовестному представлению информации и извлечению дополнительной прибыли;

- Негативный отбор – это ситуация на рынке, когда наличие асимметрии информации приводит к вытеснению качественных благ низкокачественными.

 В какой бы форме не проявлялась асимметрия информации на рынке, она влечет за собой негативные последствия для рынка и ее участников. Поэтому для обеспечения эффективности функционирования рынка есть способы, снижающие асимметрию информации на рынке:

1) Законодательное регулирование экономической деятельности;

2) Деятельность общественных организаций – союзов потребителей и производителей.

На уровне фирм проблема преодоления несовершенства информации и ее распределения решается посредством рыночных сигналов.

Рыночные сигналы – это специально-предусмотренные меры, осуществляемые продавцами в виде особых характеристик товаров и услуг или мероприятий, направленных на снижение асимметрии информации. Рыночные сигналы могут быть ценовыми и неценовыми (торговая марка, репутация фирмы, сертификат качества на товар, и др.).

 

Внешние эффекты.

Наличие на рынке асимметрии информация является одной из причин неэффективного его функционирования (несостоятельности, провала рынка), в результате которого могут возникать интерналии (внутренние эффекты) или экстерналии (внешние эффекты).

Внутренние эффекты представляют собой издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, которые не оговаривались при ее заключении. Например, приобретение некачественного товара, безнаказанное нарушение договора поставки товара, выгода работодателя от самообразования работника и т.д.

Внешние эффекты представляют собой издержки или выгоды от осуществления сделки, не нашедшие отражения в ценах. «Внешними» данные эффекты называются потому, что они затрагивают не только участвующих в сделке экономических субъектов, но и третьих лиц. Возникновение данного рода эффектов может наблюдаться как в сфере производства, так и потребления товаров и услуг.

Внешние эффекты могут быть как положительными (выгоды), так и отрицательными (издержки). В любом случае, они определяются как разность между частными издержками (выгодами) по осуществлению рыночной операции и полными общественными издержками (выгодами), которые учитывают внешние последствия осуществления сделки. Определения основных видов издержек и выгод, возникающих в экономике в ходе осуществления рыночных операций, представлены в таблице 9.

 

Виды издержек и выгод в экономике

Таблица 9

Понятие Условные обозначения, формула Определение
1. Частные издержки (private cost) Издержки участников рыночной операции, связанные с производством блага. Данные издержки отражаются в цене блага.
2. Внешние издержки (external cost) Затраты лиц, не участвующих в рыночной операции, вызванные производством и потреблением определенного блага.
3. Общественные издержки (social cost), Совокупные затраты участников рыночной сделки и третьих лиц.
4. Предельные частные издержки (marginalprivate cost), Прирост частных издержек, вызванный единичным увеличением производства блага.
5. Предельные внешние издержки (marginal external cost), Прирост внешних издержек, вызванный единичным увеличением производства блага.
6. Предельные общественные издержки. (marginal social cost), Прирост общественных издержек, вызванный единичным увеличением производства блага.
7. Частная выгода (private benefit) Рост благосостояния участника рыночной операции, связанной с производством блага.
8. Внешняя выгода (external benefit) Рост благосостояния третьих лиц, вызванный производством и потреблением данного блага.
9. Общественная выгода (social benefit), Совокупная выгода всех лиц, которых затрагивает производство и потребление данного блага.
10. Предельная частная выгода (marginal private benefit), Прирост благосостояния участника рыночной сделки, в сзязи с увеличением производства блага на единицу.
11. Предельная внешняя выгода (marginal external benefit),   Прирост благосостояния третьих лиц, в связи с увеличением производства блага на единицу.
12. Предельная общественная выгода (marginal social benefit), Прирост общественного благосостояния, вызванный увеличением производства данного блага на единицу.

 

Отрицательные внешние эффекты возникают в тех случаях, когда деятельность того или иного субъекта экономики наносит ущерб лицам, не принимающим участия в рыночной сделке. Примером отрицательного внешнего эффекта являются: загрязнение почвы, воздуха, воды промышленными предприятиями, вследствие чего жители близлежащих территорий несут дополнительные издержки, связанные с удобрением почв, очисткой воздуха и воды, а также с лечением.

Поскольку третьи лица не являются участниками сделки, то их затраты не включаются в издержки производства и не отражаются в рыночной цене блага. Поэтому при наличии отрицательных внешних эффектов предельные частные издержки всегда ниже предельных общественных издержек (рис. 70).

                

                                                      

                                                     

                                                 

                                                     

               

                                                             

 


                                                       

 

Рис. 70 Отрицательный внешний эффект и его последствия

 

Если потребление блага приносит выгоды только его потребителям, и не имеет положительных внешних эффектов, то спрос на данное благо отражает его предельную общественную полезность (). Предложение блага будет формироваться под влиянием предельных частных издержек (). Рыночное равновесие будет находиться в точке пересечения кривых  и  (рис. 70). Равновесный объем составит , равновесная цена - .

Если же производство сопровождается, например, вредными выбросами, то предельные общественные издержки возрастают на величину предельных внешних издержек (). При равновесном объеме выпуска предельные общественные издержки превышают предельные общественные выгоды. Размер ущерба можно оценить следующим образом:

С учетом предельных внешних издержек цена единицы блага превысит уровень равновесной и составит , а оптимальный объем выпуска сократится с  до . Площадь затемненного треугольника показывает потери эффективности, связанные с тем, что < .

Таким образом, наличие отрицательного внешнего эффекта приводит к перепроизводству блага и заниженной его стоимости, так как часть издержек производства не включается в цену блага.

Положительный внешний эффект проявляется в виде улучшения положения третьих лиц, роста их благосостояния. Возникающий выигрыш, вызванный осуществлением рыночной операции, присваивается не владельцем ресурса, а третьими лицами бесплатно. Примерами положительных внешних эффектов являются развитие медицины, образования, спорта и т.д., когда выигрывает в целом общество.

При положительном внешнем эффекте предельная частная полезность блага ниже его предельной общественной полезности, поскольку дополнительная полезность блага не отражается в цене. В этом случае, благо производится и продается в меньшем, чем эффективный объем, и по завышенной цене. Для того, чтобы достичь оптимального объема производства, общество должно компенсировать часть затрат, связанных с производством данного блага, в размере предельных внешних выгод.

Причина возникновения внешних эффектов кроется в отсутствии установленных прав собственности на ресурсы. Решение данной проблемы приводит к тому, что предельные внешние издержки преобразуются во внутренние, и учитываются в цене блага, а предельные частные издержки совпадают с общественными.

Трансформация внешних эффектов во внутренние может быть осуществлена следующими способами:

1) Для регулирования отрицательного внешнего эффекта:

- путем стандартов на осуществление некоторых видов деятельности (например, загрязнения воздуха, воды, и т.п.);

 - путем введения корректирующего налога, который уравнивает предельные частные и общественные издержки;

- путем лицензирования деятельности фирм, осуществляющих деятельность, связанную с загрязнением окружающей среды.

2) Для регулирования положительного внешнего эффекта применяются корректирующие субсидии, направленные как на стимулирование спроса, так и предложения.

Таким образом, если рыночный механизм не справляется с устранением внешних эффектов, то общество может применить нерыночные способы их регулирования, поскольку в целом, наличие внутренних и внешних эффектов свидетельствует о неэффективности  работы рынка.

 


Контрольные вопросы по темам

Тема 1: «Предмет и метод микроэкономики. Базовые экономические понятия».

1) Какие основные агенты действуют в экономике? Проблема выбора в экономике – это следствие различий в предпочтениях или вопрос, касающийся реализации целевой функции?

2) Что является предметом изучения микроэкономики? На какие основные вопросы отвечает микроэкономика?

3) Каким образом экономическая деятельность может быть представлена в микроэкономике?

4) Что представляет собой экономическое благо? В чем его отличие от общественных и неэкономических благ?

5) Что такое кривая производственных возможностей (КПВ)? Как ее используют в микроэкономике? Как КПВ отображает экономический рост?

6) В чем специфика предельного анализа в микроэкономике, и какова его роль в исследовании экономических явлений?

7) В чем особенность нормативного и позитивного подходов, применяемых в анализе экономических явлений?

8) Что является целью микроэкономического анализа? Является ли он универсальным инструментом исследования экономической деятельности общества?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.019 с.)